рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чувственное познание. Проблема первичных и вторичных качеств

Чувственное познание. Проблема первичных и вторичных качеств - раздел Философия, Чувственное Познание Проблема Первичных И Вторичных Качеств Факт Получения М...

Чувственное познание Проблема первичных и вторичных качеств Факт получения многообразных и жизненно необходимых знаний посредством органов чувств не вызывает сомнений. К чувственно-сенситивным источникам наших знаний могут быть отнесены следующие конкретные способности телесно-перцептивной сферы сознания.Внутренние (или органические) ощущения — это самое первичное, большей частью совершенно неосознаваемое витальное знание о процессах, происходящих в нашем теле, благодаря которому контролируется и поддерживается оптимальная жизнедеятельность организма.

Известно, какой сложнейший комплекс бессознательных интероцептивных ощущений лежит в основе инстинктивных (например, хватательных и сосательных) движений младенца, не говоря уже о приобретенных реакциях типа речевой деятельности или прямохождения.Любопытно, что такие внутренние ощущения, как голод, жажда, боль, крайне трудно отделить от эмоциональной сферы. В свое время на это обратил внимание С.Л. Франк, говоря, что невозможно строго разделить, например, внутреннее ощущение голода и непосредствен¬но, всем существом переживаемое, «чувство голода». При всей невозможности однозначно развести телесные ощущения и первичные эмоциональные реакции организма между ними, тем не менее, существуют вполне определенные различия.

Еще Т. Гоббс отличал внутренние ощущения, определяемые модусом «приятное—неприятное», как направленные вовне организма, от эмоций (страстей), связанных с удовольствием и неудовольствием, являющихся по его мнению, «движениями, направленными вовнутрь». Приведем ряд конкретных примеров, подтверждающих правоту Т. Гоббса Так, мож¬но испытывать приятные физиологические ощущения при поглоще¬нии вкусной и острой пищи, но при этом ощущать эмоциональный дискомфорт, памятуя о могущей открыться язве желудка.

И наоборот: можно испытывать физическую боль при сдаче донорской крови, но и одновременно радость от сознания того, что она кому-то может спасти жизнь.Наконец, можно указать на патологические отклонения в психике типа мазохизма, когда испытывают удовольствие от боли, или синдрома Кандинского—Клеромбо, когда болевые ощущения спокойно переживаются как принадлежащие другому лицу. Общая же закономерность становления сознания, по-видимому, такова: чем выше уро¬вень перцептивных и эмоциональных способностей, тем четче проявляется их специфика. Система внешних (экстероцептивных) ощущений — это деятельность внешних органов чувств, обеспечивающая получение сенсорной ин¬формации (тактильной, зрительной, слуховой, вкусовой, обонятель¬ной) об отдельных свойствах предметов и процессов окружающего мира. Особенностью внешних ощущений служит, с одной стороны, их удивительная взаимная скоординированность (нормальный бодрствующий человек получает внешнюю информацию всегда от разных ре¬цепторов, но не ощущает в ней никакой рассогласованности), а с другой — не менее поразительная возможность их взаимной компенсации.

Пожалуй, самый выдающийся пример последней особенности — это успешная социализация слепоглухонемых детей, связанных с внешним миром в основном посредством тактильных ощущений, которая была осуществлена школой Соколянского—Мещерякова.

При всей фрагментарности информации о мире, идущей от ощущений, одну их важную особенность на примере архаических племен установил К. Леви-Строс. Он заметил, что в большинстве случаев органы чувств, обеспечивающие выживаемость организма во внешней среде, не обманывают нас: громкий хаотический звуки ощущение жа¬ра чаще всего свидетельствуют о реальной опасности; ядовитый гриб и на вкус горек; отвратительный запах предупреждает о гниении и опасности заражения.

К тому же многие внешние ощущения (особен¬но вкусовые и обонятельные) позволяют верно классифицировать предметы окружающего мира задолго до того, как это подтверждает экспериментальная наука. «На интуитивных основах, — пишет фран¬цузский этнограф, — мы группируем вместе огурцы, турнепс, капусту, несмотря на то, что ботаника разграничивает линейные и крестоцвет¬ные. В доказательство истинности чувств химия показывает, что эти различные семейства схожи в одном: они содержат фосфор». Правда, материал внешних ощущений не только связывает нас с миром, позволяя целесообразно действовать в нем, удовлетворяя базовые ви¬тальные потребности, но и отдаляет от него, как только перед нами встают более сложные познавательные задачи, требующие выхода за пределы непосредственно данного и переживаемого.

Благодаря восприятию человек формирует целостные образы предметов внешнего мира на основе продуктивного синтеза и отбора сенсорной информации, поступающей от органов чувств.

Огромную роль играют здесь язык и память.

Способность к восприятию и идентификации объектов образует «нижний этаж» предметности (или интенциональности) нашего сознания, поскольку здесь оно впервые отделяет внешний предмет восприятия от собственных ощущений и переживаний.Как справедливо пишет К. Ясперс, «мы воспринимаем не совокупность ощущений, как полагают некоторые психологи, а "вещи". Мы видим не просто чередование ощущений, а связь причины и следствия, когда один бильярдный шар толкает другой». Иными словами, в восприятии всегда есть неявные сверхчувственные компоненты (категориальные представления о пространстве, време¬ни, причинности, тождестве и т.д.), а значит, присутствуют зачатки мыслительной деятельности в виде сенсорно-моторного интеллекта (термин Ж. Пиаже) или наглядно-действенного мышления, по другой терминологии.

Способность к оперированию конкретными представлениями, которая одновременно может рассматриваться и как первичная форма собственно мышления, — это способность к конструктивному манипулированию обобщенными и рационализированными образами предметов в отрыве от непосредственного перцептивного опыта. Колоссальную роль здесь играют ассоциативные процессы, репродук¬тивное воображение и, конечно, активная ориентировочная и пред¬метная деятельность индивида, включенные в контекст социального взаимодействия.

Способность к оперированию конкретными пред¬ставлениями связывается в психологии с работой репрезентативного интеллекта (термин Ж. Пиаже) или наглядно-образного мышления.

Возникает гносеологический вопрос фундаментальной значимости: в какой мере наш чувственно-перцептивный опыт (прежде всего ощущения) соответствуют самим вещам? Насколько объективна по¬вседневная проекция нашего чувственного субъективного образа ми¬ра на мир, как он существует сам по себе? Впервые этот вопрос был поставлен уже Демокритом, а в Новое время — Дж. Локком в рамках проблемы соотношения первичных и вторичных качеств.

Под первичными качествами английский философ понимает те, которые, по его мнению, неотделимы от самих вещей и вызывают в нас вполне объективные идеи. К таковым Дж. Локк причисляет плотность, протяженность, форму, движение.К вторичным же качествам (цвета, звуки, вкусы) относятся те, которые вызываются в нас воздействием предметов, но не имеют с самими этими предметами непосредственного сходства Они субъективны.

Вот как резюмирует Дж. Локк сущность своей позиции: «Идеи первичных качеств тел сход¬ны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, но идеи, вызываемые в нас вторичными качествами, вовсе не имеют сход¬ства с телами. В самих телах нет ничего сходного с этими нашими иде¬ями. В телах, называемых нами по этим идеям, есть только способность вызывать в нас эти ощущения.И то, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих телах, которые мы так называем, есть только известный объем, форма и движение незаметных частиц». Впоследствии Дж. Беркли провозгласит, что нет вообще никаких первичных качеств, а есть только вторичные, из чего им и были сделаны субъективно-идеалистические выводы.

В конце ХІХ — начале XX в. большое распространение получила теория иероглифов естествоиспытателя Г. Гельмгольца, согласно которой ощущения лишены образного сходства с внешними предметами и представляют собой лишь субъективные иероглифы (знаки) вещей и процессов, воздействующих на нас. Как же в настоящий момент решается проблема соотношения объективного и субъективного, образного и знакового в чувственном познании? Действительно, как выясняется, даже «первичные качества» несут определенную субъективную составляющую.

Так, субъективное ощущение гладкости и плотности стола будет мгновенно опровергнуто, как только вам предоставят возможность проверить свои тактильные ощущения с помощью микроскопа: стол предстанет как исключительно неровная поверхность с многочисленными порами в древесине. Восприятие формы и движения, как показывают психологические эксперименты, весьма различно на разных этапах онтогенетического развития ребенка и достаточно сильно разнится между собой в разных культурах Знаковость здесь везде, несомненно, присутствует.

Вместе с тем модальность ощущений (их качество и интенсивность) в так называемых «вторичных качествах» вовсе не чисто субъективна, а вызвана вполне объективными параметрами внешних воздействий (длина и частота электромагнитных волн, химические соединения молекул, характер звуковых колебаний и т.д.). Образное сходство между человеческими чувственными данными и самими вещами, здесь, несомненно, существует.

В противном случае фотоаппарат (как отчужденный механизм получения зрительного изображе¬ния) никогда бы не работал, а тем более не работала бы фотокамера, хирургическим путем вмонтированная в мозг человека с поврежден¬ными зрительными органами.Однако такие приборы уже созданы и успешные эксперименты уже проведены. Точно так же об определен¬ной образной объективности наших звуковых восприятий свидетель¬ствуют успешно работающие слуховые аппараты и т.д. Таким образом, наше доверие к органам чувств основано отнюдь не только на психо¬логической вере (как думал Д. Юм), а на их тысячекратно практически проверенной способности обеспечивать достаточно объективную ориентацию человека в окружающем мире. Однако, как неопровержимо свидетельствуют философско-психологические исследования, ни о какой полной адекватности чувственных данных внешнему миру речь идти не может.

Наше чувственное познание есть всегда единство субъективного и объективного, образ¬ного и знакового, лишь с разным удельным весом того и другого.

Сле¬по доверять своим чувствам и отрицать все, что лежит за их предела¬ми (а это всегда было свойственно обывателю, абсолютизирующему свой личный чувственный опыт), — значит впадать в не меньшую ошибку, чем при отрицании их объективности. В настоящее время выявлена целая иерархия внеперцептивных форм влияния на наш чувственно-телесный «образ мира». Во-первых, знаковые (т.е. субъективированные) элементы в наших ощущениях появляются уже на уровне отбора и обработки сенсорных сигналов в коре головного мозга (например, способность к полихромному восприятию цветов, к распознаванию звуков определенной час¬тоты и т.д.). Хороший эмпирический материал подобного рода приве¬ден в монографии Н.И. Губанова.

Во-вторых, можно говорить об архетипически бессознательном структурировании перцептивного поля ощущений и восприятий, открытого К.Г. Юнгом. В-третьих, следует указать на важнейшую конструктивную роль языка, его грамматики и лексики, задающих вполне определенную канву отбора и организации чувственного материала, а также узнава¬ния и интерпретации внешних предметов.

Подобные факты легли в ос¬нову известной гипотезы «лингвистической относительности», выдви¬нутой Б. Уорфом.Хотя впоследствии «сильная версия» этой гипотезы и была подвергнута критике, тем не менее ее «слабую» версию разделя¬ет сегодня большинство философских и психологических школ. В-четвертых, важнейшим фактором влияния на наш чувственный опыт являются культурно-исторические предрассудки и ценностно-смысловые установки, обусловливающие во многом различные «миры», в которых живут представители разных эпох и культур.

Об этом свидетельствуют данные кросс культурной психологии и этнографии, а также исследования по «историческим типам ментальности», в част¬ности по специфике духовного мира средневекового — православно-византийского и западноевропейского — человека.

Здесь проявляется детерминация «чувственного образа мира» со стороны религии, науки, философии и других символических систем культуры.В-пятых, необходимо отметить такие, уже чисто субъективные, факторы организации чувственного опыта, как факты личной биографии, профессиональные навыки, экзистенциально-психологические предпочтения и сиюминутно-аффективные состояния.

Они оказыва¬ются просто-напросто неустранимыми из повседневной «картины мира», которую нам так свойственно отождествлять с миром, каким он существует на самом деле. Но сколь бы ни было субъективным и ненадежным наше чувственное познание, оно все же позволяет нам успешно действовать в окружающем мире и удовлетворять свои базовые витальные потребности.Преодолевать же его ограниченность и субъективность человечество научилось по крайней мере двумя путями: а) за счет создания технических устройств и приборов, существенно усиливающих и расширяющих возможности наших органов чувств; б) посредством рационального познания, способного преодолевать обманчивость и иллюзорность чувственности.

К анализу рациональных видов позна¬вательной деятельности мы теперь и переходим. Но прежде хотя бы вкратце остановимся на проблеме рациональности, которая широко обсуждается в современной науке.Литература 1. Губанов Н.И. Чувственное отражение. М 1986. 2. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М 1974. 3. Степин B.C. Теоретическое знание.

Структура, историческая эволюция. М 2000. 4. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М 1997.

– Конец работы –

Используемые теги: чувственное, познание, Проблема, первичных, вторичных, качеств0.112

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чувственное познание. Проблема первичных и вторичных качеств

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Метафизичность теории познания. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания
Так, совершенно ясно, что физическая предметность не есть предмет биологии, а предмет этики отличается от предмета религиоведения. Определив же… Везде бесконечные и вечные первоосновы бытия должны будут как бы про¬ступать,… Вместе с тем предметность метафизики превосходит любую кон¬кретную предметность, на которую мы направляем свой…

Чувственное и рациональное познание
Восприятие яблока, например, слагается из таких ощущений: шарообразное, красное, кисло-сладкое, ароматное и др. Восприятия зависят от опыта… Например, турист воспримет луг одним образом, а художник, биолог или… На вопрос путешественника, зачем им нужна газета, они ответили, что, заметив, как он долго смотрел на чёрные…

Воплощение вечных проблем и проблем современности в романе Чингиза Айтматова «Плаха».
III. Заключение 1. Судьба народов в ХХ веке. 2. Вечная драма мировой истории. 3. Пророческий голос Айтматова. Воплощение вечных проблем и проблем… В. С. Высоцкий Жизнь человека это постоянный выбор. Судьба его выбирать свой жизненный путь, добро или зло, те принципы, которыми потом он будет руководствоваться.Очень…

Античная философия древней Греции. Проблемы Истины в теории познания
Поэтому истоки самой греческой философии также являются предметом пристального внимания.Возникновение философии - сложное взаимодействие… Взаимодействие мифологических представлений и зарождающегося научного знания,… Другие рассматривают философию по преимуществу как "начальную науку", знание общего характера, возникновение которого…

Реферат Тема: Проблема познания мира в философии
Тема Проблема познания мира в философии... СОДЕРЖАНИЕ... ВВЕДЕНИЕ ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА...

Глобальные проблемы человечества и проблема ценности научно-исследовательского прогресса
НТР характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой,… Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к… Именно отрицательные последствия и создают так называемые глобальные проблемы. Само название научно-техническая…

Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Развитие методов познания
За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и… В своей работе я буду рассматривать понятие и классификацию методов научного… Это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.…

Чувственное и логическое познание
Единство чувственного и логического познания 1. Введение. Из истории познания Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается… От вещей отделяются тончайшие оболочки – эйдосы. Эйдос Демокрита – это… Именно ум способен увидеть невидимые глазу атомы, именно ум способен представить множественность миров людям, живущим…

Проблема эрекции полового члена мужчины - это проблема женщины...
И потому за оргазм женщины, заее наслаждение в сексе, за ее подготовку к акту несет полную ответственностьмужчина. И если женщина холодна, то смешно… Одним словом, в сексе должен работать принцип мужской половойчлен это… Нет импотентов, есть плохо работающие или сексуально неумелыеженщины. Нет и фригидных женщин. Есть просто неумелые и…

Проблема абсолютности - относительности научного познания и единый метод обоснования.
Всех пишущих на эту тему можно подразделить на две категории: абсолютизирующих науку, либо релятивизурующих ее. Естественно, разные философы… Точнее, она до сих пор меняла и представления и выводы и их доказательства, но… Однако к выведению науки из абсолютных восприятий никто из них не приступил даже, т. к. все увязли в обосновании самих…

0.049
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • ПИТЬЕВАЯ ВОДА. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА На сайте allrefs.net читайте: ПИТЬЕВАЯ ВОДА. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА...
  • Экономические проблемы управления качеством Помимо затрат на проектирование и изготовление изделия, включают затраты на сервисное обслуживание потребителя и поддержание заданного уровня… Разница между продажной ценой и его стоимостью равна доходу от продажи одного… Следует отметить, что объем продаж является мощным фактором, влияющим на доход. Но в то же время объем продаж зависит…
  • Эволюция качества и система управления качеством Изделия наших объединений (предприятий) должны удовлетворять требованиям мировых образцов. Уровень качества продукции является важнейшим показателем всей работы… Систематическое улучшение качества выпускаемой продукции обеспечивает повышение эффективности производства. Качество…
  • Проблема праворозуміння (Проблема правопонимания) Поняття права це не застигла категоря, а категоря, що розвиваться, в якй вдображаються сторичн традиц, суспльна ситуаця сучасно епохи.Цллю роботи… В теоретико-пзнавальному план генезис правових вчень теорй вдбувався в русл… Наприклад, первинним правом для врев були 10 заповдей, вручених Мосею самим Богом. В таких древнх правових кодексах…
  • Познание собственного тела, его чувственных и половых потребностей Мальчики могут сходным образом реагировать на эякуляцию в ночноевремя, если никто не объяснит им, что это - следствие нормального… Вот как описывает один студент университета такойобескураживающий случай На… Некоторые из них могут часамирассматривать мельчайшие подробности строения наружных половых органов, иногдапользуясь…