Определения

РЕАЛИЗМ (от ср век. лат. realis — вещественный, действительный), в философии — направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика). НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека). Возник в 11-12 вв получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа). Концептуализм - направление средневековой схоластической философии, которое считало общие понятия чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого «умеренного номинализма» — концептуализм; основан П. Абеляром). ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса.

ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio — истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию. КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio — сотворение), религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий — иудаизма, христианства, ислама.АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (нем. transzendental от лат. transcendere – переходить, переступать) - в схоластике — предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. падеж ontos — сущее и логия— слово, понятие, учение), учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия.

Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа.РЕАЛИЗМ (от ср век. лат. realis — вещественный, действительный), в философии — направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика). НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека). Возник в 11-12 вв получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа). Концептуализм - направление средневековой схоластической философии, которое считало общие понятия чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого «умеренного номинализма» — концептуализм; основан П. Абеляром). ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio — истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным.Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio — сотворение), религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий — иудаизма, христианства, ислама. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (нем. transzendental от лат. transcendere – переходить, переступать) - в схоластике — предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. падеж ontos — сущее и логия— слово, понятие, учение), учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия.Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа.