ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИПрежде чемвыяснить вопрос о соотношении философии с другими формами общественногосознания, в частности с наукой, нужно хотя бы в приблизительной формепопытаться определить, что же представляет собой предмет философии сам по себе,без сравнения с другими формами духовной активности человека.Философия этотакая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом,философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и насамостоятельности предмета философии. Да, философиядействительно не обладает таким же предметом, как, например, естественныенауки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределахтой или иной конкретной области знания и действительности, как, например,физика, биология и т.д. Однако предмет у философии есть, и принципиальнаяневозможность его локализации составляет его специфическую особенность.

Так чтоже включено в понятие предмет философии ? Предметом философии являютсявсеобщие свойства и связи отношения действительности - природы, обществ,человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального иидеального, бытия и мышления.

Всеобщее - это свойства, связи, отношения,присущие как объектам действительности, так и субъективному миру человека.Количественная и качественная определ нность, структура и причинно-следственныесвязи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности природе, обществу, сознанию. Предметом философии является не индивидуальныйсубъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект какуниверсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категорииобъекта.

В этом смысле философия рассматривает не только, скажем, проблему я ,но проблему соотношения этого я с другими я , проблему понимания, как однуиз центральных проблем теории познания. Предмет философии необходимо отличатьот проблем философии. Предмет философии существует объективно, независимо отфилософии.Всеобщие свойства и связи пространство и время, количество икачество существовали, когда философии ещ и не было. Это та область духовнойдеятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этойдеятельностью и, следовательно, над е смыслом, целью и формами и в конечномсч те над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то естьсущностных отношений человека к миру. Человек, его уникальная личность, будучи,во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знаниявообще и тем более философского, является также и непременным атрибутомфилософии.В отличие отмифологии философия как форма духовной активности человека возникла споявлением нового предмета и нового типа мышления с перенесением основноговнимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека,познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же на человека,познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. С течениемистории конкретное наполнение этой общей специфики философского предметанеоднократно обновлялось, наполнялось вс новыми и новыми смысловыми нюансами,но всегда в глубине философского знания лежала именно эта исходная установка навыяснение связи между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей,причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия, такимобразом, это не просто особая научная дисциплина, а ещ и специфический типмышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, системамировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это философское состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном ибезобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и целичеловеческой истории.Процессфилософского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумномобосновании его места в потоке бытия, смысле жизни, историческогопредназначения, личной свободы и сути окружающего.Методфилософиивсеобщей связи и развитии.

Известны три основныеформы диалектики античная, немецкая классическая и материалистическая.СоловьевС. В. называет Метафизику догматической частью теоретической философии,которой, как было выяснено выше, в логическом порядке предшествует частькритическая - учение о познании, или теория познания.

В историческом порядке,напротив, вопрос о первоосновах всех вещей возникает ранее вопроса о познании.И метафизика предваряет гносеологию.

Хотя всем метафизическим системам, кромематериализма, присущ критический элемент, но большое значение он получает лишьпо мере развития философии и только в Новейшие времена обособляется в видесамостоятельной философской дисциплины Соловь в В.С. Собр. соч 2-е изд. Т.X.Спб 1914 С.239 Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые и вечныеосновы.

А возможно ли познание вообще без всякойчувственной подкладки - это вопрос метафизический Соловь в В.С. Письма.Т.3 С.232 Мы познаем сущность, но в чем же эта сущность? Таков основнойвопрос метафизики Соловь в В.С. Кризис западной философии Соч. в 2т.Т.2.М. Мысль,1988 С.56 Предмет же метафизики - истинно сущее Там же. С.109. .Всеизменчивое, непостоянное она считает второстепенным, несущественным инеистинным бытием.

Для этой философии характерны поиски и раскрытие содержанияконечных основ всего сущего.

Она пытается схватить мир в его сталости, в остановленном виде . Ей присуща косность мысли и попытка упростить действительность, свести ее к схемам, редукционироватьсложные процессы действительности.

Для метафизического философствованияхарактерна косность мысли, преклонение перед авторитетами прошлого.Доказательство истинности своих суждений здесь часто подтверждается цитатами из авторитетных сочинений прошлого. Метафизики настороженно относятсяк новым научным открытиям, стараются втиснуть их в старые схемы. Для изложениясущности мировоззрения метафизикам достаточно формальной логики.Гегель считал,что типичным примером воплощения метафизики была философия Христина Вольфа.Марксизм, в его крайнем выражении, считает, что все философии, кроме марксизма,являются философиями метафизическими.

Метафизика сейчас находит широкоеприменение в богословии и так называемой религиозной философии .Диалектикаже пытается описать мир в егоизменчивости, движении, развитии. Объективная диалектика противоречивоевзаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законамдействующим в природе и обществе.История и теория философии, С-Пб ГЭТУ им. В.И.Ульянова, 1993г.С- Причину развития она усматривает в противоречиях, которыеприсущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности.Для диалектиков Мир соткан из противоречий . Видным представителемдиалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философпервой половины 19-го столетия Гегель.

Диалектической философией являетсямарксизм.Диалектика находит свое применения в различных философских школах итипах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном ДиалектикаВ качестве методадиалектика выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое намногое, сводить многое к единому, позволяет представить целое какраздельно-единую множественность.

Вот какой путь исследования предлагает Платонфилософу-диалектику Различать все по родам, не принимать один и тот же вид заиной и иной за тот же самый неужели мы не скажем, что это предмет диалектического знания? Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тотсумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое,где каждое отделено от другого далее он различает, как многие отличные друг отдруга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одномместе совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены другот друга.

Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое можетвзаимодействовать с другим и насколько нет. Список литературы1. История и теорияфилософии, С-Пб ГЭТУ им. В.И. Ульянова, 1993г2.Соловь в В.С. Собр. соч 2-е изд. Т.X. Спб 19143. Соловь в В.С.Письма.

Т.34. Соловь в В.С.Кризис западной философии Соч. в 2т. Т.2.М. Мысль,1988Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический УниверситетКАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Реферат на тему ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ Преподаватель Студент гр. 0811 Титов А. Е.С-Петербург2001 г.