рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизнь, смерть, бессмертие

Работа сделанна в 1999 году

Жизнь, смерть, бессмертие - Реферат, раздел Философия, - 1999 год - Ростовский Государственный Университет. Реферат. Жизнь, Смерть, Бессмертие. ...

Ростовский Государственный Университет. РЕФЕРАТ. Жизнь, смерть, бессмертие. Работу выполнила Деренская О.В. Ростов-на-Дону 1999. В чм смысл в жизни или в смерти Жизнь и смерть - две вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдтся взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия.Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.

Люди пытаются постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы Что такое жизнь Как продлить жизнь Что есть смерть Что будет после смерти Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным Что царит в нашем мире - жизнь или смерть Смерть и потенциальное бессмертие самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным.

Человек обречн на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные чувствуют приближение смерти, их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения. Наверное, смерть вообще расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны.Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определнном этапе развития, связанный с геномом.

Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие.Однако идеалом такого бессмертия является не существование одноклеточного организма и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. Остановись мгновенье - это девиз такого бессмертия, импульсом которого является, по словам Ортега-и-Гассета биологическая витальность, жизненная сила, родственная той, что колышет море, оплодотворяет зверя, покрывает дерево цветами, зажигает и гасит звзды. Человек не может смириться с тем, что именно ему придтся уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь.

Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть, пожалуй, единственное, перед чем все равны, что стирает неравенство, на котором основана земная жизнь В данном случае не так уж важно, кто управляет миром Бог, Дух, Космический Разум, объективная реальность, законы Природы.

Важно, что человек должен лишь осознать этот порядок и найти в его недрах, в его устройстве зазор для относительной самостоятельности, в которой он будет видеть смысл своего бытия. Вечность жизнь, смерть, бессмертие. Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества.Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле. По сути дела, речь идт о триаде жизнь смерть бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов.

Существует два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни, смерти и бессмертия. Первый подход можно обозначить как объективистский.Он связан с именами таких философов, как Спиноза, Гольбах, Гегель, Лафарг, с догматикой иудаизма, христианства и ислама и, отчасти, с установками естествознания.

В его основе лежит представление об изначальном неколебимом миропорядке, в котором заранее предначертаны все события общественной и личной судьбы, расписаны все этапы мировой истории. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения День смерти лучше дня рождения Экклезиаст и новозаветной заповеди Христа я имею ключи от ада и смерти.Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресенье.

Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и становится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность. Таким образом, целью жизни человека является движение к жизни вечной. Без осознания этого земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту.В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого.

Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она не конец, а начало жизни вечной. Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть в воле Божьей. Другая мировая религия - ислам исходит из факта сотворнности человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. В отличие от христианства, земная жизнь в исламе оценивается высоко.Тем не менее, в Последний день вс будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы.

Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение нового совершенного мира. О каждом человеке будет представлена запись деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор.Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями.

Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство. Описания рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского восприятия.Сам Будда отказывался отвечать на вопросы бессмертен ли познавший истину или смертен он, может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно В сущности, признатся только один вид дивного бессмертия нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов. Поскольку личность понимается как сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений.

Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, блаженного острова, находящегося в глубине сердца человека, где ничем не владеют и ничего не жаждут.

Известный символ нирваны гашение вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни.Спокойное и умиротворнное отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных религий и культов.

В этой связи меняется отношение к самоубийству оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей сансара, а только приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, природа личности есть непрерывная смерть.Избавление при жизни от источников страдания, омрачнных действий и скверн эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов и т. д. и власти своего я лучший путь обретения бессмертия.

Второй подход во главу угла ставит субъективность человека, его самодеятельность, творчество. Сущность его хорошо выражают афоризмы Человек мерило всем вещам, Человек творец самого себя, Творю, следовательно, существую.В истории духовной жизни человечества было немало концепций жизни, смерти и бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическим подходе к миру и человеку.

Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь это вс, а смерть непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н.Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.Разумеется, в чистом виде эти подходы характеризуют полярные позиции, а в реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с миром своих субъективных творческих потенций.

Для верующего тут вс ясно, а для не верующего возникает альтернатива возможных путей решения этой проблемы. Определяя понятие смысла жизни, необходимо отметить как минимум три его измерения. Первое связано с понятием святости жизни как таковой, что является ныне предметом такой дисциплины, как биоэтика. Вс живое в том числе и во Вселенной имеет право на жизнь в силу самого факта рождения. Эта витальность первична для человека.Необходимо принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире не возможно полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения.

Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем. Следовательно, частицы нашего я после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными.Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше я. Более того, Этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно даже сказать в форме парадокса мы живы только потому, что ежесекундно умираем.

Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых, выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе не возможно ни в действительности, ни в мысли. Это две стороны одной медали.Также можно выделить биологическое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях.

Известное определение Энгельса Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу, в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел, акцентирует космический аспект жизни.Рождаются, живут и умирают звзды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто.

Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенного кругооборота. Материалистические концепции строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Энгельса, с железной необходимостью порождаются жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с е биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение.

Эта идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а вмешательство в ещ плохо познанные законы их жизни чревато экологическим кризисом.Человек предстат как малая частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя вс богатство макрокосмоса.

Даже, если биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой человеческого существования, то и в этих случаях например, в христианстве человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние. Второе измерение связано с уяснением специфики именно человеческой жизни, поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека предстоящая смерть.Известно, что Л.Н.Толстой мучительно вопрошал Есть ли в моей жизни тот смысл, который не уничтожается неизбежно предстоящей смертью К чему воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как и их отец Зачем же им жить Зачем мне любить их, расти и блюсти их Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия Любя их, я не могу скрывать от них истины всякий шаг ведт их к познанию этой истины.

А истина смерть.В рамках рационалистического подхода ответить на эти вопросы невозможно, и приходится искать ответ на путях интуитивного постижения смысла своего бытия и определения что же для личности является высшей ценностью Бог, человечество, близкие и родные, дети, справедливость Третье измерение - идея обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого возраста.

Выделяют несколько видов бессмертия.Первый связан с бессмертием в потомках и осуществляется путм передачи генного аппарата родителей детям, внукам и т. д близок большинству людей.

Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим связывается наследование не только физических принципов, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла. Второй сохранение тела умершего, то есть мумификация или криогенизация.Опыт ещ египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым.

Достижения техники конца 20-го века сделали возможной криогенизацию тел умерших с расчтом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни. Третий вхождение частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества, энергии и информации во Вселенной, своеобразное слияние с природой, упование на растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое тело, в вечный круговорот материи.

Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Здесь речь идт об утрате личностных качеств и сохранении частиц бывшего тела, способных войти в состав других организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и эмоционально отвергается.Четвртый определяется итогами деятельности человека, в плодах материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества.

Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идт космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов. Если для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остатся открытым.Среди идеалов и движущих сил такого вида бессмертия чаще всего фигурируют борьба за освобождение человечества от классового и социального гнта, борьба за национальную независимость и обретение государственности, борьба за мир и справедливость, и т.п. Это придат жизни таких борцов высший смысл, который смыкается с бессмертием.

Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников.Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека.

Создатся впечатление, что, чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, харизма власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением.О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.

Пятый путь связан с достижением различных состояний, которые наука называет изменнные состояния сознания. В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны прорыв в иные измерения пространства и времени, путешествие в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.Можно упомянуть и о других концепциях обретения бессмертия, направленных на изменение законов природы, достижение жизни после смерти, а также многочисленные мистические течения, основанные на реальном наличии потустороннего мира и возможности общения с ушедшими.

Более того, появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает существовать в других измерениях.Это вообще ведт к иному типу понимания проблемы бессмертия, что связано с необходимостью самоопределения в вечном мире информационно-энергетических сущностей. Современная танатология учение о смерти представляет собой одну из горячих точек естественнонаучного и гуманитарного знания.

Заключение. Но все же, поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит сугубо индивидуальный личностный характер. Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни.Очевидно, что эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации.

Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти о чм писал З.Фрейд, то каждый имеет естественное, врожднное право не только жить, каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной из особенностей 20-го века является то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом выживания для человечества.Если раньше любые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием, производным от гуманизма.

– Конец работы –

Используемые теги: Жизнь, Смерть, бессмертие0.06

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизнь, смерть, бессмертие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Право человека на жизнь, смерть и бессмертие
Но вопрос о жизни неизбежно влечет за собой и вопрос о смерти. По какому праву люди принимают решение добровольно уйти из жизни Способен ли человек… Но, тем не менее, в настоящее время принимается гораздо больше мер, чем… Уже врач древности Гиппократ давал советы, как сохранить здоровье и удлинить свою жизнь. В 1 веке нашей эры известный…

Жизнь, смерть, бессмертие
Попытка ответить на эти серьезнейшие вопросы предпринята в этой работе.Работа адресована философам, и всем интересующимся мировоззренческой… Ученые предпочитают искать основы жизни в микромире. Однако там на уровне атом и простых молекул господствуют стандартные объекты, лишенные индивидуальности ,а также…

Это книга о том, как жизнь меняет человека, и о том, что каждый может изменить жизнь
Зеркало Кассандры... Бернард Вербер... Ей всего семнадцать Она ничего не знает о своем прошлом Ее зовут Кассандра...

Жизнь и смерть Курта Кобейна
Гитарист и вокалист будущей супергруппы Курт Дональд Кобэйн Kurt Donald Cobain родился 20 февраля 1967 года в небольшом портовом городке Хокуаим,… Абердин середины шестидесятых-город повальной безработицы,унылого дождливого… Сестра Чака-Мэри,певичка из бара,тоже приняла участие в формированиимузыкального вкуса мальчика.

Жизнь и смерть в зеркале фразеологии
Так и возник особый слой языка фразеология, совокупность устойчивых выражений, имеющих самостоятельное значение. Изучение английского языка широко распространено в нашей стране.Хорошее знание… Знание фразеологии чрезвычайно облегчает чтение как публицистической, так и художественной литературы. Разумное…

Жизнь и смерть в буддизме
Так, например, в томистской философско-теологической системе Бог противопоставляется природе и человеку как бытие абсолютное бытию обусловленному,… Утверждение в Новое время в европейской культуре механической картины мира не… Влияние этой новой картины мира мы можем обнаружить во всех конфессиональных направлениях философско-богословской…

C Данте по кругам ада: жизнь и смерть в средние века(на примере художественной литературы)
Возникали они по причине борьбы за власть и передел власти. Для средневекового общества характерна устойчивая и малоподвиж¬ная система ценностей и… Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир,… В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы.В период средневековья происходит…

Вольфганг Амадей Моцарт. Жизнь и смерть гения
Учиться музыке юный Моцартначал в три года. К шести годам он становиться автором нескольких музыкальных произведений . В начале 60-х годов ХV111… Такого в истории музыки ещ никогда не было.Мальчику было 7 лет . Первую оперу… Прожив всего 35 лет , Моцартскончался после непродолжительной болезни. Его смерть окутана тайной и до сихпор…

смерть и бессмертие
Социальное остается терра инкогнито. Социальные факторы, влияющие на продолжение жизни, на характер социа¬лизации, изучены менее всего. А сегодня на… Одним из выражений этого является террор. Определяя суть и террора, и всего… Если в будущем будут все больше использоваться компьютерные технологии, воздействующие на сознание и подсознание…

Смерть и бессмертие в поэзии Державина
Перед пугачевской разбойной вольницей, перед бушующим,захлестывающим утлую лодку Белым морем, перед вельможным и царевым гневом он неробел, не падал… Умение полнокровно, распахнуто жить ичувствовать, страстно переживать эту… Созрев духом,Державин уже не только самому себе, но и другим людям сумел сказать словаутешения и надежды Почто ж…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Жизнь, Любовь и Смерть Никто никогда не узнает что там, и не сможет эторассказать другим, он будет знать об этом только однажды, тогда, когда онумрет. На протяжениидолгих времен люди складывали легенды о жизни после смерти, о… Этонеобязательно должна быть любимая девушка, это могут быть и родители, иродственники, и друзья, и простые прохожие и…
  • Жизнь и смерть, свобода и рок в античном мире Между тем, культура, как явление материальное, создающее аналогии и образцы материальными средствами, вмещала в себя все духовное.Материальность… Амбивалентность (двоякость, противоположность, полярность) восприятия жизни -… Жизнь, в ее материальном проявлении, была для человека лишь кратким мигом его существования, по окончании которой,…
  • Жизнь и смерть Клеопатры Личность достаточно спорная и разноплановая. В моем реферате я постаралась отобразить наиболее интересные факты из жизни царицы. Моя работа состоит… Вторая глава моего реферата, которая названа Семья Клеопатры, рассказывается… Третья часть носит название Личная жизнь Клеопатры. Существует мнение, что Клеопатра была женщиной легкого поведения.…
  • Жизнь и смерть как финальные ценности человека В обыденных ситуациях мы редко осознаем, что нам нужна не только жизнь сама по себе, но и ее осмысленность. Мы воспринимаем жизнь как нечто… Жизнь утрачивает положительное отношение и воспринимается только негативно, в… Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и…
  • Жизнь и смерть в буддизме Так, например, в томистской философско-теологической системе Бог противопоставляется природе и человеку как бытие абсолютное бытию обусловленному,… Утверждение в Новое время в европейской культуре механической картины мира не… Влияние этой новой картины мира мы можем обнаружить во всех конфессиональных направлениях философско-богословской…