Третья мировая теория Муаммара Каддафи

МГТУ имени Н.Э.Баумана ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕПО ПОЛИТОЛОГИИ Третья мировая теория Муаммара Каддафи Cтудент Группа Преподаватель Волкова И.В. МОСКВА 1996год. В 70-80-х годах в странах арабо-мусульманского Востока получили широкое распространение теории социализма национального типа ,которые стали называть исламским социализмом . Отличительной особенностью этих теорий является возврат к традиции , к культурному наследию прошлого , к исламу . На основании такого подхода была создана третья мировая теория Муаммара Каддафи , изложенная в его знаменитой Зел ной книге . Официально называя так свою теорию , Каддафи считал е первой и последней , т.е. претендующей на абсолютную истину . В ней подробно раскритикована современная демократия Каддафи считает , что нынешняя демократия перестала быть подлинно народной . Довольно сенсационное заявление в наш век, когда , казалось бы , в современном обществе достигнут пик демократичности.

Но Каддафи , рассматривая сущность демократии , приводит , иногда , такие доводы с которыми трудно не согласиться . Рассмотрим некоторые из них . Орудие правления . Победителем в борьбе за власть всегда выходит орудие правления - отдельная личность , партия , класс , а побежд нным всегда оказывается народ , то есть , по мнению Каддафи , подлинная демократия . Политическая борьба нередко приводит к приходу к власти того орудия правления , которое представляет собой меньшинство, к тому же законным демократическим пут м ! То есть все , существующие политические режимы фальсифицируют подлинную демократию и являются диктаторскими режимами . Парламенты.

Парламентаризм- порочное решение проблемы демократии . Парламент не может выступать от имени народа , потому что демократия означает власть самого народа , а не тех ,кто выступает от его имени . Методы избирания парламента не могут считаться демократическими , потому что массы получаются полностью оторванные от депутата.

Депутат монополизирует власть масс и право решать за них их дела. Парламент , по сути,представляет не народ, а победившую на выборах партию . Фактически , народ используется политическими силами в борьбе за власть. Система выборных парламентов является демагогической системой ибо голоса можно покупать и подтасовывать.

То есть , парламентское представительство- обман . В целом, теория представительского правления - устаревшая и изжившая себя практика, придуманная философами и мыслителямив ту пору , когда народом помыкали правители , как бессловесным скотом . Партия . Это современное диктаторское орудие правления - это власть части над целым . Партии создаются группами людей для осуществления своих интересов или навязыванию обществу своих взглядов и установлении господства в н м своей идеологии.

Количество партии не меняет существа дела . Более того , чем больше партий , тем острее между ними борьба за власть , что подрывает программу , направленную на благо всего общества . Интересы общества и общественного развития приносятся в жертву межпартийной борьбе за власть.

Кроме того , партии могут быть продажны и могут быть подкуплены извне и изнутри . Оппозиция - это не орган контроля народа за деятельностью правящей партии , она лишь выжидает подходящий момент , чтобы занять место правящей партии у кормушки власти . Контроль находится в руках партии , стоящей у власти посредством парламента , а власть - в руках партии , осуществляющей контроль.Отсюда ясно , как лживы , фальшивы и несостоятельны существующие в современном мире политические теории . Каддафи сравнивает партию и клан. По его мнению , борьба партии за власть ничем не отличается от борьбы за власть между племенами и кланами.

Оба этих вида борьбы оказывают на общество негативное и разрубающее воздействие . Референдум . Референдум- это фальсификация демократии . Голосующие могут сказать всего лишь одно слово либо да либо нет . По Каддафи , каждый должен иметь возможность обосновать сво желание , причину , одобрения либо неодобрения . Какой же выход из такого издевательства , по его мнению, над народом предлагает Каддафи ? Получается, чтобы быть до конца демократичными , надо создать такое орудие правления , которое являло бы собой весь народ в целом, а не представительство от его имени.

Каддафи предлагает создать особую иерархическую структуру народных конгрессов и комитетов . В результате , которой управление становится народным , народным становится контроль , утрачивается определение демократия - это контроль народа над правительством , и на его место приходит новое демократия - это народный самоконтроль . Всеобщий народный конгресс является форумом народных конгрессов и комитетов . Закон общества . Подлинным Законом общества является либо обычай , либо религия . Всякая попытка установить Закон общества , минуя эти исходные отправные моменты , неправомерна и нелогична.

Все ныне существующие конституции это не естественный закон , а средство власти над народом . При подмене подлинного Закона на закон, созданный человеком появляется угроза свободе человека . Свобода находится под угрозой , если общество не имеет священного Закона , в основе которого лежат незыблемые нормы , не подлежащие изменению или исправлению по воле орудий правления . Наиболее соответствующий человеческому достоинству закон - это религия . Она включает в себя обычай - выражение естественной жизни народов . То есть религия- это утверждение естественного закона . Все остальные законы неправомерны , поскольку они не основываются на естественном источнике - обычае и религии.

Кто наблюдает за ходом жизни общества ? Из описанной выше системы следует , что общество само осуществляет контроль над собой . Как общество исправляет положение в случае отклонения от Закона ?Поскольку народ сам становится орудием правления , все происходящие отступления от Закона общества носят тотальный характер и должны корректироваться с помощью демократической перестройки, а не посредством применения силы . В такой ситуации не существует органов , стоящих над народом, против которых могли бы быть направлены насильственные действия и на которых могла бы быть возложена ответственность за отступление от Закона.

Каддафи утверждает , что никакой иной концепции подлинно демократического общества существовать не может . С этим утверждением можно поспорить . Потому что принципы подлинной демократии Каддафи накладывают определ нные условия на применение данного устройства общества конкретным странам . Для примера , в нашей стране, занимающей довольно обширную часть географической карты , со множествами народностей и с не меньшим числом религий основополагающая Закона общества , по Каддафи будет очень трудно сформулировать Закон общества, чтобы не оказалась ущемл нной иначе не будет подлинной демократии ни одна , даже самая маленькая , народность . По моему , даже эта небольшая дилемма доказывает не абсолютность теории Каддафи , хотя следует признать , что в ней есть не мало мыслей, заслуживающих внимания.