рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия символического мира человека, человек в мире культуры

Философия символического мира человека, человек в мире культуры - Реферат, раздел Философия, Реферат По Курсу «Философия» По Теме: «Философия Символического Мира Человек...

РЕФЕРАТ по курсу «Философия» по теме: «Философия символического мира человека, человек в мире культуры» 1. Философия языка Знание, будучи результатом сознания и познания, с необходимостью принимает форму языка, выражается системой чувственно воспринимаемых предметов  знаков.Иначе как через знаки, и, прежде всего знаки языка, один человек не может передать другому свое понимание вещей, свои представления, понятие о них. В отношении знания язык обладает определенной универсальностью, но только в том смысле, что любое знание, чтобы стать доступным другим людям, должно получить свое знаковое, языковое выражение.

Использование знаков (символов) вполне возможно и по отношению к мнимым предметам, к тем представлениям людей, которые возникают у них благодаря творческому воображению, фантазии. Формируя знания и закрепляя их в языке, человек тем самым дает им объективное существование.Язык находится в диалектическом единстве с сознанием, мышлением. Как носитель гносеологических образов, язык выводит человеческий интеллект за рамки чисто психических реакций и дает возможность осваивать скрытые связи и отношения действительности.

Что касается языка научного познания, то он также формируется под воздействием потребности выразить мысли об объекте и о самой научно-познавательной действительности. 2. Единство и многообразие знаков. Метаязык Для каждого человека язык уже предзадан обществом, и оно диктует условия акта говорения.Говорение и писание  есть обращение субъекта к другим субъектам.

Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. Еще одна тема философии языка  это его живость, живучесть и жизненность. Естественный язык символизирует все стороны духа жизни человека от чувственных и познавательных до эмоциональных и мыслительных.Одна из важных функций естественного языка  коммуникативная. Языковая коммуникация предполагает установление взаимопонимания между людьми.

Обязательной чертой жизни людей является многообразие языков. Метаязык  это язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний является объектным языком. Соотношение метаязыка и объектного языка реализуется в процессе перевода. Существуют также искусственные языки, которые созданы людьми для решения определенных задач: эсперанто, жаргоны, языки нации.Помимо естественных языков (немецкого, русского, китайского, племени банту и т. д.), по мере развития познания, прежде всего научного, возникает разветвленная сеть искусственных языков (языков логики, кибернетики, других наук). Искусственные языки тесно связаны с естественными, являются их своеобразными продолжениями, развившимися в интересах познания.

Но и искусственные языки представляют собой относительно самостоятельные знаковые системы. Наука все чаще и эффективнее использует символику для выражения своих результатов  эмпирических и теоретических знаний.

Особенно часто в науке используются символические средства формальной логики и математики. О математике вообще часто говорят как о языке науки. Дело в том, что, естественный язык великолепно приспособлен для передачи внутреннего состояния человека, но, к сожалению, мало пригоден для научного анализа. Искусственные языки появляются не случайно, а в силу определенной необходимости развития научного познания.К этому ведет, например, все возрастающая абстрактность научных знаний, их принципиальная ненаглядность, сложная структурированность. 3. Знаковая форма языка На поверхности сознания знание представлено системой знаков как предметов, указывающих на другие предметы  значения знаков.

В этом смысле знак и его значение неразделимы: не бывает знаков без значения, и наоборот  значений без, вне знаков. Различают знаки языковые и неязыковые, к последним относят знаки-сигналы, знаки-признаки.Знание существует в качестве идеальных, смысловых значений языковых знаков.

Между чувственно воспринимаемым предметом, выполняющим роль языкового знака, в отличие от знаков-сигналов и знаков-признаков, и его значением нет внутренней предметно необходимой связи. Одно и то же смысловое значение можно связывать с различными знаками, например, различными сочетаниями звуков, графических символов  словами различных естественных языков.В качестве знаков языка выступают искусственные образования  символы, являющиеся условными обозначениями того или иного смыслового значения, предметного содержания.

Знания являются необходимым компонентом любой успешной деятельности по освоению внешних и внутренних условий быта человека. Такое освоение носит творческий целесообразный характер применительно ко всем его формам, как современным, так и прошлым, коль скоро они допускают возможность получения объективного знания.Такое освоение человеком мира и самого себя связано с отражением явлений и закономерностей объективного и субъективного мира человека и реально существует в различных символических формах, прежде всего в форме языка. 4. Философия культуры: культура и цивилизация Культура в своей основе представляет созидание человеком самого себя в соответствии с определенными высшими, всеобщими духовно-нравственными и иными ориентациями общества.

В основании культуры всегда присутствует всеобщий, ценностно-регулятивный момент.Таким образом, бытие и сущность культуры составляет процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни.

Одновременно культура является и мерой человеческого в человеке. Культура выступает и как феномен, раскрывающий важнейшую сущностную характеристику общества.Следует обратить внимание на то, что культура несводима к какому-то одному компоненту общества, она не может быть представлена наподобие сфер общественной жизни  материальной, политической и т. п. Универсальность, многоплановость культуры выражается в том, что, будучи единой по своей сущности, она проявляется и функционирует в обществе в самых различных модификациях.

Это и объясняет наличие разных вариантов классификации явлений культуры при определении ее структуры.Наиболее простым (но далеко не всегда действенным) является разделение культуры на материальную и духовную.

Существует и разделение культуры по видам деятельности. Здесь выделяют культуру производства (или культуру труда), политическую культуру, правовую культуру, художественную культуру, физическую культуру, культуру поведения, культуру семейных отношений, культуру речи и т. д. Есть классификация культуры по признакам принадлежности к различным социальным общностям или временным социальным характеристикам.В этих случаях можно говорить о культуре разных народов, сословий, классов, поселенческих общностей, или культуре разных исторических типов общества, или периодов истории (например, культура первобытного общества, культура эпохи Возрождения). Роль культуры в общественной жизни нельзя переоценить, настолько она велика и многозначна.

Она находит свое выражение в функциях.Выделяют следующие функции культуры: познавательную, информативную, коммуникативную, нормативную и гуманистическую. 5. Эстетика: красота, прекрасное, возвышенное Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального.

Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер.Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности.

Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов. Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой.Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены.

Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим.Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности  возвышенное  также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями»,  с безобразным (уродливым) и низменным. Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве. 6. Философия практики В структуре деятельности выделяется практическое и теоретическое отношение человека к миру. С позиции философского материализма практика характеризуется как первичное, исходное отношение человека к миру. Теоретическое, абстрагирующее отношение к природному и социальному миру возникло позднее, на основе развития практики, вследствие отделения умственного труда от труда физического.

Практика является сознательной, целенаправленной деятельностью человека.

Здесь проявляется одно из важных отличий человеческой деятельности от действий других живых организмов и работы механических устройств.

Но из этого вовсе не следует, что практика вторична по отношению к сознанию, им (сознанием) обусловлена и определена. Отсутствие в природе и обществе в готовом виде предметов и явлений, необходимых для существования людей, обусловливает наличие разнообразных человеческих потребностей.

Они осознаются людьми (в первую очередь, материальные, объективные, общественные потребности) и проявляются в форме интересов, сочетающих в себе субъективный и объективный моменты. На их основе формулируются цели и идеалы, которые реализуются (полностью или частично) в ходе практической деятельности.Полученные результаты могут удовлетворять первоначальные потребности только временно (или частично), а также порождают новые потребности, и схема человеческой жизнедеятельности повторяется, но уже в несколько изменившихся условиях и проявлениях.

Таким образом, результаты деятельности оказываются одновременно и предпосылками для последующей практической деятельности.В структуре практики выделяют формы (в зависимости от того, на что она направлена) и виды (в зависимости от того, кто осуществляет практическую деятельность). Исходной формой общественной практики была и остается материально-производственная деятельность.

В связи с ней и на ее основе возникали и развивались другие формы практики.К ним относятся: а) социально-политическая практика (представляющая воздействие на политическую сферу общества и ее институты  формирование и развитие государственности и общественных организаций, классовая борьба и т. д.); б) научная практика (опытно-экспериментаторская деятельность ученых, осуществляемая с целью сбора фактического материала и для проверки истинности научных теорий); в) семейно-бытовая практика (связанная с воспроизводством человеческого рода и осуществлением непроизводственной деятельности  ведение домашнего хозяйства, занятия спортом и т. д.); г) врачебно-медицинская практика (направленная на обеспечение нормальной жизнедеятельности человеческого организма). По видам практика делится на индивидуальную, практику малых и больших социальных групп, а также практику конкретных обществ и государств. 7. Добро, личность, проблема свободы и ответственности Слово «этика» происходит от греческого ethos (этос)  нрав, обычай, характер, привычка.

В философию данный термин ввел Аристотель. «Этическими добродетелями» он назвал особый класс качеств, указывающих на свойства человеческого характера (мужество, умеренность, справедливость, щедрость). Науку об этических добродетелях Аристотель назвал этикой.

Термин «мораль» пришел в европейские языки из латинского.Цицерон использовал термин moralis для перевода аристотелевского понятия этического, а моральной философией этот древнеримский мыслитель называл ту же область знания, которую Аристотель именовал этикой.

Слово moralis на русский язык можно перевести как «характер», «темперамент», «нрав». Как видно, первоначально оно означало то же, что и слово «этика». С течением времени в национальных языках также появляются собственные слова, например, русское «нравственность», являющиеся синонимами терминов «этика», «мораль». Термины «мораль» и «нравственность» обычно употребляются как синонимы.

Однако существуют и попытки их разведения. Самая влиятельная из них восходит к Гегелю. Отталкиваясь от его размышлений, философы под нравственностью понимают объективную, общечеловеческую совокупность идеальных норм поведения, общения и взаимоотношений, а под моралью  исторически изменчивое, несовершенное воплощение нравственных норм во времени и пространстве.Некоторые философы, наоборот, под моралью понимают общечеловеческие нормы и образцы поведения, а под нравственностью (нравами)  принятые в обществе способы поведения и принципы оценок. Разведение понятий морали и нравственности связано с особенностями бытия человека.

Одна из них заключается в том, что человек  это существо деятельное. Как существа, наделенные разумом, мы вынуждены действовать, принимать в процессе своей жизни различные решения.Однако нам, как правило, трудно, порой невозможно найти верное решение, просчитать возможные результаты наших поступков, доказать правильность какой-либо стратегии поведения. В этом, в частности, причина того, почему различные люди и культуры выработали и вырабатывают отличающиеся друг от друга кодексы морали.

Сам факт многообразия моральных норм показывает, что мы не запрограммированы природой, обществом, силами духовного мира на совершение определенных поступков. Как существа разумные, мы можем обладать определенной степенью свободы.Этика исходит из признания за человеком возможности совершать действия, ориентируясь не только на биологические и материальные потребности, не только на конкретно-исторические традиции и моральные установления, но и на требования нравственного закона.

И. Кант в предисловии к «Критике практического разума» писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,  это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Понимание того, что есть начала, превышающие человеческое бытие, человеческие учреждения, высвобождает нас от духовного трепета перед природными и социальными силами этого мира. Поэтому этика, изучающая нравственность, важна в становлении свободного человека, так как указывает нам на автономность, независимость нашей духовной сферы.

Нравственная свобода, о которой мы говорим, возможна на основе разумного, осознанного поведения.Человек, обреченный, по словам философов-экзистенциалистов, на свободу, на совершение поступков, вынужден иметь ценностные ориентиры.

С их помощью мы оцениваем мотивы и результаты деятельности в категориях добра и зла. Как нравственность, так и мораль ориентируют человека поступать согласно добру и запрещают следовать злу. К важнейшим задачам этики относятся поиск того, что является добром, истинным благом и какие существуют пути для его достижения. 8. Смысл человеческого бытия Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни, должен верить в смысл своих поступков и действий; должен иметь свою более или менее ясную жизненную задачу.

Существует три подхода к решению этой проблемы: 1. Изначально присущий жизни в ее глубинных основаниях. Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Отдельно взятые, они могут исказить, объединить смысл жизни. Устремленность лишь к радости и наслаждению может обернуться эгоизмом; Героизм, мужество могут породить жесткость Жизнь состоит из противоречий. Умением преодолевать - вот что наполняет ее глубоким смыслом. 2. За пределами жизни.Характер религиозного миросозерцания приводит к вопросу о какой жизни мы должны в первую очередь думать и заботиться; о вечной жизни или о том кратком миге, который зовется земной жизнью.

Сократ видел смысл земной жизни в подготовке к вечной потусторонней жизни. Теоцентризм обесценивает и даже признает греховными естественные радости земного существования. Аскетизм, умерщвление плоти и т.п. считались вышей добродетелью в средневековье. Эпоха Возрождения  смысл человеческой жизни здесь достижение счастья и блаженства на основе рационального познания земного мира. 3. Созидается самим субъектом  нет однажды заданного смысла.Надо дорожить жизнью, любить ее и постараться сделать ее лучше для других и тем самым для себя. Смысл жизни заключается во всестороннем развитии способностей человека, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимально большему числу людей. Человек способен отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания.

Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысл.

Среди смысловых ценностей суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и Истины.Список использованной литературы 1. Голубинцев, В.О. Данцев А.А Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004. 2. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 2004. 3. Спиркин А.С. Философия.

М 2001 4. Пассмор Д. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 5. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 2006.

– Конец работы –

Используемые теги: Философия, символического, мира, человека, Человек, мире, культуры0.102

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия символического мира человека, человек в мире культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается… И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо Прогулок одинокого… Это - системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно…

Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре
Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...

"Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума"
Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон,… Для эллинистического периода характерно: распространение антиобщественной… Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики;…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Культура Эпохи Высокого Возрождения и ее представители как светочи мировой культуры
Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением,но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл… Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви … И действительно готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но,с другой стороны,…

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Философия - курсовая - ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО МИР С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ
Особенность агностицизма - в отрицании возможности познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. При этом вовсе не отрицается возможность познания мира вообще или… Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как справедливость , добро , смысл жизни . От того, как понимается…

Человек и мир человека в творчестве Ф.М.Достоевского
К такому разговору и приглашает нас классическая литература, в которой озабоченность судьбами всего человечества и пристальное исследование души… Признание этого приоритета и обещает настоящую духовную, мировоззренческую… В связи с целью данной работы является - разобраться в - составить общее представление о - выяснить - осветить подход…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам