рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства и бытия бога у Фомы Аквинского

Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства и бытия бога у Фомы Аквинского - раздел Философия, Проблема Гармонии Веры И Разума. Вопросы Доказательства Бытия Бога У Фомы Ак...

Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства бытия бога у Фомы Аквинского. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский 122526 - 1274, ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиснытатели Альберта Великого 1193-1280. Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.

Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность существование и суетность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их обилий корень.Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акцидетнций свойств, качеств, которые существуют только благодаря субстанциям.

Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей.Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний.

Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.На низшей стунени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи causa formalis сюда относятся неорганические стихии и минералы.

На следующей ступени форма предстает как конечная причина causa finalis вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная Аристотелем растительной душой, как бы формирующей тело изнутри таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина causa efficiens, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения.На всех трех ступеннх форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи forma per se, forma separata.

Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумнан душа носит у Фомы имя самосущего.В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и воления все действия животных, как и многие действия человека кроме мышления и акта воли, осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа - бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе.

Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы.Этот своеобразный персонализм составлиет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных скрытых сущностей - деятелей, душ, духов, сил. Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшаетси по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

Номиналистическая критика томизма приоритет воли над разумом Как утке отмечалось, средневековая философия вобрала в себя две различные традиции христианское откровение и античную философию. В учении Фомы возобладала последняя.Напротив, критики томизма апеллируют к библейской традиции, в рамках которой воля прежде всего божественная воля - всемогугцество бог стоит выше разума и определяет его. Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV века его главные представители - Уильям Оккам 1285- 1349, Иоганн Буридан конец XIII-XIV век, Николай из Отрекура XIV век и др. В номинализме пересматривается характерная для аристотеленской традиции Альберт Великий, Фома Аквинский трактовка бытия, предполагающая тесную связь бытия с категорией сущности.

Хотя Фома и проводил различие между бытием и сущностью ибо только в боге бытие и суетность совпадают, однако считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий.

А поскольку сущность постигается не чувствами, а только умом, то отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет разума, а с другой - иерархическая структура тварного мира. В номинализме определяющее значение получает идеи божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Дунса Скота ок. 1266-1308, который обосновывал зависимость разума от воли и считал божественную волю причиной всякого бытия.Однако номиналисты пошли дальше Дунса Скота если тот считал, что в воле бога был выбор сущностей, которые он хотел сотворить, то Уильям Оккам упразднил само понятие сущности, лишив его того основания, которое оно имело в ранней и средней схоластике, а именно тезиса о существовании идей общих понятий в божественном уме. Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в качестве прообразов вещей сначала бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей.

Номиналисты не разрывают и с Аристотелем, но дают его философии иную, чем Фома, интерпретацию, опираясь на учение Аристотеля о первичной сущности как единичном индивидууме.

Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное любая вешь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия.С этой точки зрения сущность субстаиция утрачивает свое значение чего-то самостоятельно сущего, которому принадлежат акциденции, не имеющие бытия помимо субстанций бог, согласно номиналистам, может создать любую акциденцию, не нуждаясь для этого в субстанции. Понятно, что при этом различение субстанциальных и акцидентальных форм теряет свое значение, и главное понятие томизма - понятие субстанциальной формы - больше не признается необходимым.

В результате умопостигаемое бытие вещи сущность и ее простое эмпирически данное бытие явление оказываются тождественными. Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии.Отсюда равный интерес ко всем деталям и подробностям эмпирического мира. Ориентация на опыт - характерная черта номинализма, которую впоследствии перенимают наследники средневскового номинализма английские философы эмпиричсского направления - Фр. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм. Номинализм формирует новое иредставлеиис о иознании и природе познающего ума. Поскольку познание паправлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание созерцание отдельных свойств вещи, его предметом оказываются акциденции, и знание трактуется как установление связи между явлениями.

Это ведет к пересмотру аристотелевской и томистской логики и оитологии, для которых субстанция есть условис возможности отношений не случайно в томизме гиоссология - учсние о иознании не существует независимо от онтологии - учения о бытии.

Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой оитологический характер, умы болыне не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих.Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие.

Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту как особого рода реальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Такой подход способствует выделению гносеологии в самостоятсльную область исследования.Но одновременно возникает субъективистское истолкование ума, человеческого духа, рождается убежденис, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как физические - опосредованно.

В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли - над разумом, практически-нравственного начала - перед теоретическим. В целом номинализм в значительной мере определил направление и характер развития как философии, так и экспериментально-математического естествознания XVI-XVII веков. Именно с номинализмом было связано также и развитие материализма в эпоху Возрождения и в новое время.Специфика средневековой схоластики Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения.

И для этого, несомненно, имеются основания. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как служанку теологии.Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями.

Большое влияние на философов XI-XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего Категории Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались осмыслить истины веры. Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные миоготомные иостроения.

Увлечение таким образом ионятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длилась по 10-12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словоирения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию.Схоластичсской диалектике противостоялв различные мистические течения, а в XV-XVI веках эта опиозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

– Конец работы –

Используемые теги: Проблема, гарм, веры, разума, вопросы, доказательства, бытия, бога, Фомы, Аквинского0.128

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства и бытия бога у Фомы Аквинского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства и бытия бога у Фомы Аквинского
Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том… Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных… Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня…

Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства бытия бога у Фомы Аквинского
Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том… Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных… Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в…

Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства и бытия бога у Фомы Аквинского
Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том… Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных… Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня…

Понятие доказательства, относимость и допустимость доказательств, источники доказательств
Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном… Доказательствами являются не сами по себе обстоятельства (фактические данные),… Таким образом, доказательство представляет собой единство их процессуальной формы (определенный настоящим Кодексом…

Проблема бытия. Бытие и небытие
Сначала это была природа, тесно связанная с актом божественного творения, вследствие чего зачастую сливалась с Богом. Однако допущение такого… С середины XVIII в. понятие природы трансформируется в понятие бытия. Экспериментальная наука ищет в философии способ адекватно познавать истину; в то же время философия, по собственному…

Вопросы и проблемы, интересующий молодежь Восточно- Казахстанской области(соц исследование)
Отсюда вытекают следующие проблемы: 1 – Разногласия с Родителями, непосредственно по отношению к учебе молодого человека. 2 – «Урезание» карманных… Но далее встает вопрос о трудоустройстве. Безработица среди молодежи этого… Я выбрал эту тему потому, что считаю её достаточно актуальной. Меня долгое время интересовало, что же может…

Проблемы дидактического построения дисциплины в свете проблемы построения культурологии как науки
Именно на этот не сформулированный вопрос отвечают авторы многочисленных учебников и учебных пособий, вышедших за последнее время. Этот вопрос тесно… Другие, локализуя определенные культурные типы, рассматривают их специфические… Давая определение культуры, авторы широкого подхода на самом деле фундируют ее рамками узко очерченной специальной…

Биографии Ганс Христиан Андерсен, Ганс Христиан Андерсен, Фома Аквинский, Пьер Амп , Шарль Бодлер.
Учился в школе для бедных, где получил начатки знаний по арифметике и правописанию. Десяти лет от роду начал свои литературные опыты. Четырнадцати… При этом он терпит жестокую нужду, так как с 1829 живет исключительно на… Травля влиятельных общественных и литературных кругов вынуждала Андерсена неоднократно покидать родину. Первое большое…

Проблема разума: традиции решения
Проследить основные этапы развития, закономерности смены учений о разуме, соотношения указанных проблем между собой, включая борьбу составляющих их… Ясно, что логико - гносеологическая проблематика разума не исчерпывает всего… Подобные односторонние учения когда преувеличивались, раздувались одни характеристики разума за счт других…

"Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума"
Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон,… Для эллинистического периода характерно: распространение антиобщественной… Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики;…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Вопрос как форма мысли. Виды вопроса Природа позаботилась о том, чтобы все это происходило как бы само собой, в порядке естественного хода жизни. Интерес к вопросу как новому и непонятному явлению возник тогда, когда человек… Проблема, таким образом, и форма мысли, и форма организации исследования чего бы то ни было; она носит стимулирующий…
  • Вопрос о природе человека и проблема смысла существования При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов,… Человек - сложное природное образование, живой организм, обладающий… Сегодня, в эпоху НТР, биологические основы человеческого существа подвергаются мощному деформирующему…
  • Экзаменационные вопросы: I. Общие теоретические вопросы. I Общие теоретические вопросы Предмет и задачи анатомии ее место в ряду других... Локтевой разгибатель запястья т extensor carpi ulnaris начинается от... Бранхиогенные железы внутренней секреции щитовидная околощитовидные и...
  • Фома Аквинский (древний философ) Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло… Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства,…
  • Мои ответы на основные вопросы человеческого бытия, сформированные И. Кантом В повседневной суете, хлопотах, заботах порой мы задаем себе вопросы а зачем мне все это нужно верно ли то, что я трачу свое время на что-то а чего… Нам неприятно сознавать, что они есть. Но парадоксу из парадоксов, видимо,… Аристотель считал, что философов порождает безделье. Он был прав, т. к действительно, не руками гнуться вопросы. Но…