Средневековая философия Азербайджана

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ , ЭКОНОМИКИ И ПРАВА. РЕФЕРАТ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА ПОДГОТОВИЛ СТУДЕНТ 1-ГО КУРСА БАБАЕВ ТАГИР ПРЕПОДОВАТЕЛЬ МАМЕДОВ АЗИЗ БАКУ-2002г. История средневекового Азербайджана характеризуется развитием феодальных общественно-экономических, политических и духовных отношений.Насильственное включение страны в состав Халифата в VII в соединение таким образом всех е регионов севера и юга,почти что всего населения, установление между и внутри ними более или менее устойчивых экономических,политических и духовных связей под управлением огромного теократического государства , а также объединение их при помощи одной , притом более совершенной монотеистической религии - ислама в общем и целом относительно благоприятно сказывалось в е развитии.

Тем более, что в этом государстве в VII-XII вв. шел великий процесс формирования и процветания новоарбской частью арабоязычной культуры , материальной и духовной , на почвеосвоения достижений собственно арабской , египетской , сирийской , античной , персидско-тюрской и др. культур . Успешное развитие экономики , оживление всей хозяйственной сферы , торговли , создание систем социального , бытового , культурного обслуживания домов мудрости , книги , баней и т.д. преодоление серьзных разногласий , нередко даже враждебных отношений между различными этническими общностями , племенами , народностями , устройсво взаимоотношений между всеми людьми на основе принципов равенства , свободы и соблюдения правовых ,нравственных норм , установленных шариатом , регулярные встречи верующих по пятницам в мечетях для совместного осуществления дневного намаза, где имели также возможность свободного общения между собой и обсуждения своих проблем открытие широкой сети мечетей и школ в целях изучения и распростанения религиозных и научных знаний среди всего населения постепенно привело к формированию большого множества образованных людей , среди которых выделялись всемирно известные ученые , медики , поэты , теологи и философы.

Вот эти данные , а также многие другие достижения арабоязычной культуры говорят о том , что по своему уровню она стояла выше европейской культуры эпохи раннего средневековья.

Общее силовое поле всей арабоязычной культуры как единое неустанно создавалось усилиями всех народов мусульманского мира и также непрерывно возвращалось ко всему этому множеству , распредиляясь между ними. В этом взаимодействии принимали участие представители Азербайджана , в том числе и философы.А в Азербайджане вместе с Кораном проникают различные и многочисленные философско-религиозные течения , возникшие в Халифате в VII-X вв так или иначе связанные с содержанием , положением ,ролью и вопросами совершенствования мусульманской религии , а также с идейно-политической позицией создателей и сторонников этих направлений.Вот главные из них суннизм , шиизм , хариджизм ,исмаилизм ,суфизм ,мутазилизм ,пантеизм ,общество Братьев чистоты , ашаризм ,перипатетизм ,хуруфизм.О данных направлениях и их представителях в Азербайджане имеется подробный материал в работах З.А.Кулизаде Из истории азербайджанской философии VII- XII вв. Баку 1992г. Закир Мамедов Азербайджанские философы и мыслители средневековья Баку 1993г. Закир Мамедов Азербайджанская история философии Баку 1994г Одним из выдающихся представителей философской мысли средневекового Азербайджана является АБУЛХАСАН БАХМАНЬЯР 993-1066гг Он считается крунным представителем восточного перипатетизма . Место рождения философа неизвестно.

Средневековые авторы называют его азербайджанцемал-Азербайджани.Онт был учеником и последователем ИБН СИНЫ. Учитель писал о свом ученике Он мне любим как сын и даже больше . Я дал ему образование , воспитание и довл его до такого уровня.

Большинство полемических произвидений ИБН СИНЫ написано на основе вопросов БАХМАНЬЯРА . Его ценными философскими произведениями являются Книга преобретения знаний, Книга украшения по логике,Книга красоты и счастья,Трактат о предмете метофизики,Трактат о ступенях сущего.

Продолжая философскую линию АЛЬ-ФАРАБИ и ИБН СИНЫ, БАХМАНЬЯР развивает их учение о бытии , по которому имеются два вида бытия необходимо- сущее и возможно- сущее.Первое-нематериальная, а духовная сущность.Оно - единое, в нм неможет быть никакой множественности.Далее он отмечает , что будучи неким -а- единое неможет быть не -А то оно будет только -а Оно не есть тело. Атрибуты его - разум ,благо ,истина ,абсолютное совершенство , чистая красота , могущество , вечное живое действующее, воспринимающее, великодушие, первопричина Бахманьяр ал-Азербайджани.Ат-тахсил познание ,Баку-1983г Из единого как бытийно-необходимового само по себе , утверждает далее он ,следует возможно - сущее , которое обязательно бывает множественным , включающим в себя вс ,что есть в мире умы , деятельные разумы , небесные сферы и их души , человеческие души , материальный мир огонь, воздух, вода , земля, минералы , растения, животные , люди. Как видно , тут обнаруживается объективно-идеалистическое мировозрение азербайджанского философа , своеобразно сочетающее в себе известное идеалистическое содержание элементы учений Платона, Аристотеля ,Плотина , Аль-Фараби , Ибн-Сины и др. мыслителей.В расматриваемом мировозрении автором интересно осуществляется развитие , обогащение идеалистической философской мысли.

В ней единые и вышеперечисленные атрибуты его , а также многие другие общие понятия, категории идеалистами хотя и отрываются как-то от реальной действительности , однако же не бросаются в небытие какое-либо , а поднимаются на небеса , обожествляются и принимаются , определяются как образцы творения , императивы ,твердые идеологические ,правовые и нравственные нормы поведения - верные или неверные , с противоположными последствиями . Следует учесть , что в глубоком средневековье ,где всецело господствовало религиозное мировозрение, тем более при жестком теократическом режиме видвижение каких-либо философских идей , несогласных с догматами ислама было очень трудно ,сложно и поблематично.Тем неменее в учении Бахманьяра наблюдаются некоторые реалистические , материалистические тенденции ,прорывающие вс-таки рамки господствующего мировозрения .К этому можно отнести идеи философа о единстве , взаимопредпологаемости причины и следствия , а также идеи неотделимости друг от друга времени , движения и материи. Важное значение с точки зрения развития философской мысли имеет диалектическое учение Бахманьяра . Бытие ,единое ,многое, сущность, явление ,движение ,пространство , время ,качество ,количество, причина ,следствие ,противоречие , и др. категории диалектики рассматриваются в тесной взаимосвязи и единстве.

При этом для анализа на первое место им поставлена категория бытия , ибо , как пишет он ,предметом метафизики является нечто общее для всех вещей , а именно сущее как таковое , тоесть бытие . Последнее делится на единое и многое ,состоящее из бесчисленных вещей всего мира , каждая из которых -элемент бытия , обладает сущностью , а все остальные диалектические категории ,понятия соответствующих наук также ,призваны раскрывать эту сущность , различные е уровни . Такое расположение категорий имеет смысл сюда не включается мысленное содержание их , вкладываемое Бахманьяром , заслуживает внимание исследователей проблемы систематизации диалектики . Кстати , Учение о бытии,Учение о сущности,Учение о понятии как части Науки логики Гегеля расположились в ней также.

АИНАЛКУЗАТ МИЙАНЕДЖИ 1099-1131гг видный суфийский мыслитель и философ-пантеист.

Он родился в городе Мийане , расположенном между Марагой и Тебризом в настоящее время эти города находятся в Иране . Будучи кадием в Хамадане ,он получил почетное имя Айнакулзат-Око кадиев.Его знали как оригинального и свободомыслящего философа .За свои прогрессивные идеи ,противоречашие догматам ислама его арестовали и в 1128г.отправили в Багдад .Будучи в тюрьме ,философ написал трактат Жалоба чужестранца ,учение стран мира.Его вернули в Хамадан и в ночь на 6 мая 1131г. казнили в медресе , где он читал лекции . В произведениях Сливки истины,Введения и Жалоба чужестранца философ разработал идеалистическую концепцию пантеизма .В ней бытие делится на общие виды ,под которым понимается вс существующее.Здесь мир вещей представляется как внешнее проявление абсолютно бесконечного бытия - Бога , которое в целом одновременно и едино и множественно.Данное положение , вызвавшее возмушение мусульманских теологов , на деле же означает признание очень важной истины метафизики о том , что всякое бытие - единство единого и многого.

ШАХАБАДДИН ЯХЪЯ ИАХИА СУХРАВАРДИ 1154-1191гг философ и поэт , больше известен как основоположник философии ишракизма . Основные вопросы его изложены в Статуи света,Имадиевские скрижалы,Книга о свете и особенно в Философия озарения.Перипатетическая и суфийская проблематика рассматривается им с позиции ишракизма ,согласно которому вершину всего сущего составляют светы и тени , венчает абсолютный свет - Свет светов .Из этого единого возникают по ступеням другие света и их тени .Основу всего сушего , утверждает он ,образует материя , принимающая то форму огня ,то форму воздуха , то форму воды , то форму земли.Им расмотренны также категории субтанции и акциденции , и т.д. НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ ок.1141-ок.1209гг поэт и мыслитель . Основное сочинение ПятерицаХамсе состоит из 5 поэм Сокровишница тайн,Хостов и Ширин,Лейли и Меджнун,Семь красавиц и Искандер-наме.Высокие поэтические мысли в честь Аллаха ,творца всего сущего , не имеющего ни начала , ни конца ,вечно живого, вынесенные Низами на первые страницы своих поэм ,свидетельствуют о религиозно-идеалистической исходной позиции его мировозрения . При этом великолепно он воспользовался всем богатством ценных философских включая и материалистических, социально-политических, правовых, нравственных идей ,имеющихся в античной и арабоязычной духовной культуре ,органически сочетая их общечеловеческими проблемами ,передовыми идеями ,научными достижениями своего времени , а главное соответствующими представлениями собственного творчества .Основу последнего состовляют идеи гуманизма ,социальной свободы ,справедливости , создание идеального общества для плодотворной деятельности и счастливой жизни людей.

МАХМУД ШАБУСТАРИ 1287-1320гг ИМАДЯДДИН НАСИМИ 1369-1417гг являются видными представителями поезии и суфийско-пантеистической философии.

СЫРАДЖАДДИН УРМАВИ 1193-1283гг является одним из крупных представителей восточного перипатетизма .Он родился в Урмии ныне Иран ,находящейся в Южном Азербайджане.

Им написано более десяти произведений по логике и философии. Среди них особое внимание привлекают Восхождение светов,Тонкости мудрости,Трактаты о науке - диалектика,Приобретение знаний.

А самой большей популярностью пользовалось первое из них, в котором вместе, последовательно и подробно рассматриваются категории бытия, движения, пространства и времени.Интересно и очень важно, что философ, указывая в частности на различные виды движения, приобретение знаний, т.е. процесс познания также относит к данным видам.

По мнению его, процесс познания имеет две ступени чувственное восприятие и логическое, разумное мышление.

Логика же изучает пути и условия приобретения нового знания.

Он вслед за Аристотелем утверждал, что главное назначение логики-постижение истины.При этом познание должно идти от известного к неизвестному. Важное значение имеет и то, что, указывая на необходимость строгого соблюдения формально-логических правил установления истины, С.Урмави советует учесть также критерий истинности по содержанию.

В учении Сыраджаддина Урмави очень важное место занимают передовые социально-политические и этические идеи. В этой связи исходным для мыслителя является понятие человек, характеризуемый им как социальное существо.Чтобы обеспечить собственное бытие человек, по его мнению, должен жить в согласии с другими представителями общества семьи, города, области, страны.

Люди совместно могут приобрести средства производства и потребления.Развивая мысль, он рассматривает далее взаимодействия между людьми по поводу собственности.

В этом отношении, писал он, люди нуждаются в двух группах вещей.Первая-находящиеся в государственном владении земля, вода, растения, охотничьи угодья и т.д а другая- имущества индивидов.

И требуется правовал, юридическая охрана всей этой собственности, а также справедливое регулирование отношений между людьми вообще.

Говоря о разделении общества на различные группы, мыслитель высоко оценивал роль трудящихся масс в общественной жизни и считал необходимой заботу о них, что является обязанностью государства, властителей и управляющих.

Он писал в данной связи Знай, что внимание к поданным, бережное отношение к ним и их охрана необходимы для престолодержателя по двум причинам.

Первая причина в том, что подданные составляют ствол государства и державы, ибо не будь подданных, не будет и державы.

Чем больше подданных , тем больше продлится жизнь государства и державы Вторая причина в том , что основа державы - богатство Нет богатства без строительства , нет строительства без справедливости и политики А богатство собирается у поданных . Значит , поданные - есть основа богатства Закир Мамедов Азербайджанские философы и мыслители средневековья. стр.56-57. В установлении социальной справедливости , равенства между людьми усматривал С.Урмави наивысшую обязанность правителей . А справедливостью , по его мнению , является то , что правители делают подданых равными между собой , а себя - равными в правах с подданными там же , стр.58 . Кстати , идея эта вполне современна и актуальна , особенно для Азербайджана . Так , она минус авторитарный режим долой шах , плюс демократия и в итоге получаем гражданское общество , о котором мечтаем . Философ далее отмечает , что справедливость - залог богатства и благополучия , а господство несправедливости - причина всеобщего разрушения и падения общества . Богатое , содержательное философское , социально-политическое и этическо-идейное наследие С.Урмави оказало благотворное воздействие на сознание людей , особенно мыслителей во все последующие времена и сохраняет таково значение для настоящего и будущего . НАСИРАДДИНН ТУСИ 1201-1274гг. известен как ученый-энциклопедист , владелец обсерваторий в городе Мараге , видный философ , математик , физик , астроном , логик . Главные произведения по философии и этике Деление всего существующего и их разряды , Основы приобретения , Комментарий к книге Указания и примечания , Ахлак-е насири . Для правильного понимания сути философского учения Н.Туси , следует с самого начала обратить внимание на тот факт , что он во многих своих трудах , беседах вместо понятия философия употребляет понятие мудрость Закир Мамедов История Азербайджанской философии Баку-1994г стр.243 . Этот факт показывает , что марагинский мыслитель видимо исходит из буквального значения философии , означающей стремление к мудрости , постижение е , слияние с ней . И зная , что мудрость заключается в первую очередь и главным образом в успешном познании сущности бытия как определнной целостности и значимых для человечества многочисленных вещей , явлений , процессов , Н.Туси советует взять и познать их так , как они есть в действительности и в должной мере выполнять вытекающие отсюда требования . Выступая с позицией своих восточных предшественников Фараби , Ибн-Сины и Бахманьяра , азербайджанский ученый-философ также вс бытие делит на необходимо сущее , божественное бытие и возможно сущее природное , человеческое бытие . Подробно рассматривая вопросы возможного бытия , он указывает на неуничтожимость и вечность материального мира , в котором из разнообразного сочетания простых элементов огня , воздуха , воды и земли возникают сложные вещества , минералы , растения , животные и т.д. Он мечтает также , что никакие вещи в этом мире полностью не исчезают , а лишь превращаются из одного состояния в другое , из одной формы в другую . В учении Н.Туси важное место занимают вопросы теории познания . Здесь он высоко оценивает значение как чувственного , так и логического познания . Первое , по его мнению , дат информацию о внешних сторонах , свойствах вещей , второе же дат возможность для понимания , проникновения в их сущность . В творчестве Н.Туси огромное и значительное место занимают этические и общественно-политические его идеи . В этой связи следует указать на глубоко содержательную и прекрасную книгу мыслителя Ахлаке-НасириЭтика . В ней говорится , что это - наука о способности приобрести такие свойства человеческим духом , чтобы под его управлением поведения и поступки становились прекрасными и похвальными . Исходя из противоречивой сущности человеческого духа , Н.Туси утверждает что , этот дух может повести человека как по пути восходящего развития , так и - нисходящего . А выбор пути тут определяется самим человеком , находится в распоряжении его сознания и воли . Исходя из социально-политических идей Фараби , азербайджанский мыслитель , разрабатывал сво учение о справедливом общественном устройстве и благотворной работе его . Выдвигая идею о том , что человек - социальное существо не сможет существовать вне общества , Н.Туси далее писал , что для обеспечения своей безопасности и создания необходимых условий для жизни и труда люди нуждаются в тесном взаимодействии и взаимоподдержке . Поэтому они естественным образом связываются между собой , создавая различные социальные общности семью , поселение , город , страну , а также различные учреждения экономики , политики и культуры . Подчеркивая огромное значение политики , он называл е общественной мудростью . Государство , являющееся главным политическим органом , с его точки зрения , должно быть светским . При этом он не полностью отделяет религию от участия в деле управления обществом . Здесь , считает он , законы государства установки норм религии должны дополнять друг друга . Далее , противопоставляя верную справедливую и неверную несправедливую политику главы государства , Н.Туси высоко оценивает значение правильной политики , поскольку при ней повсюду в стране утверждаются законность и порядок , содействующие умножению общественно-полезных дел , процветают экономика и культура , жизнь народа становится богатой и счатливой . А вторая политика сопровождается нарастанием беззакония и беспорядка , общественно вредных дел , усилением угнетения трудящегося населения , незаконным обогащением главарей государства , чиновников , обнищанием огромного большинства народа , ростом его недовольствия и сопротивления . Великий азербайджанский ученый-философ призывает управлять общетвом на основе мудрых и справедливых законов в интересах всего народа . МАХМУД ШАБУСТАРИ 1287-1320ГГ философ-пантеист , родился в Шабустане , расположенном недалеко от Тебриза . Он получил блестящее образование . Его философская поэма Гюльшан-и разЦветник тайн , начиная с XIV в. по настоящее время привлекает внимание читателей , философов , иследователей как на Востоке , так и на Западе . Она неоднократно переиздавалась на многих языках мира . Другой его труд Саадат-намеКнига счастья также написан в стихах . А его произведения Непреложная истина в познании господа миров и Зеркало искателей истин написаны в обычной форме - прозой . Говоря о том , что единое бытие и бог одно и тоже , Шабустари доходит до утверждения все частицы мира подобны Мансуру , т.е. каждая из них - бог . При этом высказывает он очень интересную и важную диалектическую идею Бытие внешне во множественности , но оно едино внутренне М.Шабустари Гюльшан-и раз Баку-1977 , стр.77 Мир - это дело относительное . Подобно единице , распространнной в цифрах Там же стр.34 . Вот ещ другое важное диалектическое положение Все вещи появляются через противоречия Там же стр.40 . Эту мысль философ развивает дальше и глубже Смотри , вс в мире смешано друг с другом Ангел с демоном , сатана с Архангелом Там же стр.44 . Представляет так большой интерес идеи философа о всеобщей закономерной связи и эволюции движения развития предметов и явлений действительности , с нахождением всего во всм Вс кружится , но ни одна частица из них , Не выходит за пределы возможного . Определнность сковывала каждого из них , Частностью своей от всеобщего зависимы Вс в движении и вечно в покое - Ни начала возникновения , ни конца Там же стр.44-45 . Указывая же на отражение всего во всм , философ утвеждает На крылышке комара - место всему . В точке глаза - весь небосвод . В такое маленькое зернышко - сердце Помещается создатель двух миров . В нм оба мира совмещались , То оно превращается в иблис , то - в адам Там же . А касательно теории познания на вопрос от собственной мысли я в изумлении , что представляет собой мышление М.Шабустари отвечает в частности так Представление , которое существует для обдумывания , У людей разума порождает мышление . От обдумывания известных представлений Непознанное становится познанным Условием хорошей мысли является абстракция , А затем - проблеск сияния подтверждения Там же с.39. И продолжает далее Иди , подобно Халилу , ищи истину , Ночь преврати в день , день в ночь Истина даст тебе вс , что тебе захочется , Покажет тебе все вещи какими они есть Т.ж.с.46-47 . Отсюда явствует , что автор данных стихов прекрасно разбирается также в сложных вопросах гносеологии , в взаимосвязи чувственной и логической ступеней познания , учения об истине . Очень интересны , созвучны с современностью и актуальны , особенно для нашей страны , обращения М.Шабустари , вытекающие как-то из пантеистического его учения и призывающие к смелым активным действиям Делай если теперь ты можешь сделать , Если не можешь , тогда какая польза от того что ты знаешь Мир принадлежит тебе , а ты беспомощный , Нет больше тебя , терпящего лишений . Подобно узникам сидиш в одном помещении , Своею беспомощностью связал свои ноги Храбрецы мира потоплены в крови , А ты , укрывший голову , не ступаешь ногой наружу Т.ж.с.46 . Высоко оценивая пантеистическое учение Махмуда Шабустари и некоторых других мыслителей , Мирза Фатали Ахундов соглашается с его идеями о том , что вся вселенная есть одно существо , могущественное , совершенное , всеобъемлющее , проявляющееся во множестве , в бесчисленном разнообразии , без воли под своими законами , то есть под своими условиями М.Ф.Ахундов Избранные философские произведения Баку-1982 , стр.83 . В заключение следует подчеркнуть , что пантеистическое учение Махмуда Шабустари включает в себя весомое материалистическое содержание , проявляющееся также в том , что философ-поэт выдвигает идею об эволюции неорганического мира в органический , о естественном происхождении человека из животных путм длительного развития , где имеется много промежуточных звеньев . Среди них самым близким к человеку является обезьяна , у которой все органы тела похожы на человеческие . ИМАМЕДДИН НАСИМИ настоящее имя Сейид Али - выдающийся поэт , основоположник азербайджанской классической поэзии , крупный философ-пантеист . Родился он в Шемахе в 1369 году . Здесь же получил образование , глубоко овладел философией , религией , их историей , светскими науками , а также основами литературного творчества . И , разумеется , данное блестящее образование органически сочеталось у него с совершенным овладением языками , наряду с родным , фарсидским и арабским , настолько , что на этих трх языках он смог сочинять прекрасные стихи . Всречающиеся в произведениях Насими имена таких мыслителей , как Пифагор , Платон , Аристотель ,Халладж Мансур Гусейни , Ибн Сина , Айналкузат Миянеджи , Шихабаддин Сухраварди , Махмуд Шабустари , Фазлуллах Наими и т.д дают основание полагать , что их учения были известны Насими и оказали то или иное воздействие на формирование его мировозрения . Однако из них больше всех и существенно повлияли суфий Халладж , Шабустари и Наими - основатель хуруфизма араб. хуруф - буквы . Первый из них , как мы уже знаем , в Х веке за то , что провозгласил себя богом был повешен в Багдаде . Насими как продолжатель суфийских идей Халладжа свои первые стихи писал под псевдонимом Гусейни в честь имени казннного мыслителя . Насими очень близко к сердцу принял призывы Шабустари , обращенные к человеку мир пренадлежит тебе , потому ты должен не укрываться , а приступить к решительным действиям , не взирая даже на то , что храбрецы мира потоплены в крови . И стал Насими одним из таких , притом великих героев . А воздействие на него учения и личности Наими было так существенно и значительно , что он принял новый псевдоним Насими , созвучный с именем этого своего учителя , ставший постоянным , историческим . Фазлуллах Наими , родом из Тебриза , крупный азербайджанский поэт и философ . Сво философское и социально-политическое учение изложил он в произведениях Джавидан-намэКнига о вечности , АршнамэКнига о троне , Махаббат-намэКнига о любви . По учению Наими , 28 букв арабского и 32 - фарсидского алфавита являются символами тайн вселенной . Из них образуются слова , речи , книги , а также им соответствующие вещи , лик и тело человека . Имеют место в данном учении и проявления элементо-пифагореизма , неоплатонизма , исмаилизма в виде мистики слов , геометрических линий , форм . За распространение идей хуруфизма и острую критику властителей , всех угнетателей Наими и его последователи подвергались жестоким преследованиям со стороны Эмира Тимура . Именно по указанию последнего сыном его Мираншахом , Наими был арестован и казнн в Нахичеване в крепости Элиндже 1393 , 94 г Итак , творчески осознавая также философские и социально-политические учения многих других знаменитых мыслителей прошлого и своего времени , Насими в многочисленных глубокосодержательных и высокохудожественных стихотворениях создавал своеобразное и интересное пантеистическое учение , разумеется в несистематизированном виде . При этом его больше всего занимали вопросы гносеологии и человеческого существования.

Вот , как это выглядит в одном стихотворении Знаешь , где сво начало весь наш мир берт Человеческий откуда происходит род И откуда происходит вер различных ряд , Убеждений , мнений разных - кто лишь их сочтт Почему один вс время знает лишь печаль . А другой , не зная горя , в радости живт Насими , скажи всем , что ты ведаешь о том , Почему тому достаток , а тому - лишь гнт , Имамеддин Насими Избранная лирика . В двух томах . Баку-1973 , Т-2 , стр.57 . Центральное место в мировозрении Насими занимает идея тождества Бога со всей вселенной , во всех вещественных и людских представителях которой Бог непременно присутствует и действует . И каждый такой представитель если обладал бы способностью познания и речью , мог бы от имени всей вселенной заявить Я - все Я - истина Я - Бог . Или сама необъятная вселенная говорит вс это устами выдающегося.