Сократ

Сократ выбирализвестного политического деятеля или просто известного человека, после того,как тот прочитал свою речь, и начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причемвначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такойумный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить натакой элементарный вопрос.Сократ задавал свой действительно элементарныйвопрос но только на первый взгляд . Собеседник дерзко и нехотя отвечал нанего, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того жевопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это доходило до того, чтособеседник в конце концов своим последним ответом противоречил своему первомуответу.

Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответна этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойноудалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью Сократнам понравился.Эта ирония казаласьидущей от какой-то загадочной, демонической силы Сократа, ставящей его надлюдьми, как бы талантливы и умны они ни были. Разгадка этого внутреннегопревосходства, этой силы, скрытой за добродушной ухмылкой, в том, что самСократ неуязвим.

В его сбивающих с толку речах все время чувствуется некаяуверенность и основательность человека, который хотя и не имеет готового ответана свои вопросы, но знает нечто большее, а именно во имя чего идет поиск и какименно его надо вести.Я знаю только то, что ничего не знаю . Этоизлюбленное выражение, кредо сократовской собственной позиции.

Я ничегоне знаю - это значит, что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеяхмысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймалжар-птицу истины. Смерть Сократа явиласьпоследним и самым обличительным, самым гениальным его философскимпроизведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонансна протяжении многих веков человеческой истории.Юный ученик Сократа - Платон,присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственноепотрясение, что тяжело заболел.Сократ был цельнымчеловеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, аважнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяяфилософии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он ещеменьше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии.

Егомировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубокимвыражением духовной жизни и античного мира.История хорошопоработала также над тем, чтобы все мертворожденное в наследии Сократа довестидо своих крайних пределов окаменелости, до канонизированных идолов массовогосознания, оттенив тем самым живые и животворные родники сократовской мысли -его иронию и диалектику.