рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Софисты

Работа сделанна в 2000 году

Софисты - Реферат, раздел Философия, - 2000 год - Реферат По Философии Софисты I Курс, Группа 1091. Верховых Анна....

РЕФЕРАТ по философии СОФИСТЫ I курс, группа 1091. Верховых Анна. Москва 2000 Cофисты термин, которым в древнегреческой литературе обозначали учителей мудрости и красноречия, философов 2-ой пол. V 1-ой пол. IV вв. до н. э которые впервые в Греции стали преподавать сво искусство за плату.Софистика, как показывает научное исследование этого течения, явление далеко не однозначное. Хотя этот термин вошл в обиход в значении искусно вводящего в заблуждение рассуждения, само по себе слово софист означало просто мудрец и до середины века не имело никакого одиозного оттенка.

Изменением значения слова история обязана противникам софистов, среди которых наиболее известными являются Сократ, его ученики Ксенофонт и Платон, а также Аристофан, высмеивавший софистику в своих комедиях. Появление подобных врагов софистики было связано, прежде всего, с тем, что духу античности было чуждо использование мудрости в качестве средства к существованию.Так, Сократ считал, что философ, преподающий бесплатно, волен беседовать с кем угодно, тогда как тот, кто берт деньги за уроки, становится, в определнном смысле, рабом своего ученика.

Сами софисты, очевидно, не придавали большого значения подобного рода доводам и очень часто запрашивали за свои уроки довольно большие суммы, которые могли позволить себе лишь знатные люди. Чтобы привлечь к себе учеников, они активно использовали разного рода рекламу, например, по словам Исократа, обещали приблизить своих учеников к богам.

Кроме того, некоторые софисты, например Гиппий и Горгий, одевались в пурпурные одежды, что также делалось для того, чтобы привлечь к себе внимание Чернышев Б. Софисты. М. Ранион, 1929. С. 39 Однако, говоря о деятельности софистов и е общественной оценке, нельзя не заметить одну важную деталь.Хотя мы и говорим о противоположности взглядов на многие проблемы софистов, с одной стороны, и Сократа и сократиков с другой, представляется весьма трудным провести чткую грань между представителями этих двух философских течений.

Рассуждения Сократа не менее утончнны, чем рассуждения софистов, а все аргументы последних гораздо менее знамениты, чем софизмы сократиков. Сократовец Аристипп брал деньги за свои уроки, хотя, как уже было замечено выше, подобные действия софистов стали одной из главных причин их осуждения Сократом и его последователями.Таким образом, можно сделать вывод, что многое из того, что внесли в общество софисты, явилось абсолютно новым, непривычным и в некотором роде шокирующим для людей, и из-за этого многие их положения отвергались и оспоривались даже не будучи основательно осмысленными. Рассматривая роль софистов в общественной жизни Древней Греции, нельзя не сказать об одном очень важном обстоятельстве, а именно о том, что они явились по сути первыми представителями интеллигенции не только в своей стране, но и в истории человечества.

Софистов, также как и их противника Сократа, можно назвать деятелями древнегреческого Просвещения, программой которого является свобода в религии и морали, политике и науке, искусстве и культуре, провозглашаемая от имени разума Богомолов А.С. Античная философия.

М. Изд. Московского университета, 1985. С. 111 Безусловно, софистика не появилась спонтанно, deus ex machina в связи с этим необходимо отметить, что интерес к разуму характерен вообще для духа философии того времени наблюдается тенденция некоторого отхода от натурфилософии и обращения к человеку на основе древнего принципа Познай самого себя. Таким образом, становится очевидным, что корни софистики кроются большей частью именно в общественной обстановке того времени.

Однако, кроме связи истоков софистики с общественно-политическим развитием страны, нельзя не сказать о, несомненно, возникавших в процессе эволюции философских учений зачатках некоторых е составляющих.Например, уже Гегель видел в Анаксагоре предшественника софистов, поскольку этот древний философ, в отличие от своих предшественников, выдвигал в качестве первовещества разум, ставший впоследствие символом эпохи просвещения.

Однако, не смотря на приведнное обстоятельство, Анаксагор остатся материалистом, поскольку разум в его понимании материален. В противоположность древним философам, деятельность которых была отрешена от жизненной практики например, Анаксагор отказался от большого наследства ради научных исследований Чернышев Б. Софисты.М. Ранион, 1929. С. 37 софисты вели активную политическую деятельность. Греческие города часто поручали даровитым и разносторонне образованным софистам вести свои иностранные дела. Так, Гиппий и Продик приобрели себе славу искусных дипломатов, а Горгий был главой посольства и славился яркими речами, обращнными к народному собранию.

Софисты имели большой успех у широких слов населения у них было множество поклонников, всегда готовых слушать их речи с неослабляемым интересом.Например, Платон в свом диалоге Протагор Пересказ по книге Чернышев Б. Софисты.

М. Ранион, 1929. С. 37. говорит о том, что прибытие Протагора в Афины произвело настоящую сенсацию к нему толпами стекались знатные люди, которых он завораживал своими речами. В связи со всем вышесказанным можно отметить, что софистика чрезвычайно близка риторике. И софистика, и риторика возникают в Греции в период расцвета демократии, когда спорные вопросы из области физической борьбы переносятся на арену красноречия.Однако здесь возникает парадокс хотя софистика была порождена демократией, она в то же время подрывала один из фундаментальных принципов последней принцип равенства.

Таким образом, софистика оказалась трудно совместимой с демократией и, соответственно, с желаниями демоса народа, что, возможно, стало одной из определяющих причин того, что она не смогла устойчиво закрепиться в существовавшем в то время обществе.Риторика была главным предметом преподавания софистов и имела в основном практическое применение, ориентируясь на судебное делопроизводство.

В то время начинают составляться руководства по красноречию, как судебному, так и политическому и художественному. В связи с этим следует отметить, что философские знания выступали здесь не как самоцель, а как средство обоснования. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что софистов теоретически более интересовали способы доказательства и убеждения, логика спора, чем содержание учений.Историю софистики принято делить на два периода, первый из которых связан с деятельностью старших софистов, а второй младших.

К старшим софистам относятся Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элеи, Продик с Кеоса, а также Антифонт.Младшие софисты это Критий, Калликл, Фразимах, ученики Горгия Алкидам, Ликофрон и Пол. Софисты не представляли собой единой группы ни по социально-политической ориентации например, Протагор тяготел к рабовладельческой демократии, а Критий был врагом демократии, ни по отношению к предшествующей древнегреческой философии Протагор опирался на идеи Гераклита, Горгий и Антифонт на идеи элейской школы, ни по их собственным философским идеям.

Между самими софистами, а также между ними и их противниками шли горячие споры, и в качестве предметов этих споров чаще всего выступали две проблемы с одной стороны, природа и искусство в человеческом обществе, с другой, человек и познание.Что касается первой проблемы, то софистов чрезвычайно интересовал вопрос, что в обществе является естественным, то есть существующим по природе, а что имеет искусственное происхождение. Универсальное противопоставление природы искусству развртывается у софистов, прежде всего, в отношении трх основных вопросов возникновения общества и государства, законодательства, религии.

Происхождение государства, согласно софистам, почти полностью искусственно.Платон так описывает софистическую концепцию В государственном управлении разве лишь незначи-тельная часть принадлежит природе, большая же искусству По книге Богомолов А.С. Античная философия.

М. Издательство Московского университета, 1985. С. 114 Непосредственно касающимся общества является и вопрос языка, который имеет очень важное значение, поскольку, как отмечалось выше, искуство красноречия было неизменным атрибутом софистики. Софисты расценивали происхождение языка как чисто искусственное явление, и в качестве свидетельств этого они приводили синонимию обозначение одной вещи разными словами и омонимию обозначение разных вещей одним словом.Законы с точки зрения софистов тоже явление полностью искусственное, и поэтому их положения далеки от истины.

Однако здесь мы видим некоторое несовпадение взглядов софистов относительно того, что представляют собой законы. Протагор считал, что мнение города, выраженное в законе, есть истина.Антифонт, живший уже во время кризиса демократии, видел критерий истины в природе и естественных интересах человека по его мнению человек будет извлекать для себя больше всего пользы, если в присутствии свидетелей он станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же без свидетелей, будет следовать законам природы По книге Богомолов А.С. Античная философия.

М. Издательство Московского университета, 1985. С. 115 Гиппий провозгласил, что все люди по природе родственники, сограждане, а закон, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе По книге Богомолов А.С. Античная философия.М. Издательство Московского университета, 1985. С. 116 По мнению Калликла, законы устанавливаются слабыми, которых большинство и которые, стараясь запугать более сильных, утверждают, что быть выше остальных постыдно и несправедливо.

Фразимах считал, что во всех государствах справедливостью считается то, что пригодно существующей власти.Стоит отметить, что подобная диалектика общественной жизни послужила основанием для релятивистских идей софистов, то есть провозглашения относительности всякого знания. Что касается религии, то происхождение богов определялось софистами как искусственное, поскольку, как говорил Протагор, мы ничего не можем знать о богах.

Второй глобальной проблемой, занимавшей умы софистов, была проблема человек и познание, в процессе решения которой они приходят к релятивизму, то есть признанию того, что вс в мире относительно.Протагор первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом, и он же выдвинул знаменитый тезис Человек есть мера всех вещей, существующих что они существуют, не существующих что они не существуют, на основании которого был сформулирован критерий Мнение человека есть мера истины.

Протагор, однако, переводит данную проблему в практическую сферу все ощущения и основанные на них мнения истинны, только одно лучше другого, но ничуть не истеннее. В итоге мысль Протагора об относительности человеческих понятий сводится к тезису вс истинно. Горгий придерживается внешне противоположной, но в сущности той же позиции вс ложно.В свом рассуждении о природе он выдвигает три тезиса 1. Ничего не существует. 2. Если даже нечто и существует, то оно непостижимо. 3. Если оно и постижимо, то невыразимо и необъяснимо для других.

Подобный нигилизм, как и протагоров релятивизм, является логическим выводом из субъективистского в своей основе подхода к внутренней противоречивости понятий.Хотя многие критики часто определяют деятельность софистов словами блеск формы и нищета содержания, следует обратить внимание на то, что риторический аспект софистики, к которому чаще всего и относятся подобные характеристики, вовсе не является пустыми рассуждениями.

Софистов часто упрекают в том, что они равнодушны к жизненным проблемам граждан и что их учения носят несколько отвлечнный характер. Однако подобная отвлечнность необходима для глобальных обобщений, для более искусного и логически верного решения практических задач.Якобы пустые, беспредметные рассуждения софистов, приложенные к какой-либо реальной проблеме, обретает вполне понятный смысл и становятся как бы двигателем этой проблемы, то есть софистика в сочетании с действительностью уже представляет собой некий живой организм. Софистика словно оформляет практику, определнным образом дополняет е. Подводя итог вышесказанному, можно привести слова исследователя Б.Чернышева, который говорит, что деятельность софистов заключалась в том, что они оформили практику и возвели е в теорию, в логос Чернышев Б. Софисты.

М. Ранион, 1929. С. 31 Значение деятельности софистов велико не только для жизни Древней Греции, но и для мировой науки.

Платон в одном из своих сочинений писал, что ни Гомер, первейший из поэтов и первый из трагиков, ни другие поэты и художники Древней Греции не могут сравняться по своему воспитательному влиянию с софистами.Учение софистов занимает весьма важное место в мировой истории философии, а их философское наследие представляет и сегодня огромный интерес не только с точки зрения рассмотрения их выводов как определнного этапа в истории философии, но и в плане блестящего примера логического, аналитического мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Богомолов А.С. Античная философия. М. Издательство Московского университета, 1985. 2. Чернышев Б. Софисты. М. Ранион, 1929. 3. БСЭ. М. Издательство Советская энциклопедия, 1976. Т.24. Кн.I. С. 208 и С. 211.

– Конец работы –

Используемые теги: софисты0.041

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Софисты

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Софисты как явление истории образования
Исократу, Платону и их эпохе это всеохватывающее новое значение для образовательной идеи представляется уже твердо установленным.Конечно, арете… Изначальная ясность этой постановки вопроса, без которой вообще было бы… Форма обоснования и передачи арете необходимо должна была быть иной для благородного воспитания, нежели для…

Софисты: кризис государства и воспитание
Их воспитательная концепция государства обретает значимость благодаря тому, что Фукидид сочетает ее с другой, новой точкой зрения: в сущности… Между этими двумя полюсами — властью и воспитанием — создается напряжение в… Это благополучие должно соизмеряться с объективной нормой.

Софисты: человек - мера всех вещей
Софистика воевала против всего того, что жило в сознании людей без удостоверения его законно-сти. Софисты выступили с критикой основания старой… Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за… Аристотель. однако, как и Платон, считал государство не просто средст-вом обеспечения безопасности индивидов и…

Жизни философов и софистов
Жизни философов и софистов...

Софисты: происхождение педагогики и культурного идеала
Софист определяет свою профессию как "политическую техне", поскольку она обучает политической арете38. Технизация образования предстает как частный… Правда, софисты усматривают в своем искусстве венец всех искусств. В мифе о… Первая стадия — техническая цивилизация.Протагор — по Эсхилу — называет ее даром Прометея, который люди получили…

Суть принципа софистов: «Человек есть мера всех вещей»
Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не только технике политической и юридической деятельности, но и обучали вопросам философии.Важно… Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства… Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.Софисты как образованные люди прекрасно…

Софисты и Сократ (Мир идей Платона. Этика Аристотеля)
Темы софистики этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание - одним словом, культура и существование человека в ней. Таким… Мера для Протагора - некая норма суждения, вещи - факты и опыт в целом. Иначе, норма суждения о фактах и человеческом опыте в целом заключена в самом человеке.

Софисты: человек - вот мера всех вещей
Софистика воевала против всего того. что жило всознании люден без удостоверения его закон нести. Софисты выступили с критикойосновании старой… Софисты были первыми средифилософов, кто стал получать гонорары за обу чение.В… Софис ты как раз ипредлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизнисвоего города обучали…

Мировоззрение софистов
Наоборот, она характеризуется пестротойвоззрений и учений ее отдельных представителей. Некоторым общим признакомпредставителей софистики является их… Горгий ок.483 - 373 до н. э. ,наиболее вероятно, был учеником Эмпедокла, а… Вся конструкциядоказательства каждого из этих тезисов состоит, собственно, в принятииопределенной предпосылки, из…

Софисты и Сократ (Мир идей Платона. Этика Аристотеля)
Темы софистики этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание - одним словом, культура и существование человека в ней. Таким… Мера для Протагора - некая норма суждения, вещи - факты и опыт в целом. Иначе, норма суждения о фактах и человеческом опыте в целом заключена в самом человеке.

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам