Философская проблема времени

Философская проблема времени Введение В философии неслучайно исключительно важное место занимает проблема времени. Она является одной из центральных тем философской рефлексии и по праву становится предметом специальных научных исследований. Над вопросом что есть время размышляли на протяжении веков, пытались понять его, выделить и осмыслить свойства. Вслед за философией начали заниматься временем и другие науки.Актуальность избранной темы объясняется рядом причин. Прежде всего, время относится к числу важнейших философских категорий понятий предельно общих, фундаментальных, отражающих самые существенные связи и отношения действительности и познания.

Вспомним утверждение Фалеса Милетского Мудрее всего время, ибо оно раскрывает вс. Во-вторых, время обладает особым статусом в жизни человека. Осмысление времени означает осмысление не столько бытия как такового, но и бытия человека. Проблема времени имеет важное мировоззренческое значение.В-третьих, интерес ко времени резко возрастает в переломные для истории человечества эпохи при завершении определенного этапа в развитии.

Наша эпоха, вне сомнения, является таковой. В-четвертых, в настоящее время, с одной стороны, все острее встает проблема сохранения традиций, с другой, все ощутимее нужда в прогнозе каким окажется стремительно приближающийся XXI век Сейчас масштабы пристального внимания сразу и к прошлому и к будущему беспрецедентны, отсюда интерес к самому времени.Далее, с каждым годом все возрастает поток информации, увеличивающаяся плотность событий торопит нас, невольно заставляя задуматься, что представляет собой время.

Наконец вероятно, это главное отношение людей ко времени всегда будет оставаться по-особому эмоциональным, страстным и даже пристрастным, поскольку это единственное, чему с непреложностью подвластна наша жизнь. Человек всегда ощущал временность своего существования на земле даже когда верил в бессмертие своей души Что войны, что чума Конец им виден скорый Им приговор почти произнесен.

Но как нам быть с тем ужасом, который Был бегом времени когда-то наречен писала А.Ахматова. об этом же строки И. Бродского, поэта-мыслителя, поэта-философа, однажды заметившего Все мои произведения более или менее об одной вещи о времени Век на исходе. Бег времени требует жертвы, развалины Подай ему чувства, мысли, плюс воспоминания. Таков аппетит и вкус времени. Не тороплюсь, но подаю.Я не трус я готов быть предметом из прошлого, если таков каприз времени, сверху вниз смотрящего или через плечо на свою добычу В стихотворении возникает почти персонифицированный образ времени, подчиняющего все своему неумолимому ходу, смотрящего на человека как на свою добычу, жертву. От осознания этого в философии пристальный интерес к феномену времени, желание постичь его сущность, и проблема эта долго еще не исчерпает себя. 1. Основные концепции времени 1. О трудности постижения времени Итак, время традиционно понимают как атрибут, всеобщую форму бытия материи, выражающую длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Казалось бы время это нечто столь очевидное, столь тесно связанное с повседневностью, ведь часы и календарь привычные знаки нашей жизни.

И вместе с тем оно остается почти непостижимой тайной.

Интуитивное понимание времени и попытки выразить это понимание порождают бездну нерешенных вопросов, приводят порой к неразрешимым парадоксам.Что же такое время Кто смог бы объяснить это просто и кратко О чем, однако, упоминаем мы в разговоре как о совсем привычном и знакомом, как не о времени И когда мы говорим о нем, мы, конечно понимаем, что это такое, и когда о нем говорит кто-то другой, мы тоже понимаем его слова.

Что же такое время Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время если бы я захотел объяснить спрашивающему нет, не знаю, писал Аврелий Августин в Исповеди.Следует помнить и предостережение Эпикура Надобно твердо держаться вот такого положения время не поддается такому расследованию, как все остальные свойства предметов.

Об этом говорят и современные философы Что же касается времени, то над ним человек, как и в древнейшие времена, никакой власти не имеет Время и многие его свойства представляют для нас загадку не только в сферах, доступных лишь тонкому научному исследованию, не только в области микро- и мегамира, но и на уровне нашего обыденного опыта У нас нет ни достаточных знаний о времени и его свойствах, ни достаточного его понимания. Таким образом, время один из самых сложных и противоречивых объектов, известных науке. 2. Модели времени в истории культуры Рассмотрим проблему времени в аспекте субъективного отношения к нему людей.

Так как отношение и осознание его исторически изменчивы, проблема времени предстает в качестве философской и историко-культурной проблемы.Известно, что время в сознании людей первобытного общества выступает не в виде нейтральной координаты, а в облике таинственной силы, управляющей всеми вещами и жизнью людей.

Поэтому оно эмоционально насыщено время может быть добрым и злым, благоприятным для одних видов деятельности и опасным для других.Существует сакральное время, время празднества жертвоприношения и т.д. Время в первобытном обществе это не привычное и обычное для нас векторное время оно не течет линейно из прошлого в будущее, оно либо не движется, либо вращается по кругу. Античность считается колыбелью европейской цивилизации.

Однако, как считает А.Гуревич, ничто не раскрывает столь ясно глубокой противоположности античной и новой культуры, как интерпретация ими времени.Если в современном сознании господствует векторное время, то в сознании эллина оно играло подчиненную роль. У греков временные восприятия оставались под сильнейшим воздействием мифологического осмысления действительности. Мир переживался ими не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в великом кругу.

Римские историки гораздо более восприимчивы к линейному течению времени, и ход истории они осмысливают уже не в мифопоэтических категориях, а опираясь на определенные моменты действительной истории основание Рима и др Восприятие времени как вращения по кругу, вечного возвращения было присуще и европейским народам. Оно не было полностью изжито и в средние века сознание крестьянства не могло преодолеть влияния природных ритмов.Но временная ориентация подверглась существенной трансформации под воздействием христианства.

Во-первых, в христианском миросозерцании понятие времени было отделено от понятия вечности. Вечность не измерима временными отрезками. Вечность атрибут бога, земное же время это тень вечности, смена вещей. Оно сотворено и имеет начало и конец, ограничивающие длительность человеческой истории.Христианин стремится перейти из времени в вечность. Во-вторых, историческое время приобретает определенную структуру, разделяясь на две главные эпохи до рождества Христова и после него. История движется от акта божественного творения к Страшному суду. Время становится векторным, линейным и необратимым.

Специфическая черта христианского понимания времени, восходящая к Аврелию Августину, психологизм.Время не столько мыслится как чистое понятие, как абстрактная мера, сколько воспринимается в качестве психологического факта, внутреннего опыта человеческой души. На рубеже XIII и XIV веков европейцы получили средство точного измерения времени, последовательного его отсчета через одинаковые промежутки.

В средневековом сознании время купца возобладало над временем церкви. Механические часы, установленные на башнях соборов, прекратили церковную монополию на время, отмерявшую его звоном колоколов. Впервые время окончательно вытянулось в прямую линию, идущую из прошлого в будущее через точку, называемую настоящим.Если ранее различия между прошедшим, настоящим и будущим были относительными, а разделявшая их грань подвижной в религиозном ритуале, например, то с торжеством линейного времени эти различия сделались совершенно четкими.

Город стал хозяином собственного времени в том смысле, что оно вышло из-под контроля церкви. Но человек перестает быть хозяином времени, поскольку, получив возможность протекать независимо от людей и событий, время устанавливает свою тиранию, которой люди вынуждены подчиняться.Все эти трансформации привели к возникновению того понятия времени, которое существует и поныне. 1.3. Статическая и динамическая концепции Обратимся к одной стороне представлений о времени, выработанных элейской школой.

Историки философии полагают, что в них впервые заявила о себе так называемая статическая концепция времени. Она сводится к тому, что все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Это лишь иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно.Эту картину мира можно сравнить с кинолентой каждый кадр ее существует заранее, до того как увеличенным попадет на экран но зритель видит его именно в этот и только в этот момент.

Но если события действительно лишь находятся на извечно занятых ими местах, мы же только пересекаем.