рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские направления

Философские направления - раздел Философия, Древняя Философия Восточная Философия Индия Две Группы Школ Ортодоксальные С...

ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Индия Две группы школ Ортодоксальные строго следуют законам Веды Философия йоги Сформулирована во 2 веке до н.э. философос Патанджами.Основная позиция мир вечен, в мире cуществуют 2 сферы природы и людей Задача избавить человека от страданий в этом мире путем освобождения ума от материи. Неортодоксальные не являются поддержателями законов Веды Философия буддизма Основана в 6 в до н.э. царевичем Сиддхардом Буддой .Учение Будды мир вечен, никем не создан состоит из 5 первоначал и дхарм.

Душа - комбинация дхарм - смертна.Cмысл жизни уйти в мир нирваны.В 1 в. до н.э. возникают 2 направления хинаяна и махаяна. Китай Возникает во 2 тыс. до н.э религиозно-мифологическое мировоззрение мир - хаос, в котором небом управляет ян мужское начало , а землей - инь женское .1 тыс. до н.э натурфилософская концепция в результате взаимодействия эфира ци на нь и ян появилось 5 первоначал и дао путь . Даосизм Основан Лао-цзы в 604 г. до н.э.Дао - всеобщая закономерность, первооснова и завершение всего существующего вечно и безымянно, бестелестно и бесформенно присутствует везде. Конфуцианство Основатель - Кун-цзы 551 - 471 гг. до н.э. .Небо - высшая сила и грозный повелитель, судьбаи рок. Идеалы конфуция - в прош- лом. Основа порядка в стране - ли церемонии и ретуалы . Каждый должен следоватьдао - правильный путь .Конфуций развивал концепцию политики лучше , если бы народ знал, поэтому нужно его просвещать.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Материалистическая философия Древней Греции Милетская школа Файес 624 - 547 гг до н.э. Архэ первоначала мира - вода, в воде зародилась жизнь.

Анаксимандр 610-546 гг. до н.э. Архэ - это апейрон первоначальная материя, из которой возник мир сочитание противоположностей . Анаксимен 588 - 525 гг. до н.э. Архэ - воздух, от степени его уплотнения появляются вода, огонь, земля и т.д. Гераклит Эфеский к .6 - н. 5 вв. Архэ - огонь, душа состоит из огня и воды - Ради минутной слабости человек пьет вино - он разжижает свою душу . Элиаты Ксенофан и Зенон сер. 6 - н. 5в. Все в мире из воды и земли.

Мир вечен , неизменяем, в целом постоянен.Движение - диaлектика прерывного и непрерывного. Эмпидокл 490 -430 гг. до н.э. Выделяет 4 формы мира земля, вода, огонь и воздух, на которые действуют активныеначала Вражда и Дружба, под влиянием которых корни мира перемещаются. Анаксгор 500 - 428 гг. до н.э. продолжатель ЭмпидоклаСуществуют гомеомерии - первоначала материи.Нус - умы обусловлены смешиванием и разделением гомеометрии.

Источник движения противостоит материи.Атомистическая концепция Левкипп и Демокрит Левкипп 500 - 440 гг до нэ Небытие существует нисколько не менее, чем бытие совокупность атомов . Изменение вещей - результат изменения порядка и положения атомов.Демокрит 460 -370 гг до нэ Выделяет 2 вида качеств первичные зависящие от свойств аома - плотность, величинна , вторичные появляются когда вещь воспринимается человеком - вкус, запах . Идеалистическая философия Древней Греции Орфейская школа Орфей Говорил о переселении души, считал, что вести чистую жизнь - это значит соблюдать религиозные ретуалы, воздерживаться от живой пищи. Пифагор 582 - 500 гг до нэ . Считал, что истинное познание лежит через разум и логику, результат деятельности которой является математика.

Вся Вселенная - гармония и число, мир возникает изпротивоположностей.Школа софистов 5 в до нэ Протогор 481-411 гг до нэ Человек - мера всех вещей, каким человек видит мир, таким он его и воспринимает.

Объективной истины не существует. Горкий 483-373 гг до нэ Отрицает существование если существует, то непознаваемо, а если существует и познаваемо, то знания свои не может передать другому. Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем только ему. Сократ 469-399 гг. до н.э. Считал, что цель философии - научить человека, как должно ему жить. Язнаю только то,что я ничего не знаю - с этого начинается путь познания. Существует 2 вида извлечения знаний ирония и майевтика.Платон 427-347 гг. до н.э. Парадокс знаний если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать . Душа бессмертна - она причина самого себя. Аристотель 324-322 гг. до н.э. вершина классич. антич. философииПроблема философии проблема отношения единичных вещей и общих понятий идей . Высшие роды бытия - категории отрожают объективные отношения вещей .Источник движения, существующий вне материи - форма активное начало . Эллинско-римская философия Эпикур 341-270 до н.э. Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из позиции вечности материи,обладающей внутренним источником движения.Стоики к.4в до н.э Зенон и ХрисиппМесто и роль науки определили следующим образом логика - ограда, физика - пло-дотворная почва, этика - ее плоды, главная задача философии - в этике.

Скептики 4 в до н.э Пиррон, Аркселай, КарнеадПроповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия атараксии и тем самым счастья, которое и есть цель философии.

Средневековая философия В странах западной Европы 5-15 века. Господствующая идеалогия - религиозная.Мистика - познание бога через чувства, эмоции без участия разума.

Бернар Клервосский 12 в. Путь познания мира смирение, любовь, удивление перед Богом, экстаз.Схоластика - путь познания бога - рационально-логический Фома Аквинский 13 в. Познание Бога интуитивное познание загробный мир , мистический вера , разум,рациональные доказательства существования Бога. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Возникает в 9 в с принятием Христианства на Руси. До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия Ломоносов М.В. 1711-65гг. Основоположник материалистической философии в России.

Считал, что разнообразиеявлений природы обусловлено разными формами движения материи, основнымисвойствами которой являются протяженность, сила инерции, форма, непроница-емость, механическое движение.Радищев А.Н. 1749-1802гг. Пытался применить в материалистической системе доказательств смертности душидиалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что настоящее чревато будущим . Первая четверть 19 в. Западники - П.Я.Чаадаев 1794-1856 гг Н.В.Станкевич 1813 1840гг. Считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа.

Истинная религия - католицизм.Герцен Александр 1812-1870 Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала стремился найти и сформулировать новый метод познания . Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами тогда начнется пора сознательного деяния это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой . Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.

Белинский 1811-1848 Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее духовное есть деятельность физического.

Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы неправы, противопоставляя Россию и Западную Европу. Чернышевский 1828-1889 Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени.На историю влияют силы зла , т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.

Словянофилы - И.В.Киреевский 1806-56гг А.С.Хомяков 1804-60гг. Стремились обосновать необходимость особого пути развития России.Считали, что русские могут расчитывать на прогресс, т.к. истинной религией являетсяправославие, а основа общественной жизни - религия народа, определяющая характерего мышления.Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия В.С.Соловьев 1853-1900гг. Представил слудующую картину мира существует один божественный мир в трех главных сферах субстанции, умственной чувственной , человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть. Иванов-Разумнин Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падениюморали.

Считал,что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенство-вание личности.Н.А. Бердяев 1874-1948гг. Существует 2 вида свободы иррациональная первоначальная, хаос и разумная сво-бода в боге , преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека.

Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения Индия 6 век д.н.э. Философия буддизма Неортодоксальная школа не являются поддержателями законов Веды Основана царевичем Сиддхардом Буддой . Учение Будды мир вечен, никем не создан состоит из 5 первоначал и дхарм. Душа - комбинация дхарм - смертна.Cмысл жизни уйти в мир нирваны В 1 в. до н.э. возникают 2 направления хинаяна и махаяна . 2 веке д.н.э. Философия йоги Ортодоксальная школа строго следуют законам Веды Сформулирована философом Патанджами.

Основная позиция мир вечен, в мире cуществуют 2 сферы природы и людей Задача избавить человека от страданий в этом мире путем освобождения ума от материи.Китай 2 тыс. д.н.э. Религиозно-мифологическое мировоззрение Мир - хаос, в котором небом управляет ян мужское начало , а землей - инь женское . 1 тыс. д.н.э. Натурфилософская концепция В результате взаимодействия эфира ци на инь и ян появилось 5 первоначал и дао путь . 604 г. д.н.э. Даосизм.

Основан Лао-цзы Дао - всеобщая закономерность, первооснова и завершение всего существующего вечно и безымянно, бестелесно и бесформенно присутствует везде. Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения 551 - 471 гг. д.н.э Конфуцианство. Основатель - Кун-цзы Небо - высшая сила и грозный повелитель, судьба и рок. Идеалы Конфуция - в прошлом.Основа порядка в стране - ли церемонии и ритуалы . Каждый должен следовать дао - правильный путь . Конфуций развивал концепцию политики лучше , если бы народ знал, поэтому нужно его просвещать.

Античная философия Материалистическая философия Древней Греции 624 - 547 гг д.н.э Милетская школа Файлес Архэ первоначала мира - вода, в воде зародилась жизнь 610-546 гг. д.н.э Милетская школа Анаксимандр Архэ - это апейрон первоначальная материя, из которой возник мир сочетание противоположностей . 588 - 525 гг. д.н.э Милетская школа Анаксимен Архэ - воздух, от степени его уплотнения появляются вода, огонь, земля и т.д. сер.6-нач.5вв Милетская школа Гераклит Эфеский Архэ - огонь, душа состоит из огня и воды - Ради минутной слабости человек пьет вино - он разжижает свою душу . сер.6-нач.5вв Элиаты Ксенофан и Зенон Все в мире из воды и земли.

Мир вечен, неизменяем, в целом постоянен. Движение - диaлектика прерывного и непрерывного.Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения 490 -430 гг. д.н.э Эмпидокл Выделяет 4 формы мира земля, вода, огонь и воздух, на которые действуют активные начала Вражда и Дружба, под влиянием которых корни мира перемещаются. 500 - 428 гг. д.н.э Анаксгор продолжатель Эмпидокла Существуют гомеомерии - первоначала материи.

Нус - умы обусловлены смешиванием и разделением гомеометрии.Источник движения противостоит материи 500 - 440 гг д.н.э Атомистическая концепция Левкипп Небытие существует нисколько не менее, чем бытие совокупность атомов . Изменение вещей - результат изменения порядка и положения атомов 460 -370 гг д.н.э Атомистическая концепция Демокрит Выделяет 2 вида качеств первичные зависящие от свойств атома - плотность, величина , вторичные появляются когда вещь воспринимается человеком - вкус, запах . Идеалистическая философия Древней Греции Орфейская школа Орфей Говорил о переселении души, считал, что вести чистую жизнь - это значит соблюдать религиозные ритуалы, воздерживаться от живой пищи. 582 - 500 гг д.н.э Пифагор Считал, что истинное познание лежит через разум и логику, результат деятельности которой является математика.

Вся Вселенная - гармония и число, мир возникает из противоположностей. 481-411гг д.н.э Школа софистов Протогор Человек - мера всех вещей, каким человек видит мир, таким он его и воспринимает.Объективной истины не существует. 483-373 гг д.н.э Школа софистов Горкий Отрицает существование если существует, то непознаваемо, а если существует и познаваемо, то знания свои не может передать другому.

Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем только ему Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения 469-399 гг. д.н.э Школа софистов Сократ Считал, что цель философии - научить человека, как должно ему жить. Я знаю только то,что я ничего не знаю - с этого начинается путь познания.

Существует 2 вида извлечения знаний ирония и майевтика. 427-347 гг. д.н.э Школа софистов Платон Парадокс знаний если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать . Душа бессмертна - она причина самого себя. 324-322 гг. д.н.э Школа софистов Аристотель Вершина классич. антич. философии Проблема философии проблема отношения единичных вещей и общих понятий идей .Высшие роды бытия - категории отражают объективные отношения вещей . Источник движения, существующий вне материи - форма активное начало . Эллинско-римская философия 341-270 гг д.н.э Эпикур Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из позиции вечности материи, обладающей внутренним источником движения. конец.4 в д.н.э Стоики Зенон и Хрисипп Место и роль науки определили следующим образом логика - ограда, физика - плодотворная почва, этика - ее плоды, главная задача философии - в этике. 4 в д.н.э Скептики Пиррон, Аркселай, Карнеад Проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия атараксии и тем самым счастья, которое и есть цель философии.

Средневековая философия 5-15 века. Мистика В странах западной Европы Господствующая идеология -религиозная.Мистика - познание бога через чувства, эмоции без участия разума. 12 в Бернар Клервосский Путь познания мира смирение, любовь, удивление перед Богом, экстаз.

Схоластика - путь познания бога - рационально-логический Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения 13 в Фома Аквинский Познание Бога интуитивное познание загробный мир , мистический вера , разум, рациональные доказательства существования Бога. Философия ренессанса Гуманизм в Италии 1304-1374 гг Франческо Петрарка Первый Гуманист.

Основные идеи гуманистической философии 1. Природное начало человека 2.Антиаскетизм 3.Радость земного существования 4.Проблемы достоинства человека 5.Гармония материальных и духовных начал. 1265-1321 гг Данте Алигери Все христианские постулаты неизменная истина.

К блаженству ведут два пути 1.человеческий разум 2.духовное поучение исходящее от Бога Бог и человек не противостоят друг другу -это взаимное единство.Натурфилософия Ренессанса 1546-1600 гг Джордано Бруно Основной призыв его философии борьба за добро.Основная задача человека-преодоление страха.Мерило нравственности -поступки человека.Человек должен стремиться к бесконечности.

Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения Социальные теории. 1469-1527 гг Идеология централизованного государства Никклло Маккиавелли Одно из главных -понимание общества, как суммы независимых индивидуумов. Побудительный момент действия человека-эгоизм.Человек скорее забудет смерть отца, чем момент лишения имущества .Государство независит от церкви.Необходимо государство светское, а не церковное.Государь, который встал на путь создания централизованного государства должен быть одновременно и львом и лисицей. 1479-1535 гг Предшественник утопического социализма Томас Мор Главное его произведение -книга Утопия .Утопия-место которого нет. На этом острове частной собственности нет.Труд-это обязанность всех членов общества.Государство осуществляет учёт и распределение всех произведенных продуктов, а непосредственной организацией производства занимается община.

Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения 1568-1639 гг Предшественник утопического социализма Томмазо Компанелло Автор учения- Город солнца .В своём учении он отстаивает единство церковной и светской власти.

Государственное устройство солнечного города во главе-жрец, первый духовник.Его помошники-Власть, Мудрость, Любовь, которые занимаются вопросами войны и мира, ремеслом, свободным искусством, образованием, контролем рождаемости, воспитанием, медициной.Компанелло придерживается взглядов истинного христианина.Призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации.

Убежден в возможности осуществления этого силой масс, силой переворота, восстания.Выдвигает требование всемирного объединения людей под властью Папы. Философия нового времени Начало формирования философского мышления нового времени. 1561-1626 гг Фрэнсис Бэкон Основная задача философии-познание природы и подчинение её власти человека.Признаёт существование Бога, но в своей философии он материалист.

Познание начинается с чувственного опыта.Чувственное познание-это опыт и эксперимент. Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения 1596-1650 гг Рене Декарт Рационалист. Ставит проблему нового метода научного исследования.Всё имеет свою причину.Существует вокруг меня объективный мир, как причина моих впечатлений, ощущений .Этот окружающий мир-субстанция.Она обладает двумя категориями 1.модусы-случайные свойства субстанции 2.атрибуты- необходимые свойства субстанции.

У человека есть врожденные идеи, например, идея Бога. Английская философия 17 века. 1588-1679 гг Томас Гоббс Рационалист материалист.Общее понятие-универсалии-названия, которые мы даем вещам.Разрабатывает теорию истины.Истина не в вещах, это свойство суждений о вещах.Социальная доктрина люди от природы равны.Сначала война всех против всех, затем люди поняли что они погибнут, и договорились о создании государства, отдавая ему все права. 1632-1704 гг Джеймс Локк Основное в его философии-гносеология.Нет врождённых идей, всё познание из опыта и в опыте.Первичные качества присущи вещам независимо от того воспринимаем мы их или нет объём, форма, число, движение.Вторичные качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства цвет, запах, вкус. Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения Рационализм европейской философии 17 века. 1632-1677 гг Бенедикт Спиноза Заимствует терминологию Декарта.Врожденных идей нет.Человек должен познать свои аффекты вожделение, радость, печаль.Существующие государства-это способы обуздания людей.

Один из основоположников критики Библии. 1646-1716 гг Готфрид Вильгельм Лейбниц Рационалист.Его философия -переход от материализма к объективному идеализму.Внутренняя активность-энтопикия-душа свойственная каждой манаде.Каждая манада-соединение прошлого и будущего-живое зеркало Вселенной Философия 18 века. 1685-1753 гг Джордж Беркли Переход от субъективного идеализма к объективному идеализму.Вещи вокруг нас-это комплексы наших ощущений.Существовать значит быть воспринимаемым. 1711-1766 гг Дэвид Юм Субъективный идеализм.Человеку даны ощущения и на этой основе возникающие эмоциональные состояния.Мы незнаем что за нашими ощущениями.Существует ли Бог? Это абсолютно не доказано.Я не знаю что такое Я. Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения Французская философия 18 века. Просвещение. 1694-1778 гг Франсуа Мари Аруэ Волтер Мир-целесообразен, а человек-разумен.Значит есть разумный творец.Отрицает наличие души у человека.

Если Бога не было, его следовало бы выдумать .Любое проявление деспотизма-бессилие.

Различал три вида правления деспотизм, монархия, республика 1712-1778 гг Жан-Жак Руссо Основная тема философских рассуждений-судьба личности в обществе.Чувства просыпаются в человеке раньше, чем разум, следовательно, они важнее.Гармонии в обществе нет. Три ступени общественного неравенства 1.расслоение на богатых и бедных 2.возникновение государства богатые и бедные заключают договор о власти . 3.законная власть превращается в деспотизм.

Энциклопедисты. 1713-1784 гг Дени Дидро Природа никем не сотворена и в не её нет ничего.Мир вокруг нас постоянно зарождается и исчезает.Получает заказ от французских издателей составить план французской энциклопедии Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения Немецкая классическая философия 1724-1804 гг Иммануил Кант Два периода творчества до критический и критический.Учение о познании.Источники познания чувственность, рассудок.Суждения ноумены - субъект предикат . Виды суждений 1.аналитические суждения-повторяет то, что заключено в 2.синтетическое суждение-добавляет новое в характеристике Существует всеобщий нравственный закон.Религия-способ заставить людей быть нравственными. 1770-1831 гг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Философия основана на идеализме.Исходное понятие-абсолютная идея-начало начал.Её атрибуты все общность, деятельность.

Философская система логика, ф.природы, ф.духа.Философия духа включает в себя учения о субъективном, объективном и абсолютном духе. 1804-1872 гг Людвиг Фейербах Ученик Гегеля выступает против его идеализма.

Критика религии и теологии.Религия возникает в результате бесправия и невежества людей.

Для того, чтобы преодолеть религию, необходимо изменить социальную жизнь людей.Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения 1818-1883 гг 1820-1895 гг Карл Маркс Фридрих Эгельс Создают диалектический материализм. 1.соединение диалектики и материализма 2.распространение материализма на область истории 3.общественное бытие является первичным определяющим общественного развития 4.разработка основных категорий философии, как универсальных законов бытия 5.раскрытие общесоциологических законов развития общества 6.создание прогресивно-формационной теории общества.

История Русской философии Возникает в 9 в Христианство на Руси До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия 1711-65 гг Ломоносов М.В Основоположник материалистической философии в России.

Считал, что разнообразие явлений природы обусловлено разными формами движения материи, основными свойствами которой являются протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость, механическое движение 1749-1802 гг Радищев А.Н Пытался применить в материалистической системе доказательств смертности души диалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что настоящее чревато будущим . 1794-1856 гг 1813-1840 гг Западники П.Я.Чаадаев Н.В.Станкевич Считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа.

Истинная религия - католицизм. Хроноло- гия Персонали, имена, школы Основные положения учения 1806-56 гг 1804-60 гг Словянофилы - И.В.Киреевский А.С.Хомяков Стремились обосновать необходимость особого пути развития России.Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни - религия народа, определяющая характер его мышления. 1812-1870 гг А.И.Герцен Сфера философии - разум, умозрения, считал, что только оргвническое соотношение между естествознанием и философией открывает человеку истину сущего - единый, всеохватывающий разум. 1811-1848 гг В.Г.Белинский Считал, что идея идей - социализм, верит в то время, когда не будет богатых, не будет бедных, но будут братья, будут люди , и поэтому нет ничего выше благороднее, как способствовать его развитию и ходу Конец 19 - начало 20 вв религиозная философия 1853-1900 гг В.С.Соловьев Представил слудующую картину мира существует один божественный мир в трех главных сферах субстанции, умственной и чувственной , человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть. Иванов-Разумнин Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падению морали.

Считал,что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенствование личности. 1874-1948 гг Н.А. Бердяев Существует 2 вида свободы иррациональная первоначальная, хаос и разумная свобода в боге , преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека. 1 1304-1374 1. 2 3 4 5 ? 1265-1321 ? 1 2 ? 2. 1. 1546-1600 ? 2 1469-1527 1479-1535 1568-1639 1 1561-1626 1596-1650 1 2 2 17 1588-1679 1632-1704 3 17 1632-1677 1646-1716 4 18 1685-1753 ? 1711-1766 ? 5 18 1694-1778 1712-1778 1 ? 2 3 ? 1713-1784 1724-1804 1 2 ? 1770-1831 1804-1872 1818-1883 1820-1895 1 ? 2 3 4 , 5 6 1 1 ? 2 3 ? 354-430 2 1091-1153 3 ? 1225-1272 19 1. 1 1798-1857 1 2 3 1806-1873 1820-1903 2 1838-1916 1843-1896 2. 1788-1860 1813-1855 1 , 2 3 1844-1900 3. 1856-1939 3 1 2 , 3 3 1 2 3 1 2 60 1900-1980 1 2 3 1 2 3 30 20 1. 2 Философия древнего Востока.

Филсофия Древней Индии Основные положения 1.Брахмаизм 6 даршан миманса, веданта, сакхья, ньяя, вайшешика, йога. 2.Чарваки. 3.Буддизм. 4.Джаийнизм.

ЙОГА 2 в.н.э Мир вечен, никем, никогда не был создан, остоянно развивается делится на мир приоды и мир людей.

Мир природы- гормоничен и спокоен мир людей- мир страданий.

Целью людей является освобождение ума от материи. должен стремится к двум состояниям 1. Сосредоточенный ум неподвижен. 2. Сдерханным - погружен в самого себя. БУДДИЗМ 6 в. д.н.э Мир вечен, никем никогда не создан. Сущность мира- изменеие развия. Мир состоит из пяти первичных элементов вода, огонь, земля, воздух, проранство.Имется 4 истины мир полон страданий, ичина страданий в самом челвеке, его страстях, страдание может быть преодалено, для этого необходимо освбодится от желаний, от жажды жизни, путь освобождения- благородный, срединный, восьмеричный путь правильные взгляды владение четырьмя благородными истинами , правильные стремления, правильная речь, правильное поведение не причинять зла животным , правильный образ жизни, правильное усилие контроль за состоянием психики , правильное направление мысли дстичь понимая того, что в мире ничто не приставляет ценнности , правильное сосредоточение полная отрешеннность от всего, безразличие . ХИНАЯМА направление буддизма 1 в. д.н.э Человек должен спасти сам себя. Будда- человек, основавший доктрину. Смысл жизни- отрешится от мира, попасть в нирвану.

Имеется культ внешних спасителей.

Будда- воплотившееся божество. Имеется множество Будд, так как люди достигшие нирваны стали Буддами , но не ушли в Нрвану, а остаись в миру для спасения людей.Смысл жизни- попасть в рай, избежать ада. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ В китайской философии считается, что имеется наполняющую Вселенную силы ЯН и ИНЬ. Он обуславливают сущность пяти элементов природы влаги, ветра, тепла, сухости, холода.

Пь новных человечиских функций мимика, зрение, речь, слух, мышление. Пять основных чувств забота, страх, гнев, радость. созерцательность.КОНФУЦИЙ 552-479 д.н.э Не сформировал собственного учения, но собрал 5 класическх произвдений Древно Китая. Философия Китая имеет в сонове 5 условий разумного порядка мудрость, гуманность, почитание старших, верность, мужество.

Она имеет основной задачей - построение общественного устройства, основанног разуме, и дающее индивиду возможность самосовершенствоваться и выполнять свое назначение в действии для всех. ЛАО-ЦЗЫ 604 д.н.э Основатель Даосизма.Сверхземное ДАО- величайшее существо, первопричина всего бытия, которому сново все возврящается. В основе земного Дао лежит сянь прообразы, идеи вместе с ДЭ действ. силы . В соответствии с ними должен жить человек - от части дмащий, от части действущий тоесть заниматся увей невозмутимое спокойтвие . АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Имееется два направления идеалистическое, и материалистическое Древняяя Греция Материалисты ставят проблему архе - первоначала мира. Милетская школа Фалес 624-547 д.н.э Архе- это вода. Мир произошел из воды, в воде зародилась жизнь.

Анаксимандр 610-546 д.н.э Архе- это апейрон, проматерия из которой возник мир, являющий собой сочетание противоположностей теплое и холодное, сухое и влажное.

Из этой проматерии возникают четыре превоэлемента огонь, вода, земля, воздух. Наш мир один из множества других миров. Анаксимен 585-525 д.н.э Архе- воздух. В зависимости от степени уплотнения появляются вода, огонь, земля, камень, металл, ветер, облака. 580-430 Элиаты Ксенофан 580-487 д.н.э Все в мире состоит из воды и земли.Боги-порождение людского ума. Бог - это сама природа Пармегид 540-480 д.н.э Ставит вопрос о путях познания окружающего мира. Нельзя доверять чувствам, нужно руководствоваться рациональным познанием. Зенон 490-430 д.н.э Ставит вопрос о природе движения.

Движение- диалектика прерывного и неприрывного. Отрицание движения- обман чувств. Чувствам доверять нельзя. Гераклит 544-483 д.н.э Мир никем не создан, он вечен, он закономерно воспламеняется и угасает. Из чистого разума, логоса путем раскола и борьбы произошло множество вещей.Все течет, но в этом течениии властвует логос, как закон. Мудрость- есть познание разума, быть мудрым означает склонится перед логосом и подчинится ему. Только таким путем человек может обрести душевную ясность высшее счастье Эмпедокл 487-424 д.н.э Четыре начала, корня мира земля, вода, огонь, воздух.

Эти корни пассивны, но на них действуют активные силы вражда и дружба. Под их влиянием корни мира постоянно перемешиваются. Образование жизни из четырех коррней под влиянием дружбы возникают части животных, происходит соединение отдельных частей.Случайные, неоправданные соединения порождают чудовищ.

Анаксагор 500-428 д.н.э Нельзя употреблять термины - возникает и уничтожается. Надо говорить смешивается и разделяется. В основе всех вещей существуют семена геометрии, это проматерия. Ничто не возникает изначально и ничто не пропадает. Нус ум - сила разделяющая и сливающая. Источник движения противостоит материи. Демокрит 460-371 д.н.э В основе материи лежат атомы. Пустота вне атома, пространство вне материи.Если бы небыло пустоты, то невозможно было бы разделить яблоко.

Атомы различаются формой огонь из шарообразных, земля из кубических и т.д. Демокрит выделял два вида качества 1. первичное качество зависящее от свойств атомов плотность, величина, рыхлость. 2. Вторичное качество вещь воспринимается человеком горячеее, холодное, вкус, запах. Представление о космосе, по мнению Демокрита - миры бесчисленны и различны по размерам, Одни миры растут, другие разрушаются погибают друг от друга.ИДЕАЛИЗМ Орфей Требует вести чистую жизнь, религиозные церимонии.

Вино должно восприниматься как символ слияния с богом. Главный бог Вакх-бог вина. Пифагор 580-500 д.н.э Говорил о бессмертиии души. Тело- гробница души. Необходимо выбраться из кру перевоплощения. Изучать науки. Труд- идеал презренных, только разум дооен почитания. Чувственное познание не является истинным. Математика- деятельность логики и мысли. Вся вселенная- гармония и числа. СОФИСТЫ Протагор 480-410 д.н.э Человек есть мера всех вещей- сущих в их бытии и несущих в их небытии.Поэтому невозможна общезначимая истина.

Все относительно. Для одного итого же человека никогда одно и то же не бывает истинным. Ничего не существует. Если бы что-либо существовало, то оно было бы непозноваемо. Если бы даже что-нибудь существовало и оно было бы позноваемо, то знания о нем нельзя было бы сообщить другим. Сократ 469-399 д.н.э Цель философии не познание мира, а научить человека, как надо жить.Выделяет два вида знаний конкретное и обстрактное.Я заню то, что я ничего не знаю . С этго начинается путь познания.

Источник знания- внутренний голос. Знание уже находится в душе человека, надо его только от туда извлечь. Итог познания- три основные добродетели умереность, храбрость, справедливость. Платон 427-347 д.н.э Существует два мира мир идей-истинное бытие, мир изменчивых непостоянных вещей. Вещи- смесь бытия и небытия, идеального и неидеального. Наш мир- мир теней, отражение истинного мира. Пародокс знаний- если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать.Если ты ничего не знаешь, то как найдешь, что искать.

Учение о душе- душа бессмертна, является причиной самой себя. В ней находятся все предзнания. Предзнание- знание о сущьности вещей. Сущьность вещи- идея. Платон приходит к мысли, что идеи существуют в другом мире. Платон выделяет идеальное время, когда люди рождались из земли, не нуждались в жилище, занимались философией. Затем возникла необходимость борьбы, самосохранения. Идальное время уходит в прошлое.Возникает государство. Идеальное государство- правят немногие, но способные, одаренные от природы, с многолетней подготовкой.

Каждый занимается своим делом работники, воины, стратеги, правители-философы.Произведения Апология , Пир , Государство , Законы и т.д. Арестотель 384-322 д.н.э Система наук- теоретическая пзнание ради самих знаний практическая рекомендации для поведения человека творческая пзнание с целью принесения пользы . Главная проблема- отношение единичных вещей и общих понятий идей . Идеи существуют не реально, а как результат нашего познания.

Характеристики сущности количество, качество, отношение, место, время, положение состояние, действие, страдание. Первый принцип- несотворимость материи. Материя вечна, но она существует ака возможность вещей. Она пассивна и неподвижна. Активное начало- форма, источник движения который существует вне материи. В результате действия формы на материю получается веш. Бог бестелесен, его сущьность- невозможность.Наивысшая действительноссть- это ум. Человек- политическое животное.

Труды Метафизика , Физика , Политика , О живоных и др. ЭЛИНСКО-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Эпикур 342-271 д.н.э Вся вселенная состоит мз атомов, движущихся и взаимодействущих, помимо них нет ничего, кроме пустого прстранства. Бесконечное число миров- столкновения и рзъинения атомов. Из атомов состоят все вещи, а так же душа. Цель познания природы- освобождение человека от страха смерти и от суеверий.Это необходимо для достижения спокойствия, невозмутимости, в которых и есть истинное благочестие.

СТОИКИ Зенон Посидопий Марк Аврелий 336-246 д.н.э 135-51 д.н.э 121-190 Бог и природа едины. И человек- часть этого. Миром в целом управляет, пронизывающая его, сила- божество. Все происходит согласно внутренней и абсолютной необходимостью. Но существует и свобода воли. Ради нее надо жить в согласии с природой и сообразно разуму. Нравственность - самосохранение и самоутверждение. Грех - саморазрушение.Гарантия счастья - правильные желания и воздержание, тоесть развитие личности впротивовес внешнему влиянию, не склонение ни перед какой силой.

СКЕПТИКИ Аркесилай Энезидем 315-240 до н. э. Выдвигают сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.Энезедем указывает 10 принципов скептицизма первые шесть- это различие живых существ, людей, органов чувств, состояний индивида, положений, расстояний, мест, явлений по их связям последнии четыре принципа- это смешанное бытие воспринимаего объекта с другими объектами, относительнось вообще, зависимость от количества восприятий, зависимость от уровня образования, нравов, законов, филосовских и религиозных взглядов.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Западная Европа 5-11 век РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО Становление философии христианства. Основные проблемы вопрос о триединстве Бога проблема Христа, как бога и как человека одновременно.Имелось два направления монофизты Иисус только Бог, взевший на время человеческое тело дифизиты Иисус и человек и Бог одновременно, у него две природы . Кроме того христианство делится на западное и восточное.

Западное Бог отец равен Богу сыну, от них святой дух. Восточное Бог отец, Бог сын, Бог святой дух. Августин 354-430 Человечество искушено жертвой Иисуса. Роль Иуды выше роли Христа, так как он пжертвовал своей честью. Возврат к прошлому невозможен. Вся история заключется между грехопадением и страшным судом. Нужно различать два сообщества людей земное и божественное.Земное создано любовью людей к самим себе, доведенное до презрения к Богу. Божественное создано любовью к Боогу, доведенное до презрения к самому себе. Пренадлежность человека к тому или иному сообществу предопределена Богом еще до рождения человека.

МИСТИЦИЗМ Познание Бога возможно только через чувства, через эмоции, без участия разума. Берман-Клервоский Франц. 1090-1153 Путь познания бога очень сложен сстоит из четырех этапов 1.Почувствовать себя ничтожеством перед лицом Бога. 2.Любовь к Богу. Человека возлюбить нельзя.Истинная любовь только к Богу 3.Удивление перед Богом, восхищение им. 4.Соединение всех предшествуих нравственных состояний приводит к экстазу.

В момент экстаза происходит слияние человека с Богом. Бог открывается человеку.Человек - ничто по сравнению с Богом. Труды Textes choisis Майстер Экхарт Герания 1260-1327 Душа человека содержит в себе искорку божью- это сущьность человеческой души. Благодаря этому возможно возможно мистическое познание бога. Путь мистического познания начинается с искреннего покаяния, отрешение от самого себя. Человек должен целиком погрузится в мысли о Боге. Свою мысль и судьбу отдать Богу. Проникнуться мысю, что все зависит от Бога. В результате получаем не только познание Бога, но и освобождение от греха.

Учение о грехе Грех- испытание, которое Бог посылает изранным или людям для того, чтобы они могли покаятся. Если человек безгрешен, то ему невчем каяться, значит грех необходим.Работы Проповеди и рассуждения СХОЛАСТИКА Фома Аквинский Италия 1225-1274 В познании мира и бога необходимо использовать разум и логику.

Имеются форма и материя. Они не являются первоначалами мира. Материя сотворена богом из ничего. Формы 1.Субсистентные- не нуждающиеся в материи, порождают ангелов. 2.Субсистентные, но нуждающиеся в слиянии с материей- порождают человеческие души. 3.Материальные воздействуют на материю. Результат- вещь. Аквинский принимает существование чувств и логического познания. Все начинается с ощущения.Врожденных идей нет, все зависит от опыта.

Познание Бога предполагает три пути 1.Интуитивное для загробного мира 2.Мистическое, через веру. 3.Логическое, через разум. Пять доказательств существования бога 1.От движения. Когда движется одно тело, движется другое тело. В конце концов должна бытьпервопричина движения - Бог. 2.Вещи имеют разную степень совершенства от менее совершенных к более.В конце концов должно быть абсолютное совершенство- Бог. 3.От несамобытности вещей. Никакая вещь не возникает из ничего.Значит должно быть что-то, что создало начало - Бог. 4.От случайности вещей.

Случайность не существует без неба. От целесообразности вещей и природы. Все так целесообразно, что очевидно, что это кем-то задумано, т.е. существует Бог. Работы Summa contra gentiles , Summa theologiae , Quaestiones disputatae . Учение о человеке человек- промежуточное звено между духовным и материальным. Человек свободен выбирать между добром и злом. Свобода воли знание.Она связана с уровнем позновательной связи человека. Совершенство связано с блаженством, с деятельностью.

Высшая форма деятельности - познавательная. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ СЕНСУАЛИЗМ Френсис Бекон 1561-1626 Основная задача- познание природы и подчинение ее власти человека. Истина двойственна от бога, от природы. Философия материалистична.Предпассудки мешающие нашему сознанию идолы или призраки Первая группа - идолы рода родовая сущность человека переносится на природу . Вторая группа - пещеры в процессе воспитания у человека складывается определенное мировосприятие, которое переносится им на природу . Третья группа - идолы рынка обыденный язык в науке приводит к несогласованности мнений . Четвертая группа - идолы театра вера в авторитеты . Познание начинается с чувственного опыта.

Чувственнное познание - это опыт и эксперимент. Метод индуктивный метод исследования. Томас Гоббс 1588-1679 Рационалист и материалист. Существуют только конкретные вещи. Показатели познания - чувства.Гоббс разработал теорию истина не свойство вещей, а свойство суждений о вещи. Гоббс - представитель механистического материализма.

Человек-механизм, действующий по законам механики. Социальная доктрина люди от природы равны, у всех страсть сохранить себя, свою свободу, господствовать над другими и возникает война всех против всех. Затем по договору создаются государства. Работы Левиафан , О человеке , О гражданине , О теле . Джон Локк 1632-1704 Нет врожденных идей, все познается из опыта и в опыте.Душа разум - чистая доска . В интелекте нет ничего, чего бы не было в чувствах.

В своем сознании можно обнаружить общее. Качества вещей имеют двойственную природу первичные - присущие вещам объем, форма, число, расположение, движение . Вторичные, возникающие в результате действи тел на наши чувства цвет, запах и т.д Нет врожденных нравственных идей. Работы Опыт о человеческом разуме . РАЦИОНАЛИЗМ Рене Декарт 1596-1650 Считает основой познания- логику. Ставит проблему нового метода научного исследования.Выдвигает четыре принципа считать истиной лишь то, что с очевидностью считается таковым каждое затруднение в процессе познания надо разделять на столько частей, сколько возможно, и разрешить его мыслить по порядку, начиная с легкого и простого составить такие полные перечни и обзоры, что быббыть уверенным, что ты ничего не забыл.

Не вызывает сомнения факт - я сомневаюсь. Сомнение- деятельность мысли. Я сомневаюсь, я мыслю, я существую. Проблема причины - все имеет свои причины.Существует объективный мир субстанция . Кроме субстанции выделяются модусы и атрибуты - необходимые свойства субстанции модусы- случайные свойства субстанции.

Метод познания - дедукцияю. Декарт - дуалист материальные и духовные начала независимы в мире, эти две субстанции соединеы в людях. Считает, что есть врожденные божественные идеи. Работы Начала философии. Бенедикт Спиноза 1632-1677 Субстанция - реальный мир, она Бог пантеизм . Модусы - движение движение - бесконечный модус субстанции.Выделил четыре способа получения - знаний понаслышке, из беспорядочного опыта, познание причин из следствий, интуиция логическое познание . Человек должен познать свои аффекты вожделение, радость и печаль . Люди эгоистичны, естественное состояние - воина.

Существование государства - способ обуздания человеческих страстей. Спиноза критиковал библию. Готфрид Лейбниц 1646-1716 Осуществил филосовский переход от материализма к объективному идеализму.Монада - первоначальная вечная проматерия, в манаде присутствует внутренняя активность или энтомиля.

Эту активность Лейбниц называет душой, а ее проявление - это жизнь. Каждая монада - соединение прошлого и будущего, это живое вселенной. Каждая монада занимает определенное место и в мире царит гармония преустановленная богом. Теология Лейбница доказывает бытие Бога. Работы Новые опыты о человеческом разуме , Теодицея . СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ Джордж Беркли 1685-1753 Доказывает абсолютность вторичных качеств и субъективность первичныхкачеств.Вывод вещи - комплексы наших ощущений.

Создал иерархию существования существовать - быть воспринятым данным субъектом существовать на основе возможности восприятия существовать на основе восприятия другими людьми существование в восприятии Бога. Переход от субъективного идеализма к объективному. Раюоты Опыт новой теории зрения . Девид Юм 1711-1766 Человеку даны ощущения и на их основе возникает эмоцеональное состояние.Люди считают источником ощущений оьъективный мир, но это не так. Юм пытается доказать, что причинно-следственных связей не существует в объективном имре, а люди подменяют хронологической последовательностью необходимой зависимостью.

Человек - хаос впечатлений, ощущений. Есть ли бог - неизвестно. Работа Трактат о человеческой природе. НАТУРФИЛОСОФИЯ Джордано Бруно 1548-1600 Цель философии не познание сверхприродного бога, а познание природы. Природа бесконечна, существует бесконечное число миров во вселенной.Основная единица бытия - монада, в ее деятельности сливается телесное и духовное.

Высшая субстанция - монада, монад или бог. Парацелк 1493-1541 Природа - живое целое, проникнутое единой мировой душой, выступающей как всеобщий деятель в природе. Пространство - посредник между умом и материей. Человек может магическими средствами воздействовать на природу. Космическое тело состоит из земли, воды, воздуха, неба и имеет три магических начала ртуть дух , сера душа и соль тело . Стихии тепла и холода - главные движущие начала всего.Тепло - источник органической жизни, а также тонкоматериального жизненного духа у человека, кроме того имеется еще и душа, вложенная богом . Основа этики - стремление всего сущего к самосохранению.

Работы О природе вещей, согласно ее собственным началам . Социально-политические учения эпохи Возрождения Макиавнли 1469-1527 Создал теорию развития государств, в которой они возвышаются, достигают вершин, затем приходят в упадок.Судьба отождествляется с Богом. Но человек, зная закономерности и используя свою волю, может изменить свою судьбу.

Сильное государство должно иметь во главе хитрого, коварного, жестокого властителя. Работа Государь . Жак Боден 1530-1596 Считал, что нужно вырвать Францию из религиозных воин. Религия вторична. В сонове государства лежит семья. Имущественное нравственно-естественное и необходимо. Монархическая власть сравнивается с семьей в социальном плане.Географическая типизация государств умеренный климат - государство разума южное - религиозное государство северное - сильное государство.

Работы Шесть книг о государстве . Томас Мор 1479-1555 Считал, что необходимо создать новые общественные отношения, основанные на гарантированной справедливости и равном распределения общественного богатства. Все имеют право работать и обязаны это делать. Создать такое сообщество можно при помощи образованного правителя.Работа Утопия . Томазо Кампанелла 1568-1639 Предлагал создать религиозное государство царство божье на земле . Создать его нужно при помощи массового востания.

Во главе такого государства должен стоять верховный жрец и его помошники Власть, Мудрость, Любовь. Всемирное объединение должен возглавлять Папа римский и римский сенат. Работа Город Солнца ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦИИ XVIII в. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Вольтер 1694-1778 Материя вечна и несотворена, она объективно существует и движется вечно. Естественные и общественные явления происходят раздельно, религиозное объяснение природных явлений исключается.Сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Но конечная причина движения, мышления и других явлений божественна.

История - творчество людей. Работы Филосовские письма , Трактат о мегафизике . Жан Жак Руссо 1712-1778 Реальный мир вторичен, порожден богом. Познать сущность материи и сознания невозможно. Всех необходимо наделить равной собственностью. Идеальное государство - республика.Дети лишины порочных черт характера, но в последствии приобретают их в обществе, поэтому надо воспитывать их на лоне природы.

Работы Об общественном договоре или Принципы политического права. МАТЕРИАЛИЗМ Дени Дидро 1713-1784 Вечная, единая, несотворенная материя - обыкновенная реальность, а все явления - конкретные формы ее существования. Матаерия - единственная субстанция, причем ее причина заключена в ней самой. Движение не сводися к пространственному перемещению, оно еще и развитие, изменение. Обясняется оно своей противоречивостью и разнородностью.Матери и сознание едины. ознание - свойство ысокооргнизоанной материи.

В политие нужо установить конституионну монархию или республику. В социологии себялюбие являеся ванейшим мотивом поведения людей.Работы Энциклопедия , Филосовские мысли . Ламетри 1709-1751 Существует единая материальная субстанция присущая ей способность ощущать и мыслить прояляется в организованных телах эти способности обнаружиабтся при воздейтвии тела на мозг. Человеческий организм - самозаводящаяся машина, подобно часовому механизму. Происхождение растительного и животного мира едино говорит о постепенном совершенствовании материи.

Вншний мир отражается на мозговом экране . Развитие общества зависит от деятельности выдающихся людей и успехов просвещения.Труды Человек - машина , Человек-растение , Система Эпикура . Гольбах Поль Анри 1723-1789 Материя вечна и несотворена, она в процессе постоянного развития и изменения, пораждает все многообразие реального мира. Движение - способ существования материии, необходимым образом вытекающим из ее сущности.

Материя первична, а все формы сознания вторичны. Человеческий разум способен познавать мир и его законы. Сознание и воля выдающихся личностей есть решающая сила общественного развития. Работы Естественная политика . НЕМЕЦКАЯ КЛАСИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Канг Имануил 1724-1804 Существуют две формы познания чувственность способность к ощущениям , рассудок. Чувственность дает возможность познавать явления феномены . Рассудок дает возможность познавать мысленные представления.Имеются субъект и предикат то, что говорится о данном субъекте . Существует два вида суждений предикат повторяет то, что заключено в субъекте аналитическое суждение синтетические суждения предикат добавляет новое к характеристике субъекта . Кант создает две сферы науки метафизика природы, метафизика начала естествознания метафизика нравов.

Они не дают познания природы. Кант вводит термины вещь для нас и вещь в себе. Вещь в себе непознаваема. Мы можем познать мир явлений.Существует всеобщий нравственный закон категорический императив - поступай так, что бы максима твоего поступка была нормой для окружающих.

Работа Критики Гегель Фридрих Вельгельм 1770-1835 Имеется безликий разум абсолютная идея , имеет - всеобщность, деятельность.Абсолютной идее присуще диалектическое противоречие, отрицание самой себя, творит мир и человека, а затем познает самое себя. Система Гегеля состоит из трех частей логика, философия природы, философия духа. Логика начинается с понятия чистого бытия, лишенного всякого содержания и почти совпадающего с ничто.

Свидетельствует о существовании мышления. Единство чистого бытия и ничто приводит к становлению. Результат становления - наличное бытие с каиегориями качества, количества меры сущности и явления, меры противоположностей и противоречий, характеризует наличное бытие.Философия природы абсолютная идея начала существовать вне себя. Возникает природа - механика, рассматривающая инертные материи органическая физика изучает функционирующие сустемы физика изучает нефункционирующие системы.

Философия духа учение об индивидуальном сознании , истории общества, формах общественного сознания . Субъективный дух - антропология изучает духовную деятельность, связаную с телесной феноменология изучает сознание как таковое психология изучение форм сознания . Объективный дух право воплощение воли человека в вещах в отношении собственности мораль о внутреннем мире личности нравственность о семье, гражданском обществе . Абсолютный дух учение об искусстве, учение о религии, учение о философии.

Философия - абсолютно конечный продукт саморазвития духа. Философия - эпоха, схваченная в мыслях. Работы Наука логики , Энциклопедия филосовских наук . Людвиг Фейербах 1804-1872 Религия - продукт деятельности людей, она является формой связи между людьми. Люди обожествляют то, что имеет над ними какую-либо власть. Представлениея о Боге - это оторваные от человека его сущностные силы. Религия - результат бесправия и невежества.Что бы преодолеть ее надо изменить социальные условия.

Необходимость создания новой религии, как формы отношения людей друг к другу. Новая философя рассматривается, как результат взаимодействия людей. Феербах переходит на позиции метафизического материализма. Работы Сущность христианства . Карл Маркс, Фридрих Энгельс 1818-1883 1820-1895 Создали прогрессивно-формационную теорию развития общества. Соединили диалектику и материализм в диалектическом материализме.Распространили материализм на область истории.

Определили, что общественное бытие определяет сознание. Разработали основные категории философии, как законы бытия ричем универсальные . Раскрыли общесоциологические законы развития общества.Работы Капитал . К.М Манифест Коммунистической партии , Гражданская война во Франции . Ф.Э. Происхождение семьи, частной собственности и государства . ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА Конт Огюст, Джон Стюарт, Герберт Спенсер 1798-1857 1806-1873 1820-1903 Законов нет, есть явления и отсюда задача, стоящая перед людьми - получение знаний из специальных наук позитивное знание . Человечество прошло три стадии развития геологичекая фетишизм, политеизм, монотеизм метафизическая попытка построения общей картины бытия государство позитивного метода отказа от познания внутренних причин главное наблюдать и описывать.

Существует три формы правления монархия подъем средних классов - выдвижение юристов на правяшие посты - это демократический режим оборонительная эпоха правление принимают позитивисты философы, уполномоченные финансистами научно-промышленная эпоха . Работа Система позитивной политики . Мах Эрнст 1832-1916 Основной вопрос философии может быть решен как соединение материализма и идеализма или отрицание их. Создал Эмпирио-критицизм с точки зрения эмпирики. Вещь - комплекс ощущений.

Ощущения - элементы мира, не материальный и неидеальный, а нечто среднее. Нааука - только описание явлений. Критика истины - экономия мышления.Работа Анализ ощущений и отношений физического к психическому . ИРРАЦИОНАЛИЗМ Шопенгауер 1788-1860 Отрицает законы и познаваемость мира, который принципиально непознаваем.

Существует понятие - вещь в себе это воля - объективное в конкретных объектах . Воля неразумна, слепа, бессознательна находится в разладе сама с собой, неистовствует проти себя. Волящий субъект бесконечно несчастен.Последователь Буддизма, но путь в нирвану - отказ от воли. Работа Мир как воля и представления . Кьернегор 1813-1855 Вводит понятие экзистенции существования человека, как внешнее, ика и внутреннее. Экзистенция проявляется как порыв.

Разум не нужен человеку. Экзистенция характеризуется цинизмом и эротизмом. Жизнь под действием порыва, в результате скука и разочарование. Этическая жизнь человека имеет чувство долга, подчиняется нравственному закону. Результат - сухой формализм. Религиозная жизнь - человек делает выбо в пользу вечности. Выбор в пользу веры , ане разума. Вера должна быть абсурдна.Спасение - нужно принять абсурд мира и погрузиться в веру. Работы Или-или , Философские крохи . Фридрих Ницше 1844-1900 Основная характеристика личности - воля к власти якро выражена у полководцев и у правителей . Глваный критерий в умении владеть собой.

Весь мир - неприрывная борьба квантов власти каждый стремится занять главенствующее положение . Ницше поднимает проблему страдания и сострадания. Страдание возвышает человека. Высший способ преодолеть боль и болезни. Сострадание унижает человека.Отношение к слабым - презрение.

Мораль - выдумка слабых. Сильные не должны ей руководствоваться. Они стоят по ту сторону добра и зла. Христианство сформирует слабую личность. Работы По ту сторону добра и зла , Генеология морали . Фрейд Зигмунд 1856-1939 Структура личности ОНО - сфера бессознательного, руководствуется принципами удовольствия. Я - сознательное начало личности. СВЕРХ Я - моральный цензор человека.Если господствует ОНО, то человек - преступник если господствует Сверх Я, то человек - невротик вытеснение образование противоположной позиции проекция рационализация сублимация.

Метод лечения неврозов - психоонализ где было ОНО должно стать Я , человек должен осознать свои импульсы. Эмоция высказанная вслух, гаснет. Работы Я и ОНО , Психология маски , Анализ человеческого Я . ФРЕЙДО-МАРКСИЗМ Герберт Маркузе, Юн Карл Густав, Эрих Фромм 1898-1979 1875-1961 1900-1980 Объединение фрейдизма и революционных изменений.Отвергает вещизм, призывает к революции в человеческих отношениях сексуальной революции . Ввел понятие комплекса неполноценности.

Структура личности экзистенциональные потребности - потребность в общении трансцен-дентальная потребность потребность в укорененности потребность в самоидентичности потребность в системе ориентации и поклонения. Разум - гордость человека и его проклятие, люди, разум которых не развит, ен задумываются над этим. Социальные противоречия могут быть разрешены, а эгзистенциональные противоречия неразрешимы.Противоречия - знание конечности жизни и вера в бессмертие сознание бесконечности родовых возможностей и конечность индивидуальных желание полного, неограниченного взаимопонимания, и сознание невозможности этого.

Общество - система репрессий и ограничений, благодаря которым складывается философия. Идеология - защита человека от жестокой правды жизни. Механизмы язык нарушение логики софизмами социальные табу. В родовом бессознательном все укоренившееся богатство культуры, язык, фантазия, логика, память, семья.Смысл культурно-исторического процесса - освобождение индивидуальности от власти толпы, стадного инстинкта.

ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ Карл Ясперс 1883-1969 Жить одним днем - расплата за необоснованное доверие к истории. Это не сказка, а дорога, вымощенная разбитыми ценностями. Люди превратятся в выродков или станут конформистами. Установитель тоталитарный режим. Человеку присущи страхи бытовой, онкологический, страх не понять, не найти идеала, ради которого можно пожертвовать жизнью.Идеалы надо искать в своей иррациональной экзистенции.

Пограничная ситуация в которой проявляются все установки личности. Вводятся понятия судьба - ситуация и судьба - экзистенция. Работы Духовная ситуация эпохи . Альберт Камю 1913-1960 Человек должен жить в согласии с судьбой - призванием действовать без надежды на успех. Ставит ребром вопрос о самоубийстве.Жан Поль Сартр 1905-1980 Существует противопоставление молчаливого, стерильного мира и активного порыва человека. Существует два вида восприятия бытие в себе и бытие вне себя. Доктрина экзистенционализма - неучастие истории.

Она объединяет людей диаметрально противоположных взглядов. Имеет место нравственный моральный релятивизм. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЕ Ломоносов 1711-1765 Материя лежит в основе единства тел. Бог - архитектор и перводвигатель мира. Основные познания - эксперимент, математика, теория.В основе природных явлений лежит закономерное движение частиц материи, подчиненное всеобщему закону сохранения вещества и движения.

Был сторонником близкодействия. В общественных явлениях возникает процесс исключительно в связи с развитием образования, просвещения ии ремесел. Радищев 1749-1802 Осуждали самодержавие, как, наипротивнейшее человеческому естеству остояние. Объявил залогом освобождения мтраждущего общества - востание доведенного до крайности народа.В политике разделял идею круговорота вольности и рабства . Работы Ода Вольность , Путешествие Петербурга в Москву . ЗАПАДНИКИ Петр Чаадаев 1794-1856 Приверженец ряда принципов каталицизма.

Уповал на свершение земных чаяний народа, как сверхразумного целого, преодалевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством разума и мировой воли. Работы Филосовские письма , Антология сумасшедшего . Герцен Александр 1812-1870 Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала стремился найти и сформулировать новый метод познания . Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами тогда начнется пора сознательного деяния это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой . Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.

Работа Кто виноват ? Белинский 1811-1848 Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее духовное есть деятельность физического.Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция.

Славянофилы неправы, противопоставляя Россию и Западную Европу. Чернышевский 1828-1889 Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична.Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы зла , т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.

Работа Что делать ? СЛАВЯНОФИЛЫ Хомянов Алексей 1804-1860 Соборность - общий метафизический принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Человек наделен способностью устремиться к бытию, к Богу, но для сохранения этой устремленности необходима истинная вера , когда все многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность.Специфичность русской истории существует из-за православия, как единственного источника просвещения на руси, из-за мирного процесса преобразования русской нации, в общинном начале, как основе общественного устройства.

Работа О старом и новом . Киреевский Иван 1804-1860 Кризис европейского просвещения в отходе от религиозных начал, утрате духовной ценности и, в частности, познавательных и моральных сил. Усвоение Россией европейской образованности должно сопровождаться переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте идеальную истину христианства.

В этом и состоит новое начало , вносимое Россией в мировую историю. Работы О хорактере просвещения Европы и о его отношению к просвещению России . РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ Соловьев Владимир 1853-1900 Картина мира божественный мир в трех главных сферах субстанционный, умственнный и чувственные миры. Субстанционный мир - мир находится в единстве с богом. Умственный мир - умственно-идеальная сфера. Чувственный мир - мир людей.Существа в мире связаны не только с богом, но и друг с другом.

Задача человечества - воссоединиться с Богом. Соловьев вводит термин софия - идеальное человечество, достигаемое через соединения чувственной сферы действует не только воля бога, но и воля умов. Человек раздираем внутренними противоречиями между безусловным и условным божественным и человеческим . Метод их преодоления обращение к религии и через действия и помощь государства.Работы Теократическая философия , Чтения о бого-человеке . Бердяев Николай 1874-1948 Человек обладает свободой воли, противопоставленной необходимости и Богу. Свобода существует в двух вариантах 1. иррациональная первоначальое ничто, хаос и мука 2. рациональная в Боге Бог создал человека по своему подобию, но не смог победить потенциизм.

Преодоление его - в воссоединении с Богом через религиозные общества. Бердяев говорит о неизбежности революции в истории.Работы Философия свободного духа , Самопознание 1 ? 8-5 6-5 6-5 395-335 551-479 7-4 6 625-547 . 1 2 3 2 ? 610-546 585-525 544-483 580- 500 4 460-370 6-5 6-5 490-430 1 2 ? 540-470 pluralis Сократ 469-399 гг д.н.э Платон 428.427-348.347 гг д.н.э 30 Аристотель 384-322 гг д.н.э 335 1 2 3 1 2 3 4 Эпикур 341-270 гг д.н.э Зенон из Китиона 336-264 гг д.н.э 308 Пиррон 360-270 гг д.н.э Сенека 4г д.н.э - 65г н.э Марк Аврелий Антонин 121 - 180 гг , 161-180 Плотин 205 - 270гг Блаженный Августин 354-430 гг 426 Фома Аквинский 1225-1274 гг 1323 Лютер Мартин 1483-1546 16-17 Эразм Ротердамский 1469-1536 гг 16 1509 , Галилей Галилео 1564-1642 гг Телезио Бернардино 1509-1588 гг Бруно Джордано 1548-1600 гг Макиавелли Николо ди Бернардо 1469-1527 гг Бэкон Роджер 1214-1292 гг Декарт Рене 1596-1650 гг Спиноза Барух 1632-1677 гг 17 causa sui Джон Локк 1632-1704 гг 1690 Беркли Джордж 1685-1753 гг esse est percipi Юм Дэвид 1711-1776 гг Французская Монтескье Шрль Луи 1689-175 гг Вольтер Франсуа Мари Аруэ 1694-1778 гг Руссо Жан Жак 1712-1778 гг Кондорсе Жан Антуан 1743-1794 гг 1794 10 Дидро Дени 1713-1784 гг Ламетри Жюльен Офре де 1709-1751 гг Гельвеций Клод Адриан 1715-1751 гг Немецкая философия Кант Иммануил 1724-1804 гг 1770 Гегель Георг Вильгельм Фридрих 1770-1831 гг 1807 . Фейербах Людвиг 1804-1872 гг Маркс Карл 1818 - 1883 гг 1841 Энгельс Фридрих 1820 - 1895 гг Фромм Эрих 1900-1980 гг 1941 , 1947 1973 . Просвещение Ломоносов 1711-1765 Материя лежит в основе единства тел. Бог - архитектор и перводвигатель мира. Основные познания - эксперимент, математика, теория.

В основе природных явлений лежит закономерное движение частиц материи, подчиненное всеобщему закону сохранения вещества и движения.

Был сторонником близкодействия. В общественных явлениях возникает процесс исключительно в связи с развитием образования, просвещения ии ремесел.

Радищев 1749-1802 Осуждали самодержавие, как, наипротивнейшее человеческому естеству остояние.

Объявил залогом освобождения мтраждущего общества - востание доведенного до крайности народа.В политике разделял идею круговорота вольности и рабства . Работы Ода Вольность , Путешествие Петербурга в Москву . Западники Петр Чаадаев 1794-1856 Приверженец ряда принципов каталицизма.

Уповал на свершение земных чаяний народа, как сверхразумного целого, преодалевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством разума и мировой воли. Работы Филосовские письма , Антология сумасшедшего . Герцен Александр 1812-1870 Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала стремился найти и сформулировать новый метод познания . Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами тогда начнется пора сознательного деяния это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой . Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.

Работа Кто виноват ? Белинский 1811-1848 Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее духовное есть деятельность физического.

Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы неправы, противопоставляя Россию и Западную Европу. Чернышевский 1828-1889 Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами.История циклична.

Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы зла , т.е. отрицательные качества людей на правящих постах. Работа Что делать ? Славянофилы Хомянов Алексей 1804-1860 Соборность - общий метафизический принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство.Человек наделен способностью устремиться к бытию, к Богу, но для сохранения этой устремленности необходима истинная вера , когда все многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность.

Специфичность русской истории существует из-за православия, как единственного источника просвещения на руси, из-за мирного процесса преобразования русской нации, в общинном начале, как основе общественного устройства.Работа О старом и новом . Киреевский Иван 1804-1860 Кризис европейского просвещения в отходе от религиозных начал, утрате духовной ценности и, в частности, познавательных и моральных сил. Усвоение Россией европейской образованности должно сопровождаться переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте идеальную истину христианства.

В этом и состоит новое начало , вносимое Россией в мировую историю. Работы О хорактере просвещения Европы и о его отношению к просвещению России . Религиозная философия Соловьев Владимир 1853-1900 Картина мира божественный мир в трех главных сферах субстанционный, умственнный и чувственные миры. Субстанционный мир - мир находится в единстве с богом.

Умственный мир - умственно-идеальная сфера. Чувственный мир - мир людей. Существа в мире связаны не только с богом, но и друг с другом.Задача человечества - воссоединиться с Богом. Соловьев вводит термин софия - идеальное человечество, достигаемое через соединения чувственной сферы действует не только воля бога, но и воля умов. Человек раздираем внутренними противоречиями между безусловным и условным божественным и человеческим . Метод их преодоления обращение к религии и через действия и помощь государства. Работы Теократическая философия , Чтения о бого-человеке . Бердяев Николай 1874-1948 Человек обладает свободой воли, противопоставленной необходимости и Богу. Свобода существует в двух вариантах 1. иррациональная первоначальое ничто, хаос и мука 2. рациональная в Боге Бог создал человека по своему подобию, но не смог победить потенциизм.

Преодоление его - в воссоединении с Богом через религиозные общества. Бердяев говорит о неизбежности революции в истории.

Работы Философия свободного духа , Самопознание.

– Конец работы –

Используемые теги: Философские, направления0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские направления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и направления
Однако этапесчинка, ее внутреннее я , ее духовная субстанция очищенная от вульгарнойтелесной оболочки столь же вечна, как и весь мир. И не только… Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалыжертвоприношений… В брахманах-коментариях делалсяакцент на существование прямой связи между долголетием и бесмертием, с однойстороны, и…

Главные направления философской мысли
Идеализмом и в те древние времена, и в настоящее время называют философское направление, считающее первичным сознание, вторичным материю. В… Идеи, теории, другие формы духовной культуры складываются из мыслей,… Однако, раз возникнув, они становятся зачастую не просто достоянием всего человечества, но и самостоятельной, …

«Русский космизм» как философское направление
Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот. Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а… С этой точки зрения, все тела — живые и мертвые — обладают одинаковой по… В конечном счете преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который перестанет источать импульсы…

Философские и психолого-педагогическиеосновы нравственно-эстетического направления формирования личности в рамках диалога культур
Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании как всё совокупное многообразие стран и народов, переживает в настоящее время… Вне всякого сомнения, на данный момент, начало XXI века, проблемы молодежной… Во-первых, потому, что проблемы, связанные с молодёжной культурой, в условиях глобализации обострены до предела; их…

Основные философские направления
Конфуцианство Основатель - Кун-цзы 551 - 471 гг. дон.э. .Небо - высшая сила и грозный повелитель, судьбаи рок. Идеалы конфуция - в прошлом. Основапорядка в стране - ли церемонии и ретуалы . Каждый должен следовать дао… Мир вечен , неизменяем, в целом постоянен.Движение - диaлектика прерывного и непрерывного.Эмпидокл 490 -430 гг. дон.э.…

Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и направления
Однако этапесчинка, ее внутреннее я , ее духовная субстанция очищенная от вульгарнойтелесной оболочки столь же вечна, как и весь мир. И не только… Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалыжертвоприношений… В брахманах-коментариях делалсяакцент на существование прямой связи между долголетием и бесмертием, с однойстороны, и…

Философские направления
Душа - комбинация дхарм - смертна.Cмысл жизни уйти в мир нирваны.В 1 в. до н.э. возникают 2 направления хинаяна и махаяна. Китай Возникает во 2… АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Материалистическая философия Древней Греции Милетская… Анаксимандр 610-546 гг. до н.э. Архэ - это апейрон первоначальная материя, из которой возник мир сочитание…

Предмет философии в ее истории. Специфика философского знания. Структура философского знания и его функции
Специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности так как оно имеет очень много общего с... Структура философского знания и его функции Ф знание имеет определенную... Плюрализм философского знания и его предпосылки Плюрализм от лат pluralis множественный позиция согласно...

Герменевтика как философское направление
Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности… Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность… Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром». М.…

Классики русской философии и европейская философская традиция
Да и как могли бы христиане, не рассуждая, исполнить завет апостола: "будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать… Напротив, у П. Е. Астафьева, А. А. Козлова, В. А. Снегирева и других мы… Время "корифеев" с трещинами в рассудке наступило несколько позже Нетрудно, однако, заметить, что ряд классиков…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философский смысл троичности Триединая природа чело веческого духа есть живое свидетельство о Св. Троице: равным об разом откровение о ней, церковный догмат, есть единственно… Если некоторые отцы церкви справедливо умоляют ценность подобий, то это… Однако этого мало. Надо еще сказать, что человек в известном смысле сам есть суждение, и жизнь человеческго духа есть…
  • Личность как объект философского изучения Ницше: по материалам ранних работ Не системность, не рациональная строгость, а соответствие основным интенциям развития человека и культуры – вот в чем Ницше видит значение… В самых ранних работах Ницше проступает два важнейших принципа, на которых… Что своим примером он может увлечь собою целые народы, — в этом нет сомнения; это показывает история Индии, которая…
  • Философская нищета марксизма Конечно, в этом катехизисе содержится не вся догма маркисизма и не все ее истолкования, но едва ли кто найдет в ней хоть одно утверждение, которое… Все философские проблемы теперь ставягся иначе, чем во времена Маркса и… В сущности, для него не существует вообще, никаких проблем, ибо все принципиально решено и он утверждает свое…
  • Персонализм - философское течение XIX века Основоположниками американского Персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П.… Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в… Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая…
  • Философское введение в "Основы построения систем искусственного интеллекта" Т.е. как минимум мы не будем заниматься проблемами походки, питания, дыхания, пищеварения и пр. Вот как ковш экскаватора имитирует руку с лопаткой,… Такой себе homunculus Осталось выяснить, что такое сам интеллект. Большой… Кибернетика анализирует М. в связи с задачей моделирования некоторых мыслительных функций". Ну и для полноты картины:…