рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учения Гоббса

Учения Гоббса - раздел Философия, Учения Гоббса Содержание Введение Краткая Биография Важнейшие События Жизни ...

Учения Гоббса СОДЕРЖАНИЕ Введение Краткая биография Важнейшие события жизни Аспекты и проблематика философской системы Гоббса Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию.В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) . Как и большинство других прогрессивных мыслителей этой эпохи, Гоббс объективно был выразителем интересов капитализма, достигшего значительных успехов в Англии и некоторых других странах Европы.

Субъективно же он считал себя бескорыстным искателем истины, необходимой всему человеческому роду. "Желание знать, почему и как, -писал Гоббс, -называется любознательностью, Это желание не присуще ни одному живому существу, кроме человека, так что человек ни одним лишь разумом, но также этой специфической страстью отличается от всех других животных, в которых желание пищи и других удовольствий ощущения благодаря своему доминированию подавляет заботу о знании причин, являющемся умственным наслаждением. Это последнее сохраняясь в непрерывном и неустанном возникновении знания, превосходит кратковременную силу любого другого плотского наслаждения". Только присущая Гоббсу самозабвенная преданность науке и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии, которые делают его труды и произведения интересными и поучительными до наших дней. Томас Гоббс родился 5 апреля в 1588 года в Вестпорте, вблизи Мальмсбери, одного из значительных в то время городов Вильтского графства, на юге Англии.

Его мать была крестьянского происхождения; отец сельский священник; его родственники занимались перчаточным ремеслом, довольно распространенным в этом графстве, Первоначально Гоббс свое образование получил в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего возраста.

Так как мальчик обнаруживал недюжинные способности и большую склонность к учебе, его определили в городскую школу, где он с успехом продолжал свое образование.

К четырнадцати годам Гоббс обладает уже древними языками настолько, что переводит "Медею" Еврепида в стихах на латинский язык. Пятнадцати лет он поступает в Оксфордский университет и по окончании получает университетский диплом, давший ему право заниматься педагогической работой и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущих философских и научных умов того века - Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и другим - Гоббс в дальнейшим не был связан с университетами.

После окончания университета Гоббс становиться воспитателем одного из знатных аристократических семейств. В это время у него появляются связи среди правящих кругов, в том числе среди придворных кругов Англии.В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его четыре поездки на Европейский континент (его пребывание в Европе составило в общей сложности 20 лет) , главным образом в Париж. Они дали английскому мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично познакомиться с ее виднейшими представителями (прежде всего с Галилеем во время путешествия в Италию в 1646 году) , и принять самое активное участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени.

Постепенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения. Первым наброском философской системы Гоббса стало его сочинение 1640-го года, которое в течение нескольких лет распространялось в рукописи (в дальнейшем в 1650 году оно было издано в виде двух отдельных произведений, из которых первое получило название "Человеческая природа", а другое -"О политическом теле") . На дальнейшую всестороннюю разработку философской системы Гоббса, повлияли события связанные с конфликтом, связанные с английским парламентом и королем, а затем и события Английской революции.

Эти события в общественной жизни Англии стимулировали интерес Гоббса к общественно-политическим вопросам и заставили его ускорить разработку и публикацию своего сочинения "О Гражданине", задуманного им как третья часть своей философской системы, но опубликованного ранее остальных частей, еще в 1642 году. Основная идея этого произведения сводилась к доказательству того, что абсолютный суверенитет государства составляет одну из главных предпосылок спокойной жизни граждан, избавляя их от опасностей гражданской войны (которая начиналась тогда в Англии между сторонниками короля и сторонниками парламента) . Вместе с тем произведение Гоббса было направлено против церковников, ибо одна из его важнейших идей состояла в том, что церковь, неправильно истолковывавшая свои прерогативы, становится одним из наиболее опасных источников гражданской смуты.

Продолжая углублять и обдумывать эти общественно-политические идеи, Гоббс работал над своим крупнейшим политическим и социологическим изданием "Левиафан". Это произведение, заострявшее антиклерикальные идеи "О Гражданине", было издано в Лондоне в 1651 году. Окончательно порвав с королевской партией, Гоббс в том же году вернулся в Лондон.

Здесь он сотрудничает по некоторым вопросам практической политики с лордом-протектором Англии Кромвелем, ведет полемику по одному из важнейших философских вопросов вопросу о свободе воли - с епископом Брамхолом и продолжает разрабатывать свою философскую систему.

В 1655 году выходит в свет работа Гоббса "О Теле", представляющая собой первую часть его системы, а в 1658 году ее вторая часть - "О Человеке". После реставрации монархии в Англии положение Гоббса осложняется. Враждебное отношение духовенства и придворных кругов к автору "Левиафана" приводит к тому, что против него выдвигают наиболее тяжелые в ту эпоху идеологические обвинения в атеизме и свободомыслии.

Гоббсу запрещают печатать книги, имеющие отношение к религии и политике (это запрещение относилось прежде всего к его произведению "Бегемот", вышедшему в 1668 году, посвященному истории гражданской войны в Англии) . Последние годы своей жизни Томас Гоббс посвящает переводу на Английский язык Илиады и Одиссея Гомера, который он заканчивает на 90-ом году своей жизни.

Зимой 1679 года 4 декабря Гоббс умер. Характеристика и сущность проблем затрагиваемых Томасом Гоббсом в своем философском учении.Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику Философских исследований Гоббса, то вырисовывается следующая картина. Проблема 1власти0, проблема генезиса и сущности государственного общежития была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов.

В Англии в условиях революции и гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разработкой вопросов моральной и гражданской Философии, или философии государства, и привлекала, прежде всего, внимание Гоббса.

Философ сам подчеркнул это в посвящении, предпосланном произведению "О Теле", в котором он определяет свое место среди других основоположников науки и философии нового времени.Разроботка этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучению 1человека0. Английский философ, как и многие другие передовые мыслители той эпохи, не поднявшиеся до понимания действительных, материальных причин общественного развития, пытался объяснить сущность общественной жизни, исходя из принципов "Человеческой природы". В противовес принципу Аристотеля, гласящему, что человек существо общественное, Гоббс доказывает, что человек не общественен по природе. В самом деле, если бы человек любил другого только как человека, почему ему тогда не любить всех одинаково.

В обществе мы ищем не друзей, а осуществление собственных своих интересов. " Чем занимаються все люди, что они считают удовольствием, если не злоречие и высокомерие? Всякий хочет играть первую роль и угнетать других; все притязают на таланты и знания и сколько слушателей в аудитории, столько и докторов.

Все стремятся не к общежитию с другими, а к власти над ними и следовательно к войне.Война всех против всех является и сейчас законом для дикарей, и состояние войны до сих пор является естественным законом в отношениях между государствами и между правителями" пишет Гоббс. По Гоббсу, наш опыт, факты обыденной жизни говорят нам, что существует недоверие между людьми. "Когда человек отправляется в путешествие, человек берет с собой оружие и берет с собой большую компанию; когда он ложится спать, он запирает дверь на замок;оставаясь дома он запирает свои ящики. Какое же мнение мы имеем о своих согражданах, раз мы разъезжаем вооруженными, раз мы запираем на замок свою дверь, о своих детях и о прислуге, раз мы запираем свои ящики? Разве этими своими действиями мы не обвиняем людей так же, как я их обвиняю своими утверждениями. " Впрочем, добавляет Гоббс, никто из нас не может их обвинять.

Желания и страсти людей не являются греховными.

И когда люди живут в естественном состоянии, никаких несправедливых актов не может существовать. Понятие добра и зла может иметь место там, где существуют общество и законы; там, где нет установленных, не может быть несправедливости.Справедливость и несправедливость, по словам Гоббса, не суть способности ни души, ни тела. Ибо если бы они были таковыми человек владел бы ими, даже будучи одиноким в мире, так же как он владеет восприятием и чувствованием.

Справедливость и несправедливость суть качества и свойства чело- века, живущего не в одиночестве, а в обществе. Но что толкает людей к совместной жизни в мире между собой, вопреки их наклонностям, к взаимной борьбе и к взаимному истреблению.Где искать те правила и понятия, на которых базируется человеческое общежитие? По мнению Гоббса таким правилом становится 1естесвенный закон0, основанный на разуме, при помощи которого каждый приписывает себе воздержание от всего того, что, по его мнению, может оказаться вредным ему. "Естественный закон - это правило которое кроется не в согласии людей между собой, а в согласии человека с разумом, это- указание разума относительно того, к чему мы должны стремиться и чего мы должны избегать в целях нашего самосохранения. " говорит Гоббс. Так каковы же эти естественные законы человеческого общежития в понимании Гоббса? Первый основной естественный закон гласит: Каждый должен добиваться мира всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, а если он не может получить мира, он может искать и использовать все средства и преимущества войны.

Из этого закона вытекает непосредственно второй закон: Каждый должен быть готов отказаться от своего права на все, когда другие этого тоже желают, поскольку он считает этот отказ необходимым для мира и самозащиты. Помимо отказа от своих прав может быть еще (как считает Гоббс) перенос этих прав. Когда двое или несколько человек переносят друг на друга эти права, это называется договором.

Третий естественный закон гласит, что люди должны придерживаться собственных договоров.

В этом законе находиться функция справедливости.Только с переносом прав начинается общежитие и функционирование собственности, и только тогда возможна несправедливость при нарушении договоров. Чрезвычайно интересно, что Гоббс выводит из этих основных законов закон христианской морали: "Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе". По Гоббсу естественные законы, будучи правилами нашего разума, вечны.

Название "закон" для них не совсем подходит, однако поскольку они рассматриваются как веление бога, они есть "законы". Теория Государства Гоббса логически вытекает из его теории права и морали. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности.Мы знаем уже каковы по Гоббсу, естественные законы, которые диктуются человеком его разумом.

Но разум не всегда требует выполнения этих законов. Ибо исполнение этих законов одними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а не самосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты.Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения.

Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства. Гоббс определяет государство следующим образом: "Государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силу соглашения многих людей является законом для них всех, так как оно может употреблять силы и способности каждого для обеспечения общего мира и защиты. " Лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие, получает название верховной власти;все остальные граждане называются подданными. Но каковы права Государства? Государство, в силу перенесения на него прав всех обладает всеми правами, принадлежащими человеку в естественном состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и права государства.

Нет на земле власти высшей, чем государственная власть, и нет никого, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия; ибо с момента существования государства она обладает всеми без исключения правами всех людей, входящих в него. "Единственное право на земле есть государственный закон, а государственный закон- не что иное, как выраженная внешним образом воля государственной власти. "Так как в государстве единственным определяющим началом для воли отдельного человека становится воля государственной власти, то естественно, что подчинение этой власти должно быть безусловные.

Ибо всякое сопротивление государственной власти приводило бы человека к естественному состоянию "войны против всех". Поэтому тот же самый закон, предписывающий человеку желать мира, требует абсолютного подчинения государственной власти.

У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние человека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасность и спокойное существование. Ясно, что при сохранении этого состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соответствующими правами.Эти права следующие: Первое право Гоббс называет "мечом справедливости"; то есть право наказывать нарушителей закона, ибо без этого права безопасность не может быть обеспечена; Второе право есть "меч войны"; то есть право объявления войны и заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а единство государства - от единства верховной власти.

Третье право - право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина.

Четвертое право - право установить законы о собственности, потому что до установление государственной власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением государства все должно быть определено, что кому принадлежит.Пятое право - право устанавливать подчинение власти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти.

Шестое право - право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрыв государственного единства.Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них. Гоббс является противником отделения исполнительной власти от законодательной. Такое разделение властей является для него единственной причиной гражданской войны бушевавшей тогда в Англии.

Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение обеспечение мира и безопасности гражданам, должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своему безгранична.В республике народное собрание имеет такую же власть над подданными, как король в монархическом правлении, ибо иначе будет продолжаться анархия.

Отрицание абсолютной власти, происходит, по мнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов.Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена волей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верховной власти; поэтому без согласия самой верховной власти они не могут отступиться от своего обязательства.

Гоббс устанавливает три вида государственной власти: монархическую, аристократию и демократию; ибо" государственная власть может принадлежать одному лицу или совету многих. Соответственным образом совет многих людей состоит либо из всех граждан таким образом, что любой из них имеет право голоса и может участвовать, если захочет, в обсуждении дел, либо только из их части. " Тирания и олигархия являются не отдельными формами государственной власти, а лишь другими названиями тех же видов название, которые выражают наше отрицательное отношение к каждой из этих форм. Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых существует государственная власть, является, по мнению философа, монархия.

Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащими гражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и те обязанности, которые вытекают из естественных законов; эти обязанности выражаются в следующем: Благо народа - высший закон, и поэтому они сводятся к повиновению веления разума, который требует блага всех людей.

А так как это благо есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает против предписания государственной власти. Впрочем, нужно прибавить, что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни.Следовательно, задачей власти является, стало быть, обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан.

Но, что такое счастливая жизнь? Счастье, говорит философ, состоит в пользовании различными благами жизни, а для возможности пользования всеми этими благами жизни необходимо следующее: защита от внешних врагов, сохранение мира внутри государства, поднятие благосостояния и богатства и предоставление права каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба для других граждан.Государственная власть, следовательно, должна обеспечивать эти четыре условия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве.

А для того, чтобы государственная власть выполнила свои обязанности, она должна иметь определенные права, о которых я говорил уже раньше. Гоббс вручает государственной власти все права, вытекающие из ее природы: он оставляет за гражданами одно лишь право на физическую жизнь. Даже в духовных делах он отдает всю власть государству.Государственная власть может установить религию и обряды.

Люди неверующие должны тем не менее подчиниться законам государства и исполнять все внешние религиозные обряды. Внутренний мир веры и мысли не доступен власти; поэтому она не может предписывать нам верить или не верить.Но если нам предписали бы, говорит Гоббс, в нехристианском государстве, например, "выражать языком или внешними знаками исповедания, противные христианству, то мы должны были бы повиниться законам государства, сохраняя в сердце своем веру в Христа" Каковы должны быть, по теории Гоббса, взаимоотношения между государством и церковью? Гоббс полагает, что церковь есть не простое соединение верующих; соединение верующих без законного разрешения не образует еще церкви.

Чтобы соединение верующих стало законным собранием, оно должно получать разрешение государственной власти: только под этим условием оно получает право издавать постановления.Следовательно только верховная власть своим согласием превращает собрания отдельных лиц в правильное, законное собрание, в церковь.

Раз церковь может образоваться только с согласия и при содействии государственной власти, ясно, что из нескольких народов, различных в политическом отношении, не может образоваться единая церковь. Каждая нация есть в тоже время и церковь и государство; разница между церковью и государством есть разница лишь по форме. Тот же союз людей есть государство, поскольку он складывается просто из людей, и церковь, поскольку он складывается из верующих людей, христиан.Из этого соотношения церкви и государства вытекает, что граждане, обязанные безусловным повиновением государственной власти в мирских делах, обязаны повиноваться церкви в духовных делах. Это повиновение должно быть полное.

Ибо о догмах веры рассуждать нельзя: они обсуждению не подлежат, "их нужно принимать замечает очень едко Гоббс как пилюли врача: целиком и не разжевывая". Гоббса многие его противники обвиняли в атеизме. Гоббс старался доказать, что обвинение это необоснованно.Но если было бы неверно считать Гоббса явным атеистом, проповедующим безбожие, то с полным правом можно утверждать, что его учение ведет к атеизму и что поэтому его ненавистники имели полное основание рассматривать его философию, как атеистическую.

В чем видит Гоббс корни религии? Корни религии, по мнению Гоббса, лежат в страхе человека за свое будущее, страх будущего побуждает людей искать причины вещей и явлений ибо "знание их позволяет людям устроить настоящее лучше и так, и так чтобы оно больше служило им на пользу. " Отсюда ведут две дороги: одна ведет к признанию существования высшей силы, называемой нами богом; другая к созданию в воображении множества богов, которые должны нам не только объяснять причину предметов и явлений мира, но и помогать получить нам необходимые предметы, если они нам полезны, и избегать их, если они могут принести нам вред. Доискиваясь в причину вещей люди приходят к заключению, что должна существовать последняя причина, которая сама по себе причину не имеет.

Эту последнюю причину люди называют богом.

Но эта мысль о причине есть лишь абстрактное умственное заключение, никакого представления об этой последней причине люди иметь не могут. В большинстве случаев незнание природы вещей и явлений заставляет людей полагать, что эти явления вызваны кокой-то неведомой, таинственной силой.Так как явления причиняют людям удовольствие или страдание, то ясно, что они хотят знать что за сила, которая всесторонне влияет на их жизнь, и они поэтому выдумывают всевозможные таинственные силы, от которых они зависят. А "этот страх перед невидимыми и необъяснимыми вещами является естественным семенем того, что мы называем религией. " Боги говорит Гоббс, суть не что иное, как творение нашего воображения, и нет вещи имеющей название, которая не была бы рассматриваема людьми как бог или черт. " Основные идеи Гоббса вкратце можно резюмировать следующим образом.

Страх перед будущим корень религии.Невежество, то есть незнание причин явления, и склонность видеть повсюду таинственные силы и неведомых духов - основная причина религиозных верований и религиозного культа.

Сознательный обман и закрепления невежества среди народов, как лучший способ держать их в повиновении - к этому сводится всякая деятельность служителей религии.Такие взгляды на религию прямо ведут к атеизму, и как бы Гоббс не подчеркивал, что речь идет только исключительно о языческих религиях, а не о религиях откровения, для всех очевидно, что речь у него идет о всех религиях.

Можно смело сказать, что Гоббс вплотную подходит к пониманию религии и религиозных культов того времени, как к орудию для подчинения. Мы уже видели, что Гоббс считает, что церковь в любом случае должна подчиняться государственной власти. Религия - не как вера, а как вероисповедание - тоже всецело зависит от государства.Согласно Гоббсу религия - это суеверие, признанное государством. Притязание церкви диктовать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим к анархии и возвращению общества в первоначальное состояние войны против всех. Некоторые элементы учения Гоббса о естественном праве оказали значительное влияние также на развитие экономической мысли, которая находила свое развитие в Англии тех времен.

В первую очередь это относится к учению Гоббса о "войне против всех". Экономическим вопросам, в тесном понимании этого слова, Гоббс в своих трудах уделил сравнительно мало внимания.Он их коснулся поскольку постольку они были связаны с его общей политической теорией.

Но они, однако, заслуживают всеобъемлющего осмысления и анализа, как и любые другие аспекты философской теории Гоббса. Экономические мысли Гоббса, в основном, изложены в его произведении " Левиафан". Его экономические взгляды и высказывания касаются главным образом вопросов стоимости и денег - две центральные проблемы, философские проблемы привлекавшие к себе внимание большинства ранних экономистов.Я постараюсь привести наиболее характерные высказывания Томаса Гоббса, написанные им в своем Левиафане: "Что касается изобилия веществ пишет Гоббс то природа ограничивает их продуктами, которые бог обыкновенно либо дарует человечеству безвозмездно, или продают за труд. Для получения их человеку требуется только труд и прилежание, поскольку изобилие вещей и товаров зависит кроме милости божьей еще от труда и прилежания людей. " В своей книге "О гражданине" Гоббс пишет: "Для обогащения граждан необходимы две вещи: труд и бережливость. Полезна также третья вещь, а именно, естественные произведения земли и моря. Четвертый источник война, которая подчас увеличивает богатство граждан, но чаще война только уменьшает его. Необходимы только первые две вещи, ибо даже государства, не имеющие посевной площади, могут обогатиться за счет одних только хорошо развитых торговли и промысла. " "Стоимость или ценность человека, так же как и всех других вещей пишет Гоббс есть его цена, то есть она составляет столько, сколько выгоды и полезного результата может бать получено в результате пользования его силой или его интеллектуальными способностями, и потому она не имеет абсолютного характера, и не зависит от потребностей и суждения других лиц. Труд человека есть товар, который, как и всякая другая вещь, может быть обмениваем на вознаграждения, и существовали государства, которые, обладая территорией в размере только необходимой для поселения, не только сохраняли тем не менее свои силы, но и увеличивали их частью посредством труда, затрачиваемого на торговлю между разными регионами, частью способом продажи мануфактурных изделий из материалов привезенных из других областей". В этих изречениях Томаса Гоббса мы видим трудовой теории стоимости, которая получила свое первое выражение у ученика Гоббса- не менее известного философа Тьерри.

Чрезвычайно интересны высказывания философа в его произведении "Бегемот". Оно построено в форме диалога между двумя собеседниками, обсуждающими причины гражданской войны и другой смуты, возникающей в государстве,: "В случае возникновения мятежей под предлогом стеснения говорит первый собеседник большие столицы оказываются необходимым образом на стороне мятежников; ибо притеснения обычно вызываются налогами, а горожане, то есть купцы, занятые по профессии добыванием частной прибыли, по природе являются прирожденными врагами налогов, так как вся их гордость заключается в том, чтобы безгранично обогащаться посредством искусства покупки и продажи". - "Но ведь говорят, что из всех профессий- это наиболее полезная для общества, так как купцы дают работу бедным людям" " Это значит, отвечает первый собеседник, что они заставляют бедных людей продавать им свой труд по цене, которая устанавливается ими же, купцами, так что обычно эти бедные люди могли бы получать лучшее содержание при помощи работы в работном доме в Браднеймле, чем посредством прядения, ткачества и других подобных работ, выполняемых ими; единственное, чем они могут себе немного помочь, это своей небрежной работой, к стыду для наших мануфактур". Мы привели лишь некоторые наиболее важные аспекты из экономической теории Гоббса, заслуживающие достоверной оценки на сегодняшний день. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Если мы попытаемся проанализировать и осмыслить все проблемы и вопросы затронутые Томасом Гоббсом в своих произведениях и в своей философской системе в целом, то нам этого, наверняка, не достичь, поскольку спектр проблематики философских изысканий Гоббса чрезвычайно широк и разнообразен.

В нем отражены те насущные проблемы того времени, и даже современности, без которых невозможно дальнейшее развитие философской мысли и различных философских систем.

Современники и последователи теории Гоббса ценили его чрезвычайно высоко, так Д. Дидро в своих изысканиях не раз хвалил высокую четкость и определенность в трудах Гоббса, он сравнивал его с тогдашним корифеем сенсуализма Локком и даже ставил Гоббса выше его. О высокой оценке Гоббса свидетельствует характеристика Маркса, в которой он хотя и подчеркивает физическую и механистическую ограниченность Гоббса, но вместе с тем Маркс видит в нем одного из родоначальников материализма нового времени.

Также Маркс объявляет Гоббса одним из родоначальников философии анализа или так называемого логического позитивизма.

Стоит заметить, что философская система Томаса Гоббса обладает все теми же недостатками, что и вся механическая методология в целом, но как и вся методология она сыграла очень важную роль в истории развития общественной мысли.

Мощный ум Гоббса, его проницательность позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, как из богатого источника, все буржуазные мыслители не только семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого веков вплоть до современности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ "Левиафан", Томас Гоббс (издательство "Мир", 1988 год) "Избранные произведения" Т. Гоббс ("Мысль", 1978 год) "Механический материализм Томаса Гоббса"(ж/л Наука 1991 год) "Большая советская энциклопедия" (1979 год).

– Конец работы –

Используемые теги: учения, Гоббса0.032

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учения Гоббса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция
Для освещения данной темы первоначально необходимо освятить особенность Китайского права.Традиционная для Китая концепция общественного строя,… Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы постулат о существовании… Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. …

Т. Гоббс Основные аспекты его философского учения
Только присущая Гоббсу самозабвенная преданность науке и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области филосо- фии,которые… После окончания университета Гоббс становиться воспитателем одного из знатных… В это время у него появляются связи среди правящих кругов,в том числе среди придворных кругов Анг- лии.В…

Политическое и правовое учение Томаса Гоббса
В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса, являвшегося сторонником абсолютизма государственной… Не является исключением и эта работа, посвященная естественным законам и… Вполне очевидно, что идеологи абсолютизма в США, черпающие свои знания, в том числе и в учении Т. Гоббса,…

Политические и правовые учения Томаса Гоббса
В своих произведениях О гражданине и Левиафан Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти,… В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических… Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение…

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Диалектика как учение о развитии и способ философствования
Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в… Развитие античной философии и науки расширило сферу применения диалектики. Как… Космос для него не тайна, а самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно…

Диалектика как учение о всеобщих и универсальных связях и развитии
Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений. А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания… Диалектика предстает как учение о связях. Диалектическому мышлению присущ… Представителями этих направлений были Парменид и Гераклит. Досократики различали бытие «по истине» и бытие «по…

Вклад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта
История наземного транспорта, выделившего из себя новый вид—железнодорожный, уходит вглубь веков. Эта история, как нам кажется, представляет собой… За 120 лет до новой эры греческий физик Герои Александрийский изготовил… Только Цени Ланей (1647—1714), с 1688 г. профессор математики Марбургского университета, в 1680 г. сообщил о своем…

Идея всеединства В. Соловьева и его этическое учение
Пытаясь создать картину мироздания, основанную на идее Бога, как абсолютного сверхприродного идеального начала, Соловьев рассматривает… Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть философию… Контуры всеобъемлющей философской системы, намеченной в работах «Философские начала цельного знания» и «Критика…

Учение Ф. Энгельса о формах движения материи и разработка онтологических проблем в диалектическом материализме
Это была механическая картина мира, в которой материя представляла собой иерархию систем. Вначале атомы связываются в отдельные тела, которые в свою… Причем скорость распространения взаимодействий считалась бесконечной (принцип… До сих пор не удалось заменить единую концепцию мира Ньютона другой, столь же всеохватывающей единой концепцией». В…

0.026
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Этическое учение Л.Н. Толстого В конечном счете, о его отношение легко догадаться, основываясь на его мировоззрении, очертания которого прослеживаются в его трудах. Я хотел бы проанализировать его произведения с точки зрения этики, что… Если цель к конечном счете и не достигнута, то само стремление к ней мобилизует скрытые резервы организма, и наполняет…
  • Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени… Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека,… Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги.Фрейд,…
  • Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и различное Техника, в свою очередь, расширяет возможности научного познания природы.Бэкон провозгласил вместе с Декартом главные принципы философии Нового… Именно Бэкон выразил базовую заповедь нового мышления в афоризме «Знание —… Для бэконовской методологии характерен тезис о том, что природа побеждается только подчинением ей. Истинное Знание,…
  • Учение Платона об «идее» Космос полон божественного смысла, являющего собой единство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. По Платону, мир по… Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею… Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией…
  • Атомистическое учение Демокрита Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) количества частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости… Видным представителем атомизма был Демокрит. Исходное положение атомической… Демокрит отличает то , что существует во мнении от того, что существует в действительности: «лишь в общем мнении…