рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия

Философия - раздел Философия, 13. Антропологический Материализм Л. Фейербаха. Критика Им ...

13. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика им религии и идеализма Фейервах представитель философии 2-й ½ 19 в. В отличие от Канта и Гегеля он материалист. С материалистической позиции он подверг критике идеализм, приемущ. Гегелевский. Он критиковал его надуманность выводов, абстракцию. Кроме Все идеалисты мало уделяют проблеме человека. В их понимании человек – это лишь духовное существо.Критикуя идеализм Фейервах критикует и традиционную религию, обращая внимание на их тесную взаимосвязь.

Проблеме религии посвящен 1 из главных его трудов – «Сущность христианство». По его мнению религия возникла в силу невежества людей и по мере прогресса познания науки, она будет изжевать себя. Религия для человека необходима, но иная, нетрадиционная. Любовь к Богу, люди должны перенести на своего ближнего, любовь к ближнему это та сила, которая способна объединить людей, нравственно возродить человечество. Свой материализм Ф. назвал антропологическим.Главное в его философии учение о человеке.

По Ф. – человек это телесное и духовное существо. При этом телесное является главенств. Строение тела человека позволяет ему иметь разум, волю, религию, чувства. Это и есть сущность человека. Поскольку они являются свойством тела, то сущность человека биологическая. Биология человека на протяжении 1000-летий не изменялась. Сущность человека внеисторична, неизменна. Общество по Ф. совокупность биологических индивидов.Поскольку биология неизменна, то в обществе возможна установить такие законы, что история будет соответствовать природе человека и такие законы будут вечными. Вывод: 1. Материализм Ф. был метафизическим.

Он не сумел по достоинству оценить диалектику Гегеля и отбросил ее. 2. Материализм его оставался созерцательным т.е. не рассматривал человека как практически действующие существо, а только как погруженное в мир природы. 3. В объяснении общества Ф. стоял на идеалистических позициях т.е. считал, что первичным в жизни общества является сознание людей. 14. Соц истор. условие формирования Марксистской философии.

Теоретические источники Марксизма. Марксизм возник в 40-е гг. 19 в. В Германии. В это время на Зап. капитализм достиг зрелой стадии развития. Выделилось 2 основных класса: буржуазия и пролетариат. Положение рабочего класса было тяжелым (низкая з/п, тяжелые условия). Это приводило к массовым выступлениям.Движения носили стихийный хар-ер, нуждаясь в организации, стратегии и идео-логии.

Идеологами стали Маркс и Энгельс. Основы идеологи были заложены в «Манифесте каммун. партии» (1848). Он возник из-за общественной необходимости. Теоретические источники: 1.Нем. класси. философия. Была позаимствована из диалектики Гегеля и идеализма Фейерваха. Однако диалектика Гегеля была идеалистической и ее нужно было переработать на материалистические позиции т.е. природа и общество развиваются сами по себе. Была создана матер. диалектика.В результате создан новый тип философии: диалектический материализм (на основе Ф). 2. Англ. полит. экономия.

Из неё было позаимствовано учение о стоимости товара. На основе этого учения Маркс создал учение прибавочной стоимости, которую изложил в основном труде «Капитал». Если рабочий работал 12 ч то капиталисты плат. за 8 ч а за остальное время рабочий создает прибавочный продукт. Стоимость этого продукта – прибыль, идет в карман капиталиста.Так происходит накопление капитала. 3. Фран. утопический соц. М. и Э. была позаимствована модель нового соц. общества, которая придет на смену капиталис-го. Основной причиной деления общества на классы и эксплуатацию считали частную собственность.

В новом соц. обществе она должна была смениться общественной. В будущем соц обществе все граждане будут трудящимися, равными. Общество справедливо устроено, главная ценность – человек.Однако учение Фурье, СенСимона было утопическим, т.к. они не видели реальной силы, способной осуществить переход к новому справедливому обществу – социализму.

М. и Э. попытались на основе утоп. учений создать теорию научного коммунизма. По их мнению, переход от капит. к коммун. возможен только на высоком уровне матер дух. развития, где движущая сила - рабочий класс. 25. Движение. Основание формы движения, их взаимосвязь Движение, пространство и время называют атрибутивными средствами материи.Атрибутивными, это значит без которых она не существует, но движение, пространство и время тоже не существуют без материи.

Движение – это внутренне присущая материальная активность. Понимается также как любое движение. Мысль в том, что движение присуще самой материи и неотделимо от нее. В Др. Греции была высказана еще Демократизмом. В 17 в. ее развил Джон Толанд. Альтернативой движения является покой – это устойчивое, относительно постоянное состояние материи. Благодаря покою, возможна дифференциация материи на отдельные предметы, явления.Без покоя была бы сплошная масса материи. Покой, однако, временен.

Проявляется в том, что ни один материальный объект не может существовать вечно. То, что возникло, должно погибнуть, вечна только материя. Первая классификация формы движения материи предложена Энгельсом («Диалектика природы»). Э. выделил 5 форм движения: 1) механическое, 2) физическое, 3) химическое, 4) биологическое, 5) социальное.Они связаны генетически, каждая последующая форма вытекает из предыдущей, включает их в качестве своей основы, но не сводится к ним. Она имеет свое собственное качество и свои закономерности развития.

Современная наука внесла коррективы в классификацию Э. Механическую форму движения исключает из основных, а вместо нее включает 2 формы движения: ядерно-физическую и планетарную.Современная наука различает 6 основных форм движения: ядерно-физическая, планетарная, физическая, химическая, биологическая, социальная. 6. Учение о человеке в философии Древней Греции Сократ 1-ым поставил в философии проблему человека.

Задачей философии, по Сократу - дать ответы на жизненно важные для человека вопросы: В чем смысл жизни? Какое место человек занимает в мире? В чем смысл добра? Красоты? Справедливости? Поскольку большинство вопросов относятся к этике, то его считают ее основателем.Он сформировал «золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Особое значение придавал лире. Умеренность - высокий уровень развития личности, а крайности – это пороки.

Бережность – жадность. Мужество – безрассудство. Платон продолжил учение Сократа о человеке. Он считал: душа человека бессмертна и способна переселяться в другие тела. Но может и в тело животного. В зависим. какую жизнь жил человек. Самые совершенные души попадают в мир идей. Они созерцают этот мир и через какое-то время переселяются в тела будущих мудрецов. Душа, побывавшая в мире идей, припоминает идеи, и это припоминание есть самое ценное знание.Платон различал два вида души: чувственную, разумную.

По их соотношению, делит всех на 3 категории: 1) Люди у кого чувственная душа преобладает над разумной. Они не способны выработать в себе чувство меры, впадают в крайности, нуждаются в руководстве со стороны. Предназначение таких людей – физический труд. Рабов Платон считал говорящими орудиями труда. Их удел – самая грязная работа. 2) Люди, которых чувственная и разумная душа уравновеш.Такие люди обладают сильной волей, мужеством, нравственными качествами. Предназначение таких людей – защитить отечество – войны.

Воины проходили спец. обучение в спец. школах (физ. обучение), потом изучали матем. и музыку. 3) Элита общества, она не многочисленна. Характерно преобладание разумной души над чувствами. Предназначение элиты – руководить обществом. Обязаны изучать философию.Идеальными Платон назвал общество, в котором все три категории людей добросовестно выполняют свои функции. Аристотель Учение о человеке занимает у его второстепенное место.

Он различал 3 вида души: растительную, животную, разумную (присуща только человеку). Разумная душа делится на: пассивную и активную. Пассивная –душа, обеспечивающая повседневное существование человека, лишенная спос. творчества. Таких большинство и душа эта смертна. Только незначительная часть обладает активной душой – это творческая душа. Такой душой обладают философы-мудрецы, ученые, а так же творцы искусства. Активная душа бессмертна.После смерти человека, она сливается с мировым разумом. 15. Марксистское учение о чел. и обществе.

Понятие общественно-экономической формации М. и Э. рассмотрели человека как практически действующие существо. Образ жизни принципиально отличен от животного. Животное приспосабливается а человек преобразует мир. По М. и Э. труд создал человека. Человек создает искусственную среду обитания (геогр. среда), в которой живет полноценно. Преобразуя природу, человек преобразовывает себя. Из дикаря он становился культурным существом.В ходе труд. деятельности прошли изменения - прямохождение.

Лапа трансформировалось в руку, что нужно для трудовой деятель-ности. Формировалось и соц. качество. Можно выжить только в коллективе. Развивалась речь, увеличился мозг. Ср. V мозга обезьяны – 350 см3, а челов. – 1300 см3. Развивались лобные доли, ответственные за мысл. деят. Усиливалась дифферен-циация в полушариях. Левое – абстрактно-логические операции. Правое – пространственная ориентация, конкретно-чувственное мышление.Только ребенок может стать соц. существом.

По мнению М. человек конечно природно-социальное существо, но сущность у него социальная. Формируется она совокупностью общественных отношений и проявляется в способностях к труду и мышлению. Учение об обществе. Материалисты и идеалисты до Маркса в объяснении общества стояли на идеал-их позициях, т.е. считали, что главным является общественное сознание. М. 1-м создал матер-ое суждение об обществе.По М. главным в жизни общ-ва является матер-ая жизнь или общественное бытие.

Поэтому, каково бытие, такого и сознание людей. Меняется бытие, меняется и сознание. Ядром матер. жизни является промышленное производство и с/х. М. обозначал его термином «Способ производства». Он включает производи-тельные силы. Производственные отношения – это те, которые складываются в процессе производства. Сначала они соответствуют уровню производительности сил но тормозят, усиливаются противоречия, дост. конфликта и разрешаются революцией.В результате рев-ии происходит смена способа производства.

Способ производства у М. является критерием деления исторического процесса на общественно-экономические формации. Выделяет 5 способов производства общественно-экономических формаций. Развитие общества до коммунизма М. назвал пред историей. История общества начинается с коммунизма. Коммунизм не есть придел общест-го развития. Внутри себя он будет проходить этапы развития.Большое место в учение об обществе занимает теория класс-сов и классовой борьбы.

Э. написал труд «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва». Причина распада общества на классы – частная собственность. С возникнове-нием классов связано и появления гос-ва, которое являлось диктатурой господствующего класса. Классовая борьба проходит через всю ист. общества. Борьба капитал. общества будет обостряться, разрешится социал. революцией, это и ознаменует переход к новой формации – коммунистической. Его прогноз не осуществился.Они переоценили рев. способность, недооценив способность буржуазии.

Радикально сокращен раб. день, увеличена з.п улучшены условия труда. Все это привело к затуханию классовой борьбы. 16.Разработка материалистической диалектики в грудах М. и Э. М. и Э. создали материалистическую диалектику. Между ними существовало разделение труда.Вопросами диалектики природы занимался Э диалектикой общества – М. Э. поставил задачу: доказать, что природа развивается сома по себе диалектически, без вмешательства мирового духа. 3 великие открытия в его время: учение о живой клетке, закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина. Все живое имеет нечто общее, состоит из клеток, это подтверждает принцип всеобщей связи.

Все виды энергии взаимосвязаны и переходят друг в друга. Револ. теория Дарвина подтвердила 2 диалектических принципа всеобщей связи. Капитализм – это целостное развивающиеся общество и источником являются противоречия.Исходное противоречие заложено в товаре, которое есть единство потребительной стоимости. Из этого противоречия развивают-ся все другие, в том числе основное – между общественным хар-ром. производства и частной формой его присвоения.

Противоречия капитализма находят выражения в классовой борьбе, которая неизбежно, по М должна завершиться соц. революцией. Она будет означать переход к новой общественно экономической формации. М. доказал действие не только принципов диалектики, но и их законов. 7. Религиозная ориентация средневековой западной философии.Учения К. Тертуллиана, А. Блаженного, Ф. Аквинского Средневековье – эпоха феодализма ( 5 – 15 вв н.э.). В разные истор. периоды средневековье оценивалось по-разному.

Мыслители Возрождения рассматривали его как эпоху варварства. Главная особенность эпохи – безраздельное господство христианства. Как идеология, хр-во подчинило себе всю духовную жизнь. Философия потеряла почетное место.Задача философии отныне виделась лишь в комментировании истин священного писания считались вечными и не могли подвергаться сомнению.

Философ ран. Среднев Квинт Тертуллиан. По его мнению, наука, искусство не нужны, ибо они ведут к отступлению от веры. Необходимо только священное писание и усвоение морали. Был противником греческой учености и искусства. Греческая философия – изощрена. Искусство и скульптура развращает человека. Считал, что Христос проповедовал простым людям: рыбакам, крестьянам – с чистой душой.Только чистая душа способна воспринять учение Христа. Представитель ран. среднев Августин Блаженный.

В отличии от Тертуллиана, он допускал существование науки, но задачу ученых видел в поисках премудростей творца в природе. Оценил способность искусства воздействовать на человека, но допускал его только в пределах христианства. Греческое искусство как языческое, отрицал. Отрицал и национальное искусство. Хр-кое искусство должно пробуждать и развивать религиозное чувство. Религиозное чувство – есть условие глубокой веры. Высоко ценил музыку церковную.Большое место в его учении - проблема человека, чему посвящен труд «О двух городах». К граду божественному он относил людей, которые любовь к богу довели до презрения себя. К граду земному относил людей, которые любовь к себе довели до презрения бога. Он развил христианское учение о двойственности (дуализм) души. В душе человека 2 начала: божественное и дьявольское.

Божественная часть определяет стремление к возвышенному, добру. Дьявольское начало - порочное, грешное.Смысл жизни: подавлять порочное и совершенствовать божественное.

Нач. 13.в поздн. сред Фома Аквинский. Его учение в 19 в. получило название неотомизм. Подвел итог развития философии сред-вья – труд «Суммы». Главный из этих трудов «Суммы теологии». Свою основную задачу видел в примирении науки к религии. Он считал: разум дан Богом, наука же – плод разума. Поэтому ни разумом, ни наукой нельзя пренебрегать.Попытался доказать средствами разума, существование бога. Он приводил следующие доказательства: 1) Поскольку в мире земном все изменяется, то это значит, что есть источник движения и это бог. 2) В мире земном ничего не происходит без причин, значит существует первопричина и это бог. 3) Все живое в мире земном стремится к совершенству.

Есть идеал совершенства и это бог. 4) Все что происходит в мире земном, подчиняется необходимости. Случайности он отрицает. А источник необходимости – это бог. 5) Все в мире земном устроено целесообразно.Эта целесообразность исходит от бога. Выводы ученых не должны противоречить свящ. писанию.

Развил геометрическую систему мироздания. Согласно его учению: центр Вселенной – Земля (гео), вокруг нее по круговым орбитам вращается солнце, луна и 5 планет, далее твердь небесная, звезды – отверстия, через которые проникает божественный свет. За твердью находятся обитель святых, а за ним обитель ангелов. 1 Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.Состоит из двух категорий: мир и взгляд - это система обобщенных знаний, убеждений, принципов, выражающих сущность мира, человека и их взаимоотношение.

Из определения следует структура мировоззрения - обобщенный взгляд на мир, человека, убеждения, принципы, ценности. Основных 3 миров-их вопроса - что есть мир - человек - их взаимоотношение. Мировоззрение есть у каждого псих, нормального ч-ка. Выполняет роль ориентира в жизнедеятельности, является стержнем личности, каково мировоззрение таков и образ жизни.В мировоззрении различают 2 уровня: обыденный - складывается в повседневной жизни на осн. здравого смысла, вкл. наблюдения, опытные знания, но здесь возможны суеверия, оно не бывает глуб-ым. Теоретический (научный) - системность только на теоретическом уровне появляется адекватное осмысление жизненных явлений.

Именно здесь выявляется критичность мышления и своя позиция. 1 из задач мировоззрения формирование теоретического мышления. Оно присуще личности, эпохе, соц. группе.Истинные типы мировоззрения: 1) мифологические - самый ранний способ осмысления человеком мира, себя, мира. 2) религиозное - от религалие (лат) благочестие.

Ранняя религия – вера в мн. богов (Др. Египет, Шумеры). Более поздняя - монотеистическая - вера в одного бога (христ. ислам, буддизм). Для религии характерно признание существования потустороннего мира и - Бога носителя добра есть творец человека, мира. Ядром религии является моральный кодекс - любовь к ближнему, 10-ти словие Моисея.Религия основана на вере. Философский как тип, формируется в 1 тыс до н.э. в Др. Индии, Др. Китае, Др. Греции.

Термин ввел Платон и значит он «любовь к мудрости». Различают 2 раздела: Антология - философское осмысление природы, общества и человека. Гносеология - учение о сущности познаваемости мира. 18. Мировоззренческие принципы классической и неклассической философии.Западная философия до конца 19 в. была классической. Ее мировоззренческие принципы: 1) Мир устроен разумно, целесообразно и развивается по объективным законам; 2) Логика мышления воспроизводит логику функционирования и развития мира. Поэтому весь мир познать возможно, при условии, что будут правильно найдены методы познания; 3) Разум - есть высшая духовная ценность, а наука – критерий общественного процесса.

Для классической философии была характерна вера в человека, его разум, будущие; разделение правды и лжи, добра и зла, прекрасного и безобразного. Все это придавало ей гуманистический характер. Это было ядром всей классической культуры.На рубеже 18-20 вв. в жизни европейского общества произошли несколько изменений, что основы рационализма были подорваны, и причины тому 3: 1) Глобальная соц. катастрофа, связ. с гибелью млн. людей; 2) Надвигающийся экологический кризис; 3) До к. 18 в. наука была иной (мн. денег вкладывалось в военное производство). Последовал кризис рационализма.

На смену ему пришел иррационализм.Принижение роли разума, либо полное отрицание его роли. Изменения, произошедшие в обществе, получили осмысление в иррационалистической философии (философия жизни). Иррационализм явился фазой, основой нового типа культуры – модернистской.

Мировоззренческие принципы не классической философии: -мир не устроен разумно, он хаотичен, в нем действует не закон, а случайность; - поскольку мир не устроен разумно, то логика мышления не может воспроизводить его состояние, поэтому оно извращает действительность, оно ложное. Логическому мышлению был противопоставлен новый тип мышления – интерпритативный (фрагментарный). 19.Философия жизни Ницше. Фрейдизм.Разум не есть высшая духовная ценность, предпочтительнее внерациональные виды познания, интуиция, воля к жизни, к власти.

Основателем этой философии явился Ницше. Центральное понятие в его философии – жизнь – это дух-я, космическая сила, разделенная на три потока: растительная, животная и человеческая. Основная характеристика жизни – творчество, которая достигает наивысшей точки. Ей чужны постоянство, стабильность.Материя – это омертвевшая жизнь в представлениях Ницше. Воля к власти - основная характеристика жизни из-за природного неравенства жизненных сил, значит, к воле власти, люди подразделяются на 2 типа: высших и низших, сильных и слабых.

Естественное право на жизнь имеют только сильные, слабые лишены этого права, сильный тип понимается не однозначно. Чаще всего это творческие, талантливые люди – лидеры. В других случаях Ницше наделял их сверхъестественными качествами. Слабый тип деградирует общество.Раньше талантливых людей было немного больше. Ярый противник христианства, т.к. оно есть религия слабых, рабов.

Отрицает свободу, самобытность личности. Фрейдизм. Психику человека разделил на 3 уровня: подсознание (оно), сознание (эго), общественное сознание (супер эго). Главную роль в жизни человека играет подсознание – основано на принципе удовольствия. В подсознании много инстинктов. Главный – сексуальный, проявляющийся в различных видах творческой деятельности. Агрессивный инстинкт – разруши-тельная деятельность.Большую роль отводят инстинкту жизни и смерти (энус и танатус). Борьба этих инстинктов во многом определена жизнью не только отдельного человека, но и общества, ку-ры. Если бы инстинкты ничем не сдерживались, то люди бы не смогли жить совместно, по этому на базе подсознания возникло сознание.

Роль сознания сводит Фрейд к контролю над деятельностью подсознания, оно сдерживает, подавляет импульсы, которые идут с подсознания -> совместная жизнедеятельность людей.Супер эго – это общественная установка норм, правил, которые навязываются извне обществом.

К сверх сознанию относят всю культуру, полит. установки, ценности – они чрезмерно давят на подсознание и несовместимы с ним. 4. Методы философии. Возникли в Др. Греции. Первоначально понимали как искусства спора. Гераклитом было введено понимание диалектики - это учение о всеобщей связи развития и противоречивости мира. От сюда следуют 3 принципа диалектики: всеобщая связь, развитие, противоречие.Суть принципа всеобщей связи: в материальном мире все взаимосвязано и находится во взаимодействии.

Отсюда следует системное устройства мира. Мир - это бесконечная система, сост. из бескон-го множества подсистем разного уровня. Наша вселенная - система галактики каждая галактика - система звезд и др. Солн. сист-ма состоит - солнце, 9 планет, метеориты. Земля тоже система, это система сост. из живой и не живой природы. Живая природа тоже система, общ-во тоже система, включающая множество подсистем: соц полит дух. Человек - тоже система.Наш мир устроен по принципу системности, поэтому метод системы структурного анализа явл. универсальным.

Развитие - восхождение от низшего к высшему. Это более высокое качество высшего порядка. Развитие нашего мира прогрессивно, хотя прогресс включает регресс. В не живой природе разв-е выражается в усложнении материальной структуры. В живой природе развитие имеет бол. сложный хар-р. Выражается в эволюции (теор. Дарвина), и приобретает динамичный характер. Источником развития явл. противоречия.Мир развивается в силу присущих ему противоречий. Противоречие заложено в атоме - зарождается ядро и цитоплазма.

Основным процессом развития организма является ассимиляция и диажмиляция. Метафизика отрицает принципы противоречия. Поэтому источник движения развития она усматривает в духовном первоначале. Метод метафизики закреп, в 17 в. Бэконом. 10. Дуализм. Рационализм. Декарта.Декарт - математик аналитически. геометрия, философ рационалист. Свою задачу видел в примирении идеаластов и материалистов.

Он объявил первично и материю и сознание (дуализм). Решить эту задачу не удалось. Если считать первичной материю, и сознание, значит между ними нет никакой связи, и в таком случае сознание не является функцией мозга. Вывод: сознание превозн. в мозг из вне, а мозг вместилище сознания, а это объективный идеализм. 2 вида субстанции (то, что ни от чего не зависит.) МАТЕРИАЛЬНАЯ природа она им. мыслилась как разумно устроен мех-зм сост. из мех-мов степени сложности.Не проводил различия между живой и не живой природ организм очень сложный мехонизм.

Духовная 2. Философское мировоззрение. Круг проблем философии. Философия и специальные науки. Будучи обобщаемой наукой, философия выступает в роли методологии по отношению к другим наукам. Спец-ные науки изучают какую-то отдельную область познания.Каждая специальная наука свои исходные положения берет из философии (напр. педагог психол история). Она опирается на достижения спец-х наук, обобщает, систематизирует, анализирует, тем самым обобщает себя и развивает свои категории (философские понятия). Если философия отрывается от наук, то она теряет научность и практическую значимость. Связь философии и спец. наук носит диалектический характер, отличается у других наук обобщением и является методологией для других наук. 20. Философия экзистенциализма.

Получил развит. после 2-ой Мировой Войны. Представители: Ж.П. Сартр, А. Камю – Франция; К. Ясперс и М. Хайдеггер – Германия.Восходят к трудам Шопенгауэра, Бердяева. Бытие человека предшествует бытию мира. Это значит, окружающий мир существует до тех пор, пока человек живет.

Бытие человека разделяется на неподлинное и подлинное. Не подлинное бытие – это существование человека в обществе среди других людей. Общество враждебно личности, оно подавляет ее, навязывает свои нормы. Особенно враждебно для личности общество массового потребления, которое стало форм-ся в н. 20 в. в связи с кризисом рационализма.Утрата веры в разум, науку, обесценило идеалы, убеждения.

На 1-ый план выдвинулись матер. ценности. Ценность личности стала определяться деньгами. Цель жизни – накопление богатства. Мотер. ценности не могут объединить людей, сеют вражду, зависть. В результате духовный мир человека обедняется. Общество массового потребления – общество стандартизирующих личностей. Процесс усиливает-ся в школе. Самыми мощным стандартизирующими стали СМИ. Стандартизация – хорошая база для тоталитаризма.Общество массового потребления являлось базой для примитивной массовой культуры.

Культура тела вытесняет культуру духа. Существует и подлинное бытие - экзистенция. Это внутренняя, духовная жизнь человека, определяющая его «я». Подлинное бытие не может быть постигнуто разумом, нужно быть утонченным, что развивается в особо трагических ситуациях. Человек приобретает способность взглянуть на свою жизнь, и увидеть ее абсурдность, и как можно было реализовать свою экзистенцию. Философия является тем, что существенно предшествует сущности.Сущность человека формируется им самим и на протяжении его жизни.

Человек ответственен за то, какой он. Он не согласен с Марксом, что сущность человека определяется обществом, отношениями, ибо в таком случаи, она оказывается внешней по отношению к личности. Проблема свободы. В большинстве своем экзистенционисты рассматривают отрицание того, что навязы-вает общество личности, особенно традиционную мораль – нигилизм. У Камю свае понимание свободы. Свободу он видел в бунте против абсурда.Большое место в философии занимает проблема жизни и смерти.

Камю писал: «Ответить на основной вопрос философии, значит решить, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить». Камю и другие дают отрицательный ответ на этот вопрос. Сартр: «Человек рождаясь делает первый шаг к смерти». Соотношение к жизни и смерти – ведущую роль играет смерть. 21. Позитивизм.Неопозитивизм Позитивизм -рационалистическая фил-ия. Возникновение его связано с достижением естественных наук 19 в. Позити-висты подвергли критике всю традиционную философию, объявив её в не научности, оперируя неясными понятиями.

Позитивисты выступали с претензией на революцию филосо-фии на созданием научной позит. фил-и, которая была бы ориентирована на естественные науки. Основатель фил-ии позитивизма - Огюст Конт. Научным он считал только данные опытов. Не видел разницы между природой и общественными явлениями. Считал что методы требован, естественных наук применимы к природе и к обществу.Явления общ. жизни следует только фиксировать но не объяснять.

Философия должна стать служанкой науки. И должна разработать методы познания для конкретных наук. Конт, Спенсер и Милль разработали ряд методов для таких наук как социал биологии, физики, лингвистики. Занимался математическими методами исследования. В 20гг. 20в. сформировался неопозитивизм. (Основатель - Морис Шлик; представитель - Карнап, О. Нейрат) Все науч. суждения по их мнению следует разделить на 2 вида аналитические, синтетические.Аналитические - простая фиксация фактов.

Синтетические – обобщенные, нуждающиеся в проверке на научность. Для проверки С. суждений предложили метод (верификации) Суть метода: С. суждения расчленены на А которые проверяются опытом. Если опыт подтверждает истинность, то исходное С. суждение истинно. Применение этого метода привело, к тому, что круг научных знаний сузился. Широкие теоритич. сужде-ния, законы, оказались вне науки т.к. расчленение их на аналит. суждения невозможно.Видя недост. этого медода неопозитивисты предл.

Принцип подтверждаемости. Суть: если в пользу определения синтет. суждения можно привести достаточное количество доказательств, то он истинный. Этот метод несколько расширил круг научных знаний, но за его пределами оказались широкие теорет. обобщения. Т. о. неопозитивисты не смогли создать подлинно научной философии.Основная ошибка в том, что они сводили теорет. знания к опытному, а такое сведение в принципе невозможно, т.к. теория обобщения воспаряет над фактами и не может качественно теоретических знаний отличить от опытно-экспериментальных.

Заслуга неопоз. сост. в требовании четкости научного языка, однозначности терминов. 8. Состояние Духовной жизни эпохи возрождения. Натурфилософия, пантеизм. Эпоха возрождения - к. 12 в Италия. Возрождение – фил. и социалог. учения в эпоху становления раннего буржуазного общества.Философия перестала играть роль служанки богословия и приобрела перспективу развития. Реформация в Германии началась раньше чем в других странах зап. Евр. Это соц полит, движение против буржуазии и католической церкви.

Формируется новая концессия - протистанство (Лютеранство, кальвинизм, пуританство) Центр эпохи Возрождения - человек. Он представляется как сущ-во с безграничной возможностями, являющийся в жизни, чтобы их осуществить. Если средн-вье ценило в человеке способность к духовному возрождению, то возрождение - знания и умение, уникальность личности, талант. Символ эпохи - человек-творец.Для эпохи Возр. характерен всплеск научного знания в разных областях (особенно в астрономии). 1553 г. труд Коперника «Об обращении небесных тел», в котором он продемон. гелеоцентрическую систему мировоззрения.

Он считал, что наша вселенная единственная и створена Богом. Бруно - труд «О множестве миров». (Таких миров как наш бесконечное множество, нет различий между небесами и землёй). Он отрицал творение Бога. Галилей сконструировал телескоп.Рассмотрел млечный путь. Он сформировал осн. принципы механики (Ньютон разроб. законы механики.). Природа, писал он, написана языком математики.

Да Винчи - вклад в математику, механику. Эпоха Воз эпоха великих географ, открытий Васка да Гама. Магеллан. Идеал эпохи Воз идеал души и тела. Ведущее философское направление эпохи - понтензм (всебожие). Бог есть духовное начало, бог присутствует в самой материи и предст. собой творческую силу. В неживой природе она проявляется слабо. Больше Божественная творческая сила выражается в живой материи.Эта филос. способствовала тому, что проблема человека стала центральной.

Человек - творец самого себя. Если он не состоялся, то виноват в этом сам. Эпоха Воз зарождение социал полит. отношений М. Макиавелли - сторонник процветающего буржуазного гос-ва. Тип правления республика. Оптимальный тип правления просвещенная монархия. Правитель обязан заботится о процветании го-ва, защите, быть решительным и не считаться в средствах.В эпоху Возр. появляются 1-ые утопические социалист, учения (Утопия Мора) «Город солнца» 9. Особенности духовной жизни эпохи Нового времени.

Философские взгляды Ф. Бэкона. Новое время 17-19 вв. Продолжение развитие кап-зма, усиление позиций буржуазии. Развив, торговля, наука. Укрепляется авторитет разума. Разум - высшая духовная ценность. Развитие интеллекта - высшая цель. Мир устроен разумно, упорядочено. В нем действие объективные законы. Цель науки - познать эти законы. Чтобы это сделать необходимо найти правильные методы познания.В поисках методов познания произошло разделение на эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм: Ф. Бэкон, Дж. Локк. Это единственный научный метод познания - эксперимент, опыт. Что доказано опытом - истина. Высоко ценился метод индукции - движений мысли от фактов к обобщению. Индукция: полная, неполная. Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант. Гегель. Чувству нельзя доверять. Часто органы чувств дают нам не истинную информацию. Рационалисты необоснованно преувеличивают роль абстрактного мышления.Метод рационалистов - дедукция (движение мысли от обобщения к фактам). Бэкон «знание сила, сила в знаниях» Наука должна приносить общ-ву пользу, должна иметь практическую цен-ть. Мозг не прямое зеркало, а кривое искажение истины возможно в силу ряда причин (они призраки разума, или идолы) 4 идола: призрак пещеры, театра, площади, рода. Суть идола пещеры: любой ученый человек имеет субъективные особенности, предпочтения, представления.

Все это предопределяет его угол зрения на исследуемые объекты.Что способно привести к искажению истины.

Суть идола театра: в слепой вере чей-то авторитет. Суть идола площади: замусореность языка и научного в том числе. Идеальным считали язык математики. Все науки должны создать такой язык. Смысл идола рода: люди хотя и разные, но в них есть общий род и это предопределяет угол зрения всего человечества. 22. Проблема бытия в философии Возникла в Древней Греции.Под бытием в основном понималось то устойчивое, постоянное, что стоит за пределами чувственно воспринимаемых явлений, которые постоянно изменяются.

С материальной позиции эта проблема решалась философами милетской школы, с идеалист Пифагором. Парменидом, Сократом. Платоном. В с/в различали два вида бытия: абсолютное вечное неизменное бытие это Бог. земное сотворенное Богом бытие оно далеко от совершенства в нём нет ничего вечного, совершенного. В новое время бытие талантливое гениальная личность, человек - творец, бытие - это разум человека, утверд. Позиции рационализма.На рубеже 19-20 вв. в результате кризиса рационализма, возникло новое представление о бытии: мир не устроен разумно, он хаотичен, в нем правил случай, разум не есть высшая духовная ценность. 23-24. Развитие представлений о матери в философии.

Революция и кризис в физике на рубеже XIX-XX вв. Диалектико-материалистическое определение материи, его анализ. Уровни структурной организации материи. Понятие материи введено Платоном, Материя - это вещество пассивное и бесформенное.Представления о материи как о веществе сохранились до нового времени.

В н/время благодаря достижениям естественных наук было расширено представление о материи. Под материей стали понимать все то, что обладало свойствами массы, имеет объем и непроницаемость. В это время сложилась строго отработанная картина мира. Основывалась она на неделимости атомов, на том, что законы Ньютона являлись всеобщими, т.е. действуют везде.Однако на рубеже 19-20 вв. в физике были сделаны важные открытия, которые разрушили привычную картину мира. Была открыта делимость атома (супруги Кюри, Паули, Резерфорд). Атом, как оказалось имеет сложную структуру, состоит из микро частиц, имеет положительно заряженное ядро и отриц. заряж. электрон оболочки.

Мир микро частиц оказался странным. Это не вписывалось в старое понимание материй, возник вопрос: материальны ли они? Большинство физиков считали что они не материальны.Возник важный мировоззренческий вопрос: если частицы не материальны, то материя не бесконечна, она имеет нижнею границу.

Следовательно и верхняя кем-то сотворена. Это позиция объективного идеализма. Материализм опровергнут и доказано истина объективного материализма. Меньшая часть физиков считали, что элементарные частицы материальны. Представление о материи устарели, их надо расширить.Новое учение о материи было создано Лениным и изложено в труде: «Материализм и эмпириокритицизм». В этом труде он определил материю как объективную реальность данную нам в ощущениях. Это дано с позиции основного вопроса философии: Что первично? В определении ответ: материя – это объективная реальность.

Этот термин обозначил существование независимого от мирового духа или сознания. Если материя существует независимо, то она первична. На вопрос: познаваем ли мир? Ответ: данное нам в ощущениях. Это значит, что материя отражается в других, более сложных формах и поэтому она познаваема. Преимущество такого определения в его широте. Из него следует, что материя – это все то, что есть сознания.Такое широкое понимание материи предотвращает возможность новых кризисов науки. 26. Пространство и время.

Субстанциальная и реляционная концепции соотношения движения, пространство, времени и материи. Пространство выражает структурную организацию материи. Основное свойство пространства нашего мира – трех мерность. Это значит положение любого тела определяется длинной, шириной и высотой. Геометрию применительно к пространству нашего мира создал Евклид.В этой геометрии суммы двух углов создают 180o, а грани прямые.

Русским математиком Лобачевским была высказана мысль, что не везде и всюду такое пространство, оно например может иметь вогнутую форму, и он создал первую неевклидовую геометрию. В нем сумма углов треугольника = 180гр а грани вогнутые. Для выпуклого пространства была создана геометрия Риманом. Сумма углов треугольника больше 180 гр. а грани выпуклые.Современная физика подтвердила существование разного видом пространств – пространство относительно (изменчиво). Время выражает длительность протекания процессов.

Основное свойства нашего мира – однонаправленность. Время течет от прошлого к будущему, а обратного движения нет. Развитие прогрессивно, поэтому время течет в перед. Сущность времени есть в теории относительности Эйнштейна. Из специальной теории следует, что при скоростях, приближающихся к скорости света пространство искривляется а время замедляется.Чем больше масса космического тела, тем сильнее его гравитационное поле, пространство искривляется а время замедляется.

– Конец работы –

Используемые теги: Философия0.044

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Философия 2 курс 3 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Расшифровка значений ВЪРА ВеРА ВЬРА ВЕРА Слово ошибка О это ОНО какое то ШИБКА т е быстро...

Философия 1 - конспект выполнила РАСА
Почти стенографическое конспектирование уроков АДУ начато в июле года... Видеоуроки го курса скачаны отсюда http yafh narod ru asg html... Слова мне ранее незнакомые или непонятные отмечены знаком вопроса в скобках Конспекты вторично не...

Философия 1 курс 3 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Веданта Философия Мудрость Предков А Мудрость Предков... Не прожигай время Т е если даже ты сидишь мечтаешь то ты мечтай о чем то хорошем Т е создавай хороший мир Т е...

Философия 2 курс 2 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Если во всех реальностях в которых существует человек его жизнь... Качество познания действительности идет от того насколько я смог ощутить себя этой психоэнергетической сущностью...

Философия 13 - конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Взаимосвязь с Вселенной порождает в человеке скрытые силы при... Человек как одна из мирооснов Вселенных имеет то же самое начало что и другие живые сущности как находящиеся вне...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философия 12 - конспект выполнила РАСА СОДЕРЖАНИЕ Слово Мудрости Волхва Велимудра Кто решит идти по вниз уходящей дороге никогда не получат достаточной силы чтобы вернувшись к... Родовая мудрость Государства и... Ежели кто приласкает накормит чадо сироту дав ему кров тепло и уют от Души а не корысти для то совершит он...
  • Философия 3 курс 2 – конспект выполнила РАСА СОДЕРЖАНИЕ ГОМЕЛЕТИКА искусство составление проповедей Гомилетика призвана...
  • Философия 4 курс 2 – конспект выполнила РАСА СОДЕРЖАНИЕ Воздействовать на христианина можно приводя цитаты из Библии на... А заповедей то больше не а у иудеев Знающи малое скажи многим Познал чуть больше скажи двум Узнал...
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Особенности средневековой христианской философии Более правильным было... Схоластика... Слово схоластик происходит от слова школьный этой философии обучали в школах при монастырях и в средневековых...
  • Философия, ее предмет и место в культуре На сайте allrefs.net читайте: Философия, ее предмет и место в культуре.