рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение Конфуция о государстве

Работа сделанна в 1996 году

Учение Конфуция о государстве - Контрольная Работа, раздел Философия, - 1996 год - Военный Университет Министерства Обороны Рф Кафедра Теории И Истории Государс...

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ кафедра Теории и истории государства и международного права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине История политических и правовых учений слушателя 1 курса факультета заочного обучения специальность - юрисконсультская майора ИВАНИСОВА С.С. тема УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ МОСКВА - 1996 ПЛАН 1. Введение 2. Учение Конфуция о государстве 3. Заключение Анализируя высказывания Конфуция о государстве ощущаешь как бы изменения тональности. Голос учителя становится более строгим, подчас даже резким.

По-видимому, личный опыт пребывания, пусть даже кратковременного, на высших административных постах убедил Конфуция, что управлять людьми и государством - задача не из легких. Cогласно разработанной Конфуцием схеме, все управление государством, ровно как и обществом должно базироваться на пи правилах. Соблюдению правил он придавал особое значение.Значение пи правил весьма объектно оно включает в себя жэнь - человеколюбие, и прежде всего любовь к родственникам и сородичам сао - сыновюю почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчиненость им честность и искренность постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию вежливость и т.д. Конфуций считал, что уступчивость жан, особенно для людей, исполняющих государственные функции, является обязательным элементом в делах управления.

Пройдут века, и бюрократия превратит понятие уступчивость и вежливость, в неотъемлимую часть правил.

Правда, вежливость уже будет трактоваться по - иному и сведется лишь к слепому следованию сложившимся церемониям и впоследствии на западе получит наименование китайских церемоний. Многие принципы поведения, взаимоотношений между людьми и даже отношение к порученным делам, т.е. то, что составляло сущьность пи правил, вырабатывались Конфуцием с учетом некоторых традиционных норм поведения, существовавших в общинах, где представители старшего поколения пользовались непререкаемым авторитетом.

Но нормы морали, интерпретированные Конфуцием, не совпадали целиком с нормами обычного права и включали в себя ряд новых моментов. Представление о почитании старшего покаления, бытовавшее в общинах, было вынесено Конфуцием за рамки мелких социальных ячеек и инкорпорировано не только в общество, но и в структуру государственной модели. Согласно схеме Конфуция, правитель возвышался лишь на несколько ступенек над главой семьи.Это должно было оказать реальное воздействие на общинников, ибо Учитель как бы вводил правителя в круг их обычных представлений, подчеркивая, что государство - та же семья, только большая.

Такая трактовка легко воспринималась современниками, поскольку в то время для мышления многих китайцев было характерно представление о государстве как о большой семьи. Поскольку правила также заключали в себе много традиционного и привычного, то они должны были легко заучиваться.Изучающих и запоминающий правила должен был как бы незаметно воспринять и заложенную в них идею естественного перехода возрастной градации в социальную - деление между пожилыми и молодыми, старшими и младшими, высшими и низшими.

Во взглядах Конфуция на устройство государства правила выполняли функцию закона. Отсюда делается вывод, будто сущность пи составляет не слепая приверженность правилам, а искренняя убежденность в их необходимости пи - это нечто вроде среднего пути, ведущего к общественно необходимому, правильному поведению.Обычное право, на котором держалась жизнь общин, и парождающееся законодательство Конфуций спешил заметить реконструируемыми им нормами поведения.

В условиях, когда управление государством и народом предпологалось осуществлять на основании пи, они, естественно, выполняли функции закона.Во времена Конфуция, когда большенство населения входило в общины с их органами самоуправления, сила личного примера продолжала играть немалую роль. Взоры людей были обращены прежде всего на руководителей общины, глав больших семей.

Поскольку им приходилось вершить суд в общинах, то они сами обязаны были следить за выполнением норм обычного права, и не только наблюдать, но являть собой образец их выполнения. В каждой общине нормы обычного права обладали всеобщьностью.Конфуций заимствовал эту идею всеобщности и всеобязательности норм поведения, вывел ее за рамки небольшого коллектива и распространил уже в пределах всего государства. Он наделил ли идеей всеобщности и обязал всех, включая и правителя, соблюдать весь комплекс норм, связанных с правилами.

Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому только тогда в Поднебесной царили порядок и культура. Идеализация древности, использование древности в качестве самого весомого аргумента в политических спорах и теоритических построениях стали традиционными ко времени Конфуция.Основоположники многих филосовских и этико-политических школ, таких, как легистская, монстская, даоская и др часто использовали понятие древность именно в этом значении.

Однако никто до Конфуция не уделял большого внимания древности, не отдавал ей пальму первенства в своих учениях. Конфуция по праву можно назвать певцом древности, но и ориентировал свою модель государства как бы в прошлое. Идеальное прошлое должно было, по замыслам Конфуция, играть роль идеального будушего. Поэтому все лучшее, что было связано с пи это лишь отражение тех пи, которые уже были в древности.У Конфуция нет четкой и подробной схемы организации управления этим занялись впоследствии легисты.

Но он выдвинул и разработал ряд принципиально новых идей, ставших фундаментом всей дальнейшей китайской государственности, особенно императорского периода. Именно Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа. В своих суждениях о государстве Конфуций выделяет два типа людей, два социальных слоя управляющих и управляемых.В суждениях об управляющих он вводит уже готовую модель идеального человека - цзнь цзы. В данном случае цзюнь цзы, уже благородный чиновник, олицитворяющий всех причастных к делам управления государством и народом - от мелкого чиновника до сановника и самого правителя.

Но чаще всего благородным чиновником он называет высших управляющих. Как обычно, Конфуций раскрывает свое представление о благородном чиновнике на конкретных примерах, стараясь выбирать администраторов, известных его ученикам.Рассмотрим один из таких примеров Учитель сказал о Цзы ЧанеОн имеет четыре проявления Дао благородного мужа в своих поступках он проявляет чувство самоуважения находясь на службе у вышестоящих, он проявляет чувство ответственности воспитывая народ, он проявляет чувство доброты используя народ, он проявляет чувство справедливости. Вводя термин Дао в суждение о Цзы Чане, Конфуций как бы выделяет это суждение среди обычных высказываний, подчеркивая его особую значимость.

Конфуций рассуждает о четырех проявлениях Дао, свойственных цзюнь цзы его собственное поведение, его служебная деятельность и деятельность на поприще воспитания народа и, наконец, его позиция в отношении того, как надлежит использовать народ, т.е. какими методами управлять им. Здесь прежде всего следует обратить внимание на то, что Конфуций не мыслит цзюнь цзы в отрыве от государственной службы, административной деятельности.

Цзюнь цзы здесь не отшельник, а активная личность, занимающая вполне определенное положение в обществе и государстве.Цзюнь цзы, как правило, должен выступать в функции первого советника, т.е. премьер-министра или самого правителя.

Об этом свидетельствуют Пути, согласно которым должна протекать его деятельность и где он обязан проявить свои личные качества. Из четырех сфер деятельности три самым непосредственным образом связаны с управлением.Каким же всетаки должен быть цзюнь цзы и как следует вести себя сановнику, если он мечтает получить сей высокий титул Конфуций начинает с самого соискателя - он должен не зазноваться, не заискивать, а держаться всегда с достоинством, уважать самого себя как личность.

Это - главное, поэтому из всех четырех проявлений Дао, сфер поведения, на первое место Конфуций ставит ци син его собственное поведение. Если человек не обладает чувством собственного достоинства, не борется за него, не может его отстоять, если человек не уважает самого себя, то у него нет надежд стать цзюнь цзы, ибо уже не государственная личность.Вторая сфера деятельности претендента на звание цзюнь цзы - его служба у сильных мира сего. Как уже надлежит исполнять здесь свой долг, чтобы и на этом Пути заслужить звание цзнь цзы Диапазон трактовки второго качества цзюнь цзы весьма широк, если в первом случае мы имеем дело лишь с рабопленным исполнением чужой воли, то во втором - перед нами предстает образ активного администратора, способного и на самостоятельные решения.

Из трех управленчиских сфер деятельности цзюнь цзы две связаны с его взаимоотношением с народом.Третье проявление с Дао - это воспитание, т.е. одна из составных частей учения Конфуция.

Сановник, если он истенный благородный муж, должен быть учителем народа, поэтому его прямая обязанность, а следовательно и сфера деятельности - ян минь воспитание народа. И на этом поприще он должен воздействовать добротой, личным примером, и только. Если же он, подобно легистам, станет опираться на законы, то это уже не будет воспитанием народа да и сам чиновник перестанет быть конфуцианским.И последнее, четвертое проявление Дао - использование народа, т.е. путем каких методов использует сановник народ на государственных повинностях трудовых, воинских, какую налоговую политику он проводит, как вершит суд. Во всех этих делах, в этой сфере контактов с народом он должен всегда исходить из принципа л справедливости.

Таким образом, только сочитание четырех перечисленных Дао - норм поведения - дает в итоге право называться цзюнь цзы. Нетрудно заметить, что рассуждения о цзюнь цзы на примере Цзы Чана имеют самое непосредственное отношение к представлению Конфуция о государстенном устройстве и обязанностях высшей администрации.

Представление даже для того времени утопическое но какова конфуцианская модель государства, где чиновники если они, естественно, цзюнь цзы обязаны прежде всего заботиться о благе государства и его народа.Было бы ошибочно предпологать, будто Конфуций был против эксплуатации народа, он всегда и во всем опасался крайности, поэтому и здесь он выступает за умеренную эксплуатацию, так называемое справедливое использование народа.

К этой же мысли Конфуций возвращается в конце трактата, где одним из пяти прекрасных качеств, необходимых цзюнь цзы для эффективного управления государством, называет умение правильно использовать людские ресурсы. Обращение с вопросами к народу вряд ли следует понимать как проявление зачаточных форм демократии. Если л допускалось теоритически какое-либо участие нижестоящих в управлении, то лишь на уровне органов общинного управления.Здесь же проводится мысль о необходимости для управляющих установления и поддержания постоянных контактов с народом.

Идея обратной связи государства и народа присутствовала и в учении легистов, но использовалась она несколько по-иному.У Конфуция ее главная цель - избежать конфликтов между управляемыми и управляющими последние должны добиться такого положения, когда народ доверяет им. И Конфуций неоднократно обращал внимание учеников на этот аспект управления, введя его в одну из обязательных функций государства.

Конфуций отмечал, что в хорошо управляемом государстве должно быть достаточно продовольствия, достаточно вооружения и народ должен верить ей администрации. Итак, образ благородного сановника, благородного правителя и их основные функции очерчены вполне четко и определенно. Конфуций впервые в истории Китая с помощью образа цзюнь цзы поднял значение бюрократии в системе управления и обществом в целом.Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением правил пи, но и воплощать их в жизнь на собственном примере.

Именно она в конфуцианской модели государства являлась и толкователем и носителем правил. В этом одна из коренных причин большей значимости бюрократии в конфуцианской модели государства, нежели легистской, ибо там бюрократия была скована законом и у нее не было такой свободы творчества в толковании законов, как у конфуцианских сановников в интерпретации правил.Можно предположить, что конфуций вполне умышленно развязывал руки какой-то небольшой части управляющих из числа самых высших ее представителей, допустив их к толкованию правил.

Таким образом, правитель и его ближайшее окружение всегда могли в удобное им время и в выгодном для них смысле истолковать определенное правило даже концепцию. И в завершении своей работы нужно заметить, что конфуций будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации царской власти.Его модель государства свидетельствует о том, что Конфуций стремился ограничить права царя. В этом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции благородного мужа - прообраза будущего совершенного бюрократа. Список используемой литературы 1. Л.С. Переномов Конфуцианство и легизм в политической истории Китая, Москва 1981г.

– Конец работы –

Используемые теги: Учение, Конфуция, государстве0.069

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение Конфуция о государстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права. 1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Лекция Предмет и методология теории государства и права... Предмет и объект изучения теории государства и права... Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук...

Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция
Для освещения данной темы первоначально необходимо освятить особенность Китайского права.Традиционная для Китая концепция общественного строя,… Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы постулат о существовании… Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. …

Учение о государстве и праве в России в период развития феодализма
Обсуждение и разрешение подобной проблематики возможны только на основе серьезных достижений в области политико-правовой культуры. 1.… Трактат состоит из трех частей В 1-ой части трактата Илларион дает понимание… Четко различает закон, как внешнее проявление того или иного установления и истины, которая выражается в высоком…

Учение о государстве и праве в западной Европе в период разложения феодализма
Складывалась новое мировоззрение. Достижение науки раздвигали горизонты познания и утверждали критериям истины - опыт. Гуманисты возрождали идеалы… Хорошее в основном, домашнее образование воспитало в нем любовь к классической… Макиавелли был талантливым человеком во многих отношениях - философом, историком, военным теоретиком, дипломатом и…

Учение о государстве и праве в эпоху раннего средневековья (X —XV вв.)
Другим источником политических учений была общественно-политическая мысль античности. Особенно значительное влияние оказали сочинения Аристотеля и… Могучая государственная машина жестоко подавляла восстания рабов и свободных… Атмосфера неуверенности и ожидания конца благоприятствовала возникновению различных культов восточных религий культа…

МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
МОДУЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА... ТЕМА ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК... МОДУЛЬ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ...

Учение о государстве и праве в странах древнего востока
Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян - общинников посредством налогов и общественных… Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое… В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там сложился античный способ…

Учение о государстве и праве в западной Европе в период капитализма
Гражданское равноправие рассматривалось как важнейший признак политического либерализма,т.е. государственного строя, основанного на разделении… Правда, многие из них не удержались от соблазна перейти от изучения… Эпоха экономического либерализма подходит к концу.Это привело к существенному изменению платформы либералов и…

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Современные учения о государстве и праве в США и западной Европе
Работы О. Шпенглера и А. Тойнби, получившие широкий резонанс, дали импульс распространению настроений кризисности развития западной культуры и… В ХХ веке элитарность политического управления уже не оспаривалась.Теория же… Ключевая категория социологическая теория права живое право, то есть то, что отражает сложившийся порядок в обществе.…

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Учения Джон Локка о государстве и праве Противники абсолютизма в тайне и как правило, в эмиграции, приступили к сплочению своих рядов на новой основе с учетом поражения революции и отказа… Как отмечает новейший исследователь Р. Эткрэфт на основе изучения ранних… Он признает неограниченную власть должностных лиц над гражданами, отвергая теорию естественных прав, выступает против…
  • МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА МОДУЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА... ТЕМА ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК... Определение теории государства и права как науки Цель объект и предмет исследования...
  • Учения Цицерона о государстве и праве На сайте allrefs.net читайте: Кафедра гуманитарных и общественных дисциплин...
  • Три темы по истории учений о государстве и праве В развитии организации христиан обычно разделяют два этапа: «апостольская церковь» (примерно 1 - 2 век) и пришедшая ей на смену «епископальная… В произведениях раннехристианской литературы осуждались рабовладельческий Рим,… Христианство провозгласило равенство приверженцев новой религии. Общины были организованы на демократических началах. …
  • История учения государства и права Следует учитывать, что на знамени просветителей было написано: «Наука и прогресс». Будем следовать этому девизу при работе над темой. 2. Теория… Впервые трактовки государства как результата договора между людьми была… Ею они и решили поступится в пользу государства, чтобы прекратить анархию, обеспечить безопасность, личные права и…