Неотомизм.

Основные направления современной западной философиинеото- мизм.Компромис науки и религии, тенденции его развития после 2-го Ва- тиканского собора. Основные ориентации современной религиозной филосо- фии. НЕОТОМИЗМ Течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского.Получил статус офицальной философской доктрины Ватикана после после опубликования в 1878 г. энциклики папы Льва 13-го. После 2-го Ватиканского собора 1962-1965 от- четливо обозначилась переоринтация неотомизма.

Неотомизм ориенти- руется на рассмотрение и обоснование положений вечной философии через призму человеческого существования. Центральным для неото- мизма является принцип гармонии разума и веры. Защищаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями, подниматься над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма.Сторонники неотомизма утверждают предустановленное свыше непротиворечия единства данных веры и разума, взаимосвязь теоло- гии откровения, рационального богословия и метафизики. философс- кое умозрение, в интерпритации неотомизма, призвано ориентиро- ваться на собственные критерии рациональности и направляться в конечном итоге светом веры. Онтология неотомизма имеет выход в сферу теории ценностей. Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего сущест- вующего лежит тотальность чистого божественного бытия.

Божествен- ное бытие трактуется как невыразимое при помощи категорий и фик- сируемое лишь специфическими надкатегориальными определениями - трансценденталиями, к числу которых относятся основной его ли- ки- единство, истина, благо и красота.

Метафизика неотомизма со- держит подробное рассмотрение соотношение Бога и сотворенного бы- тия. В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущ- ность, и даруемая свыше. Фома Аквинский пологал, что в разуме творца присутствуют сущностные образцы - формы вещей.Неотомисты говорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, строит его со- образно с определенными сущностными образцами.

Многообразие сотворенного бытия интерпритируется в неотомиз- ме при помощи идеи гилеморфизма . каждое конкретное образование - субстанция - рассматривается как состоящие из материи и духовной формы. Материя предстает в теории неотамизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы. Неотомизм провозглашает наличие Бога и его творения творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степе- ни судить о нем самом.Принцип анология бытия служит опорой тра- диционных доказательств бытия Бога. В неотомизме различаются онтологическая и логическая истины.

Если первая - продукт соответствия вещи интелектуальному замыслу Бога, то вторая связана с позновательной деятельностью человека, наделенным свойством объективности. Согласно гносеологии неото- мизма каждый материальный объект можно представлять как формаль- ный объект, интересующий познающего субъекта.Познание характеризуется как процесс дематериального содер- жанеия, полученного субъектом при отображения реальности.

Представители неотомиэма ведут дискуссию о механизме опос- редования в процессе познания. Приверженцы умеренного-опосредо- ванного реализма активно ассимилировали методологический инстру- ментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии, эк- зистенциональной герменевтики. Эта версия гносеологии неотомизма доминирует сегодня.Целостность человеческого знания представля- ется в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строе- нием и не противоречащая откровению веры. Теология видится сторонникам неотомизма примером единства позновательного и практического отношения к миру. К практическому познанию они относят также мораль, искуство, гуманитарные дисцип- лины. Над ними возвышается религиозная этика, эстетика, философия истории и иные отрасли философскрго знания.

Человек понимается в антропологии неотомизма как сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа - фор- мообразующий оп отношению к телу принцип - предстат основой лич- ности.

Личность в неотомизме имеет универсальной целью и смыслом всего существования созерцания божественого блага. Стремясь к благу, личность, согласно доктрине неотомизма, обретает совокуп- ность интелектуальных, моральных и теологических добродетелей. Источник культуросозидающей деятельности человека, его неп- рестанного самопревосхсждения - трасценденции - выводится из уст- релленности к божественному Абсолюту.Диалог церкви града божьего и общества понимается как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности.

Философия неотомизма придат фундамен- тальную ценность мирской истории, наличия в ней имманентной це- ли, связанной с совершенствованием человека, культуры. Неотомизм большое значение придат евангелизации и экумени- ческому сближению религий как средству смягчения трагических про- тиворечий современности.Религиозная вера и рациональное познание, утверждают неото- мисты, не противоречат друг другу, не исключают одно другое, а при правильном употреблении друг друга дополняют.

Это не антипо- ды, а два источника одного потока, два пути, ведущие к одной и той же цели. Источник веры в конечном счете - божественное откро- вение.Офицальная догматическая формула, выражающая томистскую кон- цепцию взаимоотношения философии и религи гласит философия - служанка веры. В статье Католического словаря записанно Фило- софия, какою е признает неотомизм, есть и должна быть служанкой веры. Она является ею потому, что она прокладывает дорогу для ве- ры, устанавливает, например, духовную природу души, бытие Бога и т.д. Жильсон французский религиозный философ, ведущий представи- тель неотомизма, 1884-1978 г академик, профессор Колеж де Фран- си говорит Церковь оказывает неукоснительное сопротивление лю- бой философской реформе, которая потребовала бы видоизменения догматической формулы, и она права Папа Лев Х утвержда- ет, что все вещи возникли из ничего в силу божественного всемо- гущества, они существуют благодаря его разуму и движимы и направ- ляемы им каждая к преднозначенной ей цели. Отсюда неизбежная непримиримость неотомизма к материализму, отождествляемому с ате- измом.

Тактика неотомистов по отношению к новейшим научным достиже- ниям отличается от их позиции в отношении развития филисофской мысли.

По отношению к естесственнонаучным открытиям проявляется ныне терпимость и даже готовность к их ассимиляции натурфилософс- кой системой неотомизма.

Гонение на научное познание, в соответс- твии с формулой Экклезианства многознание приносит скорбь и прямое придание ученых анофеме осталось в прошлом. Неотомисты за- являют, что они пекутся о правильном истолковании науки в то- же время они стараются частично обновить, приспособить к науке свои догмы направить поток новейших достижений наук о природе в русло богословских интерпритаций.В наше время нельзя обращаться к ученым, упорствуя в свом непризнании выводов науки.

Томисты теперь признают, что если бы философия закрыла глаза на необратимые успехи науки, она, по ут- верждению Жильсона, была бы не в состоянии вступить в диалог с ними, лишила бы себя средств самозащиты в случаи нападения на не извне. Приходится теологам искакть примирение с наукой, в услови- ях подъма научного миропонимания.Отсюда стремление неотомистов ассимилировать общие выводы наук применительно к преподаванию теологии. 2-ой Ватиканский собор состоялся в период с 1962-1965 г. проведя 168 заседаний.

Непосредственно философские вопросы не бы- ли предметом обсуждения на Соборе. Папа Иоанн ХХ, созвав церковный собор, ставил целью осу- ществление аджорнаменто, т.е. перестройку католической церкви применительно к новым историческим условиям.Важным документом, преднозначенным для церковного обнавления, является Пастырсакя конституция об отношении церкви к современному миру. В результа- те компромиса, смягчения и устранения первоночальных более ради- кальных формулировок Конституция была принята.

Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме, их ро- ли в современном мире можно кратко сформулировать следующим обра- зом. С одной стороны, признается, что благодоря науке и технике в современном мире осуществляются коренные преобразования. Религи- озные философы занимаются проблемами естествознания, ушли от тра- диционного цензорского тона по отношению к науке.ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН 1881-1955 г франц. ученый-палнонтолог, священик с 1911 года, профессор геологии и палеонтологии Католического ин-та в Париже.

Учение Тейяра противостоит ортодоксальным томистским представлениям о мире и человеке. За религиозное инакомыслие Те- йяр при жизни был лишен церковными властями права преподавания и публикации. Начиная с 60-х годов его взгляды широко используются в модернистских концепциях самой различной ориентации.Тейяр пре- тендовал на создание научной феноменологии, синтезирующей данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволю- ции Вселенной.

Человек с присущей ему духовностью, сложным миром сознания он рассматривал как заранее запланированный свыше итог эволюции космического целого. Поиски диалектики всеединства сопряжены у Тейяра с пантеистической установкой, стремлением найти Бога, растворенного в мире. Его учению присущ панпсихизм, утверждающий наличие духовного начала. Для доказательства существования психического содержания всех феноменов материального мира Тейяр использовал понятие энергии.Энергия трактовалась им как свойство самой материи и в качестве духовной движущей силы, задающий импульс эволюции космо- са. Психологический энергетизм Тейяр использовал для обоснования божественного источника космической эволюции. Объяснение возрастающей степени совершенства организации ма- териальных образований, по Тейяру призван дать так называемый закон сложности сознания Тейяр говорил о все увеличивающейся концепции радиальной энергии, психического в процессе космогенеза.

Сама же радиаль- ная энергия оказывается естественной формой божественной благо- дати. Процесс эволюции подчинен, по Тейяру, своему регулятору и финальной цели - точке Омега. Этот пункт символизирует собой Христа, сопричасному мирозданию и одновременно трансцендентному ему. Эволюция Вселенной разделяется им на стадии преджизни, жизни, мысли и сверх жизни.

На этапе мысли появляеися человек, сгущающий в себе психи- ческую энергию.Сверхжизнь знаменует собой состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе.

Человечество, на его взгляд, движется в ходе истории, где взаимно растворенны град земной и церковное общество - град божий, по пути универсализации связей между странами и народами. Философско-исторические возрения Тейяра отмечены гуманисти- ческой, христианско-либеральной направленностью. Тейяр верил в союз христианства и гуманизма, выдвигал идею единства науки имис- тики в качестве панацеи от всех бед современности.ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Философское течение, выдвигает на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, недопускающую выражения на язы- ке понятий. Источники экзистенциализма как особого направления мысли содержатся в учении Кьеркегора.

Кьеркегор утверждает, что экзистенция есть то, что всегда ускользает от понимания посредством абстракции. Отсюда вытекает тезис о неприменимости научного метода в самознании человека. Эк- зистенция есть внтреннее, которое постоянно переходит во внеш- нее, предметное бытие.Он выделил три основные стадии восходящего движения к подлинному существованию, т.е. к экзистенции эсте- итческую, этическую и религиозную.

Принцип эстетической стадии - детерминация внешним, т.е. ориентация на наслождение, здесь выбор осуществляется лишь в самой приметивной форме. Принцип этической стадии - долг. Это уже самоопределение субъекта, но пока еще чисто рассудочным способом, согласно пред- писаниям морального закона.Абстрактность морального закона вполне преодаливается только на религиозной стадии существования, когда человек невероятным усилием воли отказывается от прежних привычек существования, всем существом своим принимает страдания как принцип существования и тем самым приобщается к доли распятого Христа.

Взгляды Кьеркегора долгое время существовали как феномен ду- ховной жизни Скандинавских стран. Прежде всего, экзистенциализм - это онтология, учение о бытии, а не о том что надо или следует делать человеку.Экзистенциальное мышление развертывается исключительно в сфере бытия, а все остальные традиционные философские проблемы приобретают второстепенное значение как частные следствия иэ ре- шения основной онтологической проблемы.

Эта основная проблема - определение экзистенции в общей структуре сущего, т.е. конкрети- зация онтологической природы человеческой реальности в соотноше- нии с остальными началами мироздания. Основное онтологическое оп- ределение экзистенции - бытие между, его дал Кьеркегор.Религиозные экзистенциалисты Бердяев, Ясперс, Марсель, Тил- лих определяют природу иного как трансценденцию, открывающуюся в акте веры. Божественное трактуется в духе апофатичесокй теоло- гии не признающей никаких позитивных определений божества.

Определение трансцеденции через отрицание особенно характер- но для Хайдегера, у которого трансценденция выступает как нич- то. У христианских мыслителей Бердяева, Марселя характеристика трансценденции носит отпечаток ценностей веры веры, надежды, любьви так например, по Марселю, Бог есть абсолютное Ты - са- мый интимный и надежный друг. У близкого иудаизму Шестова заметны отзвуки ветхозаветных настроений.

При всех различиях между собой религиозные экзистенциалисты не мыслят сушествования божественного вне акта веры, т.е. отвер- гают догматическое постулирование существования Бога как предпо- сылки веры, Божественное реально существует лишь в акте веры. Вне устремления к трансценденции происходит деградация человеческой реальности.Но экзистенция - это бытийственная характеристика че- ловеческой реальности.

Отсюда и характерное для экзистенциализма феноменологическое описание ситуаций духовного кризиса. Хайдегер переосмыслил феноменологический метод Гуссерля и приложил его к исследованию экзистенции, которую интерпритировал как интенционально бытие, бытие в мире. Феноменологический метод позволил превратить экзистенциализм в систематическую онтологию, описывающую реальность.Побуждение к подлинному существованию содержится в таких фе- номенах, как страх, экзистенциальная тревога, тошнота, скука.

Религиозный экзистенциализм зовет человека от мира к богу, к самоуглублению, позволяющему обрести новое, трансцендентное из- мерение бытия. Самоуглубление есть вместе с тем и расширение гра- ниц индивидуального Я. Совершенно другой настрой в атеистическом экзистенциализме Сарта и Камю. Здесь основная онтологическая схема приобретает иное направление.Бог есть противоречие в определении, т.е. противоречивое сочетание несовместимых характеристик сознания, которое всегда отталкивается от бытия, и автономного, самодавлею- щего, самому себе равного бытия. Религиозный экзистенциализм явно представляет собой феномен обновленческого движения, порожденного кризисом религии и расп- ространения бездуховности в современном мире. Песонализм Теистическая тенденция в западной философии, признающая лич- ность и ее духовные ценности высшем смыслом земной цивилизации.

Концепцию этического персонализма разрабатывал Шелер, у него ценность личности представлялась высшей аксиологической ступенью. Американский персонолизм возник в конце 19-го века, его ос- нователь Боун. Центральное для персонолизма понятие личность трактуется как неповторимая, уникальная субъективность, направ- ленная на созидание общественного мира, история человечества предстает в виде одностороннего процесса развития личностного на- чала человека, а сам человек, согласно их позиции достигает наи- высшего блаженства в единении с богом.

Основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания. Этика американского персонализма непосредственно свя- зана с социальным учением.

Согласно его точке зрения моральное самосовершенствование граждан ведет к обществу гармонии личнос- тей. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм сов- местной деятельности людей персоналисты противопоставляют лич- ностное общество, где происходит объединение людей по ту сторону слов и систем.Социальная концепция личностной философии строится на ос- нове критического анализа капиталистической и социалистической общественных систем.

Во Франции учение католических философов - персоналистов группируется вокруг журнала Epsit, основанного Мунье. Их кон- цепция подверглась критике, а с 1977 года преварирует ориентация на учение о постиндустриальном обществе.