рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философская концепция П.Я. Чаадаева

Философская концепция П.Я. Чаадаева - раздел Философия, Философская Концепция П. Я. Чаадаева Петр Яковлевич Чаадаев Является Одним И...

Философская концепция П. Я. Чаадаева Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представителей философской мысли России западнического направления. Он всегда привлекал внимание историков русской мысли. Правда, ранее интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в единственном из "философических писем" напечатанном при жизни автора.Мировой читатель долгое время был лишен возможности узнать развитие и суть философской концепции Чаадаева, так как опубликовано было только одно письмо при жизни.

Кроме того, сами письма считались утерянными и найдены были только в 1935 г. несколько писем не было опубликовано, так как в них Чаадаев положительно отзывается о религии. Перейдем к изучению концепции Чаадаева. Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом, поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив центре всего его религиозную установку.Не смотря на религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам говорит: " Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а просто христианский философ". У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная, натура, искавшая деятельности но не внешней, не мелочной, неслучайной а всецело и до конца воодушевленной христианством. Если один из величайших мистиков христианского Востока(св. Исаак Сирианин) глубоко чувствовал "пламень вещей", то к Чаадаеву можно применить эти замечательные слова так: он глубоко чувствовал "пламень истории", ее священное течение, ее мистическую сферу.

В теургическом восприятии и понимании истории – все своеобразие и особенность Чаадаева.

По теургической установке, Царство Божие строится при живом участии людей. Основная богос-Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении, как Церковь.Действие христианства в истории во многом остается таинственным, по мысли Чаадаева, ибо действующая сила христианства заключена в "таинственном его единстве"(т.е. в Церкви) . Исходя из теургической основы своей концепции, Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственности его за историю(хотя исторический процесс таинственен и движется Промыслом) , и поэтому решительно выражает против "суеверной идеи повседневного вмешательства Бога". Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает ответственность и свободу человека.

Но здесь его философские построения опираются на его антропологию, к краткому изложению которой мы сейчас и перейдем. " Жизнь (человека, как) духовного существа писал Чаадаев в одном из своих "Философических писем" обнимает собой два мира, из которых один только нам ведом". Одной стороной человек принадлежит природе, но другой возвышается над ней но от "животного" начала к "разумному не может быть эволюции". Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде. Человек глубочайше связан с обществом бесчисленными нитями, живет общей жизнью с ним. Без слияния и общения с другими людьми мы были бы с детства лишены разумности и не отличались бы от животных.

Из этого признания существенной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычайно важные выводы.

Прежде всего, "происхождение" человеческого разума не может быть понято иначе, как только в признании, что социальное общение уже заключает в себе духовное начало, -иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в новых человеческих существах, но свет разумности хранится и передается через социальную среду.

С одной стороны, индивидуальное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально входит в человека от общения с людьми, с существе своем исходит от того, что выше людей - от Бога. Из этой двойной зависимости человека(от социальной среды, от Бога) происходит не только пробуждение разума в человеке, но здесь же находятся и корни его морального сознания. "Все благо, которое мы совершаем, есть следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе". Этот супранатурализм не переходит в окказионализм у Чаадаева или какую-то предопределенность наоборот, Чаадаев всячески утверждает реальность свободы чело- века. Однако свобода человека несет в себе разрушительную силу и, чтобы подействовала ее разрушительная сила, она(свобода) нуждается в постоянном воздействии свыше.

Это учение о страшной" силе свободы у Чаадаева стоит в теснейшей связи с учением о поврежденности человека и всей природы учением о первородном грехе.Для Чаадаева "Субъективных" разум полон "обманчивой самонадеянности"; идеология индивидуализма ложна по существу, и поэтому Чаадаев без колебания заявляет: "Назначение человека - уничтожение личного бытия и замена его бытием вполне социальным или безличным". Гносеологические взгляды Чаадаева, которые он выразил лишь попутно, определялись его критикой кантинеанства, с одной стороны, а, с другой стороны, критикой Декертовской остановки на эмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть "начало искаженное, искалеченное, извращенное произволом человека". Для Чаадаева источник знания "столкновение сознаний", иначе говоря, взаимодействие людей.

Чаадаев, конечно, не отвергает опытного знания, но весь чувственный материал руководствуется идеями разума.

Если реальность "высшего сознания" стоит над сознанием отдельного человека то ключ к этому, кроме самой метафизики человека, дан в личности исторического бытия, как особой форме бытия.Чаадаев подчеркивал, что христианство раскрывается лишь в историческом (а не личном) бытии, но он делает и обратный вывод - само историческое бытие не может быть понято вне христианства.

Смысл истории осуществляется "божественной волей, властвующей в веках и ведущей род человеческий к его конечным целям". Это есть концепция проведенциализма. По Чаадаеву творится Царство Божее и поэтому исторический процесс может быть понят лишь в линиях проведенциализма.Но Царство Божие для него творится на земле оттого христианство и исторично по существу, его нельзя понимать "потусторонне". Для Чаадаева (этого требовала логика его историософии) религиозное единство истории предполагает единство Церкви: раз через Церковь входит божественная сила в историческое Бытие, то, тем самым, устанавливается единство самой Церкви.

Отсюда высокая оценка Запада. "На Западе все создано христианством". Высокая оценка западного христианства определяется у Чаадаева всецело историко-философскими, а не догматическими соображениями.Горячие и страстные обличения России у Чаадаева имеют много корней в них нет какой-либо одной руководящей идеи. Чаадаев не смог включить Россию в ту схему проведенциализма, какую навевала история Запада.

Чаадаев откровенно признает какой-то странный ущерб в самой идее провиденциализма: "Провидение исключило нас из своего благодетельного действия на человеческий разум всецело предоставив нас самим себе". В развитии своего философского мировоззрения Чаадаев по-разному решал эту "загадку" России.В начале Он пришел к выводу, что Россия предназначена для того, чтобы послужить уроком для остального человечества.

Именно эта позиция выражена в первом из "Философических писем"(которое было опубликовано) . Дальше эти мысли у Чаадаева приобретают большую определенность, он приходит к убеждению, что очередь для России еще выступить на поприще исторического действия еще не наступила. Дальше он развивает мысль: "Провидение сделало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами.Оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества". Вся значительность (для русской мысли) построений Чаадаева в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России возвращался к темам Чаадаева, Хотя его решения этих тем имели сравнительно мало сторонников.

– Конец работы –

Используемые теги: Философская, Концепция, Чаадаева0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философская концепция П.Я. Чаадаева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

"Исторический анализ систем "карандаш", "общество", "договор" в свете четырех основных концепций: концепции системного подхода, концепции самоорганизации объекта, концепции неопределенности (дуализма), концепции ноосферн
Так как грифель находится внутри основы, то для дальнейшего выполнения функции письма происходит воздействие на основу - процесс подтачивания, т.е.… В объекте «карандаш» существует одна связь между элементами системы… При этом каждое положительное действие со стороны основы сопровождается вредным действием со стороны грифеля, т.е.…

Чаадаев П.Я. Философская концепция
Перейдем к изучению концепции Чаадаева.Чаадаев является ярко выраженнымрелигиозным философом,поэтомувойти в систему Чаадаева можно, поставив центре… Еслиодин из величайшихмистиков христианского Востока св. Иса-акСирианин… Основная богос-ЦарстваБожия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в исто-рическомвоплощении, как Церковь.Действие…

Философская концепция Маркса
При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Маркс высоко оценивает диалектический метод, разработанный… Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции,… В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной…

Объективный идеализм Платона, Философский взгляд П Я Чаадаева на судьбу России
После смерти Сократа в 399г до н.э. Платон покидает родину на 12 лет. За это время он посещает, в том числе и Египет, Южную Италию и Сицилию. Посещение Египта сыграло важную роль в формировании научных, политических и… Платону импонировало в Архите сочетание политической и научной деятельности в одном лице не менее, чем содержание его…

Философская концепция Маркса
При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Маркс высоко оценивает диалектический метод, разработанный… Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции,… В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной…

Философская религиоведческая концепция психоанализа З Фрейда
Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и ученияоснователя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об… Проблема религии занимает особое место в социальной философиипсихоанализа.… Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основымифов о рае и аде, добре и зле, боге и…

Социально-политические и философские взгляды П. Чаадаева
Во время Отечественной войны 1812 г в действующей армии. Он участник Бородинского сражения, сражения под Кульмом.Еще до войны, интересуясь… В том же году Чаадаев дает согласие И. Д. Якушкину вступить в другое тайной… Но декабристом Чаадаев не стал при всем сочувствии к их идеям и взглядам (антикрепостничество, вера в просвещение, …

П.Я. Чаадаев и его историко-философская концепция
У всех на устах были его слова: “ мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого… Притом, христианское сознание не терпит никакого ослепления, и менее всех… Целью этой работы является рассмотрение историософской концепции П.Я. Чаадаева, которая была изложена в столь…

Взаимосвязь культуры и цивилизации в философской концепции Освальда Шпенглера
Действительно, не- мецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древ- ности, и… Базовыми понятиями для этой концепции являются культура и цивилизация, которые… Сделанные О.Шпенглером выводы о неизбежной гибели Запа- да оспариваются многими исследователями его творчества его…

Философские письма Чаадаева.
Вот все, что я имею вам сказать, сударыня, по поводу выраженных там предположений об оценке мною вашего характера. Не будем говорить более об этом и… Впрочем, чему удивляться Это естественное следствие того печального положения… Среди всего окружающего вас, могло ли сообщить устойчивость вашим идеям то немногое, что мне было позволено вам…

0.051
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Концепция развития философской категории Это обстоятельство и обусловило интерес к Федорову и идеям русского космизма в целом. В русском космизме можно выделить две тенденции:… Смелые, предвосхищающие будущее мысли Федорова Достоевский "прочел как бы за… Родился Федоров в 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Его отцом был князь П. И. Гагарин, а матерью - дворянская…
  • Предмет философии в ее истории. Специфика философского знания. Структура философского знания и его функции Специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности так как оно имеет очень много общего с... Структура философского знания и его функции Ф знание имеет определенную... Плюрализм философского знания и его предпосылки Плюрализм от лат pluralis множественный позиция согласно...
  • Философская концепция Н.Ф.Федорова В русском космизме можно выделить две тенденции естественнонаучную и религиозную. Центральной фигурой религиозного космизма является Н.Ф.Федоров.… Ходили рассказы о колоссальных познаниях Федорова, утверждали, что он знал… Его отцом был князь П.И.Гагарин, а матерью - дворянская девица Елизавета Иванова. Как незаконнорожденный, Николай…
  • Античный символизм. Концепция античности. Подобной же концепции придерживался и Гегель в своем выражении « классической художественной формы » античности и ее символов. В греческой мифологии… Красота - печать космоса. В христианской символике стремление человека… Об этом мы будем говорить в следующем книге «Десять лекций по христианству» из общего курса «100 лекций по…
  • Христианская концепция человека и гуманизм искусства Особенно ярко это проявилось в христианстве. «В христианстве, — пишет Ф. Энгельс, — впервые было выражено отрицательное равенство перед богом всех… Как ни парадоксально, но это равенство служило не объединению людей, но еще… Это связано с тем, что в условиях разложения первобытнообщинного строя, когда человек, выделяясь из массы, мысляший в…