Понятие и основные черты идеологии катастрофизма

Понятие и основные черты идеологиикатастрофизма.Понятие теории катастроф,иными словами катастрофизма впервые выдвинул выдающийся французский палеонтологЖ. Кювье нач. ХIХ в Под катастрофизмом он понимал цепь грандиозных катастроф в прошлом,вызывавших гибель всего животного и растительного мира.1 Позже происходит заимствованиетеории катастроф социологией и другими общественно-политическими науками,наряду с некоторыми другими есстественно-научными теориями, которые визмененном виде использовались для объяснения различных процессов, происходящихв социуме.

Следует сказать, что философская мысль накопила достаточнопредпосылок для возникновения идеологии катастрофизма.В качестве примера можнопривести, к примеру, платоновскую Атлантиду или представления некоторыхэкономистов ХIХ в. о росте население Земли и развитии сельского хозяйствасоответственно в геометрической и арифметической прогрессиях. Под идеологией в целомпонимают сложное и многоаспектное явление, включающее такие структурныеэлементы, как связь с мировоззренческой системой эпохи программные установки,сформулированные на основе тех или иных положений этой системы стратегияреализации программных установок и т. д.2Все перечисленные признаки присущие идеологии катастрофизма находят своеотражение в различных концепциях и теориях, основанных на различныхпредставлениях их авторов о природе и последствиях грядущих катаклизмов,которые могут таить в себе опасность как для человеческой цивилизации в целом,так и для конкретного общества, функционирующего в каждом отдельно взятом государстве.

Среди основных факторов, могущихпривести цивилизацию к катастрофе выделяют экологический кризис, опасностьвозникновения различных эпидемий, прежде всего СПИДа, хотя и отошедший навторой план, но все еще вероятный сценарий термоядерной войны на планете внастоящее время накоплен ядерный потенциал, способный 4000 раз уничтожить нашупланету и это даже не смотря на подписание ряда важнейших договоров в областисокращения и ограничения ядерных вооружений договоры ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2 и ряддругих . 3 Не безосновательной представляется и точказрения Ю. Хабернаса, основанная на том, что технически сложные орудия труда,начиная с определенной достаточно высокой стадии развития могут выйти из подконтроля человека и стать автономными творцами своей собственной истории.

Катастрофизмв условиях отдельного общества. Что же касается теориисоциальных катастроф, применительно к развитию каждого конкретного социума, тометодология теории катастроф дает возможность поделить социально-экономическиепеременные, существеннейшим образом трансформирующие процессы, происходящие вобществе на два класса внешние переменные руководящие параметры, которыемогут быть непосредственно измерены и внутренние переменные переменные, своимсостоянием характеризующие какой-то не совсем известный процесс 1. К первым относятся плотностьтрудоспособного населения, уровень потребления, продуктивность общественноготруда и друг. А ко вторым следует прежде всего отнести личную независимость иэкономическую свободу, которая хотя и не может быть чем-то измерена, но все мыпрекрасно знаем, что такое ее отсутствие.Опыт прогнозирования иретроспективный анализ эволюционных процессов в обществе позволяет уточнитьпараметры моделей, а также выявить функциональный механизм и причинные связи,ответственные за наблюдаемыми трансформациями в системе 2. На переменные, условно выделенные в первыйкласс влияет ряд факторов, определяемых таким важнейшим свойством общества, какего саморегулируемость, т.е. способность к саморегуляции, к поддержаниюсобственного гомеостазиса или стойкого функционирования путем материального иэнергетического обмена с окружающей средой.

Открытости социальныхсистем уделялось достаточно внимания как в трудах по математическомумоделированию, так и в исторических исследованиях.

Так еще Н. Макиавеллисправедливо полагал, что фактор избыточного населения является одной изосновных двигательных сил истории и отсчет времени в его хронике начинается смиграционных процессов, приведших в движение германские племена 3. Среди рассматриваемых факторов следуеттакже выделить и изменения в технологии, ведь такая открытая саморегулируемаясистема как социум имеет способность и стремиться технологически усложнять ирасширять занимаемую территорию и при этом вполне возможны сценарии распада иуглубления в хаос 4.В связи с тем, что прианализе подобных систем возможно учесть далеко не все факторы, влияющие на их поведение , прогнозы, получаемые в результате будут достаточноусловны и практически невозможно предусмотреть все особенности деструктивныхпроцессов.

Однако главные закономерности такого рода явлений могут бытьвыявлены на основании ретроспективных анализов социальных катастроф в различныхгосударствах, к примеру в Югославии, где постепенное разворачиваниедеструктивных процессов и катастрофическое возрастание масштабов кризисныхявлений неминуемо привели к наиболее радикальному сценарию территориальногораспада при соответствующем взрыве насилия, массовой десоциализации иуничтожению трудоспособного населения.

При этом не следует сколько-нибудь принижатьроль методов математического моделирования, позволяющих получить условный прогноз структурнойтрансформации в общественных системах, а также предусмотреть возможныекатастрофические последствия экономической политики.

Однако реальный процесспринятия решений определяется не научными размышлениями, а игрой конкретныхинтересов социальных групп разложение системы являет собой совокупный итогусилий всех, кто в нее входит.Но все же хотя путьрегресса не обязательно заканчивается возрождением системы в новом качестве,хаотическое поведение есть только одним из проявлений функциональной сущностисистемы, поэтому анархия смутных времен не может прерватьсоциальную традицию и устранить архетипы культуры.

В заключение хочетсяотметить, что до сегодняшнего дня у человечества, за редкими исключениями,хватало мудрости, терпения и воли к взаимопониманию, чтобы не допуститьскатывания ко всеобщему хаосу и вражде и нам, людям живущим сегодня, не следуетпренебрегать опытом предыдущих поколений и повторять их ошибки.

Список использованной литературы.1. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку.

М 1997. 2.Зиглер Ж. Попов Ю. Год 2000 Гибель человечества Диалог Восток Запад М 1986.3. Макиавелли Н. История Флоренции.

М 1987. 4.Словарь иностранных слов М 1987. 5.Черненко И. Нелинейные общественные явления и теория катастроф Философская и социологическая мысль. 1996 3-4. 6.Черненко И. Теория катастроф исудьба России Философская и социологическая мысль. 1991 11.Тема Теория катастрофизма.Выполнен Осадчий А.Ю.Защищался Кафедра социальных теорий Одесскойгосударственной юридической академии, асс. Бойко, 04.98, отлично.1 Словарьиностранных слов М 1987. с.220.2 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку.

М 1997. с.361.3 Зиглер Ж.Попов Ю. Год 2000 Гибель человечества Диалог Восток Запад М 1986. с. 55.1 Черненко И.Нелинейные общественные явления и теория катастроф Философская исоциологическая мысль. 1996 3-4. с.119.2 Там же. с.119.3 МакиавеллиН. История Флоренции.

М 1987. с.10.4 Черненко И.Теория катастроф и судьба России Философская и социологическая мысль. 1991 11. с.15.