рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская философия XIX века.

Русская философия XIX века. - раздел Философия, Н.c. Скотникова Концепции Человека В Русской Философии Xix Века. Самарский Г...

Н.C. Скотникова Концепции человека в русской философии XIX века. Самарский государственный аэрокосмический университет Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.Излюбленная - тема русских размышлений - человек Франк. Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна.

В нее входят авторские антропологии представителей различных философских направлений. Так, русская философия первой половины XIX века предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния.Это был болезненный процесс национально- исторического самонахождения и раздумья Флоренский, в результате которого возникли две идейные программы западничество и славянофильство.

Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи 1840-1850 гг сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии. Среди широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами, особо выделяется антропологическая проблематика.Основатели славянофильства А.С.Хомяков и И.В.Киреевский обосновали концепцию человека, в центре которой - истолкование духовно - нравственных ценностей с позиций православия.

В своих богословских трудах А.С.Хомяков обратился к теме соборной Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. В отношении Церкви Хомяков определял соборность как единство во множестве.Если взять это понятие в контексте социальной философии, то можно определить соборность как общность людей, свободную от антагонизма, объединенных верой в православные ценности, гарантирующие цельность личности и соборность познания.

Соборность - это примирения в христианской любви и свободы каждого и единства всех. Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное учение о личности. Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад Хомяков.Лишь в Церкви , то есть свободном, проникнутом братской любовью к другим людям единении во имя Христа только здесь личность обретает все свои дары, всю полноту ее личного богатства.

В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение о целостности в человеке, под которой он понимает иерархическую структуру души существуют центральные силы нашего богообразного разума, вокруг которого должны располагаться все силы нашего духа . Очевидно, что антропологические построения Хомякова перекликаются с учением И.В.Киреевского о целостности духа. Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума Киреевский.

В основу всего построения философ положил различие внешнего и внутреннего человека. Внутренний человек - это совокупность способностей человека способности любви к богу, и помощи к ближнему способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту.Внешний человек - это, выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни.

Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке внутреннего средоточия в собирании сил души. И задача эта достижима для ищущего, но нужен труд, нужна духовная работа над собой.Человеку необходимо проникнуться стремлением собирать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимостиКиреевский. Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят к христианскому видению цельного человека.

В противоположность этому исходным пунктом философских взглядов западников было рационально - аксиологическое понимание человеческой личности.В.Г.Белинский не создал собственной антропологии как стройной философской системы.

Однако все его размышления так или иначе носят антропоцентрический характер. Эволюция взглядов в конечном итоге привела его к утверждению абсолютной ценности человеческой личности. Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества Белинский. Во имя личности, во имя ее полноценного развития и обеспечения каждому возможности этого развития, стоит Белинский за социалистические идеалы.Человек метафизически не прочен Мертвая и бессознательно разумная природа поступает с индивидуумом хуже, чем злая мачеха.

Но если природа безжалостна, то тем более оснований для людей бережно заботиться о каждом человек. Мотивы персонализма, поиска социальной правды во имя освобождения личности от гнета современного строя вместе с Белинским разделяли и другие представители западничества.Оригинальное философское творчество А.И. Герцена, его особый подлинный философский опыт были сосредоточены на проблеме человека личность - вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет Герцен.

В некотором смысле Герцен был основателем русского материализма и позитивизма с их ориентацией на естественные науки. Так , он хотел объяснить человека из мира природы. Но увы, природа слепа. В ней царит бессмысленная случайность - таков печальный итог его размышлений. Противоположный природе полюс бытия - моральная личность во всеоружии своего знания и нравственной ответственности.При всем желании ее невозможно дедуцировать ни из мира природы, ни из мира истории.

Нужно принимать ее как неоспоримую данность. Вне нас все изменяется, все зыблется мы стоим на краю пропасти и видим, как он осыпается и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в сознании нашей беспредельной свободы, нашей самодержавной независимости Герцен. Так рождается позиция трагического противостояния миру, который не внушает доверия.Единственное, что остается непоколебимым - это вера в личность, в ее нравственные силы, в защиту естественных движений души. Сходные умонастроения суммируются в некое психологическое единство и переживаются как отличия новых людей второй половины XIX века от предыдущего поколения.

Идейным вождем и ярким представителем материализма и радикализма этого периода был Н.Г.Чернышевский. В его основной философской статье Антропологический принцип в философии учение о человеке преподнесено с позиций новой антропологии, базирующейся на материалистическом биологизме.На человека надо смотреть, как на существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторону деятельности, как деятельность всего организма Чернышевский.

Защищая единство человека с научной точки зрения, Чернышевский подчиняет познание принципам, господствующим в сфере физико - химических процессов. Что вполне соответствовало позитивистским тенденциям эпохи.Известно, что Чернышевский представлял себе положительно нравственного человека как человека вполне, цельного и гармоничного в котором корень всех движений - и корыстных, и бескорыстных - один и тот же, а именно любовь к самому себе. Однако теория разумного эгоизма не мешала Чернышевскому верить в почти чудотворную силу личности и горячо сочувствовать всем тем, кто угнетен условиями жизни.

Позиции позитивизма, веры в науку разделяли и представители народничества, радикализма и социализма.Однако во второй половине XIX века на примере многих философских построений можно было наблюдать как независимость и самобытность морального вдохновения полагают границы позитивистской установке ума Зеньковский.

И у Герцена, и у Чернышевского, и с особенной ясностью у П.Л.Лаврова на первое место выступает примат этики. Антропологизм Лаврова основывается на понятии цельного человека. Человека есть единство бытия и идеала Лавров, прочным основанием которого является наличность морального сознания.Моральное сознание, начиная с простого желания, создает идеал и движет творчеством человека, вырывает человека из потока бессознательного бытия, создает историческую действительность.

Лавров суммирует свой антропологизм так человек есть источник природы ибо из данных опыта человек воссоздает природу, источник истории борется за свои идеалы, бросает семя в почву окружающего мира, источник собственного сознания перестраивает свой внутренний мир. Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личности, высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейных течениях эти проблемы получают различную аранжировку.

Панорама антропологических концепций XIX века могла бы быть представлена более значительным числом персоналий, но, без включения в нее творческого наследия Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть полной. Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропроцентричен.Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека.

Человек - загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного человека - абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек в его реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях. Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме.Основная тайна человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла. Эта этическая сущность человека, основная его этическая направленность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми.

Идея человека пронизывает, центрирует русскую философию XIX века. Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того, что человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью высшей иерархической ступени Бердяев.

– Конец работы –

Используемые теги: Русская, Философия, XIX, века0.068

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская философия XIX века.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Русская живопись XIX века
Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии… Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на… Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко…

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Русской искусство второй половины XIX века
По всей стране идут выступления крестьян, испытывающих гнет и эксплуатацию крепостников-помещиков, главным среди которых был сам царь. Начиная с… Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели… Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении…

Философия права в России во второй половине XIX - начала XX века
В Россию переместился центр мирового революционного движения. Рядом с общим подъемом искусства, литературы, науки активизировалась буржуазная теория… В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной полит. мысли России второй… Это служило питательной почвой политического движения и политической теории буржуазии-либерализма. Либерализм в России…

Европейская философия XIX века
Исходным пунктом его философии является тезис об автономности Я. Я утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. Я есть это самоочевидное… В конечном счете Я осваивал не Я, достигал тождества с самим собой. Совпадение… Поэтому вся человеческая история лишь бесконечное приближение к идеалу. Идеи Фихте развивал его младший современник…

Русское искусство Вторая половина XIX века
Имена художников Саврасова, Перова, Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Врубеля поль¬зовались не меньшей славой. Эти высокие достижения обеспечили… Это было время серьезных политических и экономических преобразо¬ваний в… Царь под давлением растущего возмущения народа решил, что лучше осво¬бодить крестьян сверху, чем ждать, когда они…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Русская философия серебряного века
Основные философские идеи П.Я. Чаадаева Зиятдинова С студентка 112 гр. П. Я Чаадаев родился в 1794 году, 27 мая, в Москве, в семье отставного… В 1812 году приказом по Семновскому полку Чаадаев произведн в прапорщики. В… В 1819 году получает звание ротмистра. В 1821 году выходит в отставку. В 1828 - 1830 годах работает над циклом…

Русская философия XI – XX веков
Русская философия является составной частью мировой филосо фии В то же время она отлична от философии других стран и это от личие проявлялось на... Этапы развития русской философии Становление русской философии в ХI...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Русская философия серебряного века Основные философские идеи П.Я. Чаадаева Зиятдинова С студентка 112 гр. П. Я Чаадаев родился в 1794 году, 27 мая, в Москве, в семье отставного… В 1812 году приказом по Семновскому полку Чаадаев произведн в прапорщики. В… В 1819 году получает звание ротмистра. В 1821 году выходит в отставку. В 1828 - 1830 годах работает над циклом…
  • Русская культура второй половины XIX века. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Значительную роль играли журналы Современник , Отечественная записка , Русское слово и… Развивается химия Менделеев, Зинин, Бутлеров , физика Яблочков, Столетов,… Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи Украинская ночь , Ночь на Днепре , Шишкина Рожь , Утро в сосновом…
  • Русская культура второй половины XIX века. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Значительную роль играли журналы Современник , Отечественная записка , Русское слово и… Развивается химия Менделеев, Зинин, Бутлеров , физика Яблочков, Столетов,… Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи Украинская ночь , Ночь на Днепре , Шишкина Рожь , Утро в сосновом…
  • Русская философия 20 века При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею.… Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут… Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в…
  • Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века Ведь любовь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь… Ведь Эрот самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, …