Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр.Подфилософией жизни подразумеваются те философские течения XIX - началаXX века, в которых выразился протест некоторых философов против засильягносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, преждевсего в немецкой классической философии. Представители философии жизни былипротив акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии.Онисчитали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается всвоих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, тоесть отрывается от жизни.

Философия должна исследовать жизнь. С точки зрения большинства представителейфилософии жизни, жизнь понимается как особая целостная реальность, не сводимаяни к духу, ни к материи.Принято выделять два основных варианта философии жизни 1. Биологический А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др. 2. Исторический В. Дильтей, О. Шпенглер . Первым представителям философии жизни былнемецкий философ Артур Шопенгауэр 1788-1860 . Какое-то время Шопенгауэрработал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете.

Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором. Интересно, что Шопенгауэрпредпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философииГегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэрпотерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии со второй половины XIXвека, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля.Неуспех лекций в Берлине былвдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивалгегелевскую философию, называя е порой то бредом параноика, то наглойгалимать й шарлатана.

Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике,которую он считал хитроумным при мом, маскирующим абсурд и недостаткигегелевской системы. Основноепроизведение Шопенгауэра - Мир как воля и представление 1819 . Названияэтого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра.Весь мир, с еготочки зрения, представляет собой волю к жизни.

Воля к жизни присуща всемживым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболеезначима, потому что человек надел н разумом, познанием. Каждый отдельныйчеловек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочиелюди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизмачеловека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, егоинтересов.Человеческое сообщество представляет, таким образом, каксовокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство -каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили другдруга.

Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, всфере искусства и морали. Во взглядах Шопенгауэра можно заметитьнекоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он зналиндийскую культуру, высоко ценил и использовал е идеи в сво м учении.ПравдаШопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как ибуддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Землесправедливого и счастливого общества, лиш нного страдания и эгоизма.

Поэтомуучения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним изпервых философов, который указал на важную роль в жизни человекабессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическимпроисхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдомпри создании его теории.Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль,метафоричность, образность выражения.

Одним из его оригинальных трудов был Трактато любви , Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серь зное явление, чтобыоставлять его только поэтам.В Трактате Шопенгауэра много интересных, яркихобразов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения,возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственнаясила притягивающая влюбл нных - это проявления воли ещ не родившегосясущества, их будущего реб нка - то есть природа вычисляет на уровнеорганизмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этихорганизмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергиявзаимного притяжения этих организмов.

Шопенгауэра принято называть одним изоснователей иррационализма, подразумевая под этим термином все тенаправления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведениичеловека.По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм-отрицательное явление.

Точнее было бы сказать, что Шопенгауэрпросто лучше объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для людейобразом.