рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизнь и деятельность Георгия Конисского

Работа сделанна в 1995 году

Жизнь и деятельность Георгия Конисского - Реферат, раздел Философия, - 1995 год - Георгий Конисский – философ XVIII века. Жизнь И Деятельность Георгия Конисского. Григорий Георгий Конисский Родился 2...

Жизнь и деятельность Георгия Конисского. Григорий Георгий Конисский родился 20 ноября 1717 года в городе Нежине на Украине.

Отец его, Осип Иванович Конисский, принадлежал к высшему казацкому сословию и был даже нежинским бургомистром. Род Конисских в XVIII веке это представители новых людей, которые в результате реформ Петра I получили перспективу продвижения по служебной лестнице, в связи с чем им предоставлялась возможность увеличиватьсвои земельные владения поддерживали абсолютизм, постоянно соперничали с родовитой знатью. В 1728 году одиннадцатилетним мальчиком Григорий поступает очевидно, после окончания начальной полковой школы в Киево-Могилянскую академию.

Г.Конисский учился в академии во времена е наивысшего расцвета, когда здесь преподавали е лучшие выпускники, воспитанные на прогрессивных веяниях Нового времени Стефан Калиновский, Сильвестр Кулябка, Михаил Козачинский, Симеон Тодорский. Профессора Академии широко пропагандируют идеи прогрессивных русских мыслителей-просветителей Антиоха Кантемира, Василия Татищева, Михаила Ломоносова.

В 1743 году Конисский заканчивает полный курс Академии и попадает в число избранных выпускников самых подготовленных и одаренных такие каждый год пополняют преподовательский состав. Конисский постригается в монахи Братского монастыря, где получает духовное имя Георгий под этим именем он и вошл в отечественную историю. Около 2 лет молодой иеромонах старательно и упорно готовился к преподавательской деятельности в родной alma mater. И в 1745 году Конисский становится за профессорскую кафедру и читает слушателям свой курс поэтики в переводе с латинского Правила поэтического искусства, почерпнутые из авторов, изучающих естество поэзии, кратко, с нужнейшими наблюдениями, собранные и в пользу студенческой молоджи изложенные и истолкованные в родной академии 1746 года. Конисский во многом следует положениям курса поэтики Ф.Прокоповича, страстным приверженцем дел и мыслей которого он был на протяжении всей жизни.

В творчестве Конисского особое место занимает пьеса, которую он написал по традиции, существовавшей в академии, специально для праздника по случаю окончания курса поэтики.

В этой драме автор выходит за рамки чисто академического поучения его призыв к праведной жизни превращается в обличение существующих порядков. Здесь выразительно отражены типичные черты общественной жизни того времени жестокое национальное угнетение трудового населения Украины и Белоруссии захват казацкой верхушкой земель бедного казачества, осуществлявшийся с молчаливого согласия царизма и сопровождавшийся произволом суда и беззаконием.

Конисский выступает защитником обиженных и угнетнных, критикует несправедливость порядков, разоблачает злодеяния и взяточничество судей и чиновников, осуждает угнетение и произвол помещиков и казацкой верхушки. В драме затрагивается и национальный вопрос, идея дружбы русского, украинского и белорусского народов занимает центральное место. Конисский клеймит позором произвол не только помещиков, но и духовенства. Тему критики католического и православного духовенства он продолжает на протяжении всей жизни.

Дошедший до наших дней философский курс Конисского яркое свидетельство того, что профессор знакомил слушателей с философией античного мира, с борьбой основных направлений в средневековой философии, с учениями мыслителей Нового времени - Лейбница, Вольфа, Декарта, Гассенди, с достижениями современной ему науки, в первую очередь астрономии и физики. Основные положения философского курса Г.Конисского как раз и отражают сложную обстановку переходного периода, борьбу новых идей со старыми авторитетами.

Они являются выражением глубоких идейных противоречий своего времени, ярким свидетельством кризиса феодально-религиозной идеологии, начинавшегося под давлением рационализма и материалистических естественно-научных идей. Понимание Конисским задач философии как науки о земных вещах, о человеке и его счастье сближает его с философами-гуманистами. К философским учениям современности он подходит с требованиями, характерными для мыслителей Нового времени.

Новое время выдвигает требования простоты понятий и обоснования понятий эмпирическими данными, согласования мысли с опытом, тесной их связи. Теоретическое знание ориентируется на практику. В 1755 году Георгий Конисский становится белорусским епископом и переезжает в город Могилев. Сам переезд Конисского в Белоруссию тесно связан с борьбой против шляхетско-католической экспансии. 14 октября 1754 года в Могилеве умирает глава единственной в тот период на территории Белоруссии и всей Речи Посполитой православной епархии архиепископ Иероним Волчанский.

Борьба за замещение могилевской кафедры приобретает серьзное политическое значение. Упорное соперничество между католической и православной церквями закончилось назначением главой православной церкви в Белоруссии Георгия Конисского, уже тогда широко известного своими антикатолическими и антиуниатскими убеждениями. Оказавшись в вихре политической борьбы, тот развертывает активную общественную деятельность.

Несмотря на преследования и угрозы со стороны иезуитов и польского правительства дело даже дошло до неоднократных покушений на жизнь Конисского такой одиозной фигурой был этот человек, он выступает с проповедями, обличающими произвол католического и униатского духовенства в Белоруссии. Проповеди отличались своей злободневностью и служили оружием для прогрессивных сил в борьбе против национального порабощения, за сохранение и развитие родного языка и культуры.

Проповеди Георгия просты, и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных но их искренность увлекательна. Политические речи его имеют большое достоинство так оценил деятельность Конисского-проповедника А.С.Пушкин. Настойчиво и довольно смело для подданного польского короля Конисский пропагандирует идею воссоединения Белоруссии с Россией причем не столько по религиозным, сколько по государственно-политическим мотивам очень высоко он оценил реформы Петра I, положившие начало промышленному развитию России и выдвижению е на ведущие места в Европе.

Среди других его трудов стоит выделить Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях в Польше бывших благочестивых, то есть греко-восточного вероисповедания, кои ремлянами обращены на унию или соединение с римской церковью, Записки Конисского о том, что в России до конца XVI века не было унии, Права и свободы жителям Короны Польской и Великого княжества Литовского, исповедующим греко-восточную религиюна польском языке. Даже по названиям этих работ можно судить об их содержании.

Не следует думать, что Конисский в своей критике окружающих порядков зашел слишком далеко. Разумеется, и в киевский период своего творчества, и в период белорусский, критикуя произвол крупных феодалов, разоблачая злоупотребления в судах, осуждая пороки служителей культа, Конисский не был противником ни феодально-крепостнического строя, ни религии в целом. Он требует лишь смягчения феодальной эксплуатации, сглаживания наиболее острых противоречий, утверждения в современном ему государстве и обществе элементарного правопорядка и законности в интересах самих помещиков.

Его идеалом является просвещнный и добрый царь, справедливый судья, нежестокий помещик, послушный крестьянин, покорно исполняющий свои феодальные повинности. Он мечтает о классовом мире, о гармонии классовых интересов. Он не требует существенных, коренных изменений социального строя, а поддерживает устремления той оппозиционно настроенной части господствующего класса, которая считала необходимым совершить в Белоруссии реформы, проведнные Петром I в Российском государстве.

Конисский был идеологом средних слов господствующего класса современного ему общества, в частности православного дворянства. Конисский страстный поборник просвещения. Биограф XIX века называет его одним из лучших представителей старинного образования нашего. Отстаивая право на образование всех слов населения, в том числе и простого народа, Конисский открывает в Могилеве училище 1757 по образцу Киевской академии и ставит целью сделать его оплотом просвещения для всех православных белорусов, не имеющих доступа к наукам и знаниям в условиях шляхетской Польши.

Связывая общественный прогресс с развитием науки, с распространением образования на все слои населения, Конисский открывает школы, семинарию, пишет и издат научные труды и художественные произведения, учебные пособия. Умер Георгий Конисский в 1795 году в Могилеве.

На могильной плите в соборе можно прочитать эпитафию, сочиннную им самим незадолго до смерти Колыбель Нежин, Киев мой учитель Я в тридцать восемь лет назван Святитель. Семьнадцать лет боролся я с волками, А двадцать два, как Пастырь отдохнул с овцами. За претерпенные труды и непогоду Архиепископом и членом стал Синоду. Георгий именем, я из Конисских дому, Коню подобен был я почтовому. Тут трупа моего зарыты кости В год семисотый девяностый. II. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГЕОРГИЯ КОНИССКОГО. А. ДЕИЗМ КОНИССКОГО. В первой половине XVIII века, которому предшествовала эпоха бурного развития естественных наук, интерес к практическому знанию выступает на первое место.

Новые времена выдвинули требование обязательной связи мысли и опыта. В отечественной философии тяготение к опытному знанию отразилось в расширении разделов натурфилософии в ущерб метафизике, во введении в натурфилософию разделов прикладных наук - арифметики и геометрии. Под влиянием успехов естествознания наблюдается постепеный отход от канонов аристотелизма и переход на позиции рационализма науки Нового времени.

Философия Декарта, Спинозы, Лейбница проникла в академии ещ в начале XVIII века, но она встречала порой сильное сопротивление со стороны консервативных деятелей. Мир у Конисского - не что иное, как совокупность многих и различных видов физических объектов, конечных вещей, каждая из которых обладает собственной ценностью, целью, как часть целого, без которой невозможно гармоническое единство мира. Мир пишет Конисский это соединение, состоящее из неба и Земли, и из той природы, которая в них содержится.

Конисский согласен с Декартом в вопросе о материальной однородности мира Небеса, как и другие тела, состоят из материи и формы, и вероятно, что их материя по виду не отличается от материи подлунных т.е. земных вещей. Он признат бесконечную делимость материи. Под влиянием картезианской философии определнные ограничения накладывает Конисский на бога-творца он как бы отодвинул бога за пределы материальной природы, сведя к минимуму его роль во Вселенной.

Согласно разработанной в средние века теории, субстанции у Конисского, субстанция то, что существует само собой, не требуя субъекта, к которому бы принадлежало делились на сотворнные, материальные и несотворнные, духовные. Существенный признак субстанции бытие. Так вот Конисский считает, что истинным бытием обладает лишь сотворнная, материальная, субстанция, а несотворнная, или духовная, лишена бытия.

Профессор убеждн, что такие категории, как сущее, бытие, субстанция, неприменимы к характеристике бога. Среди профессоров Киево-Могилянской академии, своих предшественников, Конисский ближе всех подошл к разграничению науки и религии, философии и теологии. Отодвинув вслед за Декартом бога за пределы материальной природы, он тем самым возвысил роль природы, которая является внутренним принципом действия материального тела, поскольку она соответствует действиям и операциям этого тела, и даже определяется соответствующими принципами присутствия тела, именующимися определнными принципами бытия.

При этом природе приписывается могущество, напоминающее могущество бога, ибо само собой разумеется, что совершеннейший творец может творить лишь совершенные вещи Бог действовал кратчайшим путм и решил не создавать природу, требующую чужого труда, а такую, которая сама себя удовлетворяет. В этом смысле природа отождествляется с материей как основой всего сущего Здесь будем говорить о природе, которая является внутренним принципом действия и будто домом для вещей, а именно она обусловливает внутренние процессы в вещах и есть не что иное, как материя и форма.

Конисский склоняется к мысли, что природа-материя не пассивное творение, она сама выступает как творец, возбуждая в телах различные процессы и являясь их причиной Природа является принципом движения и покоя. Это значит если вещи движутся, их движение обусловливает природа если покоятся, их покой опять-таки обусловливает природа.

Однако такие активные свойства приписывает он не всей природе а лишь той, которая отождествляется с оформленной материей. Понятие активности Конисский безоговорочно применяет лишь для характеритики мира материальных вещей, мира в целом, как реальности материальной субстанции. Определение первоматерии, данное Аристотелем, Конисский считает малопонятным, и потому более приемлемым ему кажется определение перипатетиков Материя есть первый субъект каждой вещи, из которого вс с необходимостью возникает как свойство, и в него переходит последнее проявление вещи, когда она гибнет.

Материя в этом определении пассивное начало, из которого выводится вс разнообразие мира. Конисский об этом прямо говорит Разнообразие природы достигается не разнообразием материи, а разнообразием формы, что хорошо известно всякому достаточно образованному человеку. Благодаря форме материя детерминируется в отдельные предметы и вещи. Лишь благодаря материи мир может мыслиться как нечто целостное, единое, только материя может быть основой единства мира. Одним из самых сложных для Конисского является вопрос, откуда берутся формы Я не могу придумать ничего правдоподобного о происхождении форм, и это признание следует считать выводом.

Итак, Конисский говорит о материи как первооснове мира, обладающей различными свойствами. Самое важное свойство сохранение материи в процессе изменений. В постоянном изменении вещей материя сохраняется неизменной как основа всех процессов.

Из наблюдений над естественными процессами горение дерева, бумаги, гниение продуктов и вещей Конисский делает вывод о непорождаемости и неуничтожимости материи О материи установлено точно, что она такая же самая, какой была в старой, переходит в новую вещь, а не рождается и не уничтожается. Вообще во всех вещах датся какой-то общий субъект, даже если мы и не постигаем его ощущениями этот общий субъект он и называет началом, первоосновой. Материя никогда не может быть ни порождена, ни уничтожена, она сотворена богом в начале мира, и какая, и в каком количестве сотворена, такая и в таком количестве по сей день остатся и будет оставаться в будущем.

Конисский утверждает также, что материи присуща собственная сущность и собственное существование, правда обусловленное всемогуществом бога. Самое материю мы не ощущаем, однако ощущаем вещи проявление и воплощение материи. Из всемогущества бога для Конисского вытекает также возможность существования других подобных миров, то есть наш материальный мир неодинок во Вселенной Те авторы пусть знают, когда стремятся доказать единичность мира, что они отрицают всемогущество бога. Все эти

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Георгий Конисский – философ XVIII века.

В этот период зарождается кризис средневекового феодального мировоззрения, опиравшегося на религию и теологию как на сво идуйное основание.И уже в… Однако, в духовной жизни общества православная церковь продолжает сохранять… Теология и наука, вера и разум извечные противники, в XVII-XVIII веках они сталкиваются особенно часто. Церковь, ещ…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизнь и деятельность Георгия Конисского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги