рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Средневековая философия

Средневековая философия - раздел Философия, Введение. Средневековье Занимает Длительный Отрезок Истории Европы От Распад...

Введение. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения XIV-XV в.в Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, впоследствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла законы природы. Однако после того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке.Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия.

Ее основой послужила античная философия с ее грандиозной системой неоплатонизма, сформировавшей универсальную целостную картину мира. Не только теология повлияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, школы, университеты и научные дисциплины.

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи 476 год н.э, однако такая датировка является не совсем корректной.В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма, ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно.

В I-IV веках н.э конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.

Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира из ничего.

В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена служанкой религии, в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия монотеизма.К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков.

Периоды средневековой философии. Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.Патристика - совокупность теолого-философских взглядов отцов церкви, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Патристика II-VI век н.э. Свое название патристика получила от латинского слова патрис, означающее отцы церкви. Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии.Патристику можно условно разделить на несколько периодов 1 Апостольский период до середины II века время деятельности апостолов-евангелистов. 2 Апологетика середина II века начало IV Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана. 3 Зрелая патристикаIV-VI Выделяют восточную греческую и западную латинскую патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной.

Наиболее известные деятели восточной патристики Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие западной Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним.

Основные проблемы патристики формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

СхоластикаVII-XIV Слово схоластика происходит от слова schola школа, пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова.Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином.Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм Термин номинализм происходит от латинского nomen - имя. Согласно номиналистам, общие понятия - только имена они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей.Например, понятие человек получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных.

Данное определение можно, в принципе, уточнить у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр.Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.

Схоластика - средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование. Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в предварительный.Второй этап - от IX до XII в период интенсивного формирования.

Третий этап - XIII в золотой век схоластики. Четвертый этап - XIV-XV вв угасание схоластики. Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали семь свободных искусств.Последние делились на тривиум от числа три и квадривиум от числа четыре. Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику латинскую, диалектику, риторику.

Квадривиум, как более высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более высокий уровень подготовки, были университеты. Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как служанку теологии.

В центре изучаемых вопросов был вопрос об отношении знания и веры. Схоласты исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры. Но зачастую спор велся по псевдопроблемам.Например, таким. Сколько чертей уместится на кончике иглы Улыбаются ли ангелы Из-за подобных вопросов впоследствии слово схоластика стало синонимом науки, оторванной от жизни, практически бесплодной, далекой от наблюдений и опыта.

Один из вопросов, обсуждаемых схоластами, представляет и сегодня сложную проблему. Может ли всемогущий Бог создать такой камень, который сам не сможет поднять Любой ответ на этот вопрос приводит к выводу о том, что Бог не всемогущ. Обсуждение некоторых религиозных догматов вело к постановке философских вопросов. Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному, или спор об универсалиях, возникший при обсуждении догмата о Троице.Библия кроме Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа называет еще и Бога. Возникает вопрос кто он Одни утверждали, что существуют три отдельных бога Отец, Сын, Святой Дух, а Бог это просто общее имя номин для всех троих как фамилия у людей.

Тех, кто так считал, назвали номиналистами. Другие же утверждали, что Бог существует реально. Их назвали реалистами.Но им нужно было ответить на вопрос, кто же Отец, Сын и Святой Дух. Реалисты считали, что это три лица, три ипостаси, которыми нам является один и тот же реально существующий Бог. Впоследствии слово Бог был заменен понятием универсалии, а вопрос стал звучать так как соотносятся универсалии и единичные вещи Например, спорили что появилось вперед лошадность или лошади Номиналисты утверждали, что вначале появились лошади, а затем понятие лошадности.

Номиналисты считали, что все общие понятия лишены объективного значения. Они термины, знаки. Вне ума все вещи единичны.Реалисты, наоборот, утверждали, что вначале идея лошадности появилась в голове Бога, а потом он создал лошадей.

Впоследствии был сформулирован современный философский вопрос как соотносятся общее и единичное И сегодня при ответе на этот вопрос философов можно разделить на номиналистов и реалистов. Еще в античности все варианты решения этого вопроса были рассмотрены. У Платона общее существует до вещей как идея. У Аристотеля общее существует как форма в единичных вещах. Схоласты только повторили эти варианты. Это значит, что этот вопрос для философии является вечным.Наиболее выдающимся реалистом был Фома Аквинский 1225-1274. Он из итальянского графского рода. Был профессором в Париже.

Член ордена доминиканцев. Причислен к лику святых. Цель учения Фомы показать, что вера и разум не различны, а образуют единство, гармонически согласуются между собой.Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматом веры. По мнению Фомы, в этом случае ошибается разум, так как в божественном откровении ошибок нет. Но философия и религия имеют общие положения, поэтому существуют и истины разума, и лучше понимать, чем просто верить.

Есть истины, которые недоступны рассудку, а есть истины, которые он может достичь. Например, о том, что Бог есть. Но постигать эту истину трудно. Для тех, кто не хочет взять на себя этот труд, Бог проявил милосердие и спасительную предусмотрительность, приписав принять на веру и то, что способен исследовать рассудок. Теперь каждый может быть причастен к Богу. В философии Фома опирается на Аристотеля.Основные понятия у него это возможность материя и действительность форма, которую приняла материя.

Форма может существовать без материи, но для телесных вещей природного мира необходимо соединение формы и материи. Сущность и существование реально совпадают только в Боге. В остальных вещах сущность отличается от существования.Единство веры и разума у Фомы достигается доказательством бытия Бога. По его мнению, бытие Бога, коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть нам доказано через свои, доступные нашему познанию средства.

Фома приводит пять доказательств. 1. Из понятия о движении. Не подлежит сомнению и подтверждается чувствами, что в этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет источник движения. Следовательно, должен быть перводвигатель, так как не может быть бесконечной цепи движущих предметов. Другого не может быть, так как само ничто не движется посох сообщает движение, так как сам движим рукою.А перводвигатель это Бог. 2. Из понятия производящей причины. Каждое явление имеет причину.

Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога, как верховной причины всех реальных явлений и процессов, ибо невозможно, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной. А если бы ряд причин уходил в бесконечность, то не было бы и конечного следствия. А это ложно. 3. Из понятия возможности и необходимости. Люди видят, что вещи возникают и гибнут.Рано или поздно они перейдут в небытие. Но если все может быть, а может и не быть, то когда-нибудь в мире ничего не будет.

Если это так, то уже сейчас ничего не должно быть. Но так как не все существующее случайно, значит, в мире нечто должно быть необходимо, которое должно иметь внешнюю причину своей необходимости. А так как не может быть бесконечности, значит необходимо полагать некую необходимую сущность Бога. 4. Из различных степеней в вещах. Люди находят в вещах совершенные, истинные.Но насколько они лучше, мы можем говорить, если имеется приближенность к какому-либо пределу.

Значит, то, что обладает этим предельным качеством, имеет причину этого качества. Так, огонь есть причина всего теплого. Значит, есть некоторая сущность, которая есть причина для всех сущностей. Это Бог. 5. Исходя из распорядка природы. Все предметы, лишенные разума, подчиняются целесообразности. Все их действия направлены к наилучшему исходу. Отсюда они достигают цели не случайно, а будучи ведомы сознательной волей.Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности, лишь поскольку их направляет некто одаренный разумом.

Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Это Бог. Как видим, первые три доказательства основаны на убеждении, что бесконечности нет. Признание ее существования сразу же делает эти доказательства неверными. Четвертое доказательство опирается на то, что само нуждается в доказательстве почему нужна причина сущности.Пятое доказательство основано на убеждении, что все неразумное не существует.

А это надо еще доказать. Но даже если все доказательства Фомы Аквинского неверны, это не может служить опровержением существования Бога. Основные идеи средневековой философии. Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии теоцентризм.Теоцентризм В соответствии с принципом теоцентризма в средние века центром всего является Бог. Бог является источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видят в служении Богу. В средние века бог и религия вот главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то время ее служителями.

Монотеизм В отличие от античного многобожия политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога. Идея богочеловека В средние века человека лишь только начал осознавать свою специфичность.Идея исключительности человека в полной мере проявит себя лишь в эпоху Возрождения антропоцентризм, но зарождение ее приходится на средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие.

Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем его отец. Креационизм Идея сотворения мира Богом из ничего. Если творит бог, то, пусть в меньшей степени, должен творить человек.Однако существовала и противоположная точка зрения о том, что творчество прерогатива исключительно Бога, а со стороны людей это считалось богохульством. Такого рода представления сдерживали развитие техники.

Идея креационизма возвышает Бога над природой.В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

Из идеи креационизма следует так называемый монистический принцип есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы надеяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Аврелий Августин 354-430 утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо.Провиденциализм История понимается как путь к Царству Божию судьба мира предопределена, и окончится апокалипсисом.

Из различных вычислений назывались разные даты грядущего Страшного суда его ждали и в 1491, и в 1666, и в другие годы, однако, как мы видим, эти вычисления оказались ошибочными. Идея заповедей Заповеди договор между богом и человеком, первый список преступлений, которые может совершить человек.Человеку, преступившему эти заповеди, будет судьей не правитель или государство, а сам бог. Лишь вера, а не страх перед наказанием, не дает человеку нарушить их. Идея первородного греха Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на самоопределение.

Идея воскресения души На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем.

Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть лишь уход из нее. Идея святости тела Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек. Идея всеобщего равенства Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля есть только христианин.Основные проблемы средневековой философии философия и теология вера и разум двойственность истины.

Развивающаяся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы интеллектуальное движение, философским вдохновителем которого было аристотелевское учение, повлекло за собой рост тенденции к отделению науки от теологии, разума от веры. Эта точка зрения находилась в явном противоречии с интересами церкви, и поэтому необходимо было искать способы решения вопроса об отношении теологии и науки.Это было нелегким делом, ибо речь шла о выработке такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматам откровения, то есть сохранить примат веры над разумом.

Эту задачу осуществлял Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки.Поэтому католические историки философии убеждены, что Фома Аквинский автономизировал науку, превратив ее в область, совершенно независимую от теологии. В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект которой - исключительно Бог как первопричина вселенной, мудростью, независимой от всех остальных знаний, Фома не отделяет науку от теологии.

В сущности, концепция науки Аквинского представляла собой идеологическую реакцию на рационалистические тенденции, направленные на то, чтобы освободить науку от влияния теологии.Можно, правда, сказать, что он обособляет теологию от науки в гносеологическом смысле, то есть, считает, что теология черпает свои истины не из философии, не из частных дисциплин, а исключительно из откровения.

На этом Фома не мог остановиться, ибо не это требовалось теологии. Такая точка зрения лишь подтверждала превосходство теологии, и ее независимость от других наук, но она не решала самой существенной для того времени задачи, стоявшей перед римской курией, а именно необходимости подчинить теологии развивающееся научное течение, особенно течение имеющее естественнонаучную ориентацию.Речь шла, прежде всего, о том, чтобы доказать неавтономность науки, превратит ее в служанку теологии, подчеркнуть, что любая деятельность человека, как теоретическая, так и практическая, исходит, в конечном счете из теологии и сводится к ней. В соответствии с этими требованиями Аквинский вырабатывает следующие теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки 1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции.

Выражением этого принципа является известное положение Фомы о том, что теология не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам.

Использование их, по его мнению, не является свидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а, напротив, вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание вторичным образом облегчает понимание известных догматов веры, приближает к познанию первопричины вселенной, то есть Бога 2. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки - чувственный опыт и разум.

Фома утверждает, что с точки зрения способа получения истины, знание можно разделить на 2-а вида знания, открытые естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои основы из откровения 3. Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки. Фома считает, что одна и та же проблема может служить предметом изучения различных наук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии.

К этим истинам Аквинский относил следующие догматы веры догмат воскрешения, историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее 4. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука должна опосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости ее принципов. Стремление познать Бога - подлинная мудрость. А знание - это лишь служанка теологии.Философия, например, опираясь на физику, должна конструировать доказательства существования Бога, задача палеонтологии состоит в подтверждении Книги бытия и так далее.

В связи с эти Аквинский пишет Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге. Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятся бесполезными, более того, перерождаются в опасные рассуждения.В случае конфликта решающим является критерий истин откровения, которые превосходят своей истинностью и ценностью любые рациональные доказательства.

Таким образом, Фома не отделил науку от теологии, а, напротив, без остатка подчинил ее теологии. Аквинат, выражая интересы церкви и феодальных слоев, отводил науке второстепенную роль. Фома полностью парализует современную ему научную жизнь.В период Возрождения и в более позднее время теологическая концепция науки, созданная Фомой, становится докринальным и идеологическим тормозом научного прогресса. Спор между представителями схоластики и мистики о наиболее эффективных средствах приобщения людей к религии на уровне философии и теологии вылился в спор о наилучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения.

Различные подходы к решению этих вопросов сформулировали две основных тенденции религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм.В религиозном интеллектуализме отчетливо выражено стремление опереться на рассудочное начало в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному опыту, здравому смыслу.

Цель интеллектуализма - выработать у человека сознательное восприятие религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленное разумными доводами.Представители интеллектуализма в определенной степени допускают участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозную жизнь людей. Они стремятся поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека.

В противоположность религиозному интеллектуализму, представители религиозного антиинтеллектуализма полагают, что рассудочный подход к религии, содержащий в себе момент принудительности и обязательности для Бога, исключает в нем творческое начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога, с точки зрения антиинтеллектуалистов, неподвластны законам разума. Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно непредсказуемы.На пути к Богу разум является помехой.

Чтобы прийти к Богу, нужно забыть все, что знал, забыть даже вообще, что может быть знание. Антиинтеллектуализм культивирует среди приверженцев религии слепую и бездумную веру. Борьба религиозного интеллектуализма и религиозного антиинтеллектуализма проходит красной нитью через всю историю средневековой философии. Однако на каждом конкретно-историческом этапе истории эта борьба имела свои особенности.В период становления христианской апологетики она велась по вопросам отношения к античной культуре вообще и к античной философии, как теоретическому выражению этой культуры, в частности Представители антиинтеллектуализма заняли по отношению к античной культуре отрицательную позицию.

Они стремились опорочить ее в глазах своих приверженцев как ложные, противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного назначения - спасения своей души. Негативная позиция антиинтеллектуализма по отношению к античной культуре отчасти объяснялась и тем, что в христианских общинах на первом этапе абсолютное большинство составляли неграмотные, малообразованные люди. Положение о том, что возвещенная в христианстве истина - полная и окончательная, достаточная для решения всех проблем человеческого существования в известной мере удовлетворяла его приверженцев и обеспечивала функционирование христианства в обществе.

Однако идеологи христианства постоянно стремились к расширению социальной базы новой религии.Они хотели склонить на свою сторону образованные слои римского общества патрициев, интеллигенцию.

Решение этой задачи требовало изменения политики по отношению к античной культуре, перехода от конфронтации к ассимиляции. Представители интеллектуализма считали, что понятийно рациональные средства воздействия не следует отбрасывать в сторону, а тем более оставлять в руках врагов. Их необходимо поставить на службу христианству.Как отмечает В. В, Соколов, уже у Юстина наметилась примирительная линия по отношению к эллинистической философии см. Соколов В. В. Средневековая философия. -М 1979. -С. 40. Ориентация на приобщение к античной культуре свое высшее выражение находит в разработанной Августином теории о гармонии веры и разума.

Августин выступает с требованием признания двух путей приобщения людей к религии понятийно-рационального логического мышления, достижения наук и философии и нерационального авторитета Священного писания церкви, эмоций и чувств. Но эти пути, с его точки зрения, неравноценны.Августин отдает бесспорный приоритет нерациональным средствам.

Не учением человеческим, а внутренним светом, а также силой высочайшей любви мог Христос обратить людей к спасительной вере. Согласно воззрениям Августина, религиозная вера не предполагает рационального обоснования в том смысле, что для принятия тех или иных положений религии необходимо обязательно знать, понимать, располагать доказательствами. В сфере религиозной жизни следует просто верить, не требуя никаких доказательств.Вместе с тем, Августин отчетливо сознает ту важную роль, которую играют рациональные средства воздействия.

Поэтому он считает необходимым усилить веру доказательствами разума, ратует за внутреннюю связь веры и знания. Врачевание души, по его словам, распадается на авторитет и разум. Авторитет требует веры и подготавливает человека к разуму. Разум приводит к пониманию и знанию. Хотя разум не составляет высшего авторитета, познанная и, уясненная истина служит высшим авторитетом.Послушный религии разум и подкрепленная разумными доводами вера - таков идеал августиновской апологетики.

Однако следует отметить, что представленная Августином теория о гармонии веры и разума не допускает и возможности, хотя бы в какой-то степени, поставить веру в зависимость от разума. Решающее значение в его системе, без всякого сомнения, отдается откровению. Августин создавал свою теорию гармонии веры и разума в IV-V вв. в ранний период христианской истории.В XI-XII вв. в борьбе за идейное господство в обществе начинает оказывать все возрастающее влияние, зародившееся в недрах феодальной культуры свободомыслие.

Появление средневекового свободомыслия - связано с рядом объективных факторов выделение из крестьянского хозяйства ремесла и развитие на этой основе городов, которые постепенно становятся существенным фактором средневековой жизни. В городах начинает формироваться светская культура.Одним из важнейших следствий этого фактора является то, что церковь перестала быть абсолютным носителем образования и образованности.

В связи с развитием ремесла и торговли среди городского населения возрастает потребность в знании права, медицины, техники. Возникают частные юридические школы, которые находятся под контролем церкви, городского управления.В период упадка средневековой схоластики возникает так называемая теория двух истин, согласно которой вера и разум оказываются двумя независимыми областями, различия между которыми столь радикальны, что никогда не могут быть преодолены. Для сторонников этой теории, Сигера Брабантского ок. 1240 - 1281, Уильяма Оккама ок. 1300 - ок. 1350, разграничение веры и разума является фактически требованием эмансипации философии, освобождения ее из-под контроля религии.

В XI-XII вв. большинство схоластов были реалистами - Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кенггерберийский 1033 - 1109, Фома Аквинский. Будучи неоднородным, данное направление проявлялось в ряде концепций.Так, крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях, суть которого сводилась к тому, что есть общее т. е. Идеи, существующее до единичных вещей и вне их. Например, сначала появляется и существует идея стола, а потом уже создаются конкретные столы сначала идея добра, а потом уже - конкретные добрые дела, и т. п. К тому же до сотворения мира эти общие идеи, или универсалии, как их называли средневековые авторы, находятся в Божественном Разуме.

Природа же, по их мнению, представляет собой последовательность ступеней проявления Бога, который по универсалиям, как по образцам, творит мир. В конечном счете, первоначальным, подлинным бытием, с точки зрения крайних реалистов, обладает не реальный физический мир, а мир общих понятий, идей. Проблема человека в средневековой философии. Для средневекового сознания весь смысл жизни человека заключался в трех словах жить, умереть и быть судимым.

Каких бы социальных и имущественных высот человек ни достиг, перед Богом он предстанет нагим.Поэтому не о суете мира сего нужно заботиться, а о спасении души. Средневековый человек считал, что на протяжении всей жизни против него накапливаются улики - грехи, которые он совершил и в которых не исповедался и не раскаялся. Исповедь же требует столь характерной для Средневековья раздвоенности - человек выступал одновременно в двух ролях в роли обвиняемого, ибо держал ответ за свои дела, и в роли обвинителя, поскольку сам должен был произвести анализ своего поведения перед лицом представителя Бога - исповедника.

Свою завершенность личность получала только тогда, когда давалась окончательная оценка жизни индивида и содеянного им на всем ее протяжении Судебное мышление средневекового человека совершало свою экспансию и за пределами земного мира. Бога, Творца понимали как Судью. Причем если на первых этапах Средневековья Его наделяли чертами уравновешенной суровой непреклонности и отцовской снисходительности, то в конце данной эпохи это уже беспощадный и мстительный Господь.

Почему Чрезвычайное усиление проповеди страха перед грозным Божеством философы позднего Средневековья объясняли глубоким социально-психологическим и религиозным кризисом переходного периода.

Божий Суд имел двойственный характер, ибо один, частный, суд происходил, когда кто-нибудь умирал, другой. Всеобщий, должен состояться в конце истории рода человеческого. Естественно, что это вызывало огромный интерес философов к постижению смысла истории.Философия истории Самой сложной проблемой, порой непонятной современному сознанию, была проблема исторического времени.

Средневековый человек жил как бы вне времени, в постоянном ощущении вечности.Он с охотой сносил повседневную рутину, подмечая лишь смену суток да времен года. Ему не нужно было время, ибо оно, земное и суетное, отвлекало от работы, которая сама по себе была лишь отсрочкой перед главным событием - Божьим Судом. Теологи утверждали, линейное течение исторического времени. В концепции сакральной истории от лат. sacer - священный, связанный с религиозными обрядами время течет от акта Творения через страсти Христовы к концу света и Второму Пришествию.

В соответствии с этой схемой строились в XIII в. и концепции земной истории например, Винцента из Бове. Философы пытались разрешить проблему исторического времени и вечности. А проблема эта была не проста, ибо, как и всему средневековому сознанию, ей тоже свойственен определенный дуализм ожидание конца истории и одновременно признание ее вечности.С одной стороны - эсхатологическая установка от греч. eschatos - последний, конечный, то есть ожидание конца света, с другой - история представлялась как отражение сверхвременных, надысторических священных событий Христос однажды родился и больше родиться не может. Большой вклад в разработку этой проблемы внес Августин Блаженный, которого нередко называют одним из первых философов истории.

Он попытался объяснить такие категории времени, как прошлое, настоящее и будущее.По его мнению, действительно только настоящее, прошлое связано с человеческой памятью, а будущее заключено в надежде.

Все вместе раз и навсегда соединено в Боге как Абсолютной Вечности. Такое понимание абсолютной вечности Бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира надолго стало основой христианского средневекового мировоззрения. Августин занимается судьбой человечества, руководствуясь, однако, библейской историографией, утверждающей, что предреченное пророками за много столетий сбывается в установленные сроки.Отсюда вытекало убеждение, что история, даже при уникальности всех ее событий, принципиально предсказуема, а, следовательно, наполнена смыслом.

Основание этой осмысленности заключено в Божественном Промысле, провидении, Божественной опеке человечества.Все, что должно произойти, служит реализации изначального Божественного плана наказанию людей за первородный грех испытанию их способности сопротивляться человеческому злу и испытанию их воли к добру искуплению первородного греха призванию лучшей части человечества к построению священного сообщества праведников отделению праведников от грешников и окончательному воздаянию каждому по его заслугам.

В соответствии с задачами этого плана история делится на шесть периодов эонов.Августин, как правило, воздерживается говорить о временной продолжительности каждого из периодов и считает все библейские эсхатологические сроки чисто символическими. В противоположность своим христианским предшественникам и средневековым последователям Августин больше интересуется не хронологией, а логикой истории, чему и был посвящен его главный труд - De civitafe Dei О граде Божьем.

В книге речь идет о всемирном сообществе людей, сообществе не политическом, а идеологическом, духовном. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия средневековья. Расцвету схоластики в Западной Европе в X в. предшествовало прогрессивное развитие арабской философии, философии Средней Азии и еврейской философии.Поворотным пунктом в развитии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля в соответствии с новыми историческими задачами и достижениями науки, в особенности математики, астрономии и медицины.

Были разработаны многие самобытные философские идеи. В этих регионах было немало талантливых, крупных и разносторонних мыслителей. Мы рассмотрим наиболее крупных из них. Авиценна.Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина 980-1037 - необычайно разносторонний мыслитель, философ и политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант.

Им написано более 100 книг. Особой славой пользовался Медицинский канон, остававшийся в течение веков одной из руководящих книг по теории и практике врачевания. Основным его философским трудом была энциклопедическая Книга исцеления, разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли князем философов и князем врачей.В своих собственно философских воззрениях он развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологические концепции неоплатонизма.

Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог а душа человека есть нечто бессмертное - она есть духовная форма тела в аристотелевском смысле.В трактовке универсалий он исходит из того, что общие идеи существуют трояко до вещи в божественном разуме, в вещи как сущность единичного и после вещи в человеческом разуме, который абстрагирует общее из вещей.

Труды Авиценны были переведены в Европе, они изучались и изучаются поныне особенно ценны его медицинские идеи и удивительно утонченная практика врачевания. Некоторые фундаментальные учения, прославившие крупных западноевропейских философов X в были заимствованы у Авиценны и других, арабоязычных мыслителей. Таково, например, введенное Авиценной различение сущности и существования.Аверроэс - арабский философ Ибн Рушд 1126-1198, представитель восточного арстотелизма, автор и медицинских трудов.

В трактате Опровержение опровержения он отвергал нападки теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональной религии, доступной немногим образованным, и образноаллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источников теории двойственной истины. Аверроэс исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии.Он трактовал сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог, совечный миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой Ум Нус, в аристотелевском его понимании, рассматривается как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей.

Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса оказали большое влияние на развитие европейской средневековой философии.Ибн Рушд твердо стоял на точке зрения, что первоматерия несотворима и она не может исчезнуть. Признавая бытие Бога, он считал, что Бог не предшествует бытию материи она совечна ему и что функция Божества - превратить потенциальные, внутренне присущие первоматерии формы в действительные.

Движение столь же вечно, как и материя. Движение - возникновение, изменение и разрушение - содержится как возможность в самой материи. Еврейская философия, будучи близкой к арабской, не растворяется в ней и имеет самостоятельное значение.Она выдвинула несколько значительных фигур, оказавших большое влияние на европейскую философскую мысль.

Одним из крупнейших еврейских мыслителей средневековья был Маймонид. Маймонид Моисей бен Маймун, 1135-1204 стремился рационализировать иудейскую теологию на основе учения царя философов Аристотеля, что, по его мнению, дает единственно правильное руководство для заблудших и колеблющихся. По Маймониду, нужно верить в то, что не противоречит разуму, но это не значит, что вс может быть им доказано.Текст Священного Писания нельзя толковать буквально, нужно одухотворенное объяснение буквы закона.

Согласно Маймониду, философия ведет к интеллектуальному, нравственному и телесному совершенству. Он был сторонником идеи о сотворении мира Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира. Учение Маймонида о независимости знания от веры и подчинении знанию буквального смысла библейских выражений показалось раввинам непозволительным ограничением библейского авторитета, продажей Священного Писания грекам.Споры за и против Маймонида временами достигали крайнего ожесточения.

Труды Маймонида приобрели большую известность в Западной Европе и оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли. Заключение. Проанализировав основные положения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него. Список использованной литературы. 1. В.А. Канке. Философия.Исторический и систематический курс Учебник для вузов. 4-е издание.

М. ЛОГОС 2002 г. 344 с. 2. А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. М. ЦЕНТР 1999 г. 269 с. 3. Ю.В. Тихонравов. Философия. Учебное пособие. М. ЗАО Бизнес-школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ, 1998 304 с. 4. Основы философии Учебное пособие для вузов. под ред. Попова Е.В М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 320 с. 5. Философия учебник для высших учебных заведений.Ростов нД. ФЕНИКС, 1999 576 с. 6. История философии Учебное пособие для вузов А.Н. Волкова, В.С. Горнев и др. под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова.

М. Издательство ПРИОР, 1997. 464 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Средневековая, Философия0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средневековая философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Средневековая европейская философия
Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая… Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян,… Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое…

Средневековая философия.
Я спрашивал себя, что же такое греховность, и не нашел субстанцию это извращенная воля, от высшей субстанции, от Тебя, Бога, обратившаяся к низшему,… Воля принадлежит к самой субстанции Его. И если в Божественной субстанции… Делать ведь означало для него творить.

Средневековая философия
Однако в IV в. оно было провозглашено новой официальной религией, и притесняемые ранее христиане из гонимых превратились в гонителей, начали… Но дело не только в этом. В языческом политеизме каждое божество олицетворяет… Он благоговеет перед ней и ей поклоняется.Для христианина же сколь ни совершенен был бы окружающий мир, он – всего…

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Неоплатонизм и средневековая теологическая философия
На сайте allrefs.net читайте: Неоплатонизм и средневековая теологическая философия.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Особенности средневековой христианской философии Более правильным было... Схоластика... Слово схоластик происходит от слова школьный этой философии обучали в школах при монастырях и в средневековых...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Средневековая философия Если брать за точку отчта 529 год закрытие языческих философских школ императором Юстинианом, то средневековая философия начинается с VI века. Если… Для античности в мире движения нет. Хотя вс изменяется и течт, но в итоге вс… В жизни появляется цель. Есть начало есть конец. Начало сотворение мира, потом пришествие Христа. Конец его второе…
  • Средневековая христианская философия Оно появилось около 2х тысячелетий назад. В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии.В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой… При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он… В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма.
  • Средневековая философия Азербайджана Тем более, что в этом государстве в VII-XII вв. шел великий процесс формирования и процветания новоарбской частью арабоязычной культуры ,… Вот эти данные , а также многие другие достижения арабоязычной культуры… Общее силовое поле всей арабоязычной культуры как единое неустанно создавалось усилиями всех народов мусульманского…
  • Средневековая философия На сайте allrefs.net читайте: "Средневековая философия"
  • Философия 4 курс 2 – конспект выполнила РАСА СОДЕРЖАНИЕ Воздействовать на христианина можно приводя цитаты из Библии на... А заповедей то больше не а у иудеев Знающи малое скажи многим Познал чуть больше скажи двум Узнал...