Зарождение философской традиции

МосковскаяГосударственная Академия Водного ТранспортаДОКЛАДПО ФИЛОСОФИИНа тему Зарождениефилосовской традиции студента группы СМ-51Комардина Д.В.Москва2000 Древнеиндийская культура ровесницадревних культур Месопотамии и Египта, у нее свои колоритные особенности и своинепреходящей ценности приобретения, которые позволяют нам говорить о том, чтоона в своем начальном духовном развитии уже в давние времена пошла дальше своих сестер , а ее разностороннее значение для мировой цивилизации далеко неисчерпано до сих пор. Первым среди дошедших донашего времени литературных памятников Индии это же и первый памятникрелигиозно-философской мысли были Веды. В периоде с санскритского языка нарусский это слово означает знание , но это знание особого рода оно подразумеваетоткровение, то есть сообщение для посвященных. Это собрание гимнов, молитв,жертвенных формул, заклинаний и т. п. Веды распадаются на четыре сборника РИГ-ВЕДА обычно пишется слитно Беда гимнов, тоесть хвалебных стихов, обращенных преимущественно к богам риг , или рич , насанскрите песнь, гимн риши легендарные собиратели и составители Вед,стихотворцы, мудрецы САМА-НЕДА Веда песен, то есть ритуальных песнопений,канонических ритуальных текстов, расположенных в определенном порядке длялитургических целей и снабженных ритуальной нотацией почти все они совпадают стекстами Ригведы , но оснащены необходимыми комментариями в соответствии срелигиозно-нормативными требованиями ЯДЖУР-ВЕДА Веда жертвоприношений, собраниежертвенных молитв и формул в стихах и прозе, а также ритуальных указаний АТХАРВА-ВЕДА Веда заклинаний, собраниепредставленных стихами заговоров, заклинаний против болезней и злых духов,проклятий и благословений, а также правил лечения травами. Совокупность религиозно-философскихпредставлений и правил ритуальных обрядов, охватываемых этими сборниками, исоставляет содержание ведизма как особой формы миропонимания исвященнодействия.

Отсюда и выражения ведическая культура , ведическая литература как конкретный этап в духовной истории Древней Индии.Важнейшими из сборников считаются первый и последний.

Самая ранняя по времени составления 1200 1000 гг. до н. э. и самая большая по объему из Вед Ригведа , содержащая1028 гимнов, более 10 500 стихов.

Она делится на десять книг мандал, чтоозначает буквально круг , цикл . Основное содержание восхваление богов исил природы, причем последние тоже представали как божества мудрые,милосердные, всеведущие и справедливые.

К ним обращались с просьбами имольбами, а чтобы умилостивить их, приносились им жертвы считалось, что всечеловеческое благополучие зависит от этих жертв. Гимны создавались, очевидно, в отдельныхродо- племенных группах и, возможно, поначалу представляли собой плодколлективного творчества.

По-видимому, понадобилось пройти многим столетиям,чтобы составленные в разное время и в разных местах риги , как говорится,отстоялись и были сведены в особые сборники САМХИТЫ. Затем тексты стали обрастатькомментариями, толкованиями и дополнениями ритуального, магического ифилософского порядка и появились следующие сборники БРАХМАНЫ своего рода руководства к выполнению обрядов здесь же мы находим и наставления домохозяевам, а также множество преданий иисторических рассказов, сведения о развитии городов и ремесел, укреплениикастовой системы, начатки грамматических и астрономических знаний и т.д АРАНЬЯКИ от аранья лес тексты со специальнымитолкованиями для отшельников, обитавших в лесах и горах, и УПАНИШАДЫ собственно философская часть Вед этособрания философских размышлений на разные темы разных авторов в разное время они охватывают довольно большой исторический период, и их обычно делят на ранние и поздние , дав им свои названия.

Словосочетание упанишада в переводеозначает сидящий рядом , как бы намекая на ученика, сидящего рядом со своимнаставником и слушающего его поучения в самих текстах упанишады частоозначают тайное учение не потому ли, что содержание казалось малопонятным инуждающимся в разъяснении? Или в этом намок на дозволенность чтения лишьопределенному социальному слою? Заметим, что словом брахманы называлитакже одну из крупнейших каст в Древней Индии исполнителей жертвоприношений,знатоков и толкователей Вед. Этим словом в древнеиндийских религиозномумозрении и исходящих из него учений обозначали высшую объективную реальность,безличное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в немнаходится.

Самхиты, брахманы, араьяки и упанишидывместе образуют целостный канон ведического философско- религиозного сознания,подобно Библии у христиан и Корану у мусульман.

По отношению к ним в Индии употребляетсявыражение шрути , то есть услышанное - это свидетельствует о том, чтоведийские тексты долгое время не записывались и не читались, а произносились ислушались.

Действительно, хотя санскритскаяписьменность существовала уже, по крайней мере, к началу второй половины I тысячелетия до н.э в своей религиознойфункции Веды передавались по памяти и изначально распространялись средиисповедующих их догмы только в устной форме.

Составители первых самхитруководствовались желанием сохранить гимны от искажения или забвения.