Ницше и сверхчеловек

НИЦШЕ И СВЕРХЧЕЛОВЕК РЕФЕРАТ ЗА КУРС ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТА ГРУППЫ 5ИТ-1-18 Багоцкого Юрия Преподаватель Рецензент 1996 г. ПЛАН РЕФЕРАТА I. Введение 1. Что меня привлекает в этой теме. Нетрадиционность философии Ницше. 2. Актуальность этой темы. Смена рационалистической теории познания на иррационалистическую. Антропо- логизм как основа новой философии жизни. Пред- посылки этой философии в античности. Крах фило- софии жизни. 3. Мой способ мыщления.II. Основная часть 1. Определение темы как философской категории. Фи- лософия жизни как нравственно-этическая.

Жизнь как переживание. Человек - мера всех вещей. 2. Волюнтаризм Ницше и А. Шопенгауэра. Воля к влас- ти как критерий поведения. Новая мораль Ницше - мораль господ. Христианство как восстание рабов в морали.Сверхчеловек как субъект новой морали. 3. Вывод. Прообразы сверхчеловека в понимании Ницше. Фашистская идеология как искажение его философии.

III. Заключение Список литературы. РЕФЕРАТ Трудно сказать, чем меня привлекла философия Ф.Ницше, мне кажется, что причина - в е новаторстве, нетрадиционности, неординарности, в резких и категорических, но в то же время своевременных и логически обоснованных. Бог умер Мы его убили - вы и я говорит Ницше словами сумасшедшего в своей работе Веслая наука.На место бога встат человек, но не обычный, кык мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишнный многих моральных запретов и наделнный почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из обычных людей.

Мы видим, что философия Ницше имеет морально-этическую основу, что, на мой взгляд, сегодня очень актуально и представляет большой интерес не только для философов. Актуальность философии жизни как одного из ответвлений более широкого направления - иррационализма - была исторически обусловлена.Появление иррационалисти-ческих взглядов в философии явилось как бы ответом на кризис в научных методах познания, естествознания. В основе рационалистического миропонимания лежало понятие материи как первоосновы всех вещей, и все процессы, происходящие в природе объяснялись точнее, могли бы быть объяснены по законам перемещения атомов.

Материализм, выступая от лица науки, претендовал на роль окончательного научного мировоззрения.И хотя на его основе возник также и диалектическй материализм, старательно не замеченный буржуазными критиками рационализма XIX в но кризис в физике в этот период, хотя и давший последнему новые подтверждения, роковым образом сказался на некоторых сторонах гносеологии естественноисторического материализма этого времени.

В борьбе с материализмом философы жизни попытались использовать несводимость биологических явлений к законам классической механики. Понятие материи было заменено понятием жизнь, живая материя, которая в философском истолковании имеет значение психики, переживания.Рациональные субъектно-объектые отношения заменяются субъектно-субъектными, человек начинает рассматриваться как субъект общения.

Таким образом, философия жизни, как и иррационализм вообше, противо-поставляет гносеологическому подходу рационализма аксиоло-гический, в основе которого лежат установки антропологизма.Предпосылки антропологизма можно встретить ещ и в античной философии, в таких учениях, как, например, софизм, для которого человек - единственное быти, существование бытия доказывается только через человека.

Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несушествуюших, что они не сушествуют говорил Протагор. В этой философии впервые ставится вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Но для не важно не реальное разделение мира и человека, а постоянное их соотнесение.Идеи софистов возрождаются далее и в философии стоиков, дополнивших их системой нравственных ценностей, и Эпикура, который проповедовал идею о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни т.е. раскрыть, реализовать самого себя, достичь своих идеалов, что и есть одной из целей философии жизни, другой немаловажной его идеей была идея о признании счучайности, отрицание фатализма, предопределн-ности, т.е. в какой-то степени отрицание рационального причинно-следственного подхода.

К 50-м годам XX в. Философия жизни, дискредитировавшая себя откровенным иррационализмом и антинаучностью, а также союзом с фашизмом, теряет сво самостоятельное значение и влияние.

Но она имеет важное значение как составная часть современного иррационализма и философии антропологии. Философия жизни во многом повлияла и на мо мировоззрение, в основе которого лежит человеческое начало, но оно ещ не окончательно сформировано и соединяет в себе что-то от материализма и идеализма, причм эти что-то не противоречат друг другу а взаимодополняют. Философия жизни - это культурно-логическое направ-ление в философии.Культура и е роль в жизни человека - вот предмет е постижения. Отсюда и тесная связь филосо-фии жизни с искусством она повлияла на творчество таких известных деятелей искусства, как Р.Рильке, Г.Гессе, Р.Вагнер.

Преодолевая рационалистическое учение материализма об обшественном развитии и его объективном базисе, жизнь для которого - это лишь отчт о неживых, застывших фактах прошлого, новая философия определяет жизнь как переживание или вживание историка в события прошлого, делая их вновь живыми, непосредственными, настоящими.Таким образом, деятельность историков и философов культуры, как истолкование переживаний, превращается из рациональной в интуитивную.

Жизнь постигает жизнь - так выразил эту мысль немецкий философ Вильгельм Дильтей. Понятие жизнь в философии жизни призвано заменить понятие быти. Быти - это статическое состояние, жизнь - это движение, становление.Нет бытия, есть только становление заявлял Ницше. Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же время жизнь - это деятельность, созидание, творчество человека, его самовыраже-ние, позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Таким образом, жизнь - это человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное место, становится мерилом всего бытия.

Человек рассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной оценке.Нравственность в философии Ницше имеет первоочеред-ное значение.

Главная идея ницшеанской морали - волюнта-ризм - учение о воле как о первооснове всего сущего.Эту идею Ницше заимствовал у А. Шопенгауэра, кого он считал своим учителем в начале своего пути. Но он отверг многие идеи Шопенгауэра, заменив его монистический волюнтаризм плюрализмом конкурирующих между собой центров духовных сил, а также противопоставив его учению об отказе от воли, аскетизме, добровольной жизни покаяния и самобичевания ради непрестанного умерщвления воли сво учение об утверждении в жизни воли к власти.

Жизнь, по его словам, стремится к максиимуму чувства власти. Таким образом воля к власти становится критерием любого типа поведения, любого явления. Что хорошо - Вс, что повышает волю к власти и саму власть в человеке. Что дурно - То, что идт от слабости - так выражает он эту мысль в Антихристе. Рациональная деятельность неукрепляет волю к власти, так как заменяет активную деятельность резонированием.Общепринятая мораль также подрывает волю к власти, проповедуя любовь к ближнему.

То же - демократия как институт, при котором масса составляет оппозицию праву одного. Воля к власти - лишь право сильного, это распространяется даже на взаимоотношения между мужчиной и женщиной Идшь к женщине - бери плтку Так говорил Заратустра. Из права сильного следует и мораль Ницше. Эта мораль возникает из чувства превосходства одних людей, аристократов, господ, над другими - рабами, низшими.Натолкнувшись на действительное проявление своей морали - противоположность классов - Ницше открыто встал на пози-цию защиты господствующего класса. Мораль Ницше - это вечное противоборство двух классов.

С давних пор рабы пытались отомстить господам, навязать им свои принципы. Начало этому положила нагорная проповедь Христа в Ветхом завете.По словам Ницше, Аристократическое уравнение ценностей хорошийзнатный могучийпрекрасныйсчастливыйлюбимый Богом евреи сумели с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку и держались за это зубами бездонной ненависти бессилия.

Именно только одни несчастные, бедные, бессильные, низкие - хорошие, блаженны, благочестивы. Зато вы, знатные и могущественные злые, жестокие, похотливые, ненасытные, и вы навеки будете несчастными, проклятыми и отверженными. Почти цитируя нагорную проповедь, Ницше пытается осудить христианскую мораль.Философ не пытается увидеть то, что в изначальном христианстве немаловажное место занимали другие мотивы, мотивы подчинения рабов господам в земной жизни и то, что христианство было поставлено на службу господам.

Лицемерную форму христианской морали, обещающей люям блаженство в потустороннем мире ценой примирения с эксплуатацией в этом, он воспринял как определяющий е сущность бунтарский гнев. Поэтому нужно произвести переоценку ценностей восстановить мораль господ и упразнить результаты восстания рабов в морали.Определяющие понятия морали господ - это 1. Ценность жизни есть безусловная ценность и она совпадает с уровнем воли к власти. 2. Существует прироное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и воли к власти. 3. Сильный человек, прирожднный аристократ, абсолютно свобоен и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами.

Субъектом этой морали, удовлетворяющим этим требованиям, является сверхчеловек - центральное понятие философии Ницше. Он определяет его следующим образом это люди, которые проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными по отношению к внешнему миру они немногим лучше необузданных хищных зверей.

Они возвращаются к невинной совести дикого зверя, как торжествующие чудовища, которые идут с ужасной смены убийств, поджога, разгрома, насилия с гордостью и душевным равновесием уверенные, что поэты теперь надолго будут иметь тему для творчечтва и прославления.Примечательная особенность этих белокурых бестий - это их врожднные благородство, аристократичность, которых так не хватает нынешним господам, фабрикантам и торговым деятелям, чтобы автоматически обеспечить себе господство.

Ведь только внешность дат ему право господства над массами. Сверчеловек - это высший биологический тип, который относится к человеку как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового вождя, фюрера, полубога, а то даже и Бога. Заратустра - это не сверхчеловек, это мост к сверхчеловеку.Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека.

Сверхчеловек - это новый культ личности, далеко выходящий за рамки культа личности обычных людей и легший в основу мифологии Ницше, изложженной более полно в Заратустре. Неудивительно, что германо-фашистский миф XX века опирался на философию Ницше. Философ видел прообразы сверхчеловека в римском, арабском, германском дворянстве, в гомеровских героях, в скандинавских викингах.Идеалом, близким к сверхчеловеку, были Цезарь, Макиавелли, Наполеон.

Но возникновение сверхчеловека не предполагалось быть связанным с какой-либо из существующий рас того времени. Кроме того, он является членом какого-то класса не в силу своего рождения, а предназначен к этому самой природой. Таким образом антибуржуазная философия Ницше находилась в полном противоречии с идеологией и практикой фашизма.Ницше был против любых форм проявления массового сознания, господствовавшего в Германии, его сверхчеловек - гармонический человек, сочетающий в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.

ЛИТЕРАТУРА 1. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра 2. Буржуазная философия кануна и начала империализма учебное пособие под редакцией А.С. Богомолова 3. А. Радугин.