рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение об идеях Платона и его оценка Аристотелем

Работа сделанна в 1996 году

Учение об идеях Платона и его оценка Аристотелем - Реферат, раздел Философия, - 1996 год - Мгту Им. Н.э. Бауманакафедра Философии Учение Об Идеях Платонаи Его Оценка Ар...

МГТУ им. Н.Э. БауманаКафедра философии Учение об идеях Платонаи его оценка Аристотелем Исполнитель Литовченко Д.В.Консультант Васильева Л.М. 1996 г.План реферата. 1. Введение.2. Учение Платона об идеях.3. Критика Аристотелем учения Платонаоб идеях.4. Введение. Данный рефератпосвящен философским трудам двух выдающихся философов античности - Платона и Аристотеля.Философское наследиеэтих гениальных мыслителей весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживаетсяво всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные ими философскиесистемы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеинашли свое отражение в трудах многих позднейших философов в том числе философовНового времени . Даже если признать некоторым преувеличением высказывание, что, сопоставляя новейшие идеалистические системы с учениями Платона и Аристотеля, современныефилософы нередко приходят к выводу, что ни классики идеализма, ни их продолжателине выдвинули принципиально новых проблем, не преодолели заблуждений этих великихмыслителей 1 , все равноочевиден их огромный вклад в становление и развитие философии как науки, поэтомуобращение к их творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогрессфилософской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.

Учение Платона об идеях.Платон 427-347 г. до н.э. родился в знатной аристократической семье по линии отца онбыл потомком последнего аттического царя Кодра, не менее знатным был и род его матери .Столь высокое происхождение представляло широчайшие возможности для физическогои духовного совершенствования.

Известно, что Платон уделял много внимания художественнойдеятельности и небезуспешно , а также получал призы в весьма престижных спортивныхсостязаниях.

Но в историю античной культуры Платон вошел в первую очередь не какталантливый поэт, музыкант или выдающийся спортсмен, а прежде всего а, пожалуй,даже и в основном как философ, у которого больше, чем у кого-нибудь, философиябыла жизнью 2 и который свои теоретические построения выстрадал всей свое благородной эллинской душой 3 .Не вызывает сомнения,что учение Платона об идеях является одной из важнейших составных частей его творчества.

Многие исследователи склоняются к мысли, что оно является своеобразным ядром всейего философской системы пожалуй, учение об идеях можно без какого-либо преувеличенияназвать центром всего, созданного им в области науки, поэтому изложение философииПлатона, оставляющее без внимания данное учение, по-видимому, просто немыслимо .Тем не менее следует отметить, что платоновское учение об идеях не есть нечто изолированноеи оторванное от всего остального им созданного напротив, Платон, будучи последовательным учеником Сократа, логически развил и дополнилфилософию своего учителя, уделив особое внимание знанию и поиску его оснований,а само учение об идеях явилось естественным завершением этого поиска.

Поэтому мы,говоря словами А.Ф. Лосева, не имеем права исходить из анализа только того, чтонепосредственно относится к теме 4 ,и поэтому будем здесь рассматривать интересующую нас тему в необходимой взаимосвязис остальными сторонами учения великого философа.

В досократовскойфилософии вопрос о познаваемости мира или вообще не упоминался, или познаваемостьмира напрямую связывалась с возможностями чувственного восприятия.Заслуга Платонав том, что он в отличие от своих предшественников обратил особое внимание на недостаткичувственного восприятия и соответственно основанного на нем обыденного сознания .По Платону, восприятие представляет нам вещи не такими, какими они есть на самомделе , а такими, какими они кажутся нам или нашим органам чувств нашу природу,со стороны образования и необразованности, уподобь вот какому состоянию.

Вообразисебе людей как бы в подземном пещерном жилище, которое имеет открытый сверху и длинныйво всю пещеру вход для света.Пусть люди живут в ней с детства, скованные по ногами по шее так, чтобы пребывая здесь, могли видеть только то, что находится передними, а поворачивать голову от уз вокруг не могли.

Пусть свет доходит до них отогня, горящего далеко вверху и позади них, а между огнем и узниками на высоте естьдорога, против которой вообрази стену, построенную наподобие ширм, какие ставятфокусники перед зрителями, когда из-за них показывают свои фокусы.Смотри же мимо этой стены люди несут выставляющиеся над стеною разные сосуды, статуи и фигуры,то человеческие, то животные, то каменные, то деревянные, сделанные различным образом,и что будто бы одни из прохожих издают звуки, а другие молчат.

Разве ты думаешь,что эти узники на первый раз как в себе, так и один в другом видели что-нибудь иное,а не тени, падавшие от огня на находящуюся перед ним пещеру Как же иначе сказалон А предметы проносимые - не то же самое Что же иное Итак, если они всостоянии будут разговаривать друг с другом, не думаешь ли ты, что им будет представляться,будто называя видимое ими, они называют проносимое Необходимо.

Но что, если вэтой темнице прямо против них откликалось бы и эхо, как скоро кто из проходящихиздавал бы звуки, к иному ли чему, думаешь, относили бы они эти звуки, а не к проходящейтени Не к чему иному, сказал он Да и истиною-то, примолвил я, эти людибудут почитать, без сомнения, не что иное, как тени Необходимо, сказал он. -Наблюдай же, продолжал я пусть бы, при такой их природе, приходилось им быть разрешеннымиот уз и получить исцеление от бессмысленности, каковы бы она ни была пусть бы кого-нибудьиз них развязали, вдруг принудили встать, поворачивать шею, ходить и смотреть вверхна свет делая все это, не почувствовал ли бы он боли и от блеска не ощутил бы бессилиявзирать на то, чего прежде видел тени? И что, думаешь, сказал бы он, если бы ктостал ему говорить, что тогда он видел пустяки, а теперь, повернувшись ближе к сущемуи более действительному, созерцает правильнее, и, если бы даже, указывая на каждыйпроходящий предмет, принудили его отвечать на вопрос, что такое он, пришел бы онв затруднение и не подумал бы он, что виденное им тогда истиннее, чем указываемоетеперь Конечно, сказал бы он. 5 .В вышеприведенномотрывке Платон на образном примере показывает различие между самим предметом и нашимчувственным представлением о нем. Но, выявив недостаточность чувственного восприятия,Платон пошел не по пути установления диалектической связи ощущений чувств и теоретическогомышления разума , а по пути их противопоставления, утверждая, что чувства не могутбыть источником истинного знания, но лишь побудителем, способствующим тому, чторазум обращается к познанию истины если притом положишь, что восхождение вверхи созерцание горнего есть восторжение души в место мыслимое, то не обманешь моейнадежды, о которой желаешь слышать.

Бог знает, верно ли это но представляющеесямне представляется так на пределах ведения идея блага едва созерцается но, будучипредметом созерцания, дает право умозаключать, что она во всем есть причина всегоправого и прекрасного, в видимом родившая свет и его господина, а в мыслимом самагоспожа, дающая истину и ум 6 .При этом впервые и это тоже заслуга Платона было подчеркнуто не только несовпадение знания о мирес самим миром, но и несовпадение понятия о предмете с самим предметом ведь однопонятие может обозначать многие предметы, но ни один из них не выражает полностьюсути этого понятия.

Следовательно, делает вывод Платон, основание понятия не в предмете,а в чем-то другом, что не является ни предметом, ни понятием. И этим другим , согласноПлатону, является идея, то есть для себя сущее или в себе вещей . Соответственносама идея есть первопричина всего сущего.

Вот что об этом говорит сам Платон Эту 7 областьзанимает бесцветная, лишенная очертаний, неосязаемая сущность, подлинно сущая, зримаяодному лишь кормчему души - разуму 8 на нее-то и направлено истинное знание.

Поскольку разумом и чистым знанием питаетсямышление бога да и всякой души, какая стремится воспринять надлежащее она, видявремя от времени подлинно сущее, ценит его, питается созерцанием истины и блаженствует,пока небесный свод не перенесет ее по кругу опять на то же самое место.

При этомкругообороте она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцаетзнание - не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется,содержась в том изменчивом, что мы называем бытием, но то настоящее знание, котороесодержится в подлинном бытии 9 . Идеи вечны, неподвижны и неизменны, что Платон показывает на примере идеи прекрасногоследующим образом нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, нигибели, ни роста, ни оскудения, во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное,не когда-то, где-то для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время,в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное.

Прекрасное этопредстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-торечи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь,а само по себе, всегда в самом себе единообразное все же другие разновидности прекрасногопричастны 10 к нему такимобразом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, иникаких воздействий оно не испытывает . 11 Признав идею первопричинойвсего сущего, Платон тем самым определил и основную задачу философии, и предметнауки как познание мира идей, которое возможно лишь посредством диалектическогопроцесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление ихсовместимости или несовместимости с предметным миром.

Таким образом, Платон признаетдва метода познания чувственный неподлинный и понятийно-мысленный подлинный .Но поскольку всякое познание всегда направлено ни какой-либо объект, то ондолжен присутствовать и здесь.

У Платона этот объект распадается на два мир изменчивыхи конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей - идей.Происходит как бы удвоение мира. Такой подход вполнеестественно порождает два важных вопроса как соотносятся эти два противоположныхмира и как человек - существо конечное, преходящее, и, следовательно, однозначнопринадлежащее к чувственному миру, может познавать недоступный для него по самойсвоей природе мир идей. Платон выходит из положения, предположив, что 1 предметныймир есть мир теней, отражение подлинного, идеального 2 душа человекавечна и бессмертна.

Платон на этот счет пишет так Всякая душа бессмертна.

Ведьвечнодвижущееся бессмертно.

А у того, что сообщает движение другому и приводитсяв движение другим, движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то,что движет само себя, поскольку оно не покидает само себя, никогда не перестаетдвигаться более того, и для всего остального, что движется, оно служит источникоми началом движения.Начало не имеет возникновения всему возникающему необходимовозникать из начала, а само оно ни из чего не возникает, потому что если бы началовозникало из чего-либо, то возникающее возникало бы уже не из начала.

Но так каконо не имеет возникновения, ему необходимо быть и неуничтожимым, потому что еслибы погибло начало, ни само оно никогда не могло бы возникнуть из чего-либо, ни другоеиз него, так как все должно возникать из начала.Значит, начало движения - это то,что движет само себя. Оно не может ни погибнуть, ни возникнуть, иначе бы все небои все возникающее, обрушившись, остановились, и уже неоткуда было бы взяться тому,что бы привело их снова в движение, чтобы они возникли.

Итак, выяснилось, что бессмертнодвижимое само собой но всякий без колебания скажет, что именно в этом заключаетсясущность и определение души 12 .До вселения в него она пребывает в мире идей, где и познает мир истин. Вселившисьже в человека, она привносит в него все наличное знание.Таким образом, процесспознания по Платону есть процесс припоминания, когда мы посредством анализа понятийзаставляем душу человека припоминать имеющиеся в ней знания раз душа бессмертна,часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чтобы онане познала.

Поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, инасчет всего прочего она способна вспомнить все, что ей было известно.И раз в природевсе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнилчто-нибудь одно люди называют это познанием самому найти и все остальное 13 .В момент акта познания у человека возникает воспоминание об идее. Говоря словамисамого Платона, человек должен понимать видовое обозначение, складывающееся измногих чувственных восприятий, но сводимое разумом воедино.

А это есть припоминаниетого, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока гляделана то, что мы называем бытием, и вырвалась в подлинное бытие. Поэтому по справедливостиокрыляется только мысль человека, любящего мудрость 14 у него всегда по мере его сил память обращена на то, в чем бог проявляем свою божественность.Человек, правильно применяющий подобные воспоминания, всегда посвящаемый в совершенныетаинства только он один становится подлинно совершенным.

Так как он стоит внечеловеческой суеты и обратился к божественному, толпа, конечно, станет увещеватьего, как человека, у которого не все в порядке но его восторженная одержимостьтолпе незаметна 15 . Но, посколькуидея не может полностью присутствовать в предмете см. выше , то между идеей и еечувственным образом устанавливается не отношение тождества сходства , а отношениеподражания чувственный образ подражает идее прообразу , являясь как бы копиейее т.е. прообраза , но копией неполной и несовершенной.Таким образом,представляется вполне обоснованным классифицировать платоновскую философию как объективныйидеализм, так как материя рассматривается как производное от нематериальных предшествующихматерии идей, существующих вне и независимо от сознания людей.

Гносеология же егоесть самое решительное отрицание чувственного опыта для познания трансцендентнойдействительности - крайнее выражение рационалистическогопротивопоставления разума чувственности 16 . Kритика Аристотелем учения Платона об идеях.Аристотель 384-322 г. до н.э. родился в г. Стагире.

Он происходит из старинной семьи врачей.Около 20 лет он провел в академии, руководимой Платоном. После этого несколько летон был воспитателем легендарного Александра Македонского.С 335 года возглавил созданнуюим в Афинах философскую школу Ликей . Подобно своему ученику, Аристотель - АлександрМакедонский греческой философии - энциклопедически собрал и обобщил весь научныйопыт Греции 17 . Он сочеталколоссальные способности наблюдателя-натуралиста, исследователя фактов с гениальностьюосновоположника логики как науки 18 .Ниже мы будемрассматривать теорию Аристотеля не в полном объеме что само по себе могло бы послужитьтемой для не одного исследования , но лишь в той мере, в которой это необходимодля показания несходства взглядов его и Платона.В своей Метафизике Аристотель подверг критике положения учения своего учителя о независимости понятийот вещей по бытию.

Аристотель там же указывает и на источник этой ложной мысли к учению об эйдосах 19 пришлите, кто был убежден в истинности взглядов Гераклита, согласно которым все чувственновоспринимаемое постоянно течет так что если и есть знание и разумение чего-то,то помимо чувственно воспринимаемого должны существовать другие сущности physeis , постоянно пребывающие, ибо в текучем знания не бывает 20 .Но кроме указания исторического источника учения об идеях, Аристотель развиваеткритику учения Платона об идеях и выдвигает в качестве альтернативы этому учениюсобственное учение об отношении чувственных вещей к понятиям.

Возражения Аристотеляпротив учения Платона об идеях могут быть сведены в основном к четырем, а именно 1 предположениеПлатона об идеях как самостоятельном бытии, отделенном от существования чувственныхвещей, бесполезно как для познания этих вещей, так и для объяснения их бытия они 21 ничего не дают для познания всех остальных вещей они ведь и не сущности этихвещей, иначе они находились бы в них 22 2 постулируемыйПлатоном мир идей бесполезен не только для познания, но и для чувственного существованиявещей какое же значение имеют эйдосы для чувственно воспринимаемых вещей -для вечных либо для возникающих и преходящих.

Дело в том, что они для этих вещейне причина движения или какого-либо изменения.

А с другой стороны, они ничего недают для бытия раз они не находятся в причастных им вещах . Вместе с темвсе остальное не может происходить из эйдосов ни в одном из обычных значений из . Говорить же, что они образцы и что все остальное им причастно значит пустословитьи говорить поэтическими иносказаниями.

В самом деле, что же это такое, что действует,взирая на идеи? Ведь можно и быть, и становиться сходным с чем угодно, не подражаяобразцу 23 . И у Платона,и у пифагорейцев 24 слово причастны вовсе не дает строгого и вразумительного определения отношения между двумя мирами,а является скорее метафорой, что Аристотеля не удовлетворяет кроме того, такоеопределение, по его мнению, просто невозможно, так как идеи не есть непосредственныесущности вещей следует, по-видимому, считать невозможным, чтобы отдельно другот друга существовали сущность и то, сущностью чего она есть как могут поэтомуидеи, если они есть сущности вещей, существовать отдельно от них? 25 3 третьевозражение Аристотеля по поводу платоновской теории идей основывается на рассмотренииучения Платона о логических отношениях идей, а именно 1 логических отношений междусамими идеями и 2 отношений между идеями и чувственными вещами логическоеотношение идей есть отношение общих идей к идеям частным.

При этом, как считаетПлатон, общее - сущность частного.

Но положение об отношении общих идей к частными положение о субстанциональности идей, по мнению Аристотеля, друг другу противоречат согласно гипотезе Платона, выходит, будто одна и та же идея может одновременно бытьи субстанцией, и несубстанцией субстанцией, так как, будучи по отношению к подчиненнойей частной идее более общей, она имеется налицо или отображается в этой частнойидее как сущность несубстанцией - по отношению к более высокой идее, которая иесть ее субстанция далее, согласно предположению, на основании которого мы признаемсуществование идей, должны быть эйдосы не только сущностей, но и многого иного в самом деле, и мысль едина не только касательно сущностей, но и относительно всегодругого и имеются знания не только о сущности, но и об ином и получается у нихнесметное число других подобных выводов между тем по необходимости и согласноучениям об эйдосах, раз возможна причастность эйдосам, то должны существовать идеитолько сущностей, ибо причастность им не может быть привходящей, а каждая вещь должнабыть причастна эйдосу постольку, поскольку он не сказывается о субстрате 26 я имею в виду, например, если нечто причастно самому-по-себе-двойному, то оно причастнои вечному, но привходящим образом, ибо для двойного быть вечным - это нечто привходящее .Итак, эйдосы были бы только сущностью 27 .Однако и здесь, в мире чувственно воспринимаемого , и там, в мире идей , сущностьозначает одно и то же. Иначе какой еще смысл имеет утверждение, что есть что-топомимо окружающих нас вещей - единое во многом? Если же идеи и причастные им вещипринадлежат к одному и тому же виду, то будет нечто общее им в самом деле, почемудля преходящих двоек и двоек, хотя и многих, но вечных, существо их как двоек вбольшей степени одно и то же, чем для самой-по-себе двойки и какой-нибудь отдельнойдвойки Если же вид для идей и причастных к ним вещей не один и тот же, то у них,надо полагать, только имя общее, и это было бы похоже на то, как если бы кто называлчеловеком и Каллия, и кусок дерева, не увидев между ними ничего общего. 28 А если мы допустим, что хотя общие определенияв других отношениях и соответствуют эйдосам, например, самому-по-себе-кругу - плоскаяфигура и прочие части определения, но должно еще добавлять, что есть то, идеячего она есть , то надо проследить, не оказалось ли это совсем бессодержательным.В самом деле, к чему это должно добавляться? К середине , или к плоскости , илико всем частям круга ? Ведь все, что входит в охватываемую определением сущность- это идеи, например, живое существо и двуногое . А кроме того, ясно, что само-по-себе должно наподобие плоскости быть некоей сущностью physis , которая будет как родсодержаться во всех эйдосах 29 помнению Аристотеля, Платон, впутывается также и в противоречие также и в своем ученииоб отношении между областью чувственных вещей и областью идей он признает, чтовещи чувственного мира заключают в себя нечто общее для них. Но общее - как общее- не может быть простой составной частью отдельных вещей.

Отсюда Платон выводит,будто общее образует вполне особый мир, отделенный от мира чувственных вещей и совершенносамобытный.

Итак, отдельно существуют и вещь, и ее идея. Но мир вещей - отображениемира идей, поэтому между каждой отдельной вещью и ее идеей существовать нечто сходноеи общее для них обеих.

И если по отношению к миру чувственных вещей необходимо допуститьотдельный от него и самобытный мир идей, то точно так же по отношению к тому общему,что имеется между миром вещей и миром идей, должен быть допущен - в качестве вполнесамобытного - новый мир идей. Это будет уже второй мир идей, возвышающийся одинаковои над первым миром идей, и над миром отдельный чувственных вещей.

Но между этимновым, или вторым, миром идей, с одной стороны, а также первым миром идей и миромчувственных вещей - с другой, в свою очередь существует общее.

И если в силу сходствамира вещей с первым миром идей оказалось необходимым предположить второй мир идей,то на том же основании - в силу сходства второго мира идей с первым, а также с миромчувственных вещей - необходимо предположить существование особого общего между ними,т.е. существование третьего мира идей. При последовательном развитии этой аргументациипришлось бы прийти к выводу, что над областью чувственных вещей высится не один-единственныйсамобытный мир идей, а бесчисленное множество таких миров 30 .4 четвертоевозражение Аристотеля против теории идей Платона состоит в указании того, что этатеория не дает и не может дать объяснения важному свойству вещей чувственного мира- их движению, возникновению, становлению и гибели.

Так как, по Платону, идеи образуютособый, совершенно отдельный, замкнутый мирсущностей, то не представляется возможным указать причины непрерывно происходящихв чувственном мире изменения и движения однако если эйдосы и существуют, товещи, им причастные, все же не возникли бы, если бы не было того, что приводилобы их в движение.

С другой стороны, возникает многое другое, например, дом и кольцо,для которых, как мы утверждаем, эйдосов не существует 31 .Поэтому ясно, что и все остальное может быть и возникать по таким же причинам, каки только что указанные вещи 32 .Основной причинойтрудностей, который испытывает платонова теория идей, состоит, по мнению Аристотеля,в абсолютном обособлении общего от единичного и в противопоставлении их друг другу они 33 в одно и то же время объявляют идей общими сущностями, а с другой - отдельно существующимии принадлежащими к единичному.

А то, что это невозможно, у нас было разобрано ранее.

Причина того, почему те, кто обозначает идеи как общие сущности, связали и то идругое в одно, следующая они не отождествляли эти сущности с чувственно воспринимаемым по их мнению, все единичное в мире чувственно воспринимаемого течет и у него нетничего постоянного, а общее существует помимо него и есть нечто иное. Как мы говорилираньше, повод к этому дал Сократ своими определениями, но он во всяком случае общеене отделял от единичного.

И он правильно рассудил, не отделив их. Это ясно из существадела ведь, с одной стороны, без общего нельзя получить знания, а с другой - отделениеобщего от единичного приводит к затруднениям относительно идей. Между тем сторонникиидей, считая, что если должны быть какие-то сущности помимо чувственно воспринимаемыхи текучих, то они необходимо существуют отдельно, никаких других указать не могли,а представили как отдельно существующие сказываемые как общее, так что получалось,что сущности общин и единичные почти одной и той же природы.

Таким образом, этотрудность, которая сама по себе, как она есть, присуща излагаемому взгляду 34 .Согласно теорииАристотеля, бытием обладают не идеи, как полагали сторонники теории идей Платони его последователи , а отдельные единичные вещи. Само же понятие сущности выражаетэту единичность.

Класс естественных вещей включает в себя, с одной стороны, сущности,а с другой - их действия и претерпевания под сущностями я разумею простые тела,как-то огонь, землю и рядоположные им тела, а также все, что из них состоит, -живые существа, небесные светила, а равно и части их. Все они называются сущностямипотому, что они не сказываются о субстрате, но все остальное сказывается о них под действиями и претерпеваниями - движения тел их изменения и взаимныепревращения 35 . Сущностьдолжна быть в самом предмете, а не вне его, т.е. сущность и предмет составляют дляАристотеля диалектическое единство.Понятие сущностиболее полно раскрывается через понятия формы и материи заметим, что учение о формеи материи составляет один из важнейших разделов аристотелевой философии . Говоря, что материяблизка к сущности и в известном отношении есть сущность 36 ,Аристотель характеризует ее как нечто неопределенное А под материей я разумеюто, что само по себе не обозначается ни как суть вещи ti , ни как что-то количественное, ни как что-либо другое, чем определено сущее 37 .Свою определенностьматериальные вещи получают благодаря форме Формой я называю суть бытия каждойвещи и ее первую сущность 38 .Форма у Аристотеля - это не платонова идея, пребывающая в своем собственном миревне единичных вещей, а нечто, что пребывает в самих вещах и характеризует их. Однакосама форма реализуется только в соединении с материей. Противоположность материии формы по Аристотелю небезусловна.

Медь есть материя по отношению к шару, которыйиз нее отливается, но та же медь - форма по отношению к физическим элементам, соединениекоторых, по Аристотелю, составляет медь. Следовательно, сущностью можно считать,по Аристотелю, в одном смысле материю, в другом смысле - форму и в третьем - единствоматерии и формы.

И субстрат есть сущность в одном смысле это материя я разумеюздесь под материей то, что, не будучи определенным нечто в действительности, таковов возможности , в другом - существо logos , или форм - то, что как определенноесущее может быть отделено только мысленно, а третье - это то, что состоит из материии формы, что одно только подвержено возникновению и уничтожению и безусловно существуетотдельно, ибо из сущностей, выраженных в определении, одни существуют отдельно,а другие нет 39 . Положение Аристотеляо том, что в материальных вещах материя и форма неотделимы друг от друга, о том, что отделение материи от формы есть напрасный труд бесполезно сводить все указаннымвыше образом к форме и устранять материю ведь в некоторых случаях, можно сказать,эта вот форма имеется в этой вот материи или эти вот вещи в таком-то состоянии 40 ,несомненно, диалектично.

В то же время Аристотель в ряде положений отрывает формуот материи, и дело здесь не только в том, что он отводит форме активную роль в развитииматериальных вещей, но и в свойственном ему стремлении толковать форму как логическипредшествующую материи.

В конечном итоге это приводит Аристотеля к идеалистическомувыводу о существовании высшей формы, лишенной материального субстрата и чистой в своей идеальности необходимо, чтобы существовала некая вечная неподвижная сущность 41 ,которую уже нельзя рассматривать как материю или как возможность более высокой формы.Такая предельная форма есть перводвигатель, или бог, пребывающий вне мира. Вышесказанноедает основания классифицировать теорию Аристотеля как объективный идеализм.

Заключение.

Из рассмотренияфилософских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходясь в определениитого, что представляет собой окружающая нас действительность у Платона вещи чувственновоспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражениеистинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается какреально существующее единство формы и материи , обе стоят на позициях объективногоидеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи которая, по Аристотелю,пассивна , а идеальным субстанциям - идеям у Платона или форме у Аристотеля .К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу Платон , высшейформе Аристотель , что дает еще одно основание для характеристики этих теорий какобъективно- идеалистических.

Литература. 1. Аристотель.Сочинения В 4 т. М. Мысль, 1975. Т. 1.2. Аристотель.Сочинения В 4 т. М. Мысль, 1975. Т. 2.3. АсмусВ.Ф. и др. Краткий курс истории философии.

М. Мысль, 1976.4. ЛосевА.Ф. Бытие, имя, космос . М. Мысль, 1993.5. МакаровМ.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. Л. Наука,1982.6. ОйзерманТ.И. Главные философские направления теоретический анализ историко-философскоймысли.

М. Мысль, 1975.7. Платон Федр . М. Прогресс, 1989. 8. Платон.Собрание сочинений В 4 т. М. Мысль, 1990. Т. 1. 1 Ойзерман Т.И. Главные философские направления теоретический анализ историко-философского процесса ,с. 249-250. 2 А.Ф. Лосев Бытие, имя, космос , с.36. 3 Там же, с.37. 4 Там же, с.37. 5 Платон Собраниесочинений , т.1, с. 374-375. 6 Там же, с.377. 7 Говоря словамиПлатона, занебесную. 8 Здесь мы видимиерархию ум-душа-тело , развивавшуюся и дополнявшуюся Платоном на протяжении всейего жизни. 9 Платон Федр ,с.27-28. 10 О термине причастны см. ниже. 11 Платон Собраниесочинений , т.1, с. 228. 12 Платон Федр ,с.25. 13 Там же, с.25. 14 Т.е. философа философия - любовь к мудрости , с греческого . 15 Там же, с.30 16 ОйзерманТ.И. Главные философские направления теоретический анализ историко-философскогопроцесса , с. 149. 17 О ценностинаучных трудов Аристотеля свидетельствует, в частности, то, что Аристотель обсуждаети критикует отдельные положения Платона атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.

Эти критические и полемические введения Аристотеля во многих случаях представляютсобой ценнейший источник для пополнения наших сведений об этих философских учениях Асмус В.Ф. и др. Краткие очерки истории философии , с.77 . 18 Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений , с. 58. 19 Т.е. идеях. 20 Аристотель Сочинения В 4 т. Т.1, с. 327. 21 Эйдосы, илиидеи. 22 Там же, с.87-88. 23 Там же, с.87-88. 24 Влияние которых,и весьма заметное, испытывал Платон в позднейшийпериод своей деятельности. 25 Там же, с.88. 26 Т.е. посколькуон сущность субстанция . 27 Единичныепредметы причастны эйдосам сами по себе, а не поскольку эйдосы сказываются о каком-тосубстрате, будучи свойством чего-то другого, так как в последнем случае предметопределялся бы через то, о чем сказывается данный эйдос, т.е. имел бы случайноеопределение.

Следовательно, раз предметы причастны эйдосам, последние должны бытьсущностями, или субстанциями рассуждение Аристотеля . 28 Там же, с.87. 29 Там же, с.329. 30 Это возражениеАристотеля получило впоследствии название третий человек . 31 Коль скороони созданы искусственным образом, а не существуют от природы. 32 Там же, с.88. 33 Т.е. Платони сторонники его теории идей. 34 Там же, с.347. 35 Аристотель Сочинения В 4 т. Т.2, с. 163. 36 Там же, с.168. 37 Аристотель Сочинения В 4 т. Т.1, с. 190. 38 Там же, с.198. 39 Там же, с.224. 40 Там же, с.209. 41 Там же, с.306.

– Конец работы –

Используемые теги: Учение, идеях, Платона, Оценка, Аристотелем0.088

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение об идеях Платона и его оценка Аристотелем

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Учение об идеях Платона и его оценка Аристотелем
Учение Платона об идеях. Платон (427-347 г. до н.э.) родился в знатной аристократической семье (по… Известно, что Платон уделял много внимания художественной деятельности (и небезуспешно), а также получал призы в…

Учение Платона об идеях.
Следовательно, делает вывод Платон, основание понятия не в предмете, а в чем-то другом, что не является ни предметом, ни понятием.И этим другим,… Соответственно сама идея есть первопричина всего сущего.Вот что об этом… При этом кругообороте она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание не то знание,…

Учение о душе Платона
В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его… Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою… Теория души является актуальной для всего творчества Платона. Она занимает очень важное место в его философии и тесно…

Учение Платона о государстве
При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек… Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему… Во-первых, мнение даже самого обыкно- венного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по…

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Сущность оценки эффективности. Виды эффективности. Принципы оценки эффективности
Финансовый анализ изучение основных параметров коэффициентов и мультипликаторов дающих объективную оценку финансового состояния предприятия а... Цели и задачи финансового анализа... Цель финансового анализа характеристика финансового состояния предприятия бизнеса группы компаний...

Оценка философии Платона
Несмотря на осуждение Платона официальной церковью, традиции платонизма в Х-ХV вв. нашли своих почитателей М. Пселл, И. Итал, Ф. Метохит, Варлаам,… Далеко не все сочинения византийских авторов и далеко не все тонкости споров… Хроника Г. Амартола отдавала предпочтение Платону перед Аристотелем. Хронист считал, что Аристотель, отрекаясь от…

1. УЧЕНИЕ ГИППОКРАТА, 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНа, 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ (ФОМА АКВИНСКИЙ, У. ОККАМ), 4. ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ, 5. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ТРУДАХ Д. БЕРКЛИ
Самым плодотворным путем познания в медицине Гиппократ считал опыт и наблюдение.Все болезни объяснял естественными причинами, выявление которых… Требовал индивидуального подхода в каждом конкретном случае: врач не знает… И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы…

Учение Платона об идеальном государстве
Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис.… В истории политических учений утопия Платона является одной из самых… Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость.Это понятие наполнено у…

Учение Платона об «идее»
Космос полон божественного смысла, являющего собой единство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. По Платону, мир по… Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею… Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам