философ и политик Никкола Макиавелли

Введение. Философия – наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Главным вопросом философии является взаимоотношение человека с миром в целом. Структуры философского знания: что первично? Материя или сознание? (познаваем ли мир?). Проблема научного знания.Современная наука возникла в Европе в 17-18вв, как особая форма познания мира и его преобразования. В период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новый взгляд на мир. Научное мировоззрение основывается на допущении, что мир природы не есть арена действия произвольный одухотворённых сил поступающих по своему желанию, а потому непредсказуемых, а наоборот, миром правит закон – необходимая существенная повторяющаяся между событиями наука искала такие методы изучения и такой организацией знания, чтобы его можно было фактически применять, а также передавать в пользование широкому кругу людей.

Наука, в отличии от обыденного познания ориентируется на поиск сущности истины, т.е. того, что не лежит на поверхности явлений и процессов не дано непосредственно чувством, более того, скрыто от них. Проникнуть в сущность вещей нельзя путём простого наблюдения, обобщения фактов, необходимы специальные процедуры трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли.

Идея рациональности, как работы с идеалистичными объектами возникла ещё в античности. Наука изменяет это представление, в ней существует ограничение с практическим использованием и применением.

Наука присоединяет к идее античной рациональности идею возможности перевода идеального объекта в сделанную руками человека вещь. В науке идеальные объекты это те, которые проверяются на практике. Научная мысль = технологическая мысль.Основные особенности научного знания: основная задача научного знания обнаружение объективных законов действительности; непосредственная цель и высшая ценность научного знания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, характерная черта – объективность; наука ориентирована на воплощение в практику, чтобы быть "руководством" к действию по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами; наука представляет процесс воспроизводства знаний, образующих систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных норм, закреплённых в языке естественном или искусственном. Характерно непрерывное самообновление своего концептуального материала;. использование специальных материальных средств (приборов, инструментов) и идеальных средств и методов: логические, математические, диалектические, системные, кибернетические методы; строгая доказуемость, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Историческая справка.

После окончания Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы.

Под эпохой Средних веков настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического продвижения вперед. Неуклонно наступала эпоха Возрождения. Эпоху Возрождения называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения.Возрождение прославилось расцветом Реалистического искусства, которое пришло на смену иконописного, условного и мистифицированного, искусства Средневековья. Возрождение дало человечеству таких гениев живописи, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджелло, Ботичелли; таких писателей, как Бокаччио, Франсуа Рабле, поэта Петрарка и других деятелей того времени.

Социально-политические и культурные условия Возрождения благоприятно повлияли на развитие философской мысли.Но философия эпохи Возрождения не ограничилась только возрождением и развитием (приспособлением к своей современности) античной философии.

Наряду с этим и в органичной связи с этим Возрождение обогатило историю и содержание философии всего человечества разработкой новых и важных проблем мировоззрения. Хотя Возрождение не дало ни одного значительного теоретического философа, в области политической философии оно дало одного исключительно выдающегося мыслителя - Никколо Макиавелли.Его политическая философия носит научный и эмпирический характер, основана на его собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными.

Когда при случае Макиавелли решается назвать те цели, которые ему самому представляются желательными, они оказываются достойными нашего всеобщего одобрения.Во многом традиционное злословие, которое неотделимо от имени Макиавелли, обязано негодованию лицемеров, ненавидящих откровенное признание в совершенном зле. Конечно, в учении Макиавелли остается немало такого, что действительно заслуживает осуждения, но в этом он является выражением своего века. Подобная интеллектуальная честность в вопросах, касающихся политической бесчестности, едва ли была бы возможна в какое-либо иное время и в какой-либо иной стране, кроме разве Греции, среди людей, обязанных своим теоретическим образованием софистам, а практической выучке - войнам мелких государств, которые в классической Греции (как и в Италии эпохи Возрождения) составляли политическое окружение индивидуального гения.

Биография.

Макиавелли Никколо ди Бернардо – итальянский политический мыслитель, общественный деятель и писатель, родился во Флоренции 3 мая 1465 года. Происходил из обедневшей дворянской семьи нотариуса. Фамилия Макиавелли образовалась из прозвища, которое переводится как "вредный гвоздь". Это прозвище означало, что все носители могут постоять за себя. Родители Макиавелли были образованными людьми.Его отец – Бернардо Макиавелли поддерживал дружеские связи с известными книгопродавцами.

В их числе был и Джунта, потомок которого позднее стал первым издателем книг Никколо. Сохранились сведения о том, что мать Никколо писала поэмы. Семья была большая. Заработка Бернардо едва хватало на покрытие самых непосредственных нужд семьи. Это дало повод Никколо писать. О событиях детства, юности и ранней молодости Никколо известно мало. Судя по всему, он не получил систематического образования.Никколо не посещал университета, а учился дома. Латынь, которая в ту пору входила в моду, он стал постигать с семи лет. Вскоре он приохотился к чтению древних писателей и историков, а также великих творцов новой итальянской культуры – среди них Данте, Петрарка, Боккаччо.

Благодаря усилиям родителей и влиянию культурной среды, а также его собственной настойчивости он был подготовлен к деловой карьере.Судьба разделила все бренное существование Никколо Макиавелли на земле на три части: первая (1469-1498гг.) – формирование личности и характера; вторая (1499-1512гг.) – практическая деятельность на посту флорентийского секретаря; третья (1512-1527гг. ) – творчество.

В двадцать девять лет он вступил на политическое поприще, в сорок три года он его лишился, и лишился навсегда.Более четырнадцати лет Макиавелли накапливал практический опыт, и почти столько же времени у него ушло на то, изложить накопленное в политико-философских, исторических и литературно-художественных произведениях.

Личность и творчество Макиавелли привлекали к себе внимание Маркса и Энгельса, которые были хорошо знакомы с его основными сочинениями и основными идеями. Они видели в нем идеолога восходящей буржуазии, последовательного и бескомпромиссного противника феодального строя, католической церкви, военного писателя и теоретика.Но прежде всего Макиавелли вызывал интерес своими политическими и историческими произведениями, в которых достаточно определенно выражались требования нового класса и новой эпохи: "Государь", "История Флоренции", " Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" и "О военном искусстве". Самое знаменитое произведение Макиавелли – "Государь". Это произведение создано в самом начале восьмилетней ссылки Макиавелли, в июне-декабре 1513 года. У Макиавелли зарождаются мысли: осмыслить как можно более глубоко и всесторонне человеческую историю, историю человеческого общества в его деяниях и свершениях и учрежденных правах, свободах и обязанностях, словом осмыслить историю, как осуществление и осознание становления и прогресса свободы.

Для реализации своего замысла Макиавелли почти одновременно пишет такие произведения как "Государь" и "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия". (1513-1515гг.) Первое посвящено построению такого государства и общества, а также формированию такого государя, которые оказались бы способными вывести итальянский народ из состояния тяжелейшего социально-экономического и политического кризиса, раздробленности, отсталости.

В "Государе" Макиавелли рисует модель абсолютного монарха, который с помощью всех средств – жестокости и обмана, демагогии и справедливости, хитрости и прямодушия – обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти.

Проблеме взаимоотношения нового государя с народом и знатью Макиавелли уделяет много внимания, поскольку считает достижение определенного равновесия классовых сил одной из важнейших задач.Макиавелли справедливо полагает, что государи становятся великими, когда преодолевают трудности и оказанное им сопротивление.

Он выстраивает внушительную программу, выполняя которую государь может добиться того, чтобы его почитали.Политический реализм Макиавелли связывает свободу с истиной, с правдой. Макиавелли настаивает на том, чтобы государь больше всего избегал льстецов, которыми полны дворцы, и окружал себя людьми, которые способны ему всегда говорить только правду, какой бы горькой она не была. Если правила, предлагаемые Макиавелли, соблюдаются государями, то власть, нового государя делается крепче и обеспеченнее.

В "Государе" он описывает почерпнутые из истории примеры, сопоставляет их с собственными наблюдениями над своей эпохой, на этой основе выводит некие законы политической жизни и дает практические советы властвующим лицам. Главная задача, которую Макиавелли ставил – сформулировать нормы политического поведения на основе опыта своей эпохи, а также древнего времени. Макиавелли рассматривал опыт как нечто живое и конкретное.Политическая жизнь для него – это прежде всего люди, группы людей, народы правители и их взаимоотношения по поводу власти.

Он поставил в центр своего внимания политического человека. Это человек, на каких ступенях иерархической лестницы он ни стоял бы, наделен разумом, волей, интересами. Он подтвержден влиянием и сам старается влиять. Макиавелли полагал, что любой человек во все времена наделен одними и теми же страстями, желаниями, волей.Только человек представляет собой константу, что позволяет выводить общие законы политической жизни, характерные для всех времен и народов.

Все другие элементы политического процесса чрезвычайно подвижны у Макиавелли. Вот одно из рассуждений Макиавелли на этот счет: изучая события наших дней и прошедших времен, мы находим, что во всех государствах и у всех народов существуют одни и те же стремления… Однако во все времена, повторяются те же бедствия и смуты, потому что историческими соображениями пренебрегают.Читающие историю не умеют делать из нее выводов, или выводы эти остаются неизвестными правителям… Здесь выражена главная мысль политической философии Макиавелли, которая проходит в неизменном виде через все его работы.

Макиавелли наблюдал общество, в котором невозможно было вырваться за пределы порочного круга политических отношений, где у честного человека не было достойного выбора: либо ты угнетатель, либо ты угнетенный, третьего не дано; либо ты захватываешь чужие территории, порабощаешь чужие народы, рушишь другие государства, либо это делают с тобой, с твоим государством, с твоим народом. Понадобилась целая историческая эпоха, а точнее, не одна, а несколько эпох, чтобы политическая деятельность и политическая власть обрели высокое общественное предназначение.

Макиавелли исследует причины дурных человеческих склонностей и поступков. Дурные человеческие страсти, с одной стороны, объясняются биологической природой этого существа, едва вышедшего из животного состояния.Другая причина относится уже к человеку как к общественному животному и объясняется свойствами государства.

Тираническая власть, по Макиавелли, стимулирует худшие из человеческих страстей: жажду господства, взаимную ненависть правителей и угнетенных, низменную зависть мелких тиранов к более крупным, склонность к заговорам, смутам, беспорядкам, интригам и другим подобным действиям.Начав с рассуждений о природе человека, Макиавелли делает шаг вперед в направлении анализа природы целых социальных групп и политических структур. Он рассматривает их наподобие живых организмов, с свою очередь, наделенных свойствами, страстями и волей.

Поэтому-то он склонен давать социально-политические характеристики не только человеку, будь то правитель или подданный, но и таки социальным группам, как аристократы, дворяне, плебеи, народ, и даже таким структурам, как государство, общество. Социальные слои и группы он делит главным образом по признаку богатства и участия в политической власти.Правитель, дворянство, народ – эти три основных компонента политической власти располагают различными правилами и играют в зависимости от этого различную роль на политической арене.

Все они активны, как участники процесса политической жизни, и каждый из них обнаруживает свои страсти, стремления, волю, направленные в первую очередь на расширение своей доли участия во власти или на высвобождение от господства.Государи жаждут усиления своей власти над подданными, расширения своих завоеваний; аристократы стараются усилить свое господство над народом и, если возможно, укрепиться за счет государя; народ хочет главным образом высвобождения от чрезмерных уз власти.

Признавая низменность природы человека, Макиавелли в то же время отмечает изменчивость природы больших социальных общностей. Масса, народ, аристократия, общество отнюдь не константы. Напротив, они меняются под влиянием политической жизни.Раз изменившись, они сами создают условия своего политического существования; образуется некая цепь зависимости и взаимодействия между обществом и формами политической власти.

Вычленение политики в самостоятельную науку – одно из самых важных достижений Макиавелли. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении. Заключение. Трудно дать оценку произведениям Макиавелли, прежде всего из-за сложности его личности и неоднозначности идей, до сих пор вызывающих самые разноречивые толкования.Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательный наблюдатель, обладавший редкой интуицией.

Он был способен к глубокому чувству и преданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения обнаруживают любовь к радостям жизни и живое чувство юмора, впрочем обычно горькое. И все же имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма. Отчасти такие оценки вызваны религиозными причинами, осуждением его трудов как протестантами, так и католиками.Поводом послужила критика христианства в целом и папства в частности; по мнению Макиавелли, папство подрывало воинскую доблесть и сыграло отрицательную роль, став причиной раздробленности и унижения Италии.

Вдобавок ко всему его взгляды часто извращались комментаторами, а его фразы об установлении и защите государственности вырывались из контекста и цитировались с целью закрепить расхожий образ Макиавелли — злонамеренного советника государей.Хотя споры о личности Макиавелли и его мотивах продолжаются по сей день, он безусловно является одним из величайших итальянских писателей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев П. В Панин А. В. Хрестоматия по философии, учебник – М.: Проспект, 2002. 2. Коротец И. Д Штомпель Л. А Штомпель О. М. Человек и общество.Философия – Ростов на Дону, Феникс, 1996. 3. Спиркин А. Г. Философия, учебник – М.: Гардарики, 2001. 4. Бурлатский Ф. М. "Загадка и урок Макиавелли", 1977г. 5.Темнов Е. И. "Макиавелли", 1979г 6."Антология мировой философии" II том " Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения", Москва, Издательство "Мысль" 1970 год. 7. Вячеслав Иванов "Родное и вселенское", Москва, Издательство "Республика", 1994 год. Содержание.

I. Введение…2 II. Никколо Макиавелли • Историческая справка…4 • Биография…6 • «Государь»… 7 III. Заключение…13.