рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

"Аналитическая психология К. Юнга и коллективное безсознательное"

"Аналитическая психология К. Юнга и коллективное безсознательное" - раздел Философия, Бессознательность Человека Делится На Личное И Коллективное. Именно Так Счит...

Бессознательность человека делится на личное и коллективное. Именно так считал психоаналитик и социолог К. Юнг. Карл Густав Юнг еще подростком пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая - сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе. Поступил в университет на медицинский факультет.Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание - психиатрия.

В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее - дружба. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные.Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились.

Карл Юнг критически относился к европейской науке, внес большой вклад в изучение мифологии, занимался алхимией, астрологией. Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах.Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов: 1.Личного сознания 2.Коллективного сознания 3.Личного бессознательного 4.Коллективного бессознательного В общем, под коллективным бессознательным Юнг понимал “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа”. В центре юнговской концепции культуры лежит “коллективное бессознательное”. Оно, по словам Юнга, “идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.” В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией “суперэго”. По мнению Юнга, “коллективное бессознательное” передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика.

Изучая поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения. Архетип – содержание бессознательного, некоторые первичные отпечатки, по форме и содержанию сходны с мифологическими мотивами, в чистом виде присутствуют в фольклоре, мифах, легендах.

Архетип – это абстракция, которая в культуре наполняется содержанием, хотя имеется множество общих мотивов – приключение героя, битва за отделение от матери – архетипы, архетипичные фигуры – божественное дитя, двойник, старый мудрец.

Архетипы эмоционально окрашены и связаны с личным бессознательным, потому что коллективное и личное бессознательное находятся в тесном взаимодействии.

Выделяют элементы архетипов: 1)Эго – оценка в сознании, игнорирование бессознательного, эго- сугубо сознательное. 2)Персона – каким человек являет себя миру, это в какой-то степени личность человека.Персона – лат "маска, личина". Выражение неадекватной персоны – человек без кожи. 3)Тень – центр личного бессознательного, антипод персоны, не стоит пытаться искоренить тень, необходим компромисс с тенью. 4)Анима – женский компонент в душе мужчины 5)Анимус – мужской компонент в душе женщины. (Эти оба компонента – целостность человеческой натуры). 6)Самость – индивидуальный архетип личности, её центр, структура, которая связывает воедино сознательное и бессознательное.

Эго – центр, Самость – наружность. “Самость" выступает , как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей.

По Юнгу, человек подсознательно осознает свое отдаление от природы, растущую пропасть между его естественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чем сильнее он развивается, тем менее начинают его устраивать эти субституты и подсознательный процесс сублимации заходит в тупик.Сублимация перестает действовать, растет психическое напряжение, внутренний дисбаланс как личности так и общества в целом.

При этом бессознательное стремится компенсировать односторонность и безрассудство сознания. Вторжение “коллективного бессознательного” ведет не только к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению лжепророков (в истории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур как Гитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к массовым беспорядкам, насилию, войнам, тоталитаризму.По мнению Юнга, коллективное безумие современного ему мира, являлось закономерным следствием развития европейской культуры, особенно ее технократической направленности.

История Европы - это история упадка символического знания. Торжество технической цивилизации куплено дорогой ценой - ценой отказа от единения с “душой” природы, от символа как образа бессознательной энергии.Символы, как считал Юнг, открывают человеку священное в природе и одновременно предохраняют его от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов.

Юнг ввел в психоанализ понятие “комплекс “, в том числе и “комплекс Электры “, под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.Юнг выделил два основных противоположных типа личностей: 1. Экстравертированный - чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду . 2. Интравертированный - обращающий психическую энергию внутрь самого себя. Эта типологизация, как и ряд других фрагментов психосоциологии Юнга, стимулировала интерес ученых к проблемам взаимоотношения личности и социальной Среды и оказала определенное влияние на развитие, как социологии, так и социальной психологии.

Многие современники К. Юнга восприняли его идеи в штыки.Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен.

Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга - лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.И все же, интерес к идеям автора теории “архетипов” сохраняется и по сей день. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Юнг.

– Конец работы –

Используемые теги: Аналитическая, Психология, Юнга, Коллективное, безсознательное0.088

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: "Аналитическая психология К. Юнга и коллективное безсознательное"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Карл Густав Юнг и аналитическая психология
Психологические типы... Оглавление... Карл Густав Юнг и аналитическая психология...

Аналитическая психология К.Г.Юнга
Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и грамотно… Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы.… Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.Отсюда вытекают две…

Аналитическая психология К.Г.Юнга: к вопросу понимания самости
С одной стороны, он говорит о том, что самость как архетип целостности существует изначально и является тем центром, который определяет и направляет… Говоря о процессе индивидуации, суть которого состоит в объединении… Это, во-первых, ослабление сознательной установки и погружение в глубины бессознательного, содержания которого…

Психология 1 курс. 2 семестр. Итоговый экзамен 1. Книга П. Ф. Каптерева Педагогическая психология была издана: один ответ
Психология курс семестр Итоговый экзамен... Книга П Ф Каптерева Педагогическая психология была издана один... в г...

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Принцип развития в общей возрастной и педагогической психологии Принцип развития Принцип развития... Психологи определяя границы детства обычно разделяют его на такие возрастные... Детство это период усиленного развития изменения и обучения Человек появляясь на свет наделен лишь самыми...

Психология К.Юнга
Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми… К.Г.Юнг - Один из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков… Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и…

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Феноменология духа в сказках в свете аналитической психологии Юнга
Однако в этом смысле достоверным является лишь то, что может быть доказано фактами. Предметом такого изыскания служит природное явление.В… Соответственно первостепенная задача - это описание и упорядочение… Вследствие этого невозможно познание психической субстанции, по крайней мере, нашими нынешними средствами. Вместе с…

Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества
Корреспонденция совмещает элементы... наглядности описательно повествовательная функция... аналитичности рассуждение...

Возрастная психология: конспект лекций Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Возрастная психология конспект лекций... Тема ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Предмет и задачи возрастной психологии Возрастная психология это отрасль...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философские аспекты проблемы суицида в аналитической психологии К.Г. Юнга Развитие психологии как специальной науки стало результатом коллективных и индивидуальных потрясений современного человечества, которое уже не могло… Так, возросло число психических заболеваний, неврозов, увеличилось количество… Это аналитическая психология ученика Фрейда, Юнга. Созданная Юнгом теория, описывала всю структуру психики, механизмы…
  • Мистическая психология доктора Юнга И все зависело от того, сохраню ли я его жизнь. Вдруг я почувствовал, что кто-то идет за мной, и, оглянувшись, увидел огромную черную фигуру. Она… И потом в своих трудах ученый, метафизик, мистик, философ Юнг будет постоянно… Бессознательное же — неотъемлемая часть нас самих. «Наша каждодневная жизнь, — писал Юнг, — определяется не только…
  • Философские аспекты проблемы суицида в аналитической психологии К.Г. Юнга На сайте allrefs.net читайте: "Философские аспекты проблемы суицида в аналитической психологии К.Г. Юнга"
  • ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ... АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ... ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ...
  • КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами,… Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом отношение к сексуальности… Как и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой приложение к половым железам. Воззрения…