Антропологические и этические воззрения представителей древнегреческой философии (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, стоики и эпикурейцы)

Антропологические иэтические воззрения представителей древнегреческой философии Демокрит, софисты, Сократ, Платон,Аристотель, стоики и эпикурейцы . Софисты. Историясофистики делится на два периода. Первый связан с деятельностью старшихсофистов . К ним относятся Протагор из Абдер, Гиппий из Элеи, Антифонт иГеоргий. Второй этап - деятельность младших софистов это Алкидам, Ликофрон,Фразимах.История характеризуется бурными спорами между самими софистами, какмежду ними и их противниками - Сокритом, сократиками, а затем и Платоном.Две проблемыбольше всего занимали спорящих общество, гос-во и нравственность, с однойстороны, природа и познание с другой.

Но все это - на фоне размышлений о человеке.Накладываясьна теоретическую проблематику, порождается проблема понимания самого общества,его сущности и судеб, путей преобразования, а также принципов человеческогоповедения вообще и нравственности в частности.Распространяяучение о внеприродном происхождении общества, софисты противопостовляют природное и искусственное . Платон так описывает софитическую концепциюгос-ва В гос. управлении разве лишь незначительная часть принадлежитприроде, большая же - искусству. Стало быть, и всякое законодательствообусловленно не природой, а искусством вот почему его положения и далеки отистины .Универсальноепротивопостовление природы искусству развертывается в трояком плане в планевозникновения общества и гос-ва, законодательства, религии и веры в богов.Согласнотеории Протагора, с одной стороны, искусство есть божественный дар, благодарякоторому человек отличается от других животных, С другой - искусство само посебе способно преобразовать жизнь людей.

Гегель писал,что софистика встала на путь свободного мышления, которое должно было вывестиза пределы существующих нравов и наивной религиозной веры .Это был путькритики и сомнени, описанный впервые Протагором.

Он первый заявил, что овсяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом .Сократ.По словамАлкивиада, главным предметом речей и бесед Сократа были вопросы этиким -вопросы о том, как следует жить. БеседаСократа, изображенная Платоном в первой книге Гос-во , посвящена понятию о справедливости . Теория выдвинутая Платоном состоит в том, что следуетпризнать безусловный, всеобщий божественный разум и между ним и разумомчеловеческим не должно быть разногласий.

Божественный мировый закон лежит воснове гос-ва и человеческих законов, которые, однако, могут отклоняться отсвоего назначения в силу людского несовршенства.

Сократ неотрицает существующего он признает значение общественной жизни и гос-ва,требует участия в гос. деятельности он требует исполнения обязанностей поотношению к отеческим богам он проповедует справедливость как исполнениезаконов отечества и т.д.Любое общество,основанное на антогонизме классов, чревато нравственными парадоксами. Моральноедействие зачастую влечет аморальный результат.Разрешить этот парадокс впределах этики невозможно - здесь требуется перестройка общественных отношений.

Сократ же довольствовался призывом к самосовершенствованию. При этом он избралодносторонне-рационалистическое понимание нравственности. Он по существупревратил добродетель в знание, знание того, что такое благо. Более того,уповая на знание блага как необходимое и достаточное условие добродетели,Сократ не замечает того, что знанием-то блага он как раз и не обладает. И этосвидетельствует о бессилии его этического учения.Платон.Новую модельобщества гос. устройства Платон строит в первом своем произведении Гос-во .Гос-во возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить своипотребности и вынужден обращаться к помощи других - крестьянам, торговцам,ремеслиникам.

Защита гос-ва от внутренних и внешних врагов обусловливаетнеобходимость в сословии стражей - воинов, а нужды управления - в тех, ктоовладел царским искусством , т.е. сознает идеалы справедливости и добра испособен их осуществлять.Это - философы .Для того,чтобы в гос-ве не образовались два гос-ва , богатых и бедных, в высшихсословиях частная собственность упразднена.

Упразднена и семья, замененнаявоспроизведением подбора пар гос-вом. После рождения дети отбераются уродителей и направляются в особое воспитательное учреждение, причем ни ребенокне знает своих родителей, ни они его.Гос-во -сплоченное единство безличных существ, исполняющих свои социальные функциибезотносительно к своим интересам, запросам, потребностям.Аристотель.Аристотельисслед ует добродетели в контексте общественной жизни античного общества.

Особоеместо занимает у него справедливость. Справедливое - середина между двумяродами несправедливости нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к заметномуделению ее на уравнивающую и распределяющую.Цель первой - способствоватьвозданию равным за равное второй - распределение благ согласно достоинствулиц, вступающих в общество.Учение осправедливости образует прямой переход к гос-ву. В Политике Аристотеляобщество и гос-во по существу не различаются.

Гос-во предстает в его сочинениикак естественный и необходимый способ существования людей - общение подобныхдруг другу людей в целях возможно лучшего существования . В гос-во, в качестверавноправных граждан, входят только свободные.Ограничениячастной собственности направлены на достижение той же цели, что и у Платона -сделать так, чтобы свободные не разделялись на враждующие лагеря.Эпикуреизм.Изосновоположений своей этики Эпикур выводит учение о гос-ве обществе . Обществопредставляет собой сумму индивидов, каждый из которых, руководствуясьстремлением к удовольствиям, действует таким образом, чтобы не мешать другим.Из принципа удовольствия выводится понятие о справедливости, определяемое наоснове общественного соглашения не вредить друг другу.Стоицизм.По мнениюЗенона - основателя данной школы - обычаи общества гос-ва общеприняты, но заними лежит космос - огромное гос-во с единым гос. устройством и единымзаконом. Естественный разум предписывает, что следует делать и запрещает то,чего делать не следует.

Но ограниченные местом гос-ва многочисленны поколичеству и имеют различные, ни в коем образом не одинаковые устройства изаконы . Это обусловливается тем, что трудно общаться со странами,расположенными в удаленных частях мира или на остравах и т.д. Но главное - этостремление к власти и богатству за счет других и вырастяющее отсюда взаимноенедоверие.

Выход - единение людей и богов в всеобъемлющем едином космосе.

Есть основаниясчитать, что Зенон включал в понятие жизни, своеобразной с природой, также социальную справедливость травенство. Его продолжатели же склонны думать, что существующий строй включен вединый мировой процесс, и надежда на золотой век справедливости и равенствасвязывается лишь с мировым пожаром, за которым последует в порядке времени, ноопять-таки лишь на время, этот блаженный век.