Традиции и новаторство в культуре

К семинару по традициям иноваторству в культуре.Выполнил студент гр. 11-13 Баранов Андрей Укультуры, как у всякого диалектическиразвивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся новаторская стороны.Устойчиваясторона культуры это культурнаятрадиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческогоопыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этотопыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.В такназываемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру ,воспроизводят ееобразцы, а если и вносят какие-либоизменения, то в рамках традиции.

На ее основе происходит функционирование культуры. Традицияпревалирует над творчеством.Творчество в этом случае проявляется в том, чточеловек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий наборготовых, стереотипных программ обычаев, ритуалов и т.п. деятельности с материальными и идеальнымиобъектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно.

Таковы восновном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура .Такаяустойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживаниячеловеческих коллективов.Но если те или иные общества отказываются отгипертрофированной традиционности иразвивают более динамические типыкультуры, это не значит, что они могут отказаться от культурныхтрадиций вообще. Не может культура существовать без традиций .Культурныетрадиции как историческая память непременное условие не только существование,но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры,диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительныхрезультатов предшествующей деятельности это общий закон развития, которыйдействует и сфере культуры имея особо важное значение.

На сколько этот вопроспрактически важен показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции ив обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественнойкультуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую,прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующейкультуры.

И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере иразрушение ее материальных памятников.Посколькув культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейныхустановках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивныхтенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасыватьпредшествующую культуру на пустом месте создать новую более высокую культуруневозможно.Вопрос отрадициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не толькосохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращениекультурного богатства в процессе творчества.

Хотя творческий процесс имеетобъективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии,непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу жеследует оговориться, что не всякое новаторство творчество культуры.

Созиданиенового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когдаоно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получаетотзвук от других людей.Втворчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью каждаякультурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении,изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, ужесотворенного ранее это распространение, а не созидание культуры.

Но и ононеобходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционированиякультуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включениенового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельностичеловека, следовательно, является источником инноваций.Но также как не всякоеноваторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурныйпроцесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическиминтенциям культуры.

В культуре существует и прогрессивное, и реакционныетенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражаетсяширокий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых,национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового ипрогрессивного в культуре надо бороться. Такова концепция культуры, получившаяразработку в советско-философской литературе.