Основные принципы диалектики

ВведениеТермин диалектика от греч. искусство веcти беседу, спор имеет различные смысловые оттенки.Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное надостижение истины путем столкновения различных мнений.Платон рассматривалдиалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общиепонятия, роды .Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли, увиделстолкновение и объединение противоположностей в самой действительности, вистории, в культуре. В марксистской философии традиции диалектикаопределялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом черезборьбу противоположных начал.

В современных вариантах диалектики практическиотсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектикекак форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь,сознание, историю.Различные варианты толкования диалектики предлагаютразличные принципы взаимоотношений противоположностей от возможного ихгармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния.Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку насоединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают напотребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лицадиалектической коллизии человека.Принципы диалектикиПринцип этосложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основнуюнапраленность исследования, его дух . К таким принципам обычно относят принципразвития, принцип всеобщей связи, принцип тождества единства диалектики, логики и теории познания,принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единстваисторического и логического.Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством атрибутом материи.

Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленныхвидах движения его ведущую форму развитие.

Движение может быть круговым обратимым , регрессивным и прогрессивным необратимые формы движения .Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, онопредполагает необратимость невозможность полного возврата к исходной точке ,преемственность связь нового и старого , направленность, цикличность.Принцип всеобщей связи неотделим отпринципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа.Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, онопредполагает связь внутреннего и внешнего.

Наконец, само развертываниепротиворечия как основное содержание принципа развития есть особая форма связипротивоположностей.Принцип тождества единства диалектики, логики итеории познания выражает единствозаконов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, ичеловеческое мышление, и общество.

Этот принцип приводил в некоторое смущениемарксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился какпринцип тождества мышления и бытия со всей возможной последовательностью.Вматериалистической диалектике возникли трудности с его применением.

Его другаяформулировка единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектикисубъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных формдиалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трехразличных теоретических дисциплин диалектики, логики и теории познания, тостановится очевидным и принципиальным существование развития в различныхформах.Один из предлагаемых ответов заключается в следующем диалектикаизучает проявление развития в природе, это диалектика объективного логикаизучает особенности развития в человеческом мышлении теория познания пытаетсясвязать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность законови категорий диалектики, он организует процесс познания.

Абстрактное и конкретное имеют несколько значений.Чаще всего в повседневности абстрактное понимают каксиноним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая,соответственно, и есть конкретное.

Кроме того, абстрактное это отвлечение отряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегдаабстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируяпонятиями.Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть самаобъективная действительность, где существенное и несущественное не разделены.Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл.Конкретное - это отражение объективнойдействительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единствапроявлений, свойств, связей предмета.

Абстрактное это вырванное изобщей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной егосторон и противопоставляющее одну сторону другим.Высшая форма конкретного научная теория, типичное проявление абстрактного житейские суждения.Познание происходит как движение от конкретного в действительности иконкретному в познании.

Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительноститрансформируется в конкретное в познании. Логическое это теоретическое воспроизведение закономерностей реальногоразвития.Историческое процесс развертывания действительности вовремени во всем многообразии ееконкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямогосовпадения предмета и его реальной истории теория это история, очищенная отслучайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познанияпрошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существованияобщего логического в нашей жизни.Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновенияэтого объекта, анатомия человека ключ к анатомии обезьяны . Развитая, классическая форма объекта это достижение полной выявленности егоструктуры, доступности, прозрачности его внутренних связей.

Предмет как бысам показывает себя, открывает нам то общее, логическое , что являетсязаконом его развития.

Для своих прошлых состояний высшая стадия предметастановится своеобразной целью . Для исследователя предмет как своеобразнаяосуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение цели становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента еговозникновения.Логическое помогает нам опознать прошлое, в результате чегологика развития предмета и его реальная история совпадают.

Этот принципнеотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевскойинтерпретации общее логическое начинает жить своей самостоятельной жизньюв ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой ивозвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления.И хотя вматериалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческомупознанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всемобъеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существованиялогического как идеального в истории Э. В. Ильенков . Другой нетривиальныйвывод из принципа единства логического и исторического обращенностьдиалектики в прошлое, но не в будущее.

Сова Минервы вылетает в полночь -человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем,поскольку закономерности, логика его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленныхвнешних связях-возможностях.

Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеемпутеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельногосмыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще неразвившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет кпроизволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенностиматериалистической диалектики в будущее.Система Гегеля неотделима от егометода, идеалистическая система притягивала диалектику к себе, не давала ейвозможности жить жизнью материального мира.Заключение Диалектическое мышление как реальныйпознавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом.

Мерадиалектичности человеческого мышления определяется уровнем развитияобщественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия,адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентациичеловека в мире и преобразования его в интересах людей.Московский государственный социальный университетАкадемия социологии и управленияФакультет социального туризма Контрольная работаПо курсу философии на тему Основные принципы диалектики Выдана Королевой А. С. 1 курс, 1 группа Проверена Французова Н. П.