рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия - раздел Философия, В Конце Xviii И Начале Xix В. Германия, Преодолевая Экономическую И Политиче...

В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и подобно тому как во Франции в XVIII веке, в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту - так говорили в своих трудах К.Маркс и Ф. Энгельс. Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы.

Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности. Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был И.Кант 1724-1804. Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.

Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил брешь в метафизическом объяснении природы он сделала попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но к истории ее возникновения и развития.

Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас. Кант считал, сто решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.

Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей феномены, составляющие содержание нашего опыта.В результате воздействия вещей самих по себе на органы чувств возникает хаос ощущений.

Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей вещи сами по себе. Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом постигаемая, но не данная в опыте сущность.Кант не разделял безграничной веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой.

В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны.Чувственные впечатления связываются между собой посредствам суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые, по Канту, суть чисто логические формы, характеризующие только чистое мышление, а не его предмет.

Категории даны человеку до всякого опыта, то есть априори. Смысл кантовского априоризма заключается в том, что субъект познания располагает определенными, уже до него сложившимися формами познания.Но этот априоризм не тождествен понятию врожденных идей априори это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры В своем учении о познании Кант большое место отвадил диалектике противоречие рассматривалось как необходимый момент познания.

Но диалектика для него лишь гнесиологический принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин называл логику Канта формальной.

Философия Канта не свободна от компромисса с идеализмом.Стремясь примерить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере. Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как И. Г. Фихте 1762-1854 и Ф. Шеллинг 1775-1854. Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе в абсолютном Я Фихте и в абсолютном тождестве бытия и мышления Шеллинг. Последний дал топкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики.

Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию особенно через славянофилов и Чаадаева, с которым немецкий философ был лично знаком и состоял в переписке. Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля 1770-1831. На объективно-идеалестической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени.

Кантовской вещи самой по себе он противопоставил принцип сущность проявляется, явление существенно.

Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. Это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель в самопознании.В процессе самопознания разум мира проходит три этапа пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы развивается не сама природа, а лишь категории развитие идеи в мышлении и в истории человечества история духа. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явления, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.

В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием.

Что же это за противоречие Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершиться последней ступенью самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным.

Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Классики марксизма-ленинизма подвергли острой и всесторонней критике идеализм Гегеля, но вместе с тем дали исключительно высокую оценку тому положительному, что действительно содержалось в его трудах, и в первую очередь его диалектике.Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха 1804 1872 крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии.

Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же стар и стольже повсеместен, как и само человечество он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непредложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику.Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим.

Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой. Природа основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам.

Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако природная сторона в человеке гипертрофировалась, а специальная недооценивалась. Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существенную действительность.Основную роль в познании философ отводил чувствам ясно, как солнце, только чувственное.

Мыслить значит связывать одно показание органов чувств с другими. Все формы познания ощущения, представления, понятия, идеи он рассматривал как образы, копии вещей, их свойств и отношений. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он вносил пасивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики, за что и подвергся критике со стороны Маркса в Тезисах о Фейербахе.К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии.

Однако он сводил ее кони к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека.Хотя Фейербах и отмечал, что политические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.

– Конец работы –

Используемые теги: ецкая, классическая, Философия0.056

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Немецкая классическая философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ... АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л... ГЛАВА X...

Классическая немецкая философия
Исходя из личного опыта, впоследствии Кант ставил дисциплину на первое место в процессе воспитания. Отсутствие дисциплины, считал он, превращает… В конце концов за достигнутые успехи Кант был признан первым философом… Магистерская диссертация Канта называлась Об огне, а самый известный трактат этого периода - Всеобщая естественная…

Немецкая классическая философия
Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.Важную роль в формировании немецкой философии сыграли… Понятие немецкая классическая философия охватывает воззрения Канта, Фихте,… Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие со второй половины XVIII…

Лекция 8. Немецкая классическая философия И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И. Фихте
Основные понятия... Трансцендентальность вещь в себе Априорное знание апостериорное знание... Текст лекции...

Немецкая классическая философия
Это нашло свое отражение и в развитии философской мысли в Германии (в ней господствовали идеалистические воззрения). ИММАНУИЛ КАНТ. ЭТИКА И… Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и… Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречие с этой…

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
На сайте allrefs.net читайте: Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Класическая немецкая философия
Принципиально новым этапом ее развития стало творчество классиков немецкого идеализма конца ХV111-Х1Х вв. – Иммануила Канта, Иоганна Фихте,… А начал это «перевооружение» философии выдающийся немецкий мыслитель И. Кант.… Это период между 1770 годом и выходом в свет «Критики чистого разума» в 1781 году. В 1770 году Кант опубликовал работу…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Немецкая классическая эстетика Классики немецкой философии видели связь эстетических проблем и искусства с важнейшими задачами данного исторического периода, постоянно подчеркивая… И. Кант Основоположником немецкой классической эстетики был выдающийся философ… В Аналитике прекрасного Кант объясняет природу эстетического суждения, которое, по его мнению, отлично от логического…
  • Классическая арабо-мусульманская философия Религиозно-философская мысль в культуре ислама была представлена тремя основными направлениями: каламом — схоластической теологией ислама; суфизмом… Предтечами арабской философии стали мутазилиты (от араб. мутазил —… Тождественными божественной сущности мутазилиты признавали три атрибута (знание, могущество, жизнь), а остальные…
  • Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...
  • Немецкая философия. Гегель и его взгляды Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось… Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте,… Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII в.…
  • Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи На сайте allrefs.net читайте: Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи...