рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия

Философия - раздел Философия, Тема Основные Этапы Исторического Развития Мировой Философской Мысли Введени...

ТЕМА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ВВЕДЕНИЕ Каждую науку целесообразнее всего изучать, начиная с ее исторического аспекта, и это особенно справедливо в отношении философии. Философское учение заключает в себе, синтезирует содержание всей предшествующей, обобщающей философской мысли человечества. История философских идей становится в определенных пределах органической составной частью философской теории.Таким образом, философия в ее историческом развитии предстает как единое целое, хотя и разделенное на качественно различные этапы.

Философские позиции на отдельных этапах исторического процесса нельзя жестко оценивать только как истинные либо только как ложные.Нужно уметь обнаружить и вычленить заключенные в каждой системе философских взглядов позитивные моменты, идеи, понять значение выдвигаемых теоретических и практических проблем. В философии неразрывно связано вечное и временное, одностороннее, обобщенное, абстрактное и всеобще-конкретное, прошлое и будущее.

Сегодня особенно остро осознается значимость общечеловеческих ценностей, что подтверждает правоту философов, утверждавших самые высокие идеалы, гуманистическую идею человека как самой высокой ценности и высшей цели, моральные абсолюты, внутреннее единство объективного знания и нравственности.На это необходимо ориентироваться, приступая к изучению истории философии. Этот же подход служит основанием для выделения центральных проблем в рамках определенного культурно-исторического типа философии.

Рассмотрение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет в то же время дать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их жизни.Так, античная философия возникает и развивается в понятийном поле, полюсами которого являются, с одной стороны, онтологизм термин онтология в переводе с греческого языка означает учение о бытии, а с другой - зарождающийся антропологизм, т.е. стремление увидеть человеческое начало как определяющее во всем, что окружает человека, как своеобразный центр в мире Космоса.

Предмет размышления древнегреческих философов VI-V вв. до н.э. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Гераклит и др. был ограничен природой и свойствами четырех сфер, ее составляющих земли, воды, огня, воздуха.Поставив вопрос о первоначале, философия осуществила прыжок в царство абстрактного и всеобщего, ведь вода и воздух, другие стихии природы - это образы, символы рождающегося всеобщего.

Но как объединить мир и человека, а в человеке - его телу и душу Эти вопросы нельзя решить, отождествив первоначало с отдельной вещью, материальной стихией и даже с материей вообще. Так возникает проблема бытия, поставленная элейской школой философов. Демокритом был сделан шаг к понятию материи, означающей не сами по себе тела и состояния, а то общее, что им присуще. В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пустота.Если Демокрит смотрел на человека через призму атомизма, пытаясь объяснить его поведение только естественными, природными причинами, то Платон занял другую позицию. Он вошел в историю как противник тех, кто пытался и пытается объяснить мир исходя из него самого, из его собственного устройства.

При изучении философии Платона необходимо прежде всего уяснить смысл его учения об идеях.Идеи - вечные образцы, вечные сущности, по которым строится вся множественность вещей, образованных из бесформенной, текучей материи.

Термин идея, который выражал лишь созерцаемую умом форму или причину чувственных вещей, стал обозначать бытие идеальное, нечувственное, и даже сверхчувственное. Гипотеза постигаемых умом форм, или идей, стала учением философского идеализма. В нем в преувеличенном виде нашел отражение важный момент человеческого бытия - созидательная роль идей и идеалов.В отличие от Платона, Аристотель полагал, что истинную сущность отдельного предмета составляют не родовые понятия, а он сам, его единичное бытие. Каждый предмет состоит из материи и формы, т.е. из материального субстрата и организующей его структуры.

Каждая вещь имеет причинное происхождение и целевое назначение. Материя есть чистая возможность, которая должна быть оформлена соответствующим образом. Именно форма выступает как причинно-целевая программа.Ее реализация происходит как процесс движения во времени и пространстве. Аристотель - основоположник формальной, классической логики и этики как науки о морали, выступающей основой науки о политике и государстве.

Для Аристотеля человек - общественное, политическое животное. В центре его этического учения - общее благо, счастье, добродетели, лучшие нравственные качества человека справедливость, умение находить оптимальную меру поступка, золотую середину, чувство дружбы. Греческая философия не только открывала первоосновы жизни всемирной, космической, но и стремилась к познанию человека.Это чрезвычайно важная проблема, на изучение которой необходимо обратить особое внимание.

Именно Сократ познание вещей решил начать с себя Познай самого себя. Для него загадка природы имеет смысл прежде всего постольку, поскольку она есть загадка человека. Сократ первым осознал в качестве философской проблемы отношение души и тела, смысла и цели человеческой жизни. По вопросу о сущности человеческого совершенства он резко расходится с софистами, также пытавшимися выявить цели и задачи человека.Если Сократ считал, что человек погружен в мир природы и живет в ней, опираясь на представления о гармонии Вселенной, то софисты впервые обозначили границы особой сферы жизнедеятельности человека - сферы культуры.

Протагору принадлежит знаменитый философский девиз Человек есть мера всех вещей. Особый интерес представляют этические взгляды древнеримских философов-стоиков, эпикурейцев. Главный вопрос, который рассматривают стоики это определение места человека в Космосе.Их исходным представлением является убеждение, что законы бытия неподвластны воле человека и он должен смириться с этим, соблюдая спокойствие духа, стойко и мужественно воспринимая удары судьбы, преодолевая жизненные испытания.

Эпикурейцы подчеркивали, что они не страшатся смерти Пока мы существуем, нет смерти когда смерть есть, нас более нет. Важно ценить жизнь как высшее наслаждение.Результатом их этических поисков становится образ мудреца- философа, воплощающего в себе идеал достойной человека жизни, невозмутимости и глубины человеческого духа. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период.

Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику разных направлений это можно увидеть. Средневековое мышление по сути своей теоцентрично реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог. Бог-творец дарит вещам бытие. Только в Боге бытие и сущность совпадают.Философия средневековья разворачивается как размышления в области богословия и в основном подчинена истолкованию божественного начала.

Философия выступает, по сути, служанкой богословия. Вся средневековая философия делится на период патристики и период схоластики. Фактором, отделяющим патристику от свободного философского исследования, каким его знала античная философия, становится идея откровения. Исходящее от Бога знание рассматривается как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.Противопоставление веры и разума еще не характерно для патристики, стремившейся истолковать философию как разъяснение Библии, а Библию - как подтверждение текстов Платона и Аристотеля.

Онтология построена вокруг идеи Бога как абсолютного бытия.Характеризуя первый этап средневековой философии, необходимо особо остановиться на фигуре Августина Блаженного, который первым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и внутреннем психологическом измерении души. В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой реальности - субъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность.

Таким образом, теологические идеи оказались подчинены у Августина идее личности и ее индивидуального восхождения к Богу. Его формула Верую, чтобы понимать открывает дорогу средневековому рационализму. Схоластика - новый период в средневековой философии.Это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в философии лишь средство для решения своих проблем, для интерпретации текстов Священного писания. Со временем философия обретает собственное поле деятельности.

Им становится исследование природного и человеческого мира в его отношении к Богу, проблема универсалий общих понятий, доказательств бытия Бога, соотношение веры и разума.Проблема универсалий - это по существу проблема соотношения общего и отдельного, единого и многого, которая изучается всякой философской системой. Но для христианской теологии эта проблема имела особое значение в связи с догматом о триединстве Бога. Нужно было доказать, что единый Бог существует в трех ипостасях.

Все же доказательства бытия Бога сводились к одному наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, высшим смыслом и целью всего сущего является Бог. Основные решения проблемы соотношения веры и разума в средневековой философии выглядели так Верую, потому что абсурдно Тертуллиан, Верую и понимаю Ансельм Кентерберийский, Познать в свете разума то, что уже принято верой Августин, Гармония между верой и разумом при приоритете веры Фома Аквинский.

Каждая из этих позиций претендовала на наиболее полное выражение смысла религиозной веры, которую стремились рационалистически обосновать. В целом схоластике присуща логика одностороннего анализа, логика всевозможных классификаций и выведения бесконечных следствий из одних и тех же положений. Теоцентризм средневековой мысли сузил границы познания человека.Теология утверждала субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Личность рассматривается не в ее собственном человеческом существе, а в том, как она отражает свою потустороннюю предназначенность.

Даже Августин, открывая внутреннего человека, целиком обращает его к надкосмическому творцу. Глубины души такого человека доступны только Богу. Ярким периодом высочайшего взлета философской мысли и гуманистического мировоззрения стала эпоха Возрождения.В борьбе со средневековым геоцентризмом на первый план культуры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Теологическое презрение к земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностей человека, одухотворяющей силы его красоты, правомочности его стремления к земному счастью.

Следует особенно подчеркнуть, что гуманизм - это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм.Именно самой личности предоставляется право решать, что истинно, а что ложно. Гуманизм исходит из того, что человек находится в центре мира. Человек - венец творения, краса мира, в разуме своем подобен Богу. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование, используя собственную волю и свободный выбор.

К главным представителям ренессансного гуманизма относятся Пико делла Мирандола, Валла, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, отстаивавшие идею независимости и самостоятельности человеческой личности, ее высокое моральное достоинство.

Идеи наивысшей ценности и достоинства человека, идеалы свободы мысли и творчества являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы - натуралистический пантеизм. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, на первый план выдвинувшее исследование природы, эксперимент, принцип математизации науки Леонардо да Винчи, Коперник, Галилеи.Дж. Бруно и Н. Кузанский создали одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в XVI в. Тезис Дж. Бруно - природа есть либо сам Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах - был направлен против христианского учения о сотворении мира Богом. В натуралистическом пантеизме Бог сохраняется в качестве духовного творческого начала, сливающегося с природой.

По сути природа не создана Богом, а есть бесконечное начало, состоящее из множества миров. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVII-XIX вв. Наступившее после эпохи Ренессанса Новое время, исходя из потребности нарождающегося буржуазного социального строя, развития промышленности и науки, начало формировать принципиально новое отношение к природе и духовному миру человека.

Расширение интеллектуального мира личности, начавшееся в период Возрождения, захватило весь духовный облик эпохи, культуру, философию. В XVII в. высшей ценностью провозглашается наука, а ее центральным объектом - природа и способы ее познания. В конечном счете речь шла об изменении отношения человека к миру и об изменении самого человека.Европейская философия XVII в. опирается на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности экспериментально-опытного изучения мира - с другой.

Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии, был Ф. Бэкон, родоначальник английского материализма. Для него основная задача философии состоит в познании природы из нее самой и в критическом исследовании природы человеческого ума, очищении его от заблуждений от идолов, призраков.Исходным моментом любой познавательной деятельности являются, по Бэкону, прежде всего чувства, чувственный эмпирический опыт. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте.

Эмпирическое направление в философии продолжили такие философы, как Локк, Гоббс, Гельвеции, Гольбах. Сторонники эмпиризма признавали чувственное восприятие главным источником наших знаний.Иным, отличным от бэконовского путем в разработке проблем методологии научного познания пошел выдающийся французский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт.

В центре его философии стоит человек - Я как мыслящая вещь. Декарт был убежден в разумности мира и человека. Совершенствование человека он связывал с изобретением такого метода познания, который давал бы возможность решать все необходимые проблемы. Декарт считал, что это должен быть метод рациональной дедукции как движения от общего к частному.Рационализм в лице Декарта, а также Спинозы, Лейбница придавал решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром.

Характеризуя рационалистическую методологию, особо подчеркнем, что в философии Нового времени под рациональностью, как правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания.Мир устроен изначально просто и рационально, и он вполне поддается анализу и объяснению.

Эпоха Просвещения рождает к концу XVIII в. идею прогресса. Эта идея исходила из возможности достижения человечеством, по их мнению, идеального состояния.Самосовершенствованию человеческого разума нет границ, и потому процесс общественного развития приобретает характер непрерывного восходящего движения к этой цели. С позиций гуманистического идеала просветители видели назначение человека в том, чтобы быть хозяином собственной жизни, властелином и творцом мира. В XVII-XIX столетиях рационализм имел очень сильные позиции.

Рационалисты считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума.Познавая собственное логическое содержание, разум таким образом познает окружающий мир. Этот подход получил дальнейшее развитие в классической немецкой философии. Кант и Гегель выводят мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания.

Центральный интерес в философии Канта представляет этика, исходной предпосылкой которой является убеждение в том, что всякая личность - самоцель человеческого развития. Она ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было утилитарных задач, даже если это задачи всеобщего блага. Основным законом этики Кант провозгласил безусловное внутреннее повеление - категорический императив, или моральный закон.Его суть состоит в следующем Поступай так, чтобы человек и его благо были всегда как высшая цель для тебя самого и для другого, и никогда лишь как средство.

И еще Поступай так, чтобы основания твоего поступка могли бы стать основаниями всеобщего законодательства в морали для всех людей. В своей этике Кант решал животрепещущую проблему эпохи - проблему человеческой свободы.Доказательством и проявлением свободы он считает способность человека добровольно, осознанно, разумно подчиняться принуждению морального закона, а значит, безупречно следовать высшему долгу.

Идея активности личности как морального субъекта дополняется ее познавательной активностью. Теория познания, гносеологические проблемы в философии И. Канта занимают особое место. Прежде всего это вопрос об источнике и границах знания. Здесь речь идет о возможности априорных доопытных синтетических суждений в математике, теоретическом естествознании, метафизике. Исследуя три основные способности познания чувственность, рассудок и разум.Кант приходит к выводу, что ни ощущения чувственности, ни понятия и суждения рассудка не могут дать достоверное знание о вещах в себе. Вещи эти в сущности непознаваемы. Означает ли это, что Кант был агностиком Есть ли сферы и предметы познания, где наука бессильна Кант был ученым, верил в прогресс знания, но он выступал против догматического предрассудка о всесилии научного знания, против переоценки возможностей науки.

Развитие немецкой классической философии достигает вершины в творчестве Гегеля.Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом. Это связано с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единой системой категорий.

Исходным понятием такой целостной системы является абсолютная идея. Это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей и процессов. Она существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений.Философское наследие Гегеля многогранно и противоречиво. Он развил диалектический метод познания и понимания мира, разработал вопросы сущности теоретического мышления, природы логических форм и категорий, в которых осуществляется это теоретическое мышление.

Большой вклад внес Гегель в понимание всеобщей диалектической методологии науки, в разработку многих других проблем.Учитывая сложность и многогранность философских идей Гегеля, необходимо остановиться на вопросе о сущности его диалектического метода, развитие которого философ считал своей главной задачей.

Его точка зрения состоит в том, что любой обыкновенный предмет, если он рассматривается как характеристика реального целого, обнаруживает самопротиворечивость. Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения. Этим дерзким парадоксом Гегель попытался объединить в энциклопедическом синтезе все достижения диалектической мысли человечества.Высшей познавательной способностью человека, считал философ, является разум, а орудием познания - понятия, идеи, научные теории.

Диалектика выступает у Гегеля прежде всего как саморазвитие понятия, абсолютного духа, которое выражается в восхождении от конкретно-чувственного к абстрактному, а в теоретическом мышлении - от абстрактного к конкретному, т.е. от простого и одностороннего к развитой системе целостного познания явлений, процессов окружающего мира. Предпосылкой учения о саморазвитии понятия является идея разума как бесконечного и безусловного мышления, как не ограниченной ничем внешним самодеятельности мысли.

Движение мысли от абстрактного к конкретному в теории он принял за реальный путь рождения и развития конкретно-чувственных предметов действительности. Логическое и историческое у него совпадают.Если исходить из гегелевского диалектического метода, то возможности человеческого разума безграничны, но, по его мнению, у нашего познания есть предел, обусловленный задачей самопознания абсолютного духа, т.е. философия Гегеля содержит внутреннее противоречие.

Идеализм Гегеля был подвергнут фундаментальной критике в философии Л. Фейербаха, основоположника антропологического материализма. В центре его философских взглядов - человек как единственный, универсальный и высший предмет философии. В труде Сущность христианства он раскрыл человеческую сущность религии, идеи Бога, в которой абсолютизирована духовная сущность человека, обособленная от него и представленная как самостоятельное существо.В идее Бога сконцентрированы самые благородные и совершенные качества человека, ценности красоты, истины, добра и справедливости, подвергнутые возвышенному отчуждению от человека, хотя в действительности они существуют только как свойства людей.

Человеку нужен идеал, подчеркивал Фейербах, но человеческий, соответствующий природе и культуре, а не сверхъестественный.Он писал Пусть нашим идеалом будет не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, а цельный, действительный, всесторонний, совершенный развитый человек 23, с. 778. Раскрывая историческое значение материализма Фейербаха, особенно его критику христианской религии, важно отметить и слабые стороны мыслителя, не сумевшего показать деятельностную историческую сущность человека. Задача перехода от абстрактного индивида к науке о действительных людях в их историческом развитии осталась им не решенной.

И это движение, выходящее за пределы философии Фейербаха, было начато в работах Маркса и Энгельса.Основоположник марксистской философии К. Маркс 1818- 1883 внес большой вклад в разработку материалистического понимания истории, в раскрытие тайны отчуждения человека, например, от результатов его деятельности, в поиск путей к вершинам человеческой свободы.

Маркс разработал концепцию системно-теоретического понимания общества, исходящую из учета реальных, природных и социальных, материально-предметных условий организации людей в конкретно-историческую общность.Согласно Марксу, общество есть целостная, внутренне структурированная и развивающаяся система многообразных типов взаимодействия людей.

Она детерминируется в своем развитии в конечном счете действием материальных, производственных факторов. При этом Маркс стремится доказать, что не буржуазный строй, а социализм, вырастающий из капитализма и развивающийся в полный коммунизм как торжество реального универсального гуманизма, является естественным, непрерывно эволюционирующим состоянием человечества, именно состоянием, а не целью.Коммунизм представляется в теории добровольным объединением, ассоциацией свободных производителей, занимающихся общественным трудом по общему плану.

Это - общество, на знамени которого написано Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Маркс исследовал крупномасштабные блоки социального организма - общественное бытие и общественное сознание, материальное и духовное производство, системы социальных отношений, политические и идеологические надстройки.Выделение глубинных структур общества дает возможность понять его социальную природу, соотношение в обществе материальных и идеальных образований, выявить основные линии социальной детерминации и самодетерминации. Можно спорить о том, насколько модель общества, предложенная Марксом, соответствует тенденциям развития действительности.

Но бесспорен сам факт открытия методологически нового подхода к рассмотрению общества в его развитии.Особая заслуга Маркса в том, что он подхватил и развил глубокое понимание человеческой культуры и свободы.

Как Гегель верил в то, что дух стремится к более высокому самосознанию, так и Маркс верил в развитие человеческой природы, в ее попытки достичь высот универсальной человеческой личности, гармонии, всестороннего раскрытия творческих дарований. Делая акцент на предметной самореализации человека, Маркс связал свой идеал будущего общества со свободной индивидуальностью и универсальным развитием индивидов в условиях подлинной коллективности.Радикальный гуманизм особенно ярко проявился в его работах Экономическо-философские рукописи 1844 года, Немецкая идеология, в подготовительных рукописях к Капиталу.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ XIX - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX в. Российская философия представляет собой оригинальное направление мировой философской мысли. Возникнув в Киевской Руси, оно постепенно развивалось, отражая своеобразие истории России, культуры, духовного опыта народа.В центре внимания русской философии с момента ее возникновения и вплоть до XX в. оказалась аксеологическая проблематика аксеология - учение, исследующее духовные ценности и их соотношение с миром реальностей.

Это не исключало интереса к онтологическим и гносеологическим проблемам, которые не были центральными.Видный философ В.В. Зеньковский, занимавшийся историей русской философии, справедливо отмечал В целом русская философия не теоцентрична не космоцентрична она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории Всюду доминирует даже в отвлеченных проблемах моральная установка здесь лежит один из самых действительных и творческих истоков русского философствования 12, с. 384. Вторая важная черта мысль постоянно сфокусирована на особенностях исторического развития России, ее месте в мировой истории, на ее дальнейшей судьбе и предназначении.

Субъектом любого исторического действия русские философы считали человека, любые изменения социальной реальности они рассматривали под углом зрения его судьбы, идеалов, надежд и стремлений.Вопрос о том, куда, к какой цели или финалу направляется мировая история, каково будущее человечества, занимал всех многие даже пытались обрисовать контуры этого будущего.

Важнейшими чертами русской философии было стремление к цельности как должному и желанному состоянию мира и человека поиски смысла сущего, эффективных путей органического и любовного единения человека со всем сущим.Не случайно центральным онтологическим понятием является всеединство человеческого рода, означавшее, в частности, некоторый идеальный строй или гармоничный лад бытия.

Все это особенно ярко проявилось во второй четверти XIX в когда русская философия достигает периода зрелости. Основным объектом теоретических дискуссий становится вопрос о путях развития России нужно ли просто следовать примеру Западной Европы или у нас особенная, самобытная судьба. Формируются два течения славянофилы и западники.Славянофилы А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И.С. Аксаков исходили из того, что у России свой особый путь, определяемый ее историей, своеобразием русского национального характера, русской души. К чертам этого своеобразия они относили ориентацию на духовные религиозные, а не на материальные ценности, примат веры над рациональностью, первенствующее значение мотивов коллективизма - соборности.

Свой идеал они видели в свободной от порабощающей вещной зависимости, высоконравственной личности.Западники П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. считали, что Россия не может идти исторической дорогой, противоположной западноевропейскому пути развития, обеспечивающему прогресс общества и личности. При всем различии взглядов западников и славянофилов у них было много общего любовь к свободе, любовь к России, гуманизм.

Русская философия изобилует многообразием тем, персоналий. Предлагаем сосредоточить свое внимание на таких ключевых фигурах, как Вл. Соловьев и Н. Бердяев.Философия Вл. Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной мысли XIX в. и оказалась ее завершающим синтезом.

Основной пафос соловьевской философии - всеединство человечества, оправдание добра, вытекающие из понимания сущего как блага. Для Соловьева человек выступает связующим началом между божественным и природным миром в силу того, что он - нравственное существо. Жизнь человека имеет нравственный характер, потому что состоит в служении Добру - чистому, всестороннему и всесильному.Н.А. Бердяев стремится подчеркнуть идею примата человеческой свободы над всем остальным. Основная тема его трудов - духовное бытие человека.

Человек - прежде всего духовная субстанция, которая не является объектом, он имеет большую ценность, чем общество, государство, нация. И если общество и государство ущемляют свободу личности, то его право - оградить свою свободу от этих посягательств. Нравственный долг личности - не послушание, а творчество. Исходным принципом творчества, пробуждающего духовные силы человека, является признание самоценности личности.Оригинальной составляющей русской философии является мировоззрение космистов К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский и др Русские философы подвергли переосмыслению центральный принцип техногенной цивилизации - принцип преобразующего деяния, направленного на покорение природы, потребление ее благ, всемерное использование достижений науки и техники.

Человек для космистов - существо еще несовершенное, промежуточное, находящееся в процессе роста, но вместе с тем и сознательное, творческое, призванное преобразовать собственную природу, а через нее весь природно-мировой порядок.

Путь активного нравственного и физического совершенствования - вытеснение тех природных качеств, которые заставляют пожирать, убивать, умирать Н. Федоров.Н. Федоров, русский философ, признанный родоначальником активно-эволюционной, космической, ноосферной мысли XX в активно разрабатывал идеи регуляции природы как внесения в нее воли и разума восходящего характера природной эволюции необходимости нового, сознательно направленного ее этапа, ведущего ко все большему одухотворению природы, человека и мира, к завоеванию бессмертия человеческого рода. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX в. В отличие от классической философии, которая внесла существенный вклад в познание мира и человека, в объяснение рациональных форм духовного опыта, философия XX в. философия жизни, экзистенциализм, психоаналитическая философия, неофрейдизм все большее внимание стала уделять целостности, спонтанности человеческого духовного опыта, специфике и существенному значению его иррациональных элементов.

Основную задачу философии представители этих школ видят не в познании законов объективного мира, а в определении форм и норм построения субъективного мира личности, в утверждении ее внутренней духовно-нравственной жизни.

Теоретико-познавательному и деятельностному отношению человека к миру, выраженному в системах рационализма, иррационализм противопоставляет спонтанный подход раскованного бытия.

С философией жизни вводится новое исходное понятие - жизнь, которой придается философский статус. В ней - первичная реальность, целостный процесс, непрерывное творческое становление живого. Жизнь можно улавливать, постигать с помощью интуиции, а отнюдь не с помощью разума. Подобная трактовка жизни носит надличностный характер. Жизнь толкуется как метафизически-космический процесс, как жизненный порыв, творческая эволюция.И хотя философия жизни не ставила перед собой задачу создать новую антропологию, немалое место занимают в ней проблемы слабости человеческой природы, мысли об ущербности человека как биологического существа, невозможности для него преодолеть негативное влияние влечений, чувственных импульсов и инстинктов.

При этом неустойчивость бытия индивида превращается в онтологическую неуравновешенность всего мироздания. Ф. Ницше представлял жизнь как вечное движение, становление, постоянное течение.Такое представление о бытии определило у него понимание всех жизненных процессов как проявление действия воли к власти, т.е. как присущую всему живому тягу к самоутверждению, подчинению чужой воли. Если классический рационализм наделял человека всепроникающим сознанием, которое помогало ему найти верный ориентир для собственных поступков, то новейшая философия лишала индивида такой путеводной линии. Она вообще порождала крайне критическое отношение к любым нравственным предписаниям.

Человеку предлагается вступить в мир индивидуальных самостоятельных решений, отыскать собственный выбор в конкретной ситуации.

Согласно экзистенциализму, возлагание на себя ответственности за собственное существование открывается перед каждым человеком в процессе его индивидуального бытия. Основной принцип человеческого существования - это быть-в-мире, причем под этим понимается мир вещей, мир заботы, мир коллективностей и конформизма.Подлинное существование, экзистенция, становится важнейшим понятием философии М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра, К. Ясперса.

Оно означает истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый ни к каким внешним предметным объективированным формам.Это истинное Я, не выразимое в логике, выбирающее свою свободу и ответственное за нее. Основная проблема, которую ставят экзистенциалисты дать описание того, как индивидуальное сознание постигает существование, как достигаются оптимальные отношения с миром и другими людьми, опираясь на которые, формируются гуманистические понятия и ценности.

Понятие свободы является центральным для всей философии экзистенциализма. Так, в философии Сартра свобода есть ничто, которое мы переживаем, когда мы сознаем то, что мы есть, и это дает нам возможность выбора того, чем мы будем в будущем, выбора ценностей и смыслов. То, что я выбираю, есть моя сущность, специфический жизненный путь, моя судьба и моя трагедия. Для Сартра свобода абсолютна, ничем не обусловлена, неизбежна.Психоаналитическая теория 3. Фрейда исходит из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу субъекта, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное, или, по словам Фрейда, его Оно инстинкты, вытесненные из сознания влечения.

Кроме Оно в структуре человеческого духовного опыта присутствуют общественные нормы и социальные установки, которые ученый назвал сверх-Я. Сознательное Я - это посредник между Оно и внешним миром, сформировавшийся в ходе социализации индивида. Если Я примет решение или совершит действие, подчиняясь только бессознательному и не считаясь с общественными запретами, под воздействием сверх-Я в нем возникнут чувства вины, укора совести, страха.

Чрезмерное давление сверх-Я как бы провоцирует усиление мощи Оно. В результате человек не может свободно осуществлять свою жизнедеятельность, полностью освободиться от силы инстинктов.Выход - в осмыслении существования этих сил и их влияний и в установлении между ними компромисса.

Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а следовательно, пространство сознания. Вера в возможности человеческой рациональности была присуща Э. Фромму, наиболее известному представителю неофрейдизма. Мысль о принципиальной незавершенности, открытости человека, сформированная философией жизни, получила у Фромма новое содержание.Наша природа, наша субъективность, наш характер - все это динамично, подвержено постоянным изменениям, причем силы, воздействующие на нас, рождаются, живут и умирают внутри нас самих.

Фромм считал, что последовательно антропологическая теория не может признать никакого верховенства над человеком. Свобода означает для философа способность человека следовать голосу разума и совести, против голоса иррациональных страстей.Философ подчеркивал, что свобода - это не абстрактная способность, мифическая свобода воли, а функция индивидуального характера конкретного человека. Свобода, понимаемая как неотъемлемый элемент человеческого существования, имеет противоречивый, диалектический характер.

С одной стороны, рождаясь, индивид обретает право выбора, возможность свободного поступка, способность овладеть природными силами. Но с другой стороны, процесс индивидуализации означает усиление неуверенности и изолированности отдельного человека, его постоянное сомнение относительно своего места в этом мире и смысла собственной жизни.Истинное понятие свободы не может вытекать из эгоистического произвола, оно основывается на объективных ценностях, раскрывающих внутренние потенции человека, его социальный характер.

Свобода для - это развитие в себе продуктивного, жизнетворческого ориентирования. В труде Иметь или быть Э. Фромм выступает в защиту гуманистического бытия человека, критикуя общественный строй, ставящий на первое место обладание, абсолютизацию стремления к прибыли, эгоистического владения частной собственностью.Превыше всего - быть человеком, развить свои творческие способности, высоко ценить и беречь любовь, творить добро, хранить и создавать красоту.

Неотомизм - одно из самых влиятельных направлений современной религиозной философии, для которого характерна попытка обновить традиционалистское понимание сущности и задач религиозного мировоззрения.Заметной вехой на этом пути был Второй Вселенский собор католической церкви в начале 60-х годов под эгидой папы Иоанна XXIII, который поддержал линию на мирное сосуществование государств с различным общественным строем, на диалог верующих и неверующих, на сотрудничество в области этики марксистских и немарксистских авторов во имя утверждения гуманизма.

Нынешний глава Ватикана папа Иоанн Павел II с 1978 г. уделяет особое внимание проблемам развития социальной доктрины католической церкви, и, будучи специалистом в области философской антропологии и моральных проблем, он дважды выступил с социальными энцикликами посланиями - в 1981 и 1991 гг. В них он попытался обосновать третий путь католицизма, отвергая политику государственного атеизма и коллективизма, с одной стороны, эгоизм и другие нравственные пороки классического капитализма - с другой, и не отказываясь от поддержки частной собственности.

Папа подчеркивает необходимость видеть в наемном рабочем, в трудящемся субъект труда, нуждающийся в защите его человеческого достоинства.В своих выступлениях он приводит положения из экзистенциализма, феноменологии, структурализма и других школ современной западной философии сотрудничает с протестантскими теологами.

Представитель протестантизма, одного из трех основных направлений современной христианской идеологии, Пауль Тиллих в труде Теология культуры пропагандирует концепцию божественной сущности культуры. Его итоговая формула Религия есть субстанция культуры, культура же есть форма религии.Он отвергает первенствующую созидательную роль человека в творчестве культуры и объявляет божественную силу безусловным конечным основанием культуры, а каждый акт человеческого духа - творением Бога. Философское учение позитивизма положительного знания развивалось с середины XIX до конца XX в. и прошло три основных этапа, главным образом обращаясь к проблемам познания, методологии, языка и науки.

Создатель позитивизма, французский мыслитель О. Конт провозгласил разрыв науки с философской традицией. По его мнению, наука не нуждается в философии, так как сама способна осуществлять синтез, глобальные обобщения полученных знаний.Она не должна претендовать на раскрытие причин и сущностей явлений, ее задача - их описание, эмпирическая фиксация.

На втором этапе позитивизм к началу XX в. показал свою несостоятельность, не справившись с интерпретацией и философско-методологическими проблемами начавшейся революции в естествознании в связи с открытием явления радиоактивности и так называемым исчезновением материи.На самом деле исчезла не материя, а старые представления о неизменном, конечном, неделимом атоме как кирпичике материи, который почти на глазах стал делимым под натиском фактов радиоактивного распада.

В.И. Ленин в труде Материализм и эмпириокритицизм вскрыл гносеологические корни кризиса в физике, философскую дистрофию позитивизма махизма, его неумение применить диалектику, теорию развития к революционному обновлению физических концепций, к познанию принципиально новых явлений природы. Ленинское предвидение электрон так же неисчерпаем, как и атом - полностью подтвердилось в XX в. в ходе прогресса физики элементарных частиц.Третий этап - неопозитивизм, начавшийся с 20-х годов XX столетия связан с возникновением аналитической философии Рассел, Витгенштейн, логического позитивизма Айер, Карнап.

Была продолжена линия на отрицание роли философии как всеобщей методологии научного познания, на абсолютизацию физического факта, логически оформленного в соответствующих символах и математических построениях.Против метафизических, т.е. мировоззренческих, принципов философии был направлен принцип верификации проверяемости - требование, согласно которому любое высказывание и в науке, и в практике, и в философии должно быть подтверждено экспериментально, на строго фиксированных фактах. Этот принцип посягал на святая святых науки - специфику теоретического знания, которое вводит понятия и построения конструктивного, творческого характера, не имеющие прямого или косвенного эквивалента в событиях, фактах опыта.

В математической логике был найден искомый позитивистский идеал точного и строгого мышления, якобы обеспечивающего самую тесную связь познавательных форм с опытом.

В обоснование особого логического варианта позитивизма была выдвинута идея о фундаментальной значимости логики для философии. Логика составляет сущность философии возвестил Б. Рассел. Тезис Рассела стал лозунгом неопозитивистского движения. Представители этого течения выработали свой особый, логико-лингвистический подход к философии, придали всей философской проблематике языковой характер.Проблема значения и смысла стала центральной в этом направлении, а предметом философии был объявлен логический анализ положений науки и повседневного языка. Распутывание различных концептуальных головоломок и сложностей, аналитический критицизм по отношению к смутно-спекулятивному, неясному схоластическому теоретизированию - подобного типа задачи всегда привлекали внимание философов.

Но чисто аналитическое толкование природы и задач философии упускает из виду важнейшие синтетические задачи, включая животрепещущие проблемы эпохи, которые всегда рассматривала философия.

Даже если понятия наука и логика рассматривать более широко, чем это делают сами логические позитивисты, все же считать философию лишь логикой науки - значит слишком сужать предмет философии. Философия всегда пыталась интерпретировать не какой-то один аспект человеческого опыта, но все его аспекты в целостности. Ведь человеческий опыт помимо науки содержит еще и мир человеческих ожиданий, идеалов, ценностей, духовного постижения бытия.Постпозитивизм К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд, возникший в 50-70-е годы, уделяет большое внимание рациональным методам научного познания, процессам роста научного знания, смене образцов парадигм научных теорий, методологии научно-исследовательских программ.

Главный метод позднего периода аналитической философии включающего с себя как нео так и постпозитивизм - анализ языковых средств и выражений.Происходит постоянный отказ от ориентации только на науку, от атомарных представлений совершается переход к целостным воззрениям, возрастают требования к развернутой аргументации и доказательности выдвигаемых положений, к знанию истории науки, и в то же время усиливается ориентация на практический успех.

Эволюция аналитической мысли привела к выводу, что вне широкого мировоззренческого контекста философствовать невозможно. Поздний К. Поппер дополнил свою концепцию критического рационализма теорией трех миров.По этой теории 1-й мир составляют физические объекты и состояния 2-й мир - состояния сознания, исходные философские абстракции, возникшие в эпоху становления философии, и 3-й мир - это объективное содержание мышления, функционирующего в разнообразных формах теориях, гипотезах, поэтических размышлениях, произведениях искусства, книгах.

Литература 1. Богомолов А.С. Античная философия М 1985. 2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология.Культура М 1990. 3. Соколов В.В. Европейская философия ХV-XVII веков М 1984. 4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века М 1974. 5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. -М 1991. 6. Сумерки богов Сб. статей Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др М 1990. 7. Проблема человека в западной философии М 1988. 8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание М 1972. 9. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление М 1991. 10. Моисеев Н. Человек и ноосфера М 1990. 11. Степин В.С. Философская антропология и философия науки М 1992. 12. О России и русской философской культуре Сборник М 1990. 13. Антология мировой философии В 4-х т М 1969. 14. Платон.

Государство Соч. В 3-х т. Т. 3 М 1971. 15. Аристотел ь. Этика Соч. В 4-х т. Т. 4 М 1975. 16. Спиноза Б. Этика Избр. произв.

В 2-х т М 1957. Т. 1. 17. Рассел Б. История западной философии В 2-х т М 1993. 18. Соловьев В.С. Оправдание добра.Нравственная философия Соч. В 2-х т. Т. 1 М 1988. 19. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Смысл творчества М 1989. 20. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма Избр. произв М 1991. 21.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т. 42. 22. Фромм Э. Иметь или быть М 1990. 23. Фейербах Л. Лекции о сущности христианства Избр. филос. произв.

В 2-х т. Т.2 М 1955. 24. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

– Конец работы –

Используемые теги: Философия0.042

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Философия 2 курс 3 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Расшифровка значений ВЪРА ВеРА ВЬРА ВЕРА Слово ошибка О это ОНО какое то ШИБКА т е быстро...

Философия 1 - конспект выполнила РАСА
Почти стенографическое конспектирование уроков АДУ начато в июле года... Видеоуроки го курса скачаны отсюда http yafh narod ru asg html... Слова мне ранее незнакомые или непонятные отмечены знаком вопроса в скобках Конспекты вторично не...

Философия 1 курс 3 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Веданта Философия Мудрость Предков А Мудрость Предков... Не прожигай время Т е если даже ты сидишь мечтаешь то ты мечтай о чем то хорошем Т е создавай хороший мир Т е...

Философия 2 курс 2 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Если во всех реальностях в которых существует человек его жизнь... Качество познания действительности идет от того насколько я смог ощутить себя этой психоэнергетической сущностью...

Философия 13 - конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Взаимосвязь с Вселенной порождает в человеке скрытые силы при... Человек как одна из мирооснов Вселенных имеет то же самое начало что и другие живые сущности как находящиеся вне...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философия 12 - конспект выполнила РАСА СОДЕРЖАНИЕ Слово Мудрости Волхва Велимудра Кто решит идти по вниз уходящей дороге никогда не получат достаточной силы чтобы вернувшись к... Родовая мудрость Государства и... Ежели кто приласкает накормит чадо сироту дав ему кров тепло и уют от Души а не корысти для то совершит он...
  • Философия 3 курс 2 – конспект выполнила РАСА СОДЕРЖАНИЕ ГОМЕЛЕТИКА искусство составление проповедей Гомилетика призвана...
  • Философия 4 курс 2 – конспект выполнила РАСА СОДЕРЖАНИЕ Воздействовать на христианина можно приводя цитаты из Библии на... А заповедей то больше не а у иудеев Знающи малое скажи многим Познал чуть больше скажи двум Узнал...
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Особенности средневековой христианской философии Более правильным было... Схоластика... Слово схоластик происходит от слова школьный этой философии обучали в школах при монастырях и в средневековых...
  • Философия, ее предмет и место в культуре На сайте allrefs.net читайте: Философия, ее предмет и место в культуре.