Философия Дюги

Философия Дюги В первой половине ХХ века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859-1928 гг.) . Он намеревался направить классовую борьбу в реформистское русло и с этой целью развивал концепцию социальной солидарности.В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности, или взаимозависимости. Факт общественной солидарности осознается индивидами, заявлял Л. Дюги, и порождает норму социальной солидарности.

Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права. Л. Дюги утверждал, что право непосредственно вытекает из общественной солидарности и поэтому стоит над государством, обязательно для него. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей.Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. С позиций солидаризма Л. Дюги отрицал субъективное право и субъекта права как "метафизические", не соответствующие действительности понятия.

Существует лишь объективное право. Норма солидарности создает для индивида лишь "юридическую ситуацию", " социальную обязанность" выполнять определенную функцию в соответствии с положением, которое данное лицо занимает в системе общественной солидарности. Роль концепции о замене субъективных прав обязанностями особенно выпукло обнаружилась в трактовке права частной собственности.Л. Дюги заявлял, что собственность перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальную функцию, долг. И только в этих пределах она пользуется социальной защитой.

Собственность обязывает и должна использоваться в интересах общего блага. Л. Дюги критиковал суверенитет и противопоставлял ему " синдикалистский федерализм". Классовое общество Л. Дюги предлагал переустроить на основе синдикатов, в результате чего, предполагал он, социальная борьба сведется к минимуму и будет достигнуто примирение классов, участие всего народа и всех партий в осуществлении государственной власти.

Соединение синдикатов в федерализм, считал он, приведет к децентрализации, диффузии политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.