Трактовка бытия в философии Демокрита – Платона.

Трактовка бытия в философии Демокрита -Платона. Атомистическая трактовка бытия бытие как неделимое тело Знаменитый греческий философ Демокрит род. ок. 470 до н.э. принимаеттезис о том, что бытие есть нечто простое, пони-мая под ним неделимое - атом атом по-греческиозначает нерассекаемое , неразрезаемое . Он дает материалистическуютрактовку этомупонятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимуюфизическую частицу.Таких атомов Демокрит допускаетбесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, чтобытие - одно.Атомы, по Демокриту, разделены пустотой пустота- это небытиеи, как таковое, непознаваема отвергая утвержде-ние Парменида отом, что бытие не множественно,Демокрит, од-нако, согласенс элеатами, что только бытие познаваемо.

Харак-тернотакже, что и Демокрит различает миратомов - как истин-ный и потому познаваемый лишь разумом - и мирчувственных ве-щей,представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность ко-торойсоставляют атомы, их свойства идвижения.Атомы нельзявидеть, ихможно только мыслить.

Здесь, как видим, тоже сохра-няетсяпротивопоставление знания и мнения . Атомы Демокритаразличаются поформе и величине двигаясь в пустоте,они сое-диняются сцепляются между собой в силуразличия по фор-ме у Демокритаесть атомы круглые, пирамидальные, кривые, за-остренные, даже с крючками . Так из них образуются тела, дос-тупные нашемувосприятию.Демокрит предложил продуманный вариант механистическогообъяснениямира целое у него представляет собой сумму частей,а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновенияоказываютсяпричиной всего сущего.

В атомизмеотвергается по-ложение элеатово неподвижности бытия, поскольку это положениене даетвозможности объяснить движение и изменение, происходя-щее вчувственном вире. Стремясь найти причинудвижения, Де-мокрит раздробляет единое бытие Парменида на множество от-дельных бытий -атомов, которые трактует материалистически.Идеалистическая трактовка бытия бытие как бестелесная идея Иная трактовка принципов Парменида былапредложена Плато-ном 427-347годы до н.э противопоставившим Демокриту идеа-листическоепонимание бытия.

Подобно элеатам, Платонхаракте-ризует бытиекак вечное и неизменное, познаваемое лишь разумоми недоступноечувственному восприятию. Но в отличие от элеатови так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстаеткак мно-жественное.Однако различие между Платоном и Демокритомноситпринципиальныйхарактер если Демокрит понимал бытие как мате-риальный, физический атом, то Платон рассматривает его какидеальное, бестелесное образование - идею, выступая темсамымкакродоначальник идеалистической линии в философии.

Все, чтоимеет части,рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождест-венносебе, а следовательно в парменидовско-платоновскомсмысле - несуществует таковыми являются тело и пространс-тво, в которомвсе тела существуют . Существует же только то,что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувствен-но-пространственномумиру существование у Платона - характе-ристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность,бессмертие .Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей,который Платонназывает просто бытие , противостоит изменчи-вая ипреходящая сфера чувственных вещей мир становления здесь всетолько становится, непрерывно возникаети уничтожа-ется, но никогда не есть . Нужно отвратиться всей душойото всегостановящегося тогда способность человека к познаниюсможетвыдержать созерцание бытия Критикуя тех, кто приз-нает тела ибытие за одно и то же Платон утверждает, что ис-тинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи .Идеи Платонназывает сущностями греческое слово сущность ousia образовано от глагола быть einai так же,кстати, как и аналогичные понятия русскогоязыка существо-вать , сущее , сущность . Таким образом, нематериальныесверхчувственные идеи, сог-ласноПлатону, составляют сущностьчувственного мира, данногонам в опыте.Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и толь-ко в силу этойпричастности они существуют.

Вот ряд противоположных определений, характеризующих уПлатона мирбытия и сферу становления, то есть чувственныймир бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, бессмертное - смертное, постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами, всегда себе тождественное - всегда иное, неделимое - делимое.

Здесь легко заметить сходство с учениемэлеатов и пифаго-рейцев. Но у Платона есть и существенное отличиеот элеатов ведь идеймного, а поэтому возникает вопрос, как обеспечить ихсвязь, единство самого мира идей? Не рассыпаются ли они намножествоизолированных сущностей? Чтобы решить этот вопрос, Платон опять-таки обращается кпонятиюединого, которое он толкует иначе, чем его предшест-венники -элеаты.

Единое, говорит Платон в диалоге Парменид ,само не естьбытие, оно - выше бытия и составляет условие воз-можности бытия,то есть идей. Единое, по Платону, выше всякогосуществования ивсякой множественности, но без егообъединяю-щей силыневозможны и сами идеи, ибо невозможнадаже и мно-жественность ведь каждое из многих тоже есть нечто одно, азначит, оно тем самым причастно единому.

Это единое Платонотождествляет свысшим благом, к которому все стремитсяи че-рез этополучает свое собственное бытие.

Само жевысшее благо- по ту сторонувсякого бытия и, следовательно, недоступно ра-зуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний,указывающихтолько, чем оно не является.У последователей Пла-тона дляобозначения единого закрепился термин трансцендент-ное то, что по ту сторону . Давая идеалистическую трактовку бытия,Платон одновремен-но осуществилследующий важный шаг в движении философии от ме-тафорического кпонятийному мышлению.

Чтобы объяснитьто илииноеявление, надо, по Платону, найти егоидею, иначе говоря,егопонятие то постоянное иустойчивое, инвариантное в нем,что не даночувственному восприятию. Платон многоесделал дляисследованияприроды понятия.К Платону вполнеможно отнестихарактеристикуидеализма, данную В. И. Лениным Философскийидеализм естьтолько чепуха с точки зрения материализма грубо-го, простого, метафизичного.

Наоборот, с точкизрения диалек-тическогоматериализма философский идеализм есть односторон-нее,преувеличенное развитие раздувание, распухание од-ной изчерточек, сторон, граней познания воабсолют, оторван-ный от материи,от природы, обожествленный . Критика учения об идеях.Бытие как реальный индивидуум Идеалистическое понимание бытия не могло удовлетворитьмыслителей, пытавшихся объяснить реальный мир природы ведьплатоновскийидеализм объявлял движение и изменение предметом,о которомнельзя составить строгого знания, а можно иметьтолько мнение . Критику платоновской концепции бытия предпри-нял его ученикАристотель 384-322 годы до н.э Последнийвидел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоя-тельноесуществование, обособив и отделив ихот чувственногомира, длякоторого характерно движение, изменение.

При этом у Аристотеля сохраняетсяхарактерное для элеатови Платонапонимание бытия как чего-то устойчивого, неизменно-го,неподвижного.

Однако, в отличие от этих своих предшествен-ников, онставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее, ин-вариантное вчувственном мире, чтобы сделатьвозможным досто-верное идоказательное научное знание подвижного и изменчивогоприродногомира. В результате Аристотель дает понятию сущностииное, чем у Платона, толкование. Он отвергаетучение об идеяхкаксверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от причастных им вещей.Платон признавал реальносуществующимивиды и роды. Аристотель же назвал сущностью бытием индивиду-умы индивидуум - неделимое , например, вот этого человека,вот этулошадь, а виды и роды, по его учению, суть лишь вто-ричныесущности, производные от первичных.