рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия - курсовая - ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО МИР С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ

Философия - курсовая - ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО МИР С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ - раздел Философия, Тема Человек И Окружающий Его Мир С Позиций Философии Познание. Научное Позн...

ТЕМА ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО МИР С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием окружающих человека предметов, вещей, отношений, процессов.Познаваем ли мир этот вопрос возник еще на заре философской мысли, стремившейся к доказательному, рационально обоснованному постижению мира. Вопрос о том, познаваем ли мир, имеет следующую формулировку как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать реальный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о реальном мире составлять верное отражение действительности, чтобы успешно действовать на практике? Такое верное отражение действительности достигается только тогда, когда мы познаем сущность предметов, явлений, ситуаций, процессов, когда наша практическая деятельность становится более эффективной и успешной. В истории философии, как известно, происходит непрекращающееся противоборство агностицизма и гносеологического реализма.

Особенность агностицизма - в отрицании возможности познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

При этом вовсе не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической, поверхностной его стороны, данной в ощущениях или в рассудке человека.Отправной точкой гносеологии, как свидетельствует история философии, был и остается вопрос Что такое истина? Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем.

Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как справедливость , добро , смысл жизни . От того, как понимается истина, как решается вопрос о возможности ее достижения, часто зависит и жизненная позиция личности, понимание ею своего назначения. Хотя определений понятий истина имеется множество, в классической концепции истина определяется как соответствие мыслей действительности. Современная трактовка истины содержит следующие моменты.Во-первых, понятие действительность понимают прежде всего как объективную реальность, существующую до и независимо от нашего сознания и состоящую из материальных систем и объектов, в неразрывном единстве их сущности и явления.

Во-вторых, в понятие действительность входит также и субъективная действительность, которая познается, отражается в истине в качестве духовной реальности. В-третьих, познание и его результат - истину, а также сам объект понимают как неразрывно связанные с предметно-чувственной, целенаправленной деятельностью человека, с практикой - непосредственно или опосредованно.

В-четвертых, истина есть процесс. Такой подход отделяет диалектическое, адекватное действительности понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма. Далее необходимо отметить следующие аспекты объективность истины, ее конкретность, соотношение относительной и абсолютной форм истины, а также понимание истины как процесса.Объективная истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом.

Это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины - в зависимости знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Это богатство определений, отражающих связи и отношения действительности.Под абсолютной истиной понимается такого рода знание, которое тождественно самому предмету в максимальном объеме и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

По отношению к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее в определенном отношении на данном историческом этапе или целостной истории человечества знание о предмете. Относительная же истина - это неполное, уточняющееся со временем знание о том же самом предмете.Диалектика состоит в том, что абсолютная истина складывается из развивающихся относительных истин и потому сама изменяется.

Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты и глубины отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре и содержании концепций, теорий, научных гипотез. В понимании истины очень важна проблема критерия истины.При решении вопроса об истинности или неистинности теории недопустима Изоляция от практики во всем ее объеме как индивидуального жизненного опыта и как единства общественного производства, социально-политической деятельности, научного эксперимента.

Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материального и духовного мира. Основные гносеологические функции практики заключаются в том, что она есть а основа познания, б его движущая сила, в критерий истины и г цель познания. Диалектика практики как критерия истины состоит в том, что у нее есть абсолютная и относительная стороны.Абсолют ее в том, что в целостном, всемирно-историческом масштабе она обладает огромной доказательной силой в раскрытии истины и в обретении ею правомерности верно и правдиво отражать действительность. Относительность практики как критерия истины состоит в том, что практика ограничена данной ситуацией, историческими условиями и реальными возможностями общественного человека, что она сама совершенствуется, развивает свои потенции, средства, ресурсы и потому может подтвердить истинность научного положения, теории, управленческого решения лишь в относительной мере. Далее затронем вопрос об особенностях чувственного и рационального познания, об их формах. Чувственное познание формируется в процессе непосредственного взаимодействия с внешними предметами.

Выделяются три его формы ощущения, восприятия, представления.

Ощущения отражают, соответствуют отдельным свойствам объектов. Восприятия воспроизводят целостный образ предмета, конкретно-чувственную систему его свойств.Будучи генетической предпосылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части целостных восприятий.

Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. В действительности, в контексте целостного восприятия, отдельные ощущения обретают реальную значимость, подчас подвергаются как бы исправлению , определенной интерпретации.Чувственное представление характеризуется отсутствием непосредственной связи с отражаемым предметом, таковы образы памяти.

В представлении больше, чем в восприятии, общих черт и сторон, иногда происходит накладка на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных предметов. К представлению подключены механизмы памяти, т.е. способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека.Без такой формы чувственного отражения действительности, как представление, человек был бы привязан к непосредственной ситуации в плане жизненного опыта . Благодаря способности представлять предметы субъект расширяет объем чувственного материала, которым он располагает, вовлекая в сферу своих ощущений и восприятий мира также и общественный чувственный опыт. В сфере представлений большую роль играет практика, деятельность человека и связанные с практикой ценности, цели и интересы людей.

Высшей формой представлений является воображение - процесс первичного чувственного обобщения наглядных образов при участии мышления.Этот процесс носит осмысленный творческий характер. Подчас он получает словесное оформление.

Поэтому представление стоит как бы на стыке чувственного и рационального познания. Говоря о формах чувственного познания как образах внешнего мира, необходимо подчеркнуть, что образу свойственно не совпадение с объектом, но лишь его более адекватное ему соответствие. Образ - не зеркальная копия, но и не знак, не иероглифический символ.Это порождение человеческой способности отражать мир, согласующийся с конкретно-чувственным обликом предмета.

Роль чувственного отражения действительности в процессе познания весьма существенна органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению. Рациональное познание базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств.Регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты и развивать научное знание.

Исходной, основной и ведущей формой рационального познания является понятие. В понятиях фиксируются общие, существенные свойства, отношения предметов, явлений, процессов.Понятия помогают раскрывать смысл и значение предметов и явлений. Наряду с понятиями важной формой рационального осмысления действительности является суждение.

Суждение - это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятие и суждение являются кирпичиками для построения умозаключений, которые представляют собой моменты сопоставления одних понятий другим, выражают процесс получения новых результатов в познании.Умозаключение представляет собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение заключение или вывод . Чувственное и рациональное познание глубоко взаимосвязаны.

Реализация чувственной способности человека включает в себя действие механизмов абстрактного мышления. Рациональное пронизывает содержание чувственной познания действительности. Реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемым также в качестве средств достижения и выражения результатов рационального познания.Иначе говоря, в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное - чувственным.

Следует иметь в виду, что рациональное мышление взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерациональными - формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция внезапное озарение - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств.Основная форма человеческого познания - наука - направлена на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании и мышлении.

Целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов отношений и ситуаций в их взаимосвязи. Наука ориентируется главным образом на общие, существенные свойства, необходимые характеристики и связи предметов, явлений и процессов, выражая их в системе абстракций.Научное познание в гносеологическом плане есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, идей, концепций, теорий, гипотез, законов и т.п. Научное познание включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический.

Наиболее развитой формой научного знания, дающей целостное отображение закономерных и существенных связей, является теория. Важную роль в разработке научной теории играют философские принципы и методы познания.Так, большую роль играют принципы восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении, единства исторического и логического и ряд других.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой способ теоретического исследования сложных и сверхсложных саморазвивающихся системных объектов. Результат этого восхождения - конкретно-всеобщее - есть плод синтеза всех абстрактных понятий, участвующих в этом процессе обобщающего мышления, многочисленных научных определений.При этом надо четко различать 1 конкретно-чувственное уровень чувственного познания 2 абстрактное абстракция , когда каждое абстрактное понятие вскрывает и фиксирует в себе одно существенное отношение, одну существенную сторону 3 конкретное в теоретическом мышлении - плод восхождения, синтеза абстракций, перехода от одностороннего рассудочного подхода к разуму - целостному единству многообразных определений на уровне всеобщего, истинно философского мышления.

Дальнейшее движение связано с познанием специфической логики специфического предмета К. Маркс , с конкретным анализом конкретной исторической ситуации.

Это будет как бы возврат к конкретно-чувственному, предметно-чувственному начальному этапу познания, но на уровне знания закономерных связей, раскрытых конкретно-всеобщей научной теорией. При этом открываются новые горизонты для успешной практической деятельности.Изложение результатов восхождения в движении научной мысли начинается с исходной абстракции начало , клеточка , которая фиксирует всеобщие предпосылки функционирования и развития целого, проходит через последовательные этапы углубления и расширения познания к желаемому результату - целостному, мысленно-конкретному воспроизведению в теории исследуемого предмета. С принципом восхождения от абстрактного к конкретному в теории органически связан принцип единства исторического и логического.

Историческое - процесс становления и развития объекта со всеми изгибами, случайностями реального хода событий.Логическое означает теоретически выверенное, последовательное воспроизведение развивающегося объекта явления во всех его существенных связях и отношениях.

Отражая действительный исторический процесс, логическое проясняет его сущность выявляя закономерные связи событий, освобождается от хаоса случайностей, излишних подробностей. Без истории предмета нет теории предмета, как без теории предмета нет истории предмета справедливо отмечал Н.Г. Чернышевский.Научное познание устремлено к нахождению законов, т.е. форм знания, которые выражают наличие в самих вещах устойчивых, повторяющихся, сущностных, необходимых связей, правил необходимого существования И. Кант . Если та или иная форма знания, претендующая на статус науки, таких правил не находит и не фиксирует, то она не является подлинной наукой.

В научном естествознании очень важно объяснение, т.е. раскрытие сущности, внутренних закономерностей исследуемых объектов или явлений.В гуманитарных науках необходимо еще и понимание, т.е. истолкование, интерпретация познаваемого в соответствии с целями и идеалами человека.

Одна из главных линий становления постклассического этапа развития науки состоит в том, что в науку входит аксеологический ценностный момент. Понятие научной рациональности включает не только логическую и методологическую упорядоченность логического мышления. Сегодня надо не просто искать объектные законосообразные истины, а соотносить их с живым человеческим смыслом и ценностями.Лишь та наука действительно социально значима, высоко оценивается обществом, которая обеспечивает сохранение и дальнейшее развитие человечества и самого человека, его интеллекта, его творческих способностей, возвышает его духовный мир. Познанный человеком мир - это не сумма объективных законов и качеств, и сам человек не является подлинным человеком без духовных ценностей, эмоций, симпатий и антипатий, идеалов, стремлений, желаний.

Самостоятельным типом познания является ценностное познание.Точнее было бы говорить о ценностном освоении действительности, что делает возможным соотнесение ее с человеческими потребностями, с собственным миром человека. Так, социальная истина - это прорыв в мир ценностей, выражение идеалов справедливости, добра и красоты, равенства и дружбы людей и народов.

В этом смысле общественные отношения, социальные институты, политические действия по-настоящему истинны только в том случае, если они выражают предел осуществления этих идеалов в соответствии с реальными возможностями развития и возвышения человека.Мерой их истинности выступает полнота этого развития, степень достижения человеческой свободы. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ Объективная логика философского познания, которое стремится к раскрытию взаимозависимости явлений и процессов мира, его целостности, ведет к проблеме развития.

Принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает значительные количественные и качественные изменения.Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как всеобщая методология и всестороннее целостное учение о принципах и законах развития природы, общества, человека и его духовного мира. Диалектика включает в себя бытийное содержание, реализует особый мировоззренческий подход.

Характерная особенность последнего - объединение идей материальности природного и социального миров с идеей универсальности развития и саморазвития явлений и процессов объективной и субъективной действительности.Понимание сущности развития и его процессов является едва ли не самой трудной философской задачей и требует глубокого изучения всех сторон и элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимосвязь, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи и явлений духовного бытия.Все это есть проявление всемирной универсальной связи объектов, а в человеческом бытии - и субъектов, всего со всем . Такие универсальные связи бытия стали центральным аспектом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики.

Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Существование всеобщей универсальной связи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, о порождении одними явлениями других.В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на целостную систему философских категорий.

Среди них такие, как причина и следствие , сущность и явление , необходимость и случайность , возможность и действительность , необходимость и свобода и др. Для выявления причинно-следственной связи в системе всеобщего взаимодействия важно раскрыть генетическую связь явлений и отличить ее от связей одновременного существования или от простого предшествования одного явления другому во времени.

Древние говорили После этого не значит вследствие этого . Важно выявлять функциональную природу некоторых причинно-следственных отношений. Методологически целесообразно отличать механистическое понимание детерминизма, сводящее все к однозначной связи причины и следствия, от современной диалектической концепции детерминизма, раскрывающей многообразие причин и следствий, их неоднозначность, специфичность, системность, иерархированность.Антиподом детерминизма выступает индетерминизм, принципиально отвергающий объективные причинно-следственные связи и таким образом подрывающий возможность рационального истолкования природных и социальных явлений и событий, законосообразного, естественно-исторического характера их возникновения, существования и исчезновения.

Вершиной диалектического понимания детерминизма является раскрытие роли самодетерминации в человеческом и социальном бытии роль идей, мотивов, идеалов, программ, планов, нравственных качеств в жизненном творчестве.

В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий структурированность, организованность бытия единичное - особенное - общее - всеобщее, часть и целое, форма - содержание и др. Основой для выработки категорий единичного, индивидуального, особенного отдельного , общего и всеобщего послужили практическое взаимодействие людей со множеством сходных и различных вещей, иерархия структурных уровней и специфический круг и масштаб их взаимосвязи.Единичное - характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.

Общее - отражает не только сходные, но необходимые, закономерные черты и свойства, присущие всем предметам данного класса. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи.Общее не существует само по себе, в чистом виде. Оно образуется во взаимодействии единичных, отдельных вещей, явлений, выражая их существенную общность.

Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключая в себе не только самобытные, но и общие черты этой общности. Особенное - важный момент движения познания в глубь объекта, выражает специфическое единство, синтез общего и единичного отдельного, индивидуального . Всеобщее - отражает необходимые качества и свойства, присущие всей действительности, миру как целому.Всеобщее - такое общее, которое не может выступать исключительно в роли особенного.

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий сущность и явление . Сущность - совокупность внутренних, необходимых свойств и качеств системы, от них зависят все явления, в которых она выражается. Явление - форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности и ее системной структурированности.Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом.

Иногда их несовпадение проявляется в том, что внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Категории явления и сущности тесно связаны между собой. Одно из них предполагает другое сущность является, явление - существенно.Диалектический характер этих понятий проявляется в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания.

Познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка, и т.д. Явление и сущность - понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущности проявляет себя в познании структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования и развития.Философскими понятиями, с помощью которых раньше всего и достаточно продолжительное время осмысливалось мироустройство бытия, служили часть и целое . Это не совпадающие, противоположные категории.

Целое - интегрированное качество внутренней существенной связи элементов, форм взаимодействия, не сводящееся к сумме составляющих его частей.Часть - элемент целого целостности , необходимо заключающий в себе его специфичность. Тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей, набору свойств частей, его составляющих, заключается в связи, объединяющей предметы в сложные системные комплексы, во взаимовлиянии частей.

Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением, как единство частей в многообразии их взаимосвязей. Целостность представляет высший уровень зрелости и полноты развития явления, процесса. Обогащение категорий часть - целое понятием связи открывало путь к развитию представлений об упорядоченности бытия.Понятием, с помощью которого осмысливается упорядоченность мира и его составляющих, является понятие формы, неразрывно связанное с понятием содержания.

Содержание - это внутреннее существенное единство всех элементов, сторон, систем и подсистем и т.п. в их взаимодействии, образующих данный качественно определенный предмет, явление, процесс. Форма - философская категория, выражающая а способ существования определенного содержания в его различных модификациях б внутреннюю организацию содержания, его структуру.

Форма играет активную и незаменимую роль в структурировании, функционировании и развитии данного содержания. Содержание и форма - понятия диалектические содержание оформлено, а форма содержательна, как пояснял Гегель. Форма не есть что-то поверхностное, внешнее. Она - фактор внутренней организации того или иного явления, процесса. Форма закрепляет определенную ступень в развитии явления, тем самым обеспечивая накопление изменений и возможность дальнейшего развития.Необходимость и случайность также диалектические категории.

Необходимость сначала осознается как свойство причинно-следственной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содержание понятия необходимость уточняется и расширяется. Необходимыми начинают считаться не только причинные связи, но и всякие другие, неизбежно наступающие при определенных условиях, и не только связи, но и стороны, свойства, по природе присущие исследуемым материальным образованиям.Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование или духовно-практические структуры, типически повторяющиеся при сходных обстоятельствах в человеческом бытии.

Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, т.е. обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными.Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей вовсе не обязательно, они могут наступить, но могут и не наступить.

Бывают чистые случайности как точки внезапного пересечения необходимостей разного рода, а бывают как форма проявления необходимости. В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с отношением возможного и действительного, с превращением первого во второе.Причинно-следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление-причина порождает случайное или необходимое следствие.

Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью.В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, включая реальность явлений человеческой субъективности, духовного мира человека в психологическом аспекте. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях.

Действительность отдельного конкретного материального объекта - это его актуальное бытие.Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений.

Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения и будущего развития.Примат в этой паре категорий принадлежит действительности.

Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития. Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени.Механизм этого становления может быть понят только на основе действия законов диалектики.

Развитие характеризуют три таких закона единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник, импульс развития. Развитие науки и социальной практики подтверждает, что мир соткан из диалектически противоречивых начал и тенденций, иерархии их многообразных отношений.Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного изменяющегося предмета, процесса, которые одновременно а неразрывно связаны б взаимоисключают друг друга причем не только в разных, но и в одном и том же отношении в взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга.

Это положительное - отрицательное, ассимиляция - диссимиляция, анализ - синтез, сотрудничество - конкуренция, правда - ложь, прекрасное - безобразное, право - беззаконие и т.п. Взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития, составляет диалектическое противоречие.

Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития.В развитии противоречий можно выделить следующие этапы, или состояния гармония, оптимальное, стабильное развитие основных систем развивающегося целого, возникновение существенных различий и диспропорций, коллизия, дисгармония, конфликт, острый системный кризис, антагонизм, катастрофа. Разрабатываемое в последние десятилетия, преимущественно в эстетике, понятие гармонии начинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по социальной философии.

Развивающаяся система в состоянии гармонии характеризуется согласованностью частей и целого, их взаимоукреплением полным раскрытием возможностей всех сторон целостности обеспечивается подлинно устойчивое, прогрессивное развитие по всем основным параметрам.

Для достижения гармонии, безусловно, необходимо преодоление и изживание любых антагонизмов и острых конфликтов, прочное обеспечение элементарного порядка, а затем высокой экономической и социальной эффективности политического строя, надежного роста нравственной и правовой культуры в обществе. Дисгармония связана с расшатыванием общих фундаментальных структур, с уродливым развитием одной из сторон противоречия за счет другой.Она характеризуется преобладанием разнонаправленности интересов. При конфликте такое состояние достигает предела, что ставит под вопрос само благополучие существования развивающейся системы.

Только разрешение острых противоречий является источником оптимального развития. Противоречия преодолеваются, для этого требуются затраты вещества, энергии, информации, интеллектуальные, нравственные усилия, управленческие действия. Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие.Любое разрешение противоречия есть существенное качественное изменение в бытии, ведущее общество к подъему развивающейся системы на более высокий уровень, к обретению более совершенных и эффективных форм бытия.

Закон взаимного перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и горизонты количественных изменений.Все понятия, выражающие данный закон, диалектичны и взаимно дополняют друг друга. Качество - это система важнейших, необходимых свойств предметов, теряя которые, предметы перестают быть тем, что они есть в своем необходимом бытии.

Количество есть степень развития данного качества. Нет чистого количества, никак не связанного с качеством, и нет чистого качества, никак не связанного с количеством.Качество и количество внутренне связаны в мере. Именно мера служит для выражения и взаимосвязи качества и количества. Во всех областях действительности появление нового качества обусловлено определенными и специфическими количественными изменениями, накоплениями.

Качественное изменение происходит в виде скачка.Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое в результате превышения меры . Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других количеств . Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество 1 определяет характер и направление количественных изменений 2 оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3 определяет меру данного явления.

В процессе развития происходит смена мер, преобразование узловой линии отношений меры. Анализируя процесс изменения качества и количества, очень важно учитывать как в теоретической, так и в практической деятельности, не только механизм совершающихся изменений, но и их глубину и значение для перспектив развития.

Поэтому совершающиеся изменения можно разделить на революционные и эволюционные. Революция представляет собой изменение, в ходе которого совершаются преимущественно коренные, качественные изменения, ломка основного качества явления, его интенсивное масштабное преобразование. Эволюция - это преимущественно постепенные количественные изменения, при которых основное качество явления сохраняется.Понятие эволюции употребляется также для обозначения развития вообще эволюция растительного и животного мира, эволюция Земли и т.д В этом значении оно включает в себя как количественные, так и все виды качественных изменений.

Поэтому следует иметь в виду, что при рассмотрении соотношения эволюции и революции понятие эволюция употребляется в первом, более узком, специальном своем значении.Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, принципиально новым качествам, следует, что никакое развитие невозможно без отрицания. Отрицание в его самом общем диалектическом смысле есть закономерный процесс перехода явления при определенных условиях в качественно иное состояние.

Какова суть этого преобразовательного процесса? Имеется ли какая-либо общая направленность в бесконечном процессе движения материи? Ответы на эти вопросы дает закон отрицания отрицания. Отрицание заложено в самом предмете или явлении.Для того чтобы правильно понять реальный процесс развития, а следовательно, и абсолютность отрицания, нужно отличать диалектическое понимание отрицания от пустого, зряшного, обыденного, механического подхода к отрицанию как к простому уничтожению.

Диалектическое отрицание - глубоко содержательный процесс, который характеризуется взаимодействием трех моментов, таких как а преодоление старого качества новым б удержание положительных сторон из старого качества и сохранение всего, что способствует становлению и оптимальному функционированию нового качества в конструктивное творчество всех сторон системы нового качества.

Диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. Иначе прогрессивное движение системы было бы невозможным.Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, при рассмотрении ряда последовательных этапов, когда можно зафиксировать более или менее законченный с точки зрения направления развития его результат.

На каждой же отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция, а потому далеко не всегда полно и очевидно. Существо данного закона - в синтезе, когда при вторичном отрицании на более высокой ступени развития повторяются некоторые характерные черты структуры исходной ступени.Этот повтор обусловливает особую форму развития - спиралевидную, демонстрирующую не круговорот, а лишь якобы возврат к прежней ступени при общей поступательности развития системы.

В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность.Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга вплоть до полного единства. На основе проведенного анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно дать более полное определение понятия развития и показать его соотношение с понятиями изменение и прогресс . Изменение универсально и характеризует любые явления действительности.

Развитие же - особый тип изменения. Наиболее общими, противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс.Прогресс в самом общем виде определяют как тип или направление развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным.

Применительно к живой природе прогресс определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе измененному объекту выполнять функции, недоступные старой исходной системе. Регресс же - это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.В отношении общества также применяется критерий прогресса.

Идея прогресса в обществе долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели всестороннего развития и блага человека и общества, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства.Фактически каждая подсистема общества - производительные силы, производственные отношения, нравственность, культура - требуют своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами.

Важную роль играет производство, уровень развития производительных сил, темпы роста производительности труда. Экономический критерий свидетельствует о степени свободы общества по отношению к природе.Но в любом случае для прогрессивной общественной системы характерна ориентация прежде всего на духовные интересы людей, на гармоничное развитие индивидов, что ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.

Понятие общественный прогресс носит мировоззренческий характер и заключает в себе ценностный смысл, человеческие ориентации. Оно несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. В реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое, подчас противоречивое единство.Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то, что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь через друг друга.

Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать - это в каждом конкретном случае предстоит открывать и обосновывать теоретически. Современная картина мира стремительно повышает степень своей диалектичное , постепенно продвигаясь к познанию единого мирового эволюционного процесса.Наука выходит на новый уровень изучения самоорганизующихся и саморазвивающихся систем.

По-новому осмысливается, обогащается диалектика взаимоотношений между такими категориями и понятиями, как устойчивость и изменчивость , порядок и хаос и др. Важное философское, методологическое значение приобретают идеи и методы синергетики - теории самоорганизации. Она разрабатывалась преимущественно на физическом материале.В работах И. Пригожина показана многозначность возможных ходов движения Космоса, химических процессов, происхождение упорядоченных структур из хаотичных состояний в условиях неравновесных взаимодействий.

Мир эволюционирует по нелинейным законам и полон неожиданных поворотов.Зная тенденции самоорганизации системы, можно облегчить некоторые зигзаги эволюции, оптимизировать ее. Реальная диалектика бытия в ее всеобщих характеристиках требует для своего адекватного выражения соответствующего философского метода - диалектического, роль и значение которого в современной науке и практике управления возрастают.

Важно применять его умело, с учетом конкретных условий, в единстве со многими другими способами и приемами научного познания. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Философский анализ проблемы человека предполагает изучение человека как целостной, сложной, многоуровневой системы. Человек пребывает в духовном и материальном мире он проявляется в эмоциях и разуме.Он существует как член общества, коллектива, нации, рода, как отдельное единичное существо, Я со своим душевным обликом и волей, только ему присущими желаниями, с собственными мечтами и планами, бедами и радостями.

Не существует человека вообще . Человек - всегда конкретный индивид. Но о каждом ли человеке можно сказать, что он - личность, индивидуальность? Ведь он не рождается личностью, индивидуальностью. Эти черты он должен сформировать, выработать в себе сам. Казалось бы, если каждый человек чем-то отличается от другого человека, то уже поэтому он - индивидуальность.На деле все обстоит далеко не так, потому что для многих быть, как все оказывается легче, удобнее, тогда как быть самостоятельным, ответственным гораздо труднее, а для иных и вовсе непосильно. Многогранность человека требует уточнения смысловых особенностей таких близких понятий, как индивид, личность, индивидуальность.

Человек - это наиболее общее понятие, интегрирующее различные аспекты человеческого бытия и существования. Индивид - это отдельный представитель человеческого рода, природное существо.Будучи причастным к исторически конкретному обществу, он проявляет в себе неразрывное единство биологического и социального.

Личность как понятие отражает социальную сущность человека. Оно включает в себя определенный социально-культурный уровень развития человека, на котором возникает самосознание обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций.Уникальное пересечение, сплав общих, особенных и единичных черт личности человека, помноженных на своеобразие его генетической природы и жизненного опыта, дает нам индивидуальность как неповторимое отличие одного человека от другого, как плод индивидуализации человека, его самобытного жизненного пути, его биографии.

Становление личности - это процесс социализации человека, сущность которой - в освоении социальных ролей, в приобщении к трудовой и иной общественно значимой деятельности, в усвоении индивидом ценностей культуры, нравственных норм, образцов поведения, традиций, присущих данному обществу, социальной общности, путем образования, воспитания и самовоспитания.

Социализация личности, овладение ею культурой преломляется через индивидуальность человека, его характер, психический склад.Подлинное богатство личности - это раскрытие ею творческих способностей, реализованная потребность в собственном всестороннем духовно-нравственном, интеллектуальном, эстетическом, физическом развитии истинное человеческое богатство - это достижение высот свободного бытия, возвышающего личность, обеспечивающего ее самореализацию это - солидарность с другими людьми, благородное межличностное общение, проникнутое чувствами человечности, товарищества, дружбы и любви. И поэтому несостоятельно представление о личности как о винтике в социальном механизме, как о безликом и покорном исполнителе общественной или государственной воли. Человек, как правило, поступает убежденно, целеустремленно, осознанно совершая выбор между различными вариантами поведения, жизненного действия.

Обладая свободной волей, он проявляет свою активность, творческий подход.

Свобода личности свидетельствует об относительном характере зависимости человека от общества, от обстоятельств. Но при это необходимо правильно понимать свободу. Свобода - одна из основных категорий в философии, характеризующая сущность человека и его существование.Ее содержание раскрывается через возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, независимо от внешнего принуждения.

Чтобы понять сущность феномена свободы, нужно разобраться в позициях философских концепций волюнтаризма и фатализма, осмыслить диалектические взаимоотношения свободы и необходимости, на которую она опирается, познавая ее и в то же время являясь причиной самой себя Спиноза . Волюнтаризм - это позиция, рассматривающая волю в качестве высшего начала бытия над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление, ее примат.Действовать в духе волюнтаризма - значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с аргументами разума и науки, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм отражает свободную волю, рассматривая каждый поступок, весь ход жизни человека как реализацию неотвратимой судьбы фатума , как предопределение какой-то сверхъестественной силы. Игнорирование необходимости природной, исторической и т.д. чревато произволом, вседозволенностью, анархией и хаосом, что принципиально исключает свободу.Имея своим фундаментом необходимость, материальное и духовное производство, свобода человека и общества является продуктом исторического развития.

Ее истинная сущность связана с целостным развитием человеческой личности, культурным ростом и творчеством. Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность преобразовывать окружающий мир, самого себя и тот социум, частью которого он является, в соответствия с его идеалами, целями, интересами и потребностями.Проблемы свободы тесным образом связаны с обеспечением моральной и правовой ответственности человека за свои поступки.

Свобода выбора поступка, решения порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Важным этико-философским аспектом проблемы человека является вопрос о предназначении человека, его сопричастности истории народа, борьбе его за счастье, вопрос о смысле жизни. Смысл жизни постигается самим субъектом.Философия реального гуманизма связывает выявление смысла жизни через приобщение человека к духовным ценностям, через творческие деяния и нравственные поступки. Духовные ценности - это своеобразные культурные сокровища человечества, накопленные за тысячелетия его истории.

Моральные и эстетические ценности как часть духовных во многом определяют стратегическую направленность поведения человека, его мировоззренческие ориентиры, систему его убеждений.Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, о природе счастья и справедливости, о любви и ненависти, о смысле жизни.

В моральных принципах, идеалах и нормах концентрируется все то, что имеет всеобщее значение, что составляет нравственную культуру межчеловеческих отношений. Мораль и ее реализация в нравственности, нравах традициях, нравственных качествах личности - это сфера нравственной свободы личности. Важно отметить, что в этой сфере общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами личности.Это область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самоконтроля совести.

Здесь главную роль играют убеждения, сила характера, сознательность, переходящая в склонность и спонтанное побуждение, в потребность творить добро. Мораль - общечеловечна, она включает в себя возвышенные ценности, принципы общества и идеалы личности, осознавшей себя индивидуальным представителем человечества. Особое место в мире человека занимает сфера эстетического отношения к действительности.Красота, гармония, прекрасное, изящное - все это порождается бытием человека и общества, обнаруживается в специфической форме в природе.

Степень его приобщения к миру моральных и эстетических ценностей определяет меру его общественного развития, степень культурности и цивилизованности, меру человеческого в человеке. Степень культурной развитости, совершенства, эстетической культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты.Тем не менее в обществе существуют определенные образцы, нормы эстетической, моральной, политической, правовой и иных видов духовной культуры. Эти идеалы, нормы, традиции - основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе.

Вопрос о самоорганизации индивидуального бытия, личностной саморегуляции - в центре внимания социальной философии.Познание собственного Я , его сильных и слабых сторон, волевая регуляция, формирование ответственного отношения к труду, гражданским обязанностям, к окружающим людям, непрерывный культурный рост - предпосылки эффективной самореализации личности.

Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, о его прошлом, настоящем и будущем. Эти измерения человека позволяют правильно понять и устройство общества как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон как целостная, саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система законы его функционирования и развития, а также различные его явления и процессы, рассматриваемые на макроуровне.

Она решает мировоззренческие вопросы, касающиеся сущности общества, целостного взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса. В центре внимания социальной философии - практическая деятельность и общение людей, порождаемые ими общественные отношения.Ведь именно в процессе своей жизнедеятельности - производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, художественной - люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую и желательную для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в совокупности образуют структуру общества, мир человеческих связей и взаимоотношений, мир свободного творчества.

Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общественных отношений людей. Она исследует объективные побудительные силы их деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их сознанию мотивы, идеалы, цели деятельности. Исторически общество порождается в природе силами труда и человеческого общения. Оно - закономерный продукт биосферы.Процесс развития общества есть одновременно процесс изменения природы, превращения внешней природы в очеловеченную.

Изменяя природу и социальную среду, человек изменяет самого себя. Обдумывание этого вопроса неизбежно приведет нас к выводу не просто природа, а материальное производство отношение человека к природе , общественное разделение труда, его кооперация, освоение культурных богатств, духовное производство, наука и техника определяющим образом влияют на функционирование и развитие общества. Изучая общество, не следует его ни отождествлять с природой, ни, наоборот, рассматривать последнюю как продукт общественной практики, поскольку общество представляет собой органическое единство конкретно-историческую совокупность общественных отношений материальных и духовных . Принципиальное отличие духовных идеальных отношений от материальных можно определить следующим образом.

Материальные отношения складываются в ходе практической, трудовой деятельности человека, социальных групп, опосредуясь орудиями и средствами труда, техникой, технологией, организацией труда.

Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей, через осмысление потребностей, интересов, целей и идеалов, через освоение ценностей культуры.Философский анализ общества выделяет основные сферы общественной жизни, ее функционирования и развития экономическую, социальную, политическую, духовную. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, информатизации.

В ней реализуется вся совокупность производственных отношений людей отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Здесь организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности, их образованность и профессионализм.

Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В этой сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики.Социальная сфера - это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения молодежи, лиц пожилого возраста и др а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей.Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня благосостояния всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования, воспитания молодежи, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд и других прав и свобод, провозглашенных Конституцией, о социальной защите соответствующих слоев населения.

Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы.Политическая сфера включает в себя политическую деятельность государства, классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений.

Их деятельность происходит на почве завоевания и сохранения власти, утверждения отношений господства ведущих социальных сил, их политических институтов, подчинения им масс населения. Политика выступает как концентрированное выражение экономики, претендуя на первенство над ней. Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного вида ценностей духовной культуры, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, например, художественные творения, произведения живописи, музыки, поэзии, театра и кино, но также знания, наука, моральные идеалы и правовые нормы поведения, различные чувства и т.п словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни, или духовность общества.

Целостность общества формируется на базе внутреннего взаимодействия основных сфер общественной жизни, которое имеет сложный характер.Согласно материалистическому пониманию истории, способ производства материальных благ обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества.

Он истолковывается как материальная основа существования и развития общества, одно из системообразующих начал, связывающих воедино все проявления общественной жизни. Но как домом нельзя считать только его фундамент, так было бы неправильно сводить общественную систему к экономическому началу, к материальному производству. Не меньшую роль играет духовная сторона деятельности общества.Вместе с тем существуют и другие подходы.

В современной западной социологии существует так называемая теория факторов. В ней речь идет о технологическом, культурном, политическом и географическом факторах. Первопричина прогресса человеческого общества усматривается, например, в науке, новейшей технике и технологии Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, А. Тоффлер или в политических идеях С. Хук . У. Ростоу на первое место в экономической модернизации общества ставит политику.Что касается науки, техники и технологии, играющих все более значительную роль в развитии общества, то здесь вполне очевидно, что это далеко не единственный и не определяющий фактор общественного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинаковая.

Даже в экономической сфере, где их роль очевидна, необходимо учитывать наряду с научно-техническим фактором производства также его человеческий фактор, т.е. уровень квалификации и культуры работников, их способности, духовные потребности, жизненный опыт как субъектов производства.

В качестве движущих сил общества выступают потребности, интересы, ценности социальных субъектов. Сильное воздействие на экономические действия людей оказывает сложившийся тип культуры - мышление, чувствование, традиции, представляющие собой устойчивый информационный код поведения, передаваемый из поколения в поколение. Не менее важна роль идей, организационной деятельности управления, образованности, инициативы, характера личности в общественной жизни.Вариантность истории в немалой степени определяется именно человеческим сознанием, которое выступает как сильнейший возмущающий фактор, делающий возможным самые неожиданные исторические повороты событий, осуществление самых маловероятных вариантов.

Таким образом, развитие и совершенствование общества происходит под влиянием многих условий - социально-экономических, политических, духовных.Нужно учитывать значение каждого из них, а также то, что они действуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом - как исторически определенная целостность, великий совокупный процесс К. Маркс . Важным фактором философского познания общества является построение типологии общественных систем.

Для уяснения этого вопроса необходимо разобраться в сущности формационного и цивилизационного подходов. Толкование общества как системы дано в учении К. Маркса об общественно-экономической формации. Оно имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естественно в философии.Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксистской, остановимся на этом учении несколько подробнее.

Исходя из работ К. Маркса, общественно-экономическую формацию можно истолковать как общество на определенном этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью.Выделяются такие общественно-экономические формации, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая с двумя фазами - социалистической и собственно коммунистической.

Каждая из них характеризуется, во-первых, как исторически определенный тип общества, во-вторых, как специфическая ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации.Напротив, он указывал, в частности, на особенности развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы.

Другие страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его разнообразие и сложность. Важно, однако, что понятие общественно-экономическая формация позволило представить общество как целостную систему.Названные выше-общественно-экономические формации показывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных этапах развития человечества.

При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных факторов данного процесса.И потому нельзя толковать историю человечества в духе линейного прогресса . Маркс выделил три основные формы в истории человеческого общества, исходя из гуманистического критерия положения человека в обществе, его свободы и перспектив личностного развития.

Первая форма - это личная зависимость она касается первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального обществ . Вторая - личная независимость при вещной зависимости, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена вещей, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций капитализм . Третья - свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной производительности в общественное достояние дело будущего . Формационный подход к изучению общества может сочетаться с так называемым цивилизационным подходом, направленным прежде всего на раскрытие роли культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилизации.

При цивилизационном подходе социокультурное измерение общества, духовные факторы и отношения становятся в известных условиях определяющим моментом в историческом процессе.

Развитие общества предстает как непрерывный эволюционный исторический процесс, как движение к интеграции духовно-практических форм жизни человека.Для более полного уяснения сущности цивилизационного подхода необходимо определить понятие цивилизации, проанализировать ее наиболее существенные черты. Суммируя многочисленные подходы к этому вопросу, можно дать следующее определение.

Цивилизация - это крупномасштабная социокультурная общность людей и народов социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения личностно-общественного богатства.Под общественным богатством следует понимать не только его вещественно-материальное воплощение, но и средства культуры, ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду для его всестороннего развития.

Выделяют так называемые западную и восточные цивилизации христианскую и исламскую современную индустриальную цивилизацию. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития позволяет выработать более конкретные представления о нем как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном процессе.Завершающей задачей философского постижения общества является попытка выявить смысл истории , ее направленность.

Откуда мы появились и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего - вот вечные темы философствования по поводу общества, его истории и будущего.В современных социально-философских концепциях смысл истории усматривается в реализации определенных принципов, идей, сущностей и систем ценностей. В каждой конкретной концепции смысл исторической жизни подчинен либо целям более адекватного и полного понимания божественного замысла относительно человека и его истории религиозные теории, Бердяев, Франк , либо целям просвещенного и духовно-нравственного освобождения человечества, полной реализации сущности человека , воплощению неисчерпаемых творческих и конструктивных возможностей человека.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ Понятие глобальные проблемы прежде всего отражает растущую взаимозависимость многих сторон жизни современного мира. По своему характеру глобальные проблемы различны от угрозы ядерного самоуничтожения до опасности экологической катастрофы, от преодоления растущего раскола мира на богатые и бедные нации до перспективы истощения старых и необходимости поиска новых источников энергии.

Но при всем конкретном различии многое объединяет глобальные проблемы, и прежде всего идея выживания человечества.Эти проблемы объединяет и то, что они лежат как бы на перекрестке научно-технических, социально-экономических и морально-этических факторов и процессов.

В философском плане само их возникновение является результатом опережающего развития научно-технического прогресса в сравнении с прогрессом социальным и нравственным. Их объединяет также необходимость совместного решения на основе взаимодействия многих стран и государств. В одиночку просто не под силу это сделать.Подход к ним с эгоистических, узко понимаемых национальных или классовых позиций может завести в тупик, повлечь непоправимые последствия.

Роль всех этих проблем в жизни человечества - величина, постоянно возрастающая. Главная же из них - сохранение мира, предотвращение ядерного катаклизма. Если человечество окажется в состоянии их решить, у него будут серьезные шансы справиться с другими проблемами и создать качественно иной, безопасный мир, достойный Человека. Сегодня особую остроту приобрела экологическая проблема из-за реальности угрозы глобальной экологической катастрофы.В основе экологического кризиса лежит противоречие между безграничными возможностями развития общественного производства и ограниченными естественными возможностями биосферы обеспечить такое развитие.

Истоки этой проблемы сопряжены с давно наблюдаемой тенденцией роста воздействия общества на природную сферу причем все чаще - отрицательного воздействия . Парадоксально в этом положении то, что современная глобальная экологическая ситуация складывалась стихийно в ходе интенсивной деятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих потребностей и улучшение локальных природных условий их существования.

Изменение ландшафтов, вырубка лесов, засоление почвы, загрязнение воздуха, кислотные дожди - почти все негативные последствия воздействия человека на природную среду, снижающие в целом ее качество, порождены стремлением людей увеличить свое богатство и улучшить условия жизни, более полно удовлетворить потребности в продовольствии, одежде, жилье. Противоречивость этого процесса очевидна.Если первоначально факты влияния человека на окружающую природу в том числе и негативные носили локальный характер, то теперь антропогенное влияние затрагивает не только биологическую составляющую природной сферы, но и различные неорганические компоненты последней. Вместо соразмерности вещественно-энергетических процессов, порождаемых общественным производством, с деятельностью других организмов по трансформации веществ и энергии возникло резкое несоответствие между ними. По словам великого естествоиспытателя В.И. Вернадского, человечество стало основным геологическим фактором всех происходящих на земной поверхности изменений.

Антропогенные процессы зачастую в десятки раз превосходят природные. Врываясь в устоявшиеся, хорошо пригнанные миллионами лет эволюции круговороты, потоки вещества и энергии нарушают их равновесие, искажают и ломают структуру взаимосвязи составляющих их звеньев, и в перспективе может распасться вся цепь этих процессов.

Такого допустить нельзя.Нужно позаботиться о структурном совмещении указанных круговоротов, так как через них обеспечивается саморегуляция природного процесса.

Это может произойти не стихийно, а только в результате сознательной деятельности людей на основе познания и соблюдения требований экологических законов. Ныне объективная тенденция возрастающей власти человека над природой реализуется уже через свою противоположность - дальнейшее подчинение природе, требованиям присущих ей законов.Сущность и главные тенденции развития отечественной науки в этом направлении, ее гуманистический, ориентированный на гармоническое единство человека с природой характер наиболее ярко отразились в творчестве В.И. Вернадского.

Разработанная им концепция ноосферы содержит новый взгляд на природу, характер и метод ее научного познания, включающий человеческую субъективность, и имеет большое мировоззренческое значение.Ученый показал, как происходит процесс перехода верхней, занятой живым существом оболочки планеты - биосферы, в новое состояние - ноосферу от греческого ноос - разум . Ноосфера - это новая оболочка Земли , новый этап развития человечества, сфера разума , формирующаяся в результате синтеза научной, технической, культурной деятельности человека и естественных природных процессов.

В отличие от идеалистической религиозно-философской концепции ноосферы П. Тейяра де Шардена, рассматривавшего эволюцию человека как естественно-исторический процесс лишь до рубежа, который он называл точкой Омега , где обнаружится божественный промысел и произойдет гармоническое слияние сознаний, Вернадский подчеркивал, что ноосфера создается научной мыслью и направляемым ею трудом, культурной энергией в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого , в унисон с идеалами демократии 9, с. 328 . В своем труде Научная мысль как планетное явление он писал Человек и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой эта связь никогда не прерывается, пока человек существует 9, с. 32 . Для истинного торжества ноосферы необходимо господство в самом человеке сил разума над низшими инстинктами, отмечал ученый.

Конечно, человек в своих антропологических, социальных, исторических аспектах есть существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле кризисное . Тем не менее существует идеал высшего, духовного человека, который и движет им, ибо человек не только живет наличным бытием, но и постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому.

Ноосфера существует как историческая формирующаяся реальность. Ныне с каждым годом все интенсивнее развивается на планете информационный поток открытий, идей, художественных образов, знаний, концепций, проектов, программ, который дает нам конкретное представление о становлении ноосферы.

Трудности и противоречия этого становления выражаются в явлениях хищнического истребления природы и ее ресурсов, в дисгармоничности шумных проектов и в их уродливой реализации.

Задача истинной гармонизации жизни человека и природы относится к отдаленным этапам развития человечества. Наше будущее прежде всего зависит от того, как будут согласованы стратегия развития человека и стратегия человеческого отношения к природе и будет ли обеспечено их коэволюционное развитие.Подлинная гармонизация взаимодействия человека с природой требует того, чтобы человек взял на себя нравственную ответственность за природу, за жизнь на Земле. Для этого необходима настоящая духовная революция. Можно указать на определенные предпосылки преодоления глобальных кризисных явлений.

Первая из них - развертывание информационной революции как научной, технико-экономической основы преодоления преград к объединению человечества. Новые высокие технологии, новые математические средства, новые химические материалы, физические и технические орудия - все это поможет развитию системы образования, здравоохранения, воспитания подрастающих поколений.Вторая предпосылка - утверждение глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность.

Знание, не облагороженное вечными ценностями, идеей блага, не утверждающее справедливость, ненасилие, может привести к всеобщей гибели. Таковы основные предпосылки для выхода из глобального кризиса. При всех успехах науки, техники, технологий главная надежда связывается с самим человеком, с его способностью определить новые горизонты развития.Будущее человека и общества - это поприще реализации тех возможностей, которые уже существуют в современном мире, а также тех, которые со временем появятся.

Высокие технологии конца века электроника, информатика, космическое производство, биотехнологии и т.д. выводят производство на новый уровень, принципиально отличный от предшествующей истории. Осмысляя их, мир бросает взгляд в свое обозримое будущее.В обществе, контуры которого только-только намечаются, новое и совершенно особое место будут занимать информация и знания.

Такое общество в разных теоретических системах именуется неодинаково. В самом широком смысле чаще всего его называют информационным. В связи с этим необходимо более подробно остановиться на понятии информация . Еще недавно информацию понимали как передачу сообщения, как некий содержательный сгусток любого знания.В последнее время в связи с электронно-компьютерной революцией информация стала обозначать отраженное разнообразие, устранение неопределенности, вероятность выбора.

Логически строгого общепринятого определения информации пока не существует. Полагая возможность развития общества как информационного , мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в техносфере и вообще во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с энергетических и вещественных аспектов на информационные . Эта терминология из лексикона компьютерной технологии приобретает более широкий смысл.Чем выше уровень технологии, информатизации общества, тем выше должна быть и степень развития самого человека.

Соответственно развиваются новая цивилизация и новая гуманистическая культура, исходящая из того, что человек - самоцель , высшая цель общественного развития.Будущее экономики, экологии, вообще человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их духовный, нравственный облик. Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе компьютерной технологии, следует сделать одно важное дополнение.

Как отмечают отечественные исследователи например, Н. Моисеев, А. Урсул , это общество должно быть не только информационным, но и экологическим.Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем еще не решает всех противоречий взаимосвязи общество - природа . Назревающий глобальный экокризис настоятельно требует от общества поворота в сторону решения коэволюционных задач, т.е. достижения сбалансированного отношения человечества к его природно-экологической среде.

Литература 1. Богомолов А.С. Античная философия М 1985. 2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология.Культура М 1990. 3. Соколов В.В. Европейская философия ХV-XVII веков М 1984. 4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века М 1974. 5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. -М 1991. 6. Сумерки богов Сб. статей Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др М 1990. 7. Проблема человека в западной философии М 1988. 8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание М 1972. 9. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление М 1991. 10. Моисеев Н. Человек и ноосфера М 1990. 11. Степин В.С. Философская антропология и философия науки М 1992. 12. О России и русской философской культуре Сборник М 1990. 13. Антология мировой философии В 4-х т М 1969. 14. Платон.

Государство Соч. В 3-х т. Т. 3 М 1971. 15. Аристотел ь. Этика Соч. В 4-х т. Т. 4 М 1975. 16. Спиноза Б. Этика Избр. произв.В 2-х т М 1957. Т. 1. 17. Рассел Б. История западной философии В 2-х т М 1993. 18. Соловьев В.С. Оправдание добра.

Нравственная философия Соч. В 2-х т. Т. 1 М 1988. 19. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Смысл творчества М 1989. 20. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма Избр. произв М 1991. 21.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т. 42. 22. Фромм Э. Иметь или быть М 1990.

– Конец работы –

Используемые теги: Философия, Курсовая, Человек, окружающий, мир, позиций, философии0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия - курсовая - ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО МИР С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философия символического мира человека, человек в мире культуры
Использование знаков (символов) вполне возможно и по отношению к мнимым предметам, к тем представлениям людей, которые возникают у них благодаря… Что касается языка научного познания, то он также формируется под воздействием… Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. Еще одна тема философии языка…

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается… И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо Прогулок одинокого… Это - системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно…

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.
Ему приписываются все атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: Он вечен, неизменен, источник всего существующего.Однако… Антропоцентризм. В контексте религиозного мировоззрения, это сово-ть взглядов,… Более того он существо господствующее на земле. Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой…

Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении человека и мира
Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении человека и мира... Наука исследующая первые начала и причины была названа... Обоснованием независимости науки от философии занимается позитивизм Наиболее ранней формой...

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
На сайте allrefs.net читайте: Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи...

"Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума"
Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон,… Для эллинистического периода характерно: распространение антиобщественной… Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики;…

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам