Начало философии. Греческие мудрецы

Начало философии. Греческие мудрецы. Философия от греческого phileo - люблю, и sophia - мудрость - буквально означает любовь к мудрости . По некоторым историческимсвидетельствам, слово философ было впервые употреблено греческимматематиком и мыслителемПифагором 6 век до н.э. по отношению к людям,стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.В отличиемифологического ирелигиозного миросозерцания философская сысль представляласобой принципиально инойтип миропонимания, прочным фундаментом для которгостали позиции разума,интеллекта.

Реальные наблюдения, логический анализ,обобщения, выводы, доказательстваначали вытеснять фантастический вымысел,сюжеты, образы и самдух мифологического мышления, предоставляя их сферехудожественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифыподвергаются пересмотру спозиций разума, или придается новое, смысловое,рациональное истолкование.Развитие философской мысли, таким образом,означало не толькопрогрессирующее отмежевание от мифологии, но и разрывузких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Кромепознания мира, философияпредполагала также раздумья о природе человека, егосудьбе, о разумномустройстве и целях человеческой жизни.

Возникновение ееозначало появление новойдуховной установки - поиска гармонии знаний о мире сжизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.Вдревнегреческой философиибыло схвачено и передано последующим векам ценноепрозрение того, чтопознание само по себе неполноценно, что оно - лишь однаиз функций культуры,приобретающая смысл только в сочетании с ценностямичеловеческой мысли.Мудрость - это не что-то готовое, что можно открыть,выучить, затвердить и использовать.

Это стремление, поиск, требующийнапряжения ума и всехдуховных сил человека, это путь, который каждый человекдолжен пройти. Вантичной Греции философия формируется в тот период,когда смысл человеческой жизни, еепривычный строй и порядок оказываются под угрозой.Этовыражалось в том, что прежние традиционно-мифологические представлениярабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, своюнеспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Кризисмифологического сознаниябыл вызван рядом причин. Главную роль здесь сыгралоэкономическое развитиеГреции в 9-8 годах до н.э возникновение и расширениегреческих колоний,увеличение богатства и его перераспределение.Но самымважным было расширениесвязей и контактов с другими народами, открытие прежденезнакомых грекам обычаев,нравов и верований, что наводило на мысль оботносительности, условности их собственных социальных и политическихустановлений.

Эти факторыспособствовали социальному расслоению и разрушениюпрежних форм жизни, вели ккризису традиционного уклада и к утрате прочныхнравственныхориентиров. Все это требовало от индивида новой жизненнойпозиции.Философия и былаодним из ответов на это требование. Она предлагалачеловеку новый типсамоопределения не через привычку и традицию, а черезсобственный разум.

Критикуя старое мировоззрение, она, таким образом,подводила фундамент подновое. Спецификойгреческой философии, особенно в начальныйпериод ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мирав целом.Не случайно первымхгреческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, несколько позднее -пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли физиками , отгреческого physis - природа.Направленность их интересовопределялась в первуюочередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов.

Агреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в нейбыл вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией былосущественное развитие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философияспрашивало, из чего оно произошло. Ранние мыслители ищут некое первоначало, изкоторого все произошло.Саможе первоначалопредставляло не просто вещество, как понимает его современная физика или химия, а нечто такое, из чеговозникает живая природа и все населяющие ееодушевленные существа.Уже у первых физиков философия мыслится как наука о причинах иначалах всего сущего.

В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древнейфилософии онтология - учение о бытии . Еецентральный мотив - выяснить,что действительно есть, то есть пребывает неизменных во всех своих изменчивых формах, а что только кажетсясуществующим.Уже раннее философское мышление по возможности ищетрациональные или представляющимися таковыми объяснения происхождения исущности мира. На место мифологического порождения у философов становится причина.

Дляранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления диалектика - общая теория развития, учение о развитии исвязях бытия, также саморазвитие . Они рассматривают космос как непрерывноизменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначалопредстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.Однакодиалектиканатурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна отобразно-метафорическойформы, в ней логическая обработка понятий еще незаняла сколько-нибудьзаметного места. Древнегреческаяфилософия возникла не в собственно Греции, не на Балканском полуострове, а навосточной окраине греческого мира - в ионийскихгородах западного побережьяМалой Азии. Первые материалистические учения награни 7-6 веков до н.э.возникли в Милете - крупнейшем на то время из всехмалоазийских городов.Здесь последовательно жили и учили три мыслителя Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Задавшись вопросом о том, откудавсе возникает, и во что все преващается, ониискали начало происхождения иизменения всех вещей.

Все трое сочетали философское исследование, а также зачатки научного исследования сзапросами и задачами разностороннейпрактическойдеятельности.Однако собранные и самостоятельно добытые ими знания являются дляних не отдельными истинами наук которых еще не было , и не только основойдля практического действия, но прежде всего элементами цельного мировоззрения, объединяющего отдельные чувственные явления в мыслиоб общем для нихвещественном первоначале.

Первымв ряду милетских философов был Фалес.Это был деятель, соединявшийинтерес к запросам практической жизни с глубоким интересом остроении мироздания.Как ученый он широко прославился в Греции, сделавудачное предсказание солнечного затмения 585 года до н.э. Для этогопредсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикииастрономические сведения,восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонскойнауки.

Свои географические, астрономические и физические познания Фалессвязал в стройноефилософское представление о мире, материалистическое воснове, несмотря на явныеследы мифологических представлений. Фалес полагал,что существующее возниклоиз некоего влажного первовещества, или воды . Всепостоянно рождается изэтого единого первоисточника. Сама Земля держится наводе и окружена со всехсторон океаном.Она пребывает на воде, как диск илидоска на поверхностиводоема.

В то же время вещественное первоначало воды ився произошедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности.Примером и доказательством Фалес приводит янтарь и магнит они способны приводить тела в движение,следовательно - имеют душу. Младшийсовременник Фалеса Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей ужене воду и вообще не какое-либо отдельноевещество, а первовещество,из которого обособляются противоположности теплогои холодного, дающие началовсм веществам.

Это первоначало, отличное от другихвеществ, не имеет границ, ипоэтому есть беспредельное , или апейрон.Всеобособившееся отбеспредельного должно за свою вину вернуться в него.Поэтому мир не вечен,но по разрушении его из апейрона выделяется новый мир, и этой смене миров нетконца. Последнийв ряду милетскх философов - Анаксимен, развил новыепредставления о мире. Приняв в качестве первовещества воздух , онввел новуюи важную идею опроцессе разрежения и сгущения, посредством которого извоздуха образуются всевещества вода, земля, камни и огонь.

Воздух длянего - дыхание, обнимающеевесь мир подобно тому, как душа, будучи дыханием,держит нас. По природесвоей воздух - род пара или темного облака и сроднипустоте. Выходцемс греческого Востока был также Пифагор с Самоса, переселившийся при тиране Поликрате в Южную Италию, где он основал вгородеКротоне религиознуюобщину союз пифагорейцев . Сам Пифагор ничего не писал, а учения, основанныеим, претерпели в 5 и 4 веках значительную эволюцию, поэтому выделитьпервоначальное ядро учения Пифагор очень трудно.

По - видимому, учениеПифагора, кроме собственно религиозного содержанияипредписаний, заключало в себе и некоторое философское мировоззрение с невыделившимися из общегоего состава научными представлениями. На егофилософию наложилипечать занятия арифметикой и геометрией.Можно полагать, что в арифметикеПифагор исследовал суммырядов чисел, в геометрии -элементарные свойстваплоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии открытия теоремы Пифагора инесоизмеримости отношениямежду диагональю и сторонойквадрата. Учение Пифагора о мире пронизаномифологическими представлениями.

Поучению Пифагора, мир - живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что дляПифагора то же самое, воздух.Проникаяизвне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи. В философии ранних пифагорейцев яснее, чем в учении их предшественников, милетцев, выступают характерные для первого периода древнегреческойфилософии зародыши будущих разногласий.

Впоследствии, все усиливаясь, этиразногласия приведут к возникновению идеализма и к началу уже не прекращающейсяв дальнейшем борьбы между материализмом и идеализмом.