Чаадаев П.Я. Философская концепция

ФИЛОСОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧААДАЕВА П.Я. Петр Яковлевич Чаадаев является одним изярких представи-телейфилосовской мысли Росии западнического направления.Онвсегдапривлекал внимание историков руской мысли. Правда ранееинтересэтот вызывался больше одной стороной его творчества, -егоскептицизмом в отношении России, как это выразилось вединственномиз филосифических писем напечатанном при жизниавтора.Мировойчитатель долгое время был лишен возможности уз-натьразвитие и суть филоствской концепции Чаадаева,так какопубликованобыло только одно письмо при жизни.Кроме того,самиписема считались утерянными и найдены были только в 1935г.несколькописем не было опубликовано,так как в них Чаадаев по-ложительноотзывается о религии.

Перейдем к изучению концепции Чаадаева.Чаадаев является ярко выраженнымрелигиозным философом,поэтомувойти в систему Чаадаева можно, поставив центре всегоегорелигиозную установку.Не смотря на религиозность, Чаадаевнеявляется богословом, он сам говорит Я, благодарение Богу,небогослов и не законник, а просто христианский философ . У Чаадаева была натура страстная исосредоточенная, нату-раискавшая деятельности но не внешней, не мелочной, неслучайнойа всецело и до конца воодушевленной христианством.

Еслиодин из величайшихмистиков христианского Востока св. Иса-акСирианин глубоко чувствовал пламень вещей , то к Чаадаевуможноприменить эти замечательные слова так он глубоко чувс-твовал пламень истории , ее священное течение, ее мистическуюсферу.В теургическом восприятии и понимании истории - всесвоеобразиеи особенность Чаадаева.По теургической установке,ЦарствоБожие строится при живом участии людей.

Основная богос-ЦарстваБожия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в исто-рическомвоплощении, как Церковь.Действие христианства в исто-рии вомногом остается таинственным, по мысти Чаадаева, ибодействующаясила христианства заключена в таинственном его - 2 -единстве т.е.в Церкви . Исходя из теургической оновы сыоейконцепции, Чаадаев ре-шительнозащищает свободу человека, ответственности его за ис-торию хотяисторический процесс таинствено и движется Промыс-лом , ипоэтому решительно выражает против суеверной идеиповседневноговмешательства Бога . Чем сильнее чувствует Чаа-даеврелигиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает от-ветственностьи свободу человека.Но здесь его философские пос-троенияопираются на его антропологию, к краткому изложениюкотороймы сейчас и перейдем.

Жизнь человека, как духовногосущества писал Чаадаевв одномиз своих Философических писем обнимает собой двамира,из которых один только нам ведом .Одной стороной челов-векпринадлежит природе, но другой возвышается над ней ноот животного начала к разумному не может быть эволюции . Высшее начало в человеке, прежде всего,формируется бла-годарясоциальной среде.Человек глубочаеше связан с обществомбесчисленныминитями, живет обной жизнью с ним.Без сляния иобщенияс другими людьми мы были бы с дества лишены разумностии неотличались бы от животных.

Из этого признания существен-ной иглубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычай-новажные выводы.Прежде всего, происхождение человеческогоразумане может быть понято иначе, как только в признании, чтосоциальноеобщение уже заключает в себе духовное начало, -иначеговоря, не коллективность сама по себе созидает разум вновыхчеловеческих существах , но свет разумности хранится ипередаетсячерез социальную среду.С одной стороны, индивиду-альноеэмпирическое сознание, а, с другой, то, что реальновходитв человека от общения с людьми,с существе своем исходитоттого, что выше людей - от Бога. Из этой двойной зависимости человека отсоциальной среды,отБога происходит не только пробуждение разума в человеке, ноздесьже находятся и корни его морального сознания.

Все бдаго,котороемы совершаем, есть следствие присущей нам способностиподчинятьсяневедомой силе .Этот супра-натурализм не переходитвокказионализм у Чаадаеваили какую-то бпредопределенность, -наоборот, Чаадаев всячески утверждает реальность свободы чело- - 3 -века.Однакосвобода человека несет в себе разрушительную силуи ,чтобы подействовала ее разрушительная сила, она свобода нуждаетсяв постоянном воздействии свыше.

Это учение о 2страшной силе свободыу Чаадаева стоит втеснейшейсвязи с учением о поврежденности человека и всейприроды учением о первородном грехе.Для Чаадаева Субъек-тивных разум полон обманчивой самонадеянности идеологияиндивидуализмаложна по существу, и поэтому Чаадаев без коле-баниязаявляет Назначение человека - уничтожение личного бы-тия изамена его бытием вполне социальным или безличным . Гносеологические взгляды Чаадаева, которыеон выразиллишбпопутно, определялись его критикой кантинеанства, с олнойстороны,а, сдругой стороны, критикой Декертовской остановкинаэмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть началоискаженное,искалеченное,изврещенно епроизволом человека . ДляЧаадаеваисточник знания - столкновение сознаний ,иначе гово-ря,взаимодействие людей.Чаадаев, конечно, не отвергает опыт-ного знания,но весь чувственный материал руководствуется иде-ямиразума.

Если реальность высшегосознания стоит над сознаниемодельногочеловека то ключ к этому, крома самой матафизикичеловека,дан в еаличности исторического бытия, как особой фо-рмебытия.

Чаадаев подчеркивал, что хричтианстово раскрываетсялишь висторическом а не личном бытии, но он делает и обрат-ныйвывод - само историческое бытие не может быть понято внехристианства.

Смысл истории осуществляется божественной волей, власт-вующейв веках и ведущей род человеческий к его конечным це-лям .Этоесть концепция проведенциализма.По Чаадаеву творит-сяЦарство Божее и поэтому исторический процесс может бытьпонятлишь в линиях проведенциализма.

Но Царство Божие для неготворитсяна земле оттого христианство и исторично по су-ществу его нельзя понимать потусторонне .Для чаадаева этоготребовала логика его историософии религиозное единствоисториипредполагает единство Церкви раз через Церковь входитбожественнаясила в историческое Бытие, то, тем самым, уста-навливаетсяединство самой Церкви.Отсюда высокая оценка Запа-да. На Западе все создано христианством . Высокая оценка западного христианстваопределяется уЧаадаевавсецело историсофскими, а не догматическими соображе-ниями.

Горячие и страстные обличения России уЧаадаева имеютмногокорней в них нет какой-либо одной руководящей идеи.Чаадаевне смог включить Россию в ту схему проведенциализма,какубнавевала история Запада.Чаадаев откровенно признает ка-койтостранный ущерб в самой идее провиденциализма Провиде-ниеисключило нас из своего благодетельного действия на чело-веческийразум всецело предоставив нас самим себе . В развитии своего филосовскогомировозрения Чаадаевпо-разномурешал эту загадку России.В начале Он пришед к вы-воду,что Россия предназначена для того, что-бы послужить уро-ком дляостального человечества.Именно эта позиция варажна впервомиз Философических писем которе было опубликовано .Дальшеэти мысли у Чаадаева приобретают большую определен-ность,он приходит к убеждению, что очередь для России ещевыступитьна поприще исторического действия еще не наступила.

Дальше он развивает мысль Провидение сделало нас слиш-комвеликими, чтобы быть эгоистами.

Оно поставило нас вне ин-тересовнационильностей и поручило наминтересы человечества . Вся значительность для русской мысли построений Чаадае-ва втом и состоит, что целый ряд крупных мыслителей Россиивозвращалсяк темам Чаадаева, Хотя его решения этих тем имелисравнительномало сторонников.