Религиозное понимание техники

Не будет преувеличениемсказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и о судьбекультуры. В XIX век век маловерия, единственной сильной верой цивилизованногочеловека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие. Человекжаждал чуда для веры. И вот техника производит настоящие чудеса. Проблема техники оченьтревожна для христиан. У них есть два отношения к технике, и оба недостаточны.1. Большинство считает технику религиозно нейтральной.Техника даетусовершенствования жизни, которыми пользуются и христиане.

Техника умножаетблага жизни и не ставит перед этой частью христиан никакой духовной проблемы.2. Христианское же меньшинство испытывает ужас перед возрастающей мощьютехники над человеческой жизнью и видит в ней зверя, выходящего из бездны. Все,что не нравится, что разрушает привычное, легко объявляется торжествомантихриста и приближением конца света.Это есть ленивое решение вопроса.Впрочем, первое решение в смысле нейтральности тоже ленивое, так каконо просто не видит проблемы.Вообще, господство техники имашины есть прежде всего переход от органической жизни к организованной жизни,от растительности к конструктивности.

Техника разрушает старые тела и создаетновые тела тела организованные.Основная проблема с техникой втом, что творение человека восстает против него самого, против своего творца,более не повинуется ему. Так, рационализация промышленности порождаетбезработицу как известно, величайшее бедствие нашего времени.

Труд человеказаменяется машиной, это есть положительное завоевание, которое должно было быуничтожить рабство и нищету человека, но машина диктует свои законы. Такимобразом человек оказывается беззащитным перед собственными же изобретениями. Можно сказать, что техникаимеет космогенное значение, так как через нее создается новый космос. Lafitte говорит, что наряду с неорганическими и органическими телами есть ещетела организованные это царство машин, особое царство.Это есть новаякатегория бытия.

Человеку удалось вызвать к жизни и реализовать новуюдействительность. Это есть показатель страшной мощи человека. Это указывает наего царственное и творческое призвание в мире. Но это, также, и показатель егослабости, его склонности к рабству. Смысл технической эпохипрежде всего в том, что она заканчивает теллурический период в историичеловечества, когда человек определяется землей не в физическом только, но и вметафизическом смысле слова.В этом религиозный смысл техники.

Техника дает человеку чувствострашного могущества, и она есть порождение воли к могуществу и к экспансии.Бесспорно, это новая форма массовой организации жизни, эта технизация жизниразрушает красоту старой культуры, старого быта. Массовая техническаяорганизация жизни уничтожает всякую индивидуализацию, всякое своеобразие иоригинальность.То что мы сейчас называем технической эпохой тоже не вечно.Эта эпоха неслыханной власти техники над человеческой душой кончится, нокончится она не отрицание техники, а подчинением ее духу. Внутренняя связь человека сдушой природы есть другая сторона его отношения к природе.

Окончательноевытеснение ее техническим актуализмом уродует не только природу, но и человека. Будущее человека нельзя мыслить целостно, оно будет сложным.Будут реакциипротив техники и машины, возвраты к первозданной природе, но никогда не будетуничтожена техника и машина, пока человек совершает свой земной путь. Техника наносит страшныеудары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалучеловека и культуры.

Машина по природе своей антигуманистична. Религиозныйсмысл современной техники именно в том, что она вовсе не ставит под знакдуховного вопроса, а потому может привести к одухотворению. Техника перестает бытьнейтральной, она давно уже не нейтральна, но не безразлична для духа и вопросовдуха.Она убийственно действует на душу, но вместе с тем вызывает сильнуюреакцию духа. Власть техники в человеческойжизни влечет за собою очень большое изменение в типе религиозности.

И нужносказать, что к лучшему. Религиозная жизнь в техническо-машинную эпоху требуетболее напряженной духовности, христианство делается более внутренним идуховным. Это неизбежный процесс. Религиозная жизнь делается более личной,более выстраданной т.е. определяется духовно. Но в другом отношении властьтехники может иметь роковые последствия для духовной и религиозной жизни.Техника овладевает временем и радикально меняет отношение ко времени.И человекдействительно способен овладевать временем. Но технический актуализм подчиняетчеловека и его внутреннюю жизнь все ускоряющемуся движению времени.

В этойбешеной скорости современной цивилизации нет выхода в мгновение т.к. каждоемгновение должно как можно скорее смениться последующим мгновением и все ониостаются в потоке времени и потому внутри каждого мгновения как-будто ничегонет, кроме устремленности к следующему.Человеческая душа не может выдержатьтой скорости, которой от нее требует современная цивилизация. Это требованиеимеет тенденцию превратить человека в машину.

Человек и машина, человек иорганизм, человек и космос все это проблемы философской и религиознойантропологии. В истории человек проходит разные стадии и всегда судьба еготрагична. В начале человек был рабом природы. Он создал культуру, государства,классы но он стал рабом государства и классов. Ныне вступает он в новыйпериод.Он хочет овладеть иррациональными общественными силами. Он создаеторганизованное общество и развитую технику, но становится рабом организованногообщества, техники, рабом машины, в которую превращено общество и незаметнопревращается сам человек.

Путь окончательногоосвобождения человека и окончательного осуществления его призвания есть путь кцарству Божию, которое есть не только царство небесное, но и царствопреображенной земли, преображенного космоса.