рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Влияние эмпирической теории познания на развитие европейской философии

Работа сделанна в 1999 году

Влияние эмпирической теории познания на развитие европейской философии - Реферат, раздел Философия, - 1999 год - Эмпирическая теория познания и ее влияние на развитие философии Нового Времени Влияние Эмпирической Теории Познания На Развитие Европейской Философии. Вся Ф...

Влияние эмпирической теории познания на развитие европейской философии. Вся философия Нового времени, самые выдающиеся мыслители той эпохи дали толчок развитию качественно новой философии на последующие столетия. Они стояли из истоков почти всех философских течений XIV-XX вв были их духовными отцами и предтечей.

В полной мере это относится и к представителям эмпиризма как материалистического так и идеалистического. Их теоретические положения, концепции, были усовершенствованы или опровергнуты последователями, но так или иначе они были в центре философских споров и поисков истины. Большое влияние на европейскую философию оказал Френсис Бэкон, о котором К.Маркс писал У Бэкона, как первого своего творца материализм таит ещ в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Последующие поколения были обязаны Бэкону тем, что он призвал ученых на путь исследования фактов и хотя он это делал наряду с Леонардо Телезио, Галиеем, Гильбертом, призывы к разработке метода науки были услышаны именно через него, его сочинения.

Наивно и прямолинейно верил он, что наука непосредственно улучшит жизнь людей уже в ближайшие десятилетия, но в этой его вере содержались не только заблуждения, но и глубокое прозрение мощи человеческого познания.6 Теоретическое наследие Томаса Гоббса ещ в годы его жизни оказало влияние на умы современников.

К нему обращались Джон Локк и Девид Юм, значительное влияние он оказал на философию Спинозы. Особенно велика роль в истории философии Джона Локка. Он разработал формально-логическую структуру познавательного процесса на уровне традиционной логики, и когда впоследствии диалектика раскрыла новые горизонты гносеологии, эта разработка не была отброшена. Локк сделал максимум возможного, чтобы разрушить старые метафизические системы при помощи метода, в общем-то не выходящего за рамки метафизики.

В исследованиях Локка были тесно соединены логические, гносеологические, психологические вопросы, и это имело свои сильные и слабые стороны, надолго наложившие отпечаток на английскую философию последующего времени. В первой половине XVIII в. философия Локка доминировала в Англии. Компромисность и некоторая двойственность, свойственная его учению, привела к различным толкованиям его творчества, порою диаметрально отличающихся друг от друга.

Развитие Локкова сенсуализма пошло в двух противоположных направлениях И солипсист, т.е. субъективный идеалист, и материалист могут признать источником наших знаний ощущения. И Беркли и Дидро вышли из Локка.7 Материалистический сенсуализм Локка приобрел более последовательную форму у английских материалистов XVIII в. Д.Галанда и Д.Пристли. Теория познания Локка оказала влияние на деиста А.Калинза, моралистов А.Шафтебери и Б.Мандевиля, естествоиспытателя Д.Гартли. С идеологических позиций Локка критиковали Г.Лейбниц, Д.Беркли.

Значителен вклад Д.Беркли в философию. Философ очень четко и остро поставил вопрос об объективности содержания ощущений и об объективности причинности, подготовив тем самым проблематику теории познания Д.Юма и Д.Е.Милля. Беркли в своей критике математики поставил проблему протяженности и дискретности, актуальную и сейчас. Неизбежные ошибки берклианства указали на те тупики, в которые заводит метафизическая трактовка принципа конкретности мышления.

Критикуя Д.Беркли, В.Ленин отмечал, что идеи его наивны и злободневны и в XIX в. Д.Беркли был предтечей позитивизма новейшего времени. На старые берклианские принципы опирались и Э.Мах, и М.Шлик, и Р.Карнал. Предтечей европейского позитивизма конца XIX начала XX вв. можно с полной уверенностью назвать и Д.Юма. Как пишет И.С.Нарский, Позитивизм приобрел славу гибкого, быстро приспосабливающегося к новым условиям универсального и антидогматического учения, но он остался верен основным мотивам агностицизма Юма и является главным их хранителем и пропагандистом.7 Огромное влияние философии Юма, особенно его учения о причинности, а также скептицизма испытал на себе И.Кант. Предшествующее знание всегда сохраняет научное значение.

Величественное здание науки не завершено и развитие будущих знаний начинается на основании, заложенном знаниями прошлых эпох. IV. Выводы. Оценивая взгляды гносеологии материалистического эмпиризма, следует подчеркнуть, что это течение отстаивало материалистический тезис об опытном происхождении знаний и что решающую роль в познании играют ощущения и восприятия, которые возникают в результате воздействия на органы чувств объективно существующего внешнего мира. Материалистический эмпиризм или сенсуализм опровергал знание, полученное априори.

Правда, и Гоббс и Локк придавали большое значение интуиции, однако интуитивное познание и логическое выведение истины были в конечном счете основаны на чувственном опыте. Материалистические сенсуалисты много сделали для объяснения происхождения общих научных понятий и терминов, основанных на обобщении чувственного материала посредством логического метода абстрагирования, посредством метода восхождения от единичных восприятий к общим понятиям и логическим категориям.

Однако, основоположники материалистического эмпиризма находились во власти ограниченной метафизической методологии. Заслугой эмпиризма является обоснование и разработка индуктивной логики, основанной на обобщении различных опытно-аналитических приемов получения конкретного знания. Эмпиризм вынужден был признать относительность всякого знания, по мнению некоторых философов это неизбежно вело к скептицизму.

Философы-эмпирики материалистическое течение верили в силу человеческого разума, велика их роль в борьбе со средневековой схоластикой. Они стремились к тому, чтобы вывести мысль из лабиринтов словесной эквилибристики, старались противопоставить е средневековой мистике и иррационализму.

Большое место в гносеологии Нового времени занимают логико-гносеологические учения идеалистического эмпиризма. Субъективный идеализм и агностицизм составляют главное содержание этой философии. субъективно-идеологический психологизм Беркли и Юма по сути дела заводил теоретико-познавательное исследование в тупик, ибо приводил к выводам явно противоречащим как действительно жизненным установкам, так и тем предпосылкам, из которых исходит и не может не исходить наука.13 Анализ философских учений эмпиристов-идеалистов показывает, что крайний метафизический сенсуализм приводит к субъективному идеализму в теории познания, который в свою очередь в теории бытия превращается в объективный идеализм.

Нужно заметить, что даже самые выдающиеся философы Нового времени, включая и материалистов, не могли дать последовательного объяснения мира, прибегая к идее божественного первотолчка или к концепции предустановленной гармонии, что объясняется состоянием науки той эпохи, иными объективными условиями социальными, политическими и т.д. К общим недостаткам философии эпохи Нового времени относят непоследовательность и половинчатость, которые обусловлены вышеназванными причинами.

Идеалы философской мысли Нового времени в конечном результате не исчезли из современного интеллектуального пространства. Опыт классического наследия присутствует в духовных поисках современности, так как влияние его на развитие философии было очень плодотворным. V.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эмпирическая теория познания и ее влияние на развитие философии Нового Времени

В связи с разложением феодальных отношений, свершением буржуазной революции, развитием капитализма складывался в европейской жизни новый тип… Представители новой идеологии и культуры начали беспощадную войну со… В упорной борьбе со схоластикой и религиозной идеологией вырабатывались новые научные методы изучения природы,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Влияние эмпирической теории познания на развитие европейской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги