рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Естественнонаучное знание эпохи Возрождения и построения новой картины мира

Естественнонаучное знание эпохи Возрождения и построения новой картины мира - раздел Философия, Естественно-Научное Знаниеэпохи Возрождения И Построение Новой Картины Мира. ...

Естественно-научное знаниеэпохи Возрождения и построение новой картины мира. Возрожденческая трактовкадиалектики.Николай Кузанскийи принцип совпаденияпротивоположностейОдним из характерныхпредставителей ренессансной философии был Николай Кузанский 1401-1464 . Анализего учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой ивозрожденческой трактовками бытия.Николай Кузанский, как ибольшинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма.Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центральногодля них понятия единого.

У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единоехарактеризуется через противоположность иному , не-единому. Этахарактеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единоемногому, предел - беспредельному.Кузанец, разделяющий принципы христианскогомонизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто непротивоположно . А отсюда он делает характерный вывод единое естьвсе - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизмДжордано Бруно.Эта формула неприемлемадля христианского теизма, принципиально отличающего творение все от творца единого но, что не менее важно, она отличается и от концепциинеоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со всем . Воттут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии.

Изутверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанец делает вывод, чтоединое тождественно беспредельному, бесконечному.Бесконечное - это то, больше чегоничего не может быть, Кузанец поэтому называет его максимумом единое же - это минимум . Николай Кузанский, таким образом, открылпринцип совпадения противоположностей coincidentia oppositorum - максимума иминимума.

Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанец обращается кматематике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечностиокружность превращается в бесконечную прямую.У такого максимального кругадиаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадаетне только диаметр, но и центр, а тем самым точка минимум и бесконечная прямая максимум представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело стреугольником если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будутбесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть итреугольник, и круг, и шар.Совпадение противоположностей является важнейшимметодологическим принципом философии Николая Кузанского,чтоделает его одним из родоначальников новоевропейскойдиалектики.

УПлатона, одного из крупнейших диалектиковантичности, мы не находим учения о совпадениипротивоположностей, поскольку для древнегреческой философиихарактерен дуализм, противопоставление идеи или формы иматерии, единого и беспредельного.

Напротив, у Кузанцаместоединого теперь занимает понятие актуальной бесконечности,которое и есть, собственно, совмещение противоположностей -единого и беспредельного.Проведенное, хотя и невсегда последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствииповлекло за собой перестройку принципов не только античной философии исредневековой теологии, но и античной и средневековой науки - математики иастрономии.Ту роль, какую у грековиграло неделимое единица , вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и вкаждый род сущего, у Кузанца выполняет бесконечное - теперь на него возложенафункция быть мерой всего сущего.

Если бесконечность становится мерой, топарадокс оказывается синонимом точного знания.

И в самом деле, вот что вытекаетиз принятых Кузанцем предпосылок если бы одна бесконечная линиясостояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечногочисла отрезков в две пяди, они все- таки с необходимостью были бы равны,поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности . Как видим,перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойкастановится равна единице, тройке и любому другому числу.В геометрии, какпоказывает Николай Кузанский, дело обстоит так же, как и в арифметике.Различение рациональных и иррациональных отношений, на котором держаласьгеометрия греков, Кузанец объявляет имеющим значение только для низшейумственной способности - рассудка, а не разума.

Вся математика, включаяарифметику, геометрию и астрономию, есть, по убеждению Кузанца, продуктдеятельности рассудка рассудок как раз и выражает своей основной принцип ввиде запрета противоречия, то есть запрета совмещать противоположности.НиколайКузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с тем,однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложногознания, а Кузанец - средство созидания знания истинного.

Правда, само этознание имеет особый характер - оно есть умудренное неведение .Тезис о бесконечном какмере вносит преобразования и в астрономию.Если в области арифметики игеометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях вприблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще ипринцип относительности. И в самом деле так как точное определение размеров иформы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то внем не могут быть различены центр и окружность.РассуждениеКузанца помогает понять связь между философской категорией единого икосмологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым - оего конечности.

Осуществленное им отождествление единого с беспредельнымразрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон иАристотель, но и Птолемей и Архимед.

Для античной науки и большинствапредставителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом.А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, начало и конец . Согласно Кузанцу, центр и окружностькосмоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслитьи конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.БесконечнаявселеннаяКоперника и Бруно.ГелиоцентризмЭти положения Кузанца противоречат принципамаристотелевской физики, основанной на различении высшего -надлунного инизшего - подлунного миров.

Кузанецразрушаетконечный космос античной и средневековой науки, в центрекоторого находится неподвижная Земля. Тем самым онподготовляет коперниканскую революцию в астрономии,устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевскойкартинымира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник 1473-1543 пользуется принципом относительности и нанем основываетновую астрономическую систему.Характерная для НиколаяКузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождествопротивоположностей единого и бесконечного была результатом пантеистическиокрашенного сближения бога с миром, творца с творением.

Эту тенденцию еще болееуглубил Джордано Бруно 1548-1600 , создав последовательно пантеистическоеучение, враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно опирался не только наНиколая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника.Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чемобъясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Землявращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом,Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии,отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса.

Вслед за КузанцемКоперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична он называет ее подобной бесконечности , одновременно показывая, что размеры Землино сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.Отождествляя космос сбесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.Снимая, далее, границумежду творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположностьформы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с однойстороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой.Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние векаприписывалось богу, а именно активный, творческий импульс.

Он идет значительнодальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, котороесо времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа,согласно Бруно, есть бог в вещах .Пантеизм Бруно прокладывалпуть к материалистическому пониманию природы.

Неудивительно, что учение Брунобыло осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянскийфилософ отрекся от своего учения.Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в1600 году был сожжен на костре.

Новое соотношение междуматерией и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVIвеке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если длядревнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целоепрекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богачеактуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменногобытия.И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятиебесконечного парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода методане только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученыхконца XVI-начала XVII века, как Галилей и Кавальери.

– Конец работы –

Используемые теги: Естественнонаучное, знание, эпохи, Возрождения, построения, новой, картины, мира0.111

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Естественнонаучное знание эпохи Возрождения и построения новой картины мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Искусство эпохи итальянского возрождения. Северное возрождение
Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Сикстинская капелла, 0000-0000. Фрагмент фрески потолка. Пророк Исайя. Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Фреска алтарной стены. 0000-0000.… Страшный суд. Стр. 00ПРИМЕЧАНИЯСтр. 00 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего исследования… Буонарроти Микеланджело во многом определил развитие европейского искусства как 00 в так и последующих столетий,…

Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени и современные политические учения Запада
На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни,… Развитие рыночных отношений постепенно снимало покров таинственности и… Решающую роль в этом восприятии играло эмоционально-волевое отношение — отношение веры. Рационально-критическое…

Конспект лекций доцента Шабанова М.Ф. по курсу «Естественнонаучная картина мира»
Приложения к лекциям М Ф Шабанова Лекция... Введение назначение курса государственный стандарт научные методы краткая... Введение назначение курса государственный стандарт...

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Генезис политической мысли в древнем мире. Политическая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Просвещения
Генезис политической мысли в древнем мире Политическая мысль Средневековья эпохи Возрождения и... Этапы политической социализации Типы политической социализации Результат... Политическая социализация включает несколько основных стадий Стадии или этапы политической со циализации прежде всего...

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Бурлаки на Волге"
В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.… Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.Третий период… Многие черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие…

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ Реферат по дисциплине «Современная научная картина мира»
Минздравсоцразвития России... Кафедра медицинской физики математики и информатики...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Культура Эпохи Высокого Возрождения и ее представители как светочи мировой культуры Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением,но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл… Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви … И действительно готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но,с другой стороны,…
  • Современная естественнонаучная картина мира Сегодня это должно быть ясно каждому образованному уму. Точно также и целое постижимо лишь в органическом единстве с его частями, а часть может… Нет такой науки, предметом которой было бы исключительно всеобщее без познания… Без понимания принципа всеобщей связи не может быть истинного знания.Осознание универсальной идеи единства всего…
  • МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА На сайте allrefs.net читайте: "МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА"
  • Мир исламской культуры. Картина мира. Идея последовательного монотеизма. Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная… Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пастухом и посредником в торговых… Но вместе с успехом он познал злобу богатых соплеменников, и ему в 622 г. с группой близких последователей пришлось…
  • Современная естественнонаучная картина мира И любой открытый нами "частный" закон - если он действительно закон, а не эмпирическое правило - есть конкретное проявление всеобщности. Нет такой науки, предметом которой было бы исключительно всеобщее без познания… Без понимания принципа всеобщей связи не может быть истинного знания.Осознание универсальной идеи единства всего…