Филосфские и научные взгляды Галена

РЕФЕРАТ Философские и научные взгляды Галена ПЛАН I. Ведение II. Научные взгляды Галена III. Философские взгляды Галена IV. Вывод V. Литература 1. Прославленный ученый эпохи Древнего Рима Клавдий Гален обладал разносто-ронними знаниями. Он с юных лет проявлял интерес к познанию человека и окружающей его природы. Медицина и естествознание того времени связаны с его блестящими труда-ми. Они послужили основой для дальнейшего развития естествознания и врачебной нау-ки. Гален родился около 130 г.н.э. в городе Пергаме в правление императора Адриана; умер он около 200 года, тоже в Пергаме.

Его долгая жизнь несмотря на слабое здоровье в юности, объясняется привычкой к воздержанию. « Вставайте из-за стола слегка голодны-ми и вы всегда будете здоровы» учил он. Отец Галена Никон был известен как разносторонне одаренный человек: зодчий, математик, философ. Он стремился дать сыну возможно более широкое образование.

Учителями Галена были видные пергамские ученые: анатом Сатирик, патолог Саратоник, философ-эмпирик Эсхрион и еще многие ученые. Гален усердно изучал труды Аристотеля, Феофраста и других философов. После смерти отца Гален предпринял длительное путешествие. В возрасте 21 года он приехал в Смирну и там занимался анатомией у анатома Пелопса, а философию изучал под руково-дством Альбина. Затем он жил в Коринфе, где изучал естествознание и лекарствоведение у Нумезиана. Он также посетил Малую Азию и прославленную Александрию, где усердно занимался анатомией у Гераклиона.

Теоретическое обоснование медико-биологических взглядов Галена во многом по-коилось на учении школы Гиппократа, Аристотеля, Алкмеона и других ученых позднего периода Александрийской школы. Путешествие Галена в Александрию необычайно расширило круг его знаний и ин-тересов. Он жадно наблюдал и изучал все интересующие его науки. Гален знал все грече-ские наречия, а также латинский, эфиопский и персидский языки.

Более 6 лет провел Га-лен в путешествии и, когда снова возвратился в Пергам, стал врачом в школе гладиаторов, где 4 года занимался хирургией. В 164 г. 34-летний ученый переехал в Рим и вскоре стал там популярен как образованный лектор и опытный врач; он был известен императору и философу Марку Аврелию, сблизился с перипатетиком Евдемом, известным в Риме фило-софом, которого он излечил и который прославил его как искуснейшего врача. На своих лекциях Гален демонстрировал вскрытия различных животных.

В это же время он пережил тяжелое потрясение - утрату своих рукописей, сгоревших во время по-жара в храме Мира, где погибла и вся Палатинская библиотека, хранившаяся там. В Риме Гален написал много трудов и среди них свое основное анатомо-физиологическое сочине-ние «De usu partium corporis humani» - «О назначении частей человеческого тела». Он яв-ляется автором более 125 трудов. Гален - универсальный ученый - писал не только меди-цинские трактаты, но и философские, математические и юридические труды.

До нас дош-ло около 80 принадлежащих ему работ. 2. Гален придавал очень большое значение изучению анатомии и физиологии живот-ных. Эти работы являются особенно важными в его обширном научном наследии. Основ-ным источником познания, непогрешимым учителем истины Гален считал природу. Весь его труд – это гимн природе. Он не раз писал: « Все, что создано природой, превосходно». «Внимай словам, описывающим удивительные тайны природы». Натуралист Гален ревно-стно изучал природу.

Путь исследовательских устремлений Галена был совершенно пра-вильным и передовым для его времени. Одно из главных сочинений Галена «De anatomia” (“Об анатомии”) состоит из 16 книг; до нас дошло девять из них. Написаны эти книги на греческом языке, который в то время был общепринятым языком в науке. В этом исследовании Гален дает последова-тельное и полное описание строения организма. Наряду с большим количеством морфоло-гических наблюдений, исследований и открытий Галену принадлежит и одно из первых мест в применении экспериментального метода для изучения анатомии.

Анатомические взгляды изложены довольно подробно, им разработаны все отделы, но не в равной степе-ни полно. Более подробно описана остеология, которой он занимался еще в Александрии. Описывая кости, Гален отмечал, что они покрыты в живом организме перепонкой – над-костницей. Он различал в скелете длинные кости, имеющие канал с костным мозгом, и кости плоские, лишенные канала. В костях он описывает апофизы, диафизы и эпифизы.

Сохранился и вошел в анатомическую терминологию галеновский термин trochanter (тро-хантер). В своих морфологических описаниях Гален относительно правильно описал череп; он отмечал заслугу Гиппократа, у которого описаны четыре формы головы (черепа) и ка-ждый из швов, о чем Гален писал в своем основном труде « О назначении частей челове-ческого тела». Зубы Гален считал костями скелета. Он занимался исследованием происхождения зубов и описал это в своем анатомическом трактате.

В осевом скелете – позвоночнике – Гален описал 24 позвонка, которые переходят в крестцовую и копчиковую кости. На поясничном позвонке Гален нашел отросток, прису-щий обезьяне и отсутствующий у человека. Крестец он считал важнейшей опорной ко-стью, но описывает его состоящим из трех фрагментов, т.е. таким каким он видел его у свиней. Гален правильно описал ключицу, ребра и другие кости человека, грудину же он описывает не по человеческому скелету, а по скелетам животных.

Он считал что грудина состоит из семи частей и треугольного хряща, т.е. как у собак. Гален описал кости верхних и нижних конечностей. В его добросовестных остео-логических описаниях имеются все же неизбежные неточности. Что касается учения Галена о связях костей, то он отметил два вида соединений: диартрозы – подвижные соединения и синартрозы – неподвижные. Диартрозы он подраз-делял на анартрозы, артродии и гинглимы. Синартрозы Гален подразделил на швы, гом-фозы и плоские сращения, как, например, симфиз лобковых костей.

Эта классификация принята для сочленений и в современной анатомии. Но все же в описаниях Галена встре-чается много неточностей, особенно в описании лигаментозного и суставного аппаратов человека. Велика заслуга Галена в изучении активного аппарата движения. Гален написал трактат, озаглавленный им «Об анатомии мышц». В своем миологическом трактате Гален одним из первых исследователей систематически и планомерно изучил анатомию мышц. Отсутствие анатомической номенклатуры, которая была выработана лишь в XVI веке в трудах Жака Дюбуа-Сильвия (1478-1555) и Андриана Спигелия (1578-1625), очень осложняет уяснение текстов Галена, описывающих мышцы.

Галеном описано около 300 мышц. Он правильно описывал мышцы глаза, но не описывал блоковидную мышцу, изу-чил мышцы шеи, спины, гортани, жевательные мышцы. Термин «masseter» Гален предло-жил так же, как и термин «cremaster». Он впервые описал кожную мышцу шеи – платизму, описал подколенные мышцы и ахиллово сухожилие, происходящее из икроножной мыш-цы. Изучая мышцы, Гален описал червеобразные, межкостные мышцы, но не знал о суще-ствовании у человека мышцы, противополагающей большой палец характерной для че-ловека и описал кисть обезьяны, а не человека.

На знаменитом портрете Андрея Везалия работы художника Ван Калькара, прило-женном к первому изданию его трактата «О строении человеческого тела», Везалий изо-бражен стоящим у подвешенного трупа и препарирующим кисть руки. На столе перед ним лежит манускрипт латинского текста Галена, в котором описываются движения пяти пальцев кисти.

Этот текст как бы подчеркивает, что слабое место в исследованиях Галена – это кисть человеческой руки, так как она описана неполно и неправильно, и Везалий де-монстрирует это на своем портрете, в композиции которого, вероятно, сам участвовал. Гален экспериментально показал, что конечность попеременно то сгибается внут-ренними, то разгибается наружными мышцами. Тщательно изучая мышцы, он отмечал: «Можете ли вы предвидеть последствия ранения, не зная продольного, поперечного или косого направления мышцы?» Так наблюдательный исследователь связывал структуру органа с прогнозом его излечения при травмах. Ангиология у Галена изложена пространно и обстоятельно, согласно воззрениям той эпохи.

Сердце он считал «мышцеобразным» органом, а не мышцей, потому что не на-ходил в нем присутствия характерных для скелетных мышц нервных веточек. Местопо-ложение сердца он ошибочно определял в центре грудной клетки.

Гален правильно описал венечные сосуды сердца и артериальный боталлов проток. Перегородку сердца он считал проницаемой для крови, которая могла через нее просачи-ваться из левого сердца в правое. Этот взгляд был незыблемым вплоть до эпохи Везалия, который, так же как и его предшественники, не мог обнаружить этих отверстий в перего-родке между мышечными криптами, но и не отвергал их существования. Только описание малого легочного круга кровообращения Михаилом Серветом в XVI столетии и полное, исчерпывающее точное описание движения крови и сердца, сделанное Вильямом Гарвеем в XVII столетии, окончательно изжило эту никогда никем не обнаруженную проницае-мость глухой перегородки сердца.

Так упорны были в своем длительном хождении непод-твержденные жизнью и опытом гипотезы, высказанные непререкаемыми авторитетами науки. Сердце, по мнению Галена, является органом, дающим начало всем артериям орга-низма, как печень дает начало всем венам. Система артерий, по мнению Галена, разносит по организму воздух который «корни артерий» получают из легких через артериальную вену, именуемую в настоящее время легочной артерией.

Он писал, что воздух при ее по-средстве идет в левое предсердие, потом переходит в левый желудочек и, наконец, в аор-ту. По мнению Галена, «Когда легкое расширяется, кровь течет и заполняет все вены лег-кого; когда оно сокращается, происходит как бы отлив крови, отчего возможно постоян-ное движение крови в венах туда и обратно». Это сложное и запутанное представление только в XVII столетии получило правильное разрешение в гениальных работах Гарвея о кровообращении.

Гален внимательно изучил и описал стенки артерий как структуры, бо-лее утолщенные по сравнению со стенками вен, которые снабжены, по его мнению, един-ственной собственной оболочкой. Гален описал вены, утверждая, что они получают питательные вещества из кишеч-ника и затем снабжают ими печень. Вены проникают в печень через ворота – «porta», представленные в печени в виде поперечно идущей борозды.

Гален считал, что существу-ет связь, по современной терминологии, «анастомозы», между системой вен и артерий. Он описал вены мозга, которые и в современной анатомии сохранили его имя. Наиболее слабо описан у Галена раздел спланхнологии. Кишечная трубка, хотя и описана у него построенной из нескольких слоев, но все же неточно, как будто он описы-вает нечто среднее между длиннейшим кишечником травоядных и более укороченным у плотоядных животных.

Гален экспериментально доказал, что, когда в желудке животного «сваренье окон-чено, нижнее отверстие желудка открывается и пища легко спускается туда (в кишечник), даже в сопровождении большого количества камешков, ядрышек или других предметов, неспособных обратиться в хилус. Это мы можем видеть на животном, рассчитав момент перехода пищи вниз…» Гален пристально изучал процесс пищеварения и говорил, что оно зависит от силы желудка. Желудок притягивает, удерживает и изменяет пищевые вещества.

Печень Гален считал органом кроветворения и описывал в ней четыре доли, что характерно для строе-ния печени животных. Желчный пузырь человека, по Галену, имеет два протока: пузыр-ный и желчный, и оба они, по его мнению, впадают в двенадцатиперстную кишку. Желчь Гален считает продуктом очищения крови; желтая желчь – это едкая жид-кость, которая попадая в излишнем количестве в желудок разъедает его стенки поэтому извергается рвотой, а присутствуя в нормальном количестве, обеспечивает выведение сли-зи из пищеварительного тракта.

Селезенку Гален считает вспомогательным органам, участвующим в переработке нечистой крови. Негодные для организма излишки в виде черной желчи выделяются при участии селезенки и поступают в пищеварительный тракт, помогая своими вяжущими свойствами сокращению его и пищеварению. Гален описал сальник отмечая его защитную функцию. Он вспоминал оперирован-ного им гладиатора, у которого удалил выпавший из раны сальник. Этот пациент Галена в последствии всегда резко ощущал холод и согревал живот шерстяной одеждой.

Гален описал сальник как опорный орган для сосудов. Гален акт дыхания считал произвольным. Он утверждал, что при пении и защите от едкого дыма или при погружении в воду человек может без вреда задержать дыхание. Легкие при глубоком вдохе, расширяясь, заполняют всю полость грудной клетки. Гален довольно подробно исследовал строение дыхательной трубки. Он описал аппарат дыхания к которому относил гортань, жесткую артерию (трахею), бронхи, легкие и их сосудистый аппарат, сердце его левый желудочек и систему сосудов, легочные артерии и вены. Гален отметил наличие увлажняющего аппарата гортани в виде жирной и вязкой слизи, предохраняющей от разрывов и высыхания тонкие структуры голосового аппарата.

Он сравнивал строение гортани со строением флейты. Исследование Галеном структуры и функции гортани заслуживает большого внимания. Интересно соотношение между дыхательными движениями и частотой пульса, ко-торое отметил в своих клинико- физиологических наблюдениях Гален. Представляет большой интерес его трактат «О видах пульса», который свидетельствует об изощренной исследовательской способности автора, о редком даре тонкого наблюдения.

Гален писал: «Науку о пульсе я сделал делом всей моей жизни, но кто после меня захочет посвятить себя этой науке в наш жалкий век, когда никто не признает другого бога, кроме богатства? Но все равно, найдись из тысячи хоть один человек, кто изучит и поймет мои работы, я достаточно буду вознагражден за мои усилия». Движение сердца – чередование систолы и диастолы – Гален старательно наблюдал на живых животных.

Галену было известно различие между артериальной и венозной кровью. Он счи-тал, что вся кровь расходуется на питание частей тела без возвращения ее в сердце, все время возобновляясь в организме из пищевого сока в печени. По мнению Галена, эта кровь шла из печени в правый желудочек, здесь она насыщалась пневмой и в таком виде поступала в артерии для кровоснабжения «благородных органов». Гален считал, что пуль-сирующая сила артерий является главным двигателем крови по сосудам.

Он уделял вни-мание деятельности грудобрюшной преграды, описывал функцию межреберных и шей-ных мышц участвующих в акте дыхания. Изучая акт дыхания, Гален много эксперименти-ровал и установил, что сечение спинного мозга сделанное выше места формирования диафрагмального нерва, вызывает паралич грудобрюшной преграды тем самым доказывая участие спинного мозга в функции диафрагмы.

Строение легкого, по описанию Галена, складывается из разветвлений дыхательно-го горла, легочных артерий, вен и воздушной паренхимы, впервые описанной Эразистра-том. Гален осуществлял эксперименты на подопытных животных с удалением части груд-ной стенки с межреберными мышцами, чтобы доказать, что легкие не сращены с грудной стенкой. Заслуга Галена особенно велика в области исследования нервной системы. Изучая нервную систему, он успешно продолжал развивать основные понятия Алкмеона и Гип-пократа, утверждая, что центром мышления и чувствования является мозг. Мозжечок и спинной мозг Гален считал выходящими из головного мозга, как из некоего «корня». Мозг Гален считал источником двигательной способности организма, а вовсе не железой, охлаждающей слизью теплоту сердца, как считал Аристотель.

Желая доказать это на экс-перименте, Гален колол и зажимал сердце щипцами, и это не вызывало расстройств чув-ствительной сферы или сознания. Когда же он делал такие раздражения в мозге, они все-гда сопровождались потерей чувствительности и сознания.

Таким экспериментом Гален опроверг концепцию Аристотеля, что сердце – центр чувствительности организма. Изучая субстанцию головного мозга Гален отмечал, что мозг мягче в переднем от-деле и плотнее в заднем отделе, в мозжечке и в спинном мозге, особенно в его окончании. Гален тщательно описывал все отделы мозга: мозговую спайку, боковые или передние желудочки, средний желудочек, четвертый желудочек, свод, служащий для поддержания тяжести расположенных над ним частей мозга и для защиты желудочков от давления на них. Гален отмечал между задними ножками мозга наличие лиры Давида, описал «писчее перо», ножки мозжечка к четверохолмию, конический придаток мозга – шишковидную железу, мозжечок, червячок мозжечка и четверохолмие.

Он упоминал о воронке, на кото-рой подвешена мокротная железа – придаток мозга. Гален отмечал наличие связи органов чувств с мозгом. Он сделал ряд интересных опытов с пересечением спинного мозга на разных уровнях его протяжения и пытался установить его роль и значение в двигательных актах организма и в чувствительных восприятиях.

Рассекая поперечно спинной мозг, Га-лен наблюдал потерю чувствительности и двигательные расстройства в областях, распо-ложенных ниже места сечения. Разрезая спинной мозг по всей его длине, он не отмечал расстройств не чувствительных, ни двигательных. Перерезая спинной мозг между атлан-том и эпистофеем, он наблюдал наступление смерти животного сразу после перерезки. Свой замечательный вывод, сделанный на основании эксперимента на «живой» нервной системе животного, Гален сформулировал так: «Если рассекать какой угодно нерв или спинной мозг, то части органа, лежащие выше места сечения и остающиеся в связи с головным мозгом, сохраняют еще способности, исходящие из этого начала, между тем как вся часть, лежащая ниже разреза, не в состоянии более сообщать этому органу ни движения, ни чувствительности». По мнению Галена, спинной мозг, начинающийся на уровне «писчего пера» про-изводное головного мозга.

Неосновательно упрекая в невежестве Праксагора и Филотима, справедливо считавших головной мозг продолжением спинного, Гален правильно описал оболочки мозга, исключая паутинную, которую он не знал. Ощущение боли, по представ-лению Галена, берет свое начало в нервах.

Гален дал описание семи пар черепно-мозговых нервов. Первой парой он считал самые мягкие глазные нервы, переходящие в сетчатку, что совершенно правильно.

Зри-тельные бугры, по его наблюдению, являются началом зрительных нервов. Перекреста хиазмы он не отмечает, а описывает хиазму как соприкосновение нервов. Второй парой являются глазодвигательные нервы. Гален считал, что они снабжают все мышцы глаза, которых он насчитывал семь в каждой глазнице. Третья пара – тройничные нервы; как и его предшественник анатом Марин, Гален считал, что они состоят из двух ветвей, третью ветвь они оба относили к глазничной ветви.

Четвертой парой Гален назвал верхне- и ниж-нечелюстные нервы (ветви тройничного нерва). Пятой парой, так же как и Марин, Гален считал слуховой и лицевой нервы, принимая их за единый нерв, хотя подробно описал их вместилище – костный канал каменистой части и шило-сосцевидное отверстие височной кости. Шестой парой Гален называл блуждающие нервы. Он обстоятельно описал весь ход блуждающих нервов, их возвратные ветви, грудные и желудочные ветви. Гален опи-сывал участие возвратной ветви блуждающего нерва в воспроизведении голоса; и доказал это на эксперименте.

Седьмой парой Гален считал подъязычные нервы и спинномозговые нервы, которых он насчитал 58. Он подробно и правильно описал их, включая и диафраг-мальные нервы, связанные с восемью шейными нервами. Многочисленные и интересные труды Галена, подкрепленные опытом, делают его основоположником экспериментальной физиологии. Его глубокое проникновение в есте-ствознание, признание созидательной силы природы говорят о материалистическом под-ходе Галена к изучению организма человека.

В своем трактате «О назначении частей человеческого тела» Гален уделял большое внимание строению и функции органов чувств. Он писал: «Хотя все органы чувств имеют общий им всем источник ощущения в мозгу и в этом отношении представляют собой большое сходство, тем не менее между ними существуют специфические различия по от-ношению к самим ощущающим способностям и к телам, через которые эти ощущения до-ходят до органа. В самом деле, из этих способностей одна судит о запахах, другая – о вку-сах, одна – звуках, а другая – о цвете тел. Если бы мозг не был пунктом, из которого исхо-дит и к которому возвращается происходящее в каждом из органов чувств изменение, жи-вотное осталось бы лишенным ощущений. Посмотрите на людей, сраженных ударом; хотя все органы чувств у них не тронуты, эти органы, однако, остаются у них без всякого упот-ребления для оценки ощущаемых вещей». Гален, описывая орган слуха, спиральные изви-листые ходы лабиринта, барабанную перепонку, дал представление о его сложных струк-турах.

Он описал нерв языка и отметил его свойства и специфическую роль в определении вкуса.

Об органе обоняния Гален писал: «Из всех органов чувств один только орган обо-няния помещен природой внутри черепа». Гален считал, что этот орган, помимо функции обоняния, служит и для очистки мозга от излишних влаг. Этот старый и традиционный взгляд на назначение решетчатой кости и оттока слизи из мозга в носовую полость признавался учеными до эпохи Возрож-дения.

Из всех органов чувств органу зрения – глазу – Гален посвятил специальную книгу. Хрусталику глаза Гален придавал особое значение. Он считал, что хрусталик питает стек-ловидная влага, которая просачивается из окружающей оболочки, именуемой сетчаткой. Ее значение, кроме питания стекловидной влаги передача мозгу представлений, полу-чаемых хрусталиком. Сосудистую оболочку глаза Гален считал продолжением мягкой мозговой оболочки. Склера, по мнению Галена продолжение твердой мозговой оболоч-ки, и ее назначение – защищать сосудистую оболочку, которую склера окружает.

Шестой оболочкой глаза Гален считал апоневроз, являющийся продолжением сухожилий мышц, двигающих глаз. Последняя, распложенная снаружи глазного яблока, оболочка – это пе-риостальная, соединяющая глаз с костью и покрывающая мышцы глазного яблока. Это семь оболочечных кругов, по Галену, входят в состав строения радужной оболочки – ири-са. Роговую оболочку он справедливо считал продолжением склеры. Гален описал и слез-ный аппарат глаза.

Теория зрения Галена построена на математических началах. Глазное яблоко имеет форму круга, видимый предмет воспринимается по прямой линии – зрительного луча. Для того чтобы видимый предмет не сдваивался, оси зрительных конусов должны лежать в одной плоскости. Галену принадлежит приоритет построения геометрического обоснова-ния теории зрения. Труды Галена – это взлет прогрессивной мысли; глубокие исследования организма животных и человека.

Они явились для его времени и последующих веков огромным сти-мулом развития биологической и медицинской науки. В течение 14 веков труды Галена были единственным источником анатомических знаний. Величие его достижений сделало его неопровержимым и не подлежащим критике авторитетом. Все попытки исправления текстов Галена считались заведомо порочными. Никто не решался исправить его невольные ошибки, и они утвердились в виде непогре-шимых истин. Научная трагедия Галена состоит в том, что будучи знающим, талантливым иссле-дователем, замечательным медиком, он подчинил себя идеалистической философии.

Но это было бы полбеды хуже, что последующие поколения медиков под влиянием католи-ческой церкви развивали, подчеркивали слабые, реакционные стороны учения Галена. Га-лен вошел в медицину в искаженном виде, и нужно много усилий для того, чтобы из-под последующих напластований выявить его истинные взгляды, обнаружить истинные науч-ные и философские позиции. 3. «Богу подобен врач-философ» этот афоризм отражает точку зрения древних.

Гиппократ требовал внести философию в медицину и медицину - в философию ведь врач-философ богоравен. Из истории философии известно, что многие медики были силь-ны в философии. Цельс писал: «Многие учителя мудрости, как нам известно, были также искусны в медицине. Славнейшие же из таких – Пифагор, Эмпедокл и Демокрит». «Хороший врач должен быть философом» – это утверждение Галена многократно на протяжении веков цитировалось и повторялось.

Разностороннюю философскую подго-товку получил и сам Гален. Из его биографии известно, что он готовился к деятельности философа, но по случайной причине – неблагоприятно был истолкован один его сон – он стал медиком, хотя всю жизнь занимался философией и сохранил к ней интерес. Под ру-ководством отца, известного архитектора Никона, еще у себя на родине в Пергаме Гален получил хорошее философское образование. Он изучал греческую и римскую философию, труды четырех важнейших школ его времени: стоической, платоновской, перипатетиче-ской и эпикурейской.

Его руководителями были философы Эвдем и Александр Дамаскин. Ни одна из школ не получила у него предпочтения, и лишь изучив философию, он начал изучать врачебное искусство. Сохранились указания на то, что Гален посещал чтения платоника Кая, стоика и перипатетика Аспазия ученика Филопатора, далее, уже в Смирне, занимался у философа Альбина – последователя Платона. Может быть, именно потому, что учителями молодого Галена были представители разных философских школ, он не стал последователем ни од-ной из них. По-видимому, учению перипатетиков он отдавал предпочтение и называл Аристотеля своим великим учителем.

Эклетик, склоняющийся к перипатетической фило-софии, будет довольно точным определением. Как философ, Гален – как это ни странно – получил признание раньше, чем как ме-дик. Г. Гезер подчеркивал, что при жизни Галена и в первое время после смерти сочине-ния его пользовались весьма небольшим вниманием: этому мешали их необыкновенный их необыкновенный объем и утомительное многословие. Далее, большим препятствием было то, что Гален навлек на себя ненависть современных ему господствовавших школ – методической и эмпирической.

В логике Гален следовал Аристотелю. Об этом свидетельствуют дошедший до нас трактат Галена «О софистических способах выражения». Гален ввел в логику Аристотеля четвертую фигуру силлогизма. В философии Гален стремился объединить учение Платона и Аристотеля.

Он выступил в качестве последователя аристотелевской логистики и спо-собствовал ее распространению. В частности Гален выступал против логики стоиков. В основных вопросах философии Гален был последователем Платона и Аристоте-ля. Анатомические, физиологические и медицинские взгляды Галена опирались на фило-софию Платона, объединялись его идеями. Это относится и к конкретным медицинским утверждениям Галена, и к его гносеологическим подходам при изучении явлений. Напри-мер, Гален, следуя Платону, утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, что оно доступно только разуму.

Мировоззрение Галена, его взгляды на мир, природу, человека поражают противо-речивостью: перемешиваются трезвые суждения пытливого ученого, твердо выбравшего эксперимент как путь для изучения явлений человеческого тела, и слепая вера, с которой он принимает утверждения Аристотеля или Платона, противоречащие его опыт, его взглядам. Определяющим и главным в естественноисторических взглядах Галена является телеология.

Причинное объяснение мир, выяснение причин изучаемых явлений на ранней ста- дии развития науки далеко не всегда было возможно. Телеология – антинаучное, идеали-стическое мистико-религиозное философское учение об изначальной целесообразности, целенаправленности всех явлений природы, управляемых божеством. Основной тезис сторонников этого учения: всякое развитие осуществляет заранее предопределенную цель; иными словами телеология является предпосылкой религиозного мировоззрения. Именно целесообразностью телеология объясняет и взаимосвязь, и закономерность явле-ний природы.

В природе, якобы, господствует не причинность а целесообразность, утвер-ждают сторонники этой точки зрения. Телеология – основа рассуждений доказывающих бытие бога, стремящихся привести в систему и обосновать религиозные догмы. Идея Аристотеля о целенаправленности всего совершающегося в природе, взгляды Платона и учение предсуществующих идей о мистической потусторонней пневме как дей-ствующей силе человеческого организма лежат в основе высказываний Галена.

Все, что совершается в человеческом организме, зависит от нематериальных сил – от силы пульса-ции костеобразовательной силы; соки человеческого тела также обладают нематериаль-ной силой и через нее управляют телом. Надуманные искусственные построения эти явно противоречили тому, что Гален добывал в эксперименте, но это его не смущало. Целесообразность в природе, целесообразность каждого органа человека – об этом Гален писал десятки раз, при этом он вступал в полемику с инакомыслящими; как прави-ло, это - философы и медики стоящие на материалистических позициях.

Полемитичность – характерная черта многих трудов Галена. Искусство полемику у Галена стоит на боль-шой высоте. Иногда небольшим замечанием, вопросом или метким эпитетом, он дает уничтожающую характеристику своему противнику; иногда полемика приобретает очень острый характер, и Гален не стесняется в выражениях. Так, например, возмущаясь атеи-стическими с его точки зрения утверждениями эпикурейцев, он писал: «если бы я захотел тратить больше слов для таких скотов… то рассудительные люди стали бы порицать меня за то, что я нарушаю святость моего произведения, которое я передаю как религиозный гимн в честь творца». В другом месте Гален писал: «это книга не будет судить и разбираться в тех, кто захочет с ней познакомиться, не будет избегать невежд и сама не отдаст себя в руки люде образованных.

Вед и наш Демиург, хорошо зная неблагоприятность подобных людей, од-нако создает их. Ведь и солнце определяет времена года и доводит до зрелости плоды, нисколько не обращая внимание, как я думаю, ни на Диагора, ни на Анаксагора, ни на Эпикура, ни на других, клевещущих на него». По словам Цицерона, Диагор был атеистом два других были склонны к материализму. Вот еще некоторые примеры: «нам остается исследовать селезенку о которой Эра-зистрат говорит, что она была создана без всякой цели по какой-то излишней мудрости.

И он не стыдится утверждать, что природа, которая ничего не делает неразумного (это его собственное выражение), создавая такой большой орган совершенно бесполезно». В спорах с теми, кто отрицает целесообразность в природе, Гален неутомим. «Для того чтобы познать искусство природы, достаточно снаружи рассмотреть все тело животного и дать себе отчет в функциях каждой части, разумеется, если эти люди собираются беспри-страстно смотреть и судить о них, а не бранить и клеветать на природу, как враги.

Когда же некоторые люди, Эпикур и Асклепиад, попытались положить в основу субстанции тел элементы, несовместимые с искусством природы, они были вынуждены объявить ей вой-ну» Следует напомнить, что Эпикур, которого Гален так яростно критикует выдаю-щийся философ-материалист, о взглядах которого К. Маркс писал в диссертации «Разли-чие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Эпикур реши-тельно отвергал божественное вмешательство в развитие природы и человека.

Необходимо отметить, что, вопреки своим идеалистическим установкам, Гален, исследуя объективные законы природы, вскрывая их, пришел к материалистическим вы-водам, находящимся в непримиримом противоречии с его идеалистическими догмами.

Это видно, например, в понимании Галеном тела человека как целого. Этот материали-стический подход присущ всем трудам Галена: здесь он следует Гиппократу, на которого и ссылается: «В общей совокупности частей все находится во взаимном согласии и среди частей все содействует деятельности каждой из них». С этих материалистических идей единства организма и начинается трактат «О на-значении частей»: «…подобно тому, как говорят, что всякое животное есть нечто единое, целостное, так как оно имеет определенную форму, свойственную ему, и не имеет ничего общего с другими животными, так и каждая из частей животного, например, глаз, нос, язык, головной мозг, является чем то единым, потому что это часть имеет так же свойст-венные ей формы». Важные принципиальные обобщения Галена – зависимость строения тела от образа жизни, связь между формой органа и функцией – лежат в основе его важнейших работ; то что у Гиппократа встречается в виде отдельных мыслей, разрозненных утверждений, по-ложено Галеном в основу его концепции.

В истории медицины достаточно часто идейные позиции Галена сводили к его те-леологии, пренебрегая и не желая замечать его материалистических тенденций.

Убежде-ние в том, что в природе все целесообразно, что ее создание безукоризненно прочно, ут-вердилось в науке и считалось аксиомой на протяжении тысячелетий.

Лишь глубокие и смелые исследования И.И. Мечникова, обратившего внимание на дисгармонию человече-ской природы и убедительно показавшего, как много нецелесообразного в устройстве че-ловеческого тела, положили конец этой догме. В «Этюдах о природе человека», увидев-ших свет в 1903 году, проблема дисгармонии человеческого тела рассмотрены И.И. Меч-никовым всесторонне и систематически. Для характеристики Галена важно отметить его склонность к обобщению, к синте-зу, философскому рассмотрению любых вопросов, которыми он занимался.

Философ, спокойным взглядом оценивающий мир, сказывается и в известном тези-се Галена, который он приводит во многих своих сочинениях: врач должен только помо-гать природе – сама природа излечивает. Широта взглядов, понимание взаимозависимости среды и организма, характерны для философа-медика – именно в этом нестареющая, дра-гоценная часть его учения, его кредо, его понимание медицины.

Характерно внимание мо-гущественному оружию врача – подчеркивание важности диеты, гимнастики, ванн, мас-сажа. Однако следует отметить, что разрозненные советы подобного рода встречались и ранее у многих медиков разных школ и эпох, но у Галена эти рекомендации, советы и ре-цепты входят в систему его взглядов, соответствуют его пониманию здоровья и болезни, его пониманию взаимоотношения организма и среды, его пониманию задач медицины. Материалистический подход и материалистическая трактовка связи явлений по-зволяет Галену делать открытия величайшей важности.

При знакомстве с системой науч-ной медицины обоснованной Галеном, поражает широта, перспективность, правильное решение многих важнейших вопросов. Это относится, например, к учению о пульсе. В физиологии кровообращения, понимании роли сердца Гален был – с современных пози-ций – совершенно безграмотен. Учение о животворящей пневме и об особой силе ее – пульсирующей – было также неверным; тем не менее – вопреки всем неверным и идеали-стическим взглядам на сердце – Гален имеет огромные заслуги в обосновании важности пульса для диагностических и прогностических целей.

Изучению пульса Гален посвятил более 15 трактатов и высоко ценил свои исследования в этой области. Он подчеркивал, что изучение пульса – дело трудное, требующее нередкого дара наблюдений и продолжи- тельных упражнений. Несмотря на незнание законов кровообращения и на то, что Гален изучал сердце быка, а не человека, ему удалось установить факты первостепенной важности, в частно-сти, он отметил, что предсердия сжимаются раньше желудочков, а прекращают биться по-следними.

Гален правильно рассматривал систолу, как активное сокращение внутренних слоев миокарда. Колебания Галена между материалистической и идеалистической трактовкой явле-ний можно обнаружить и в важном вопросе – его понимании пневмы. Учение о пневме было развито Гиппократом, который считал, что пневма – это животворящее вещество.

Гален не только взял это учение на вооружение, но развил его, различая пневму физиче-скую, пневму животную, которая управляет вегетативными процессами тела, и, наконец, пневму психическую, душевную, выделяемую мозгом, которая управляет и произвольны-ми движениями, и психическими переживаниями человека. Эта пневма, в его понимании, движется по нервам и переносит ощущения от органов чувств в мозг, а двигательные ощущения к мускулам. Интересно проследить трактовку пневмы Гиппократом и теми его исследователя-ми, которые под влиянием церкви изгнали из учения и концепций Галена все материали-стические элементы.

Гален рассматривал пневму как своеобразную материю, составную часть воздуха, стимулирующую жизненные процессы; не зная кислорода, Гален приписы-вал пневме примерно роль кислорода в организме. После того как в средние века под влиянием церкви идеи Галена были искажены, «урезаны», фальсифицированы, пневму стали называть жизненным духом; иными словами, поразительные материалистические догадки Галена были искажены и забыты.

Философский подход и попытка, исходя из общих теоретических позиций, оты-скать частные решения сказываются и там, где Гален советует при диагностировании пользоваться тремя путями при распознавании пораженного органа: 1) исследование час-тей тела, 2) исследование причины болезни, 3) различие между симптомами. Гален следу-ет Аристотелю каждый раз, когда подчеркивает важность точных, длительных наблюде-ний. Известны выдающиеся заслуги Галена и в вопросе о роли природы в лечении болез-ни, например в лечении туберкулеза. Он не только с достаточной определенностью уста-новил виды туберкулеза – начальные, острые формы и формы хронические но и отметил важную роль смены условий для больного туберкулезом, успехи лечения в определенных клинических местностях.

Благодаря своим материалистическим позициям экспериментам и наблюдениям Гален поставил анатомию и физиологию на ведущее место в медицине. В данном случае не имеет большого значения то обстоятельство, что открытия его в анатомии были круп- ным шагом вперед и вошли в науку, в то время как физиологические взгляды были невер-ны и отвергнуты в последующем наукой.

Заслуга Галена в том, что он обосновал необхо-димость во врачебной деятельности исходить из данных анатомии и физиологии; в его времена факты анатомические и физиологические воспринимались в единстве, а дисцип-лины, как известно, еще не дифференцировались. Все сказанное является предпосылкой для понимания еще одной, может быть важ-нейшей, заслуги Галена – для понимания причин его обращения к вивисекциям и экспе-риментам на животных, для решения проблем анатомии, физиологии и медицины в целом.

И в этом случае Гален выступает как материалист, который учитывает материальные при-чины физиологических явлений, а не потусторонние сил. Конечно, не идеалистические воззрения Галена толкнули его на научный подвиг – на применение экспериментов на животных, которые привели к созданию новой дисцип-лины – экспериментальной физиологии.

Галена с полным правом можно и следует назвать основоположником эксперимен-тальной физиологии – в этом его величайшая заслуга, может быть, наиболее крупная из всех. Имя его было бы бессмертно в медицине, даже если бы он ничего другого больше не сделал. В развитии медицины за многие столетия – от Гиппократа и до Галена – не было ни одного события, которое могло бы сравниться с диалектическим скачком, с проявлени- ем нового качества, которое привнесено было Галеном, применившим эксперимент для выяснения проблем физиологии.

Постоянное, непрерывное подчеркивание, что Гален – идеалист, последователь Платона, что обычно для трудов буржуазных истоков науки, не дает ответа на вопрос, по-чему же этот идеалист стал революционером в науке, совершил научный подвиг, навсегда поставивший его имя в ряды наиболее выдающихся ученых-медиков мира. В какой же связи находились обще

Философские взгляды Галена

Открытия, сделанные Галеном и касающиеся роли центральной нервной сист... с его медицински-ми воззрениями ? Наиболее отчетливо эти взаимоотношен... Философский и обобщающий – такой подход к явлениям жизни характерен дл... Ленин выяснил, ана-лизируя философию Аристотеля, обнаружив наряду с ид... Философские взгляды Галена.

выводы. Именно это стремление Галена – философа не ограничиваться частностями, а пы-таться давать обобщения, находить более общие причины, более общие закономерности позволило ему объединить, синтезировать анатомо-физиологические данные, известные его предшественникам, добавить свои, добытые в эксперименте, и в конечном итоге вне-сти в медицину, в особенности в ту ее часть, которая касается физиологии нервной систе-мы, концепции и обобщения, обессмертившие его имя и позволившие выделить галенов-ский этап в развитии медицины.

Этот галеновский этап определяется и характеризуется не широковещательными галеновскими догмами, за которые уцепилась и которые подняла, сделала своим знаменем католическая церковь, а корнями, говоря словами В.И. Ленина, растущего живого дерева объективного человеческого познания.

Философский подход, умение отыскивать более общие причины явлений помогли Галену решить эту трудную задачу – создания научной системы врачебного искусства. Научный подвиг Галена – если отстранить на время его частные заслуги в разных отрас-лях науки – заключается в том, что он сумел обобщить, синтезировать накопленные к его времени естественнонаучные и медицинские знания и на их основе попытался построить систему с единой точкой зрения на природу человека, на его болезни, на меры поддержа-ния здоровья и лечение болезней. Гален-философ помог Галену-медику в создании основ научной медицины, и это вопреки идеалистическим моментам воззрения Галена и благо-даря материалистическим струям его творчества, материалистическим устремлениям, ма-териалистической направленности многих исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Сорокина Т.С. История медицины.

М. ПАИМС, 1994. 2. Бородулин Ф.Р. История медицины. М. Медгиз, 1961. 3. Чикин С.Я. Врачи-философы. М.Медицина, 1990. 4. Клавдий Гален. «О назначении частей человеческого тела». М.Медицина, 1971. 5. Анохин П.К. От Декарта до Павлова М. Медицина, 1975.