Ясперс и философская вера

РЕФЕРАТ по философии на тему: «Ясперс и философская вера» Содержание: Введение 1. Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о вере 2. Философствование по Ясперсу 3. Философствование о вере не тождественно знанию 4. Философская вера и человеческая коммуникация 9 Вывод 11 Литература 13 Введение Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование), или философия существования, играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии XX в. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, свя¬занные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения.

Каждый из её главных представителей создает как бы свое особое учение. Во многом это объясняется тем, что среди ее представителей известнейшие писатели и мыслители XX в. Но систематическое упорядочение идей философии существования мы находим у немецких филосо¬фов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера (1927), и в трехтомной «Философии» К. Ясперса (1932), а также у француз¬ского философа Ж П. Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943). Нередко экзистенциализм подразделяют на атеистический и религиозный.

Но это деление достаточно условное, так как все представители этого направления сосредоточивают внимание на общих для них экзистенциальных проблемах, прежде всего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека во¬обще, а каждой личности.

В данной работе я изложу понимание философской веры у Ясперса. 1. Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о вере Карл Ясперс (1883—1969) — выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Для него идею «философской совестливости» символизировал И. Кант, а идею удивительной широты кругозора — И.В. Гете, хотя в самом начале своего философского пути он испытывал интеллектуальное переживание, выброшенное из кантовско-гетевского «культур¬ного рая». Ясперс решительно отмежевался от рационалистичес¬кой традиции в философии, связанной с Р. Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки.

Настоящая философия, по Ясперсу, — это прежде всего сам про¬цесс философствования.Таким образом, он делает акцент на прин¬ципиальной незавершенности и тем самым на открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладают над ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках.

В этом отношении Ясперс близок таким мыслителям, как С. Кьеркегор и Ф. Ницше: они не занимались систематической филосо¬фией, т.е. не стремились привести свои философские воззрения в систему. Для Ясперса идея философствования означает и меньше, и больше, чем философия как система целостного мировоззрения.Меньше в том смысле, что она связана с определенным «творчес¬ким ослаблением»: в наше бурное время уже нет той духовной мощи, которая позволяла, например, Платону, Аристотелю, Спи¬нозе, Гегелю и др. возводить стройные мировоззренческие системы из абсолютизированной «изначальности» (эйдосы, абсолютный дух), поэтому нам должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями.

А больше потому, что философствованию свойствен¬на жизненность «экзистенциального высветления» проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то ос¬мыслить наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой» наше существование.

Дело в том, что под существованием имеется в виду прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. «Су¬ществование есть сознание, — писал Ясперс, — и я существую как сознание Анализировать существование значит анализиро¬вать сознание» . Ясперс полагал, что философию нельзя ограни¬чить, как науку, строгими рамками определенного предмета и ме¬тода. История философии в отличие от истории науки — это не процесс приращения знаний, поскольку каждое крупное философ¬ское учение, подобно произведению искусства, уникально. (Прав¬да, в истории философии происходит приращение категорий и ме¬тодов, а сходство с историей религии заключается в последователь¬ном выражении разных позиций веры.) Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, «осве¬тить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, по¬мочь совершить скачок к «безусловному бытию», которое непости¬жимо для научного познания, но имманентно присуще сознанию. 2. Философствование по Ясперсу Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия.

Первый уровень членения бытия — предметное бытие («бытие-в-мире»), или «существование». Это внешний уровень бытия.

Перед его лицом философствование достигает лишь «ориентации-в-мире», по существу это и есть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности.Экзистенция с особой силой открывается человеку в по¬граничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конеч¬ности своего существования.

Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир; его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, освещает новым смыс¬лом и человеческую экзистенцию.Второй уровень членения бытия — это озарение, прояснение экзистенции, осознание души, и наконец, третий уровень — чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осо¬знанием Бога. По Ясперсу, для философствования основную цен¬ность представляют понятия метафизики, именно они выражают поиски смысла бытия философской мыслью.

Итогом философство¬вания выступает философская вера, и если религиозная вера осно¬вана на откровении, то философская является результатом раз¬мышления.Ясперс стремился доказать, что духовный прогресс человечест¬ва, в том числе и связанный с демифологизацией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условии существования осо¬бого бытия, трансцендентного мысли.

При этом даже скептицизм, высвечивая границы знания, указывает вместе с тем не на ничто, а на нечто сущее, но непостижимое; оно выступает как предмет не¬знания и, стало быть, веры, которая отличается от религиозной, в частности от христианской, тем, что должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, до¬ступном любому человеку. По Ясперсу, вера не противостоит ра¬зуму, а существует в единстве с ним, и ее нельзя рассматривать как нечто иррациональное.

Допущение полярности рационального и иррационального лишь запутывает проблему экзистенции. 3. Философствование о вере не тождественно знанию Осно¬вой веры не может быть то, что в своей сущности только ирраци¬онально.Для веры мыслящего человека, человека философствую¬щего, характерно то, что она существует только в союзе со знани¬ем: она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя. Таким образом, незнание выступает не просто как своего рода субъектив¬ный свидетель наличия таинственного вида бытия, именуемого трансценденцией.

Философская вера потому и вера, что трансцен¬дентное не может быть доказано рациональными доводами, но она потому и философия, что все же предполагает именно какое-то знание о трансцендентном, которое косвенно подтверждается хотя бы отрицательными аргументами. Следовательно, скептическое незнание вместе с тем есть своего рода знание о существовании особого рода бытия.

Трансценденция — это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываются слиянными. Философская вера находится как бы на границе между религиозной верой и научным знанием.Она может рассматриваться как своего рода «прафеномен и религии, и науки». Однако философствование о вере не может быть знанием, ибо она необъективируема, а представляет собой только выявление эк¬зистенции, а это есть именно мышление, а не просто эмоциональ¬но-психологический феномен.

Но такое мышление по самой своей сути неадекватно: оно принуждено осуществлять себя в словах, на¬правляя свою интуицию на то, что «за ними». Ясперс различает два вида мышления: философское, которое устремлено «за явления» и может рассчитывать лишь на «удовлетворенность», и рациональ¬ное (научное) мышление, устремленное на сами явления и выраба¬тывающее знания. Настаивая на принципиальном различии между ними, Ясперс никоим образом не отрицает ценности знания: оно необходимо и для помощи «высветляющему мышлению». Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограни¬чивает вещное «бытие-в-мире». Но и сама экзистенция сущест¬венным образом ограничена, причем эта ее ограниченность (в от¬личие от эмпирической ограниченности человеческих знаний, сил и возможностей) не только не негативна, но и содержательно- по¬зитивна и потому не может быть от нее, так сказать, «отмыслена» в акте интеллектуального абстрагирования, а принадлежит самому ее бытию: она есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с трансценденцией.

Соотнесенность экзис¬тенции с другой экзистенцией осуществляется в акте коммуника¬ции, а соотнесенность ее с трансценденцией — в акте веры. Ком¬муникация, по Ясперсу, — это универсальное условие человечес¬кого бытия. Она буквально составляет его всеохватывающую сущ¬ность.

Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации.

Вне коммуникации немыслима и че¬ловеческая свобода со всеми ее степенями. Недаром в лексиконе Ясперса термин «коммуникация» означает глубоко истинное, лич¬ностное общение «в истине». Коммуникация есть центральное по¬нятие не только этики и аксиологии, но и гносеологии и вообще всего миропонимания Ясперса, она возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом.Согласно Ясперсу, мысль философски истинна в той мере, в какой «промысли-вание этой мысли» помогает коммуникации.

Разум тождествен не¬ограниченной воле к коммуникации. Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на Единое во всем сущем, он противодейст¬вует прерыванию коммуникации, но именно она «дарит» человеку еГО подлинную сущность. Ясперс афористично и очень тонко заме¬чает: «Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью». Этим подчеркивается соци¬альная сущность человека.Социальное, интеллектуальное и мо¬ральное зло есть, по Ясперсу, прежде всего глухота к «окликанию» со стороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии, прини¬мающая облик противоразумного фанатизма, но также и поверх¬ностного, обезличенного массового общения, безнадежно отрав¬ленного ядом демагогии.

Второй предел, на который наталкивается и благодаря которо¬му приходит к себе экзистенция, — это, как уже говорилось, трансценденция.Она выступает как абсолютный предел («абсо¬лютно-объемлющее») всякого бытия и мышления: трансценденция «столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена, пребывая непознанной». Если «бытие-в-мире» есть «Все», а эк¬зистенция противостоит «Всему» на правах «Единственного», то трансценденция бытийствует во «Всем» и в «Единственном» как их объемлющее «Единое». Перед лицом трансценденции мышле¬ние принимает свой третий облик — облик метафизики.

Но мыс¬лить трансценденцию можно лишь весьма неадекватным образом, «вмысливая» ее в предметное.Вера не есть знание, которым я об¬ладаю, но «уверенность, которая меня ведет». Идеал философской веры у Ясперса подчас представляется модернизированным вари¬антом кантовского идеала религии в пределах одного только разу¬ма. Однако Ясперс острее, чем Кант, ощущает границу, грозящую философской вере опасностью переродиться из высокой надпред-метности в пустую беспредметность и тем самым утратить характер субстанции.

Это вынуждает философскую веру «просить помощи» У своей, казалось бы, преодоленной сестры — у религиозной веры. По Ясперсу, религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в «совестливости философии», а философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии. 4. Философская вера и человеческая коммуникация Еще одной важной темой в философии существования является тема человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъ¬ективности.

Человек в экзистенциализме изначально выступает как социальное существо. В отчужденном бытии, например в толпе, в массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям, при¬вычкам.

Экзистенциалисты не просто описывают факты, но яв¬но выражают протест против массовой, бульварной культуры, ханжеской буржуазной морали. Правда, это часто делается с по¬зиций нигилизма и анархизма. Характерно, что выступая против массовой культуры 60-х гг сам экзистенциализм стал впоследствии модой и элементом той же самой массовой культуры.Социальность личности, глубоко выраженная Марксом, ко¬гда он говорил, что человек становится человеком, только смот¬ря на другого как в свое зеркало, подробно и убедительно ана¬лизируется во многих работах экзистенциалистов.

Экзистенци¬альная коммуникация предполагает связь людей во внутренней любви.Для этого, по Ясперсу, необходимы три условия: • одиночество. «Неудовлетворенность в коммуникации является поэтому началом прорыва к подлинному существованию»; • риск. Тот, кто свое интимное переживание доверяет другому, рискует быть отвергнутым и осмеянным.

Но коммуникация противоречива: «Я не могу стать собой, не вступая в комму¬никацию, и не могу вступить в коммуникацию, не будучи в одиночестве»; • борьба. Но это «любящая борьба». В ней другого хотят не уничтожить, а завоевать. В ней нет обмана и хитрости, нет превосходства над другим, но есть искренность и беспощад¬ное раскрытие своих слабостей.Ясперс придерживается принципа историзма, который приоб¬рел у него аксиологический характер: для всемирной истории ло¬рнируются универсальный смысл и смысловая связь времен.

Вера Ясперса в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и во времени поверх всех культурных барьеров связана с его исключительно интимным и прочувствованным ощуще¬нием философской традиции как братства мыслителей всех времен. По Ясперсу, пока человек философствует, он ощущает свою связь с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей.Наличие этой связи времен гарантируется особым «осевым временем», вы явившим универсальный смысл истории.

Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны обновлять свою связь с «осевым временем» и возвращаться к его изначальности, подыскивая новые средства для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины. Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма — этой главной опасности XX в ввергающее людей в кровавые революции и истребительные войны.Вывод Философия жизни к 30-м годам нашего столетия постепен¬но стала сходить на нет, уступая свое место экзистенциализму, в котором более органично, нежели в философской жизни, опи¬сываются многообразные стороны бытия человека в мире. Фи¬лософия жизни, считают экзистенциалисты, перегружена психологизмами. Экзистенция в позднелатинском языке буквально означает существование.

Само это существование понимается в экзистен¬циализме как непосредственное единство субъекта и объекта, на¬правленность субъекта вовне, открытость перед иным и движе¬ние к этому иному.

В религиозном варианте экзистенциализма у Ясперса этим иным является Бог, к нему движется лич¬ность в своей свободе. Перед человеком — бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответствен за свой выбор прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что, "самосозидая" себя, ты тем же самым актом тво¬ришь других, мир в целом.В своем подлинном существовании человек "заброшен" в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание.

Экзистенциализм — это онтология, учение о бытии, о суще¬ствовании. Для экзистенциалиста человек существует в мире, во¬прос о самостоятельном существовании природы для него мало¬интересен. Природа дана человеку изначально.Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект. И пос¬кольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна вы¬разить существование, которое постигается в особом акте экзистенции.

Экзистенция — это не просто переживание, а переживание бытия-в-мире. Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен. Быть свободным — это значит быть самим собой, не ориенироваться на "посторонних". Один из главных представителей экзистенциализма Ясперс видел инстанцию бытия человека пре¬жде всего в его сознании.Он превыше всего ставил субъективность человека.

Экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сто¬ронам человеческого бытия, которые отчасти невыразимы на язы¬ке науки. Важное значение имели предупреждения экзистенциа¬лизма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весь¬ма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы челове¬ка, выбора жизненных путей.Экзистенциалисты разработали но¬вый способ философствования, который усвоен новейшей философией.

Литература 1. Аверинцев С.С. Ясперс. // Философская энциклопедия. Т. 5. М 1990. 2. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблемы культуры. М 1963. 3. Миронова Я. Ясперс. // Современная западная философия. М 1991. 4. Ясперс К. Сочинения. М 1971. 5. Ясперс К. Смысл истории.М 1963. РЕФЕРАТ по философии на тему: «Ясперс и философская вера» Содержание: Введение 3 1. Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о вере 4 2. Философствование по Ясперсу 5 3. Философствование о вере не тождественно знанию 6 4. Философская вера и человеческая коммуникация 9 Вывод 11 Литература 13 Введение Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование), или философия существования, играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии XX в. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, свя¬занные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создает как бы свое особое учение.

Во многом это объясняется тем, что среди ее представителей известнейшие писатели и мыслители XX в. Но систематическое упорядочение идей философии существования мы находим у немецких филосо¬фов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера (1927), и в трехтомной «Философии» К. Ясперса (1932), а также у француз¬ского философа Ж П. Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943). Нередко экзистенциализм подразделяют на атеистический и религиозный.

Но это деление достаточно условное, так как все представители этого направления сосредоточивают внимание на общих для них экзистенциальных проблемах, прежде всего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека во¬обще, а каждой личности.

В данной работе я изложу понимание философской веры у Ясперса. 1. Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о вере Карл Ясперс (1883—1969) — выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма.

Для него идею «философской совестливости» символизировал И. Кант, а идею удивительной широты кругозора — И.В. Гете, хотя в самом начале своего философского пути он испытывал интеллектуальное переживание, выброшенное из кантовско-гетевского «культур¬ного рая». Ясперс решительно отмежевался от рационалистичес¬кой традиции в философии, связанной с Р. Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки.

Настоящая философия, по Ясперсу, — это прежде всего сам про¬цесс философствования. Таким образом, он делает акцент на прин¬ципиальной незавершенности и тем самым на открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладают над ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках.В этом отношении Ясперс близок таким мыслителям, как С. Кьеркегор и Ф. Ницше: они не занимались систематической филосо¬фией, т.е. не стремились привести свои философские воззрения в систему.

Для Ясперса идея философствования означает и меньше, и больше, чем философия как система целостного мировоззрения.Меньше в том смысле, что она связана с определенным «творчес¬ким ослаблением»: в наше бурное время уже нет той духовной мощи, которая позволяла, например, Платону, Аристотелю, Спи¬нозе, Гегелю и др. возводить стройные мировоззренческие системы из абсолютизированной «изначальности» (эйдосы, абсолютный дух), поэтому нам должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями.

А больше потому, что философствованию свойствен¬на жизненность «экзистенциального высветления» проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то ос¬мыслить наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой» наше существование.Дело в том, что под существованием имеется в виду прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. «Су¬ществование есть сознание, — писал Ясперс, — и я существую как сознание Анализировать существование значит анализиро¬вать сознание» . Ясперс полагал, что философию нельзя ограни¬чить, как науку, строгими рамками определенного предмета и ме¬тода. История философии в отличие от истории науки — это не процесс приращения знаний, поскольку каждое крупное философ¬ское учение, подобно произведению искусства, уникально. (Прав¬да, в истории философии происходит приращение категорий и ме¬тодов, а сходство с историей религии заключается в последователь¬ном выражении разных позиций веры.) Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, «осве¬тить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, по¬мочь совершить скачок к «безусловному бытию», которое непости¬жимо для научного познания, но имманентно присуще сознанию. 2. Философствование по Ясперсу Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия.

Первый уровень членения бытия — предметное бытие («бытие-в-мире»), или «существование». Это внешний уровень бытия.

Перед его лицом философствование достигает лишь «ориентации-в-мире», по существу это и есть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в по¬граничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конеч¬ности своего существования.

Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир; его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, освещает новым смыс¬лом и человеческую экзистенцию. Второй уровень членения бытия — это озарение, прояснение экзистенции, осознание души, и наконец, третий уровень — чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осо¬знанием Бога. По Ясперсу, для философствования основную цен¬ность представляют понятия метафизики, именно они выражают поиски смысла бытия философской мыслью.

Итогом философство¬вания выступает философская вера, и если религиозная вера осно¬вана на откровении, то философская является результатом раз¬мышления. Ясперс стремился доказать, что духовный прогресс человечест¬ва, в том числе и связанный с демифологизацией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условии существования осо¬бого бытия, трансцендентного мысли.

При этом даже скептицизм, высвечивая границы знания, указывает вместе с тем не на ничто, а на нечто сущее, но непостижимое; оно выступает как предмет не¬знания и, стало быть, веры, которая отличается от религиозной, в частности от христианской, тем, что должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, до¬ступном любому человеку.

По Ясперсу, вера не противостоит ра¬зуму, а существует в единстве с ним, и ее нельзя рассматривать как нечто иррациональное.Допущение полярности рационального и иррационального лишь запутывает проблему экзистенции. 3. Философствование о вере не тождественно знанию Осно¬вой веры не может быть то, что в своей сущности только ирраци¬онально. Для веры мыслящего человека, человека философствую¬щего, характерно то, что она существует только в союзе со знани¬ем: она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя. Таким образом, незнание выступает не просто как своего рода субъектив¬ный свидетель наличия таинственного вида бытия, именуемого трансценденцией.

Философская вера потому и вера, что трансцен¬дентное не может быть доказано рациональными доводами, но она потому и философия, что все же предполагает именно какое- то знание о трансцендентном, которое косвенно подтверждается хотя бы отрицательными аргументами.

Следовательно, скептическое незнание вместе с тем есть своего рода знание о существовании особого рода бытия. Трансценденция — это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываются слиянными. Философская вера находится как бы на границе между религиозной верой и научным знанием.Она может рассматриваться как своего рода «прафеномен и религии, и науки». Однако философствование о вере не может быть знанием, ибо она необъективируема, а представляет собой только выявление эк¬зистенции, а это есть именно мышление, а не просто эмоциональ¬но-психологический феномен.

Но такое мышление по самой своей сути неадекватно: оно принуждено осуществлять себя в словах, на¬правляя свою интуицию на то, что «за ними». Ясперс различает два вида мышления: философское, которое устремлено «за явления» и может рассчитывать лишь на «удовлетворенность», и рациональ¬ное (научное) мышление, устремленное на сами явления и выраба¬тывающее знания.

Настаивая на принципиальном различии между ними, Ясперс никоим образом не отрицает ценности знания: оно необходимо и для помощи «высветляющему мышлению». Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограни¬чивает вещное «бытие-в-мире». Но и сама экзистенция сущест¬венным образом ограничена, причем эта ее ограниченность (в от¬личие от эмпирической ограниченности человеческих знаний, сил и возможностей) не только не негативна, но и содержательно-по¬зитивна и потому не может быть от нее, так сказать, «отмыслена» в акте интеллектуального абстрагирования, а принадлежит самому ее бытию: она есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с трансценденцией.

Соотнесенность экзис¬тенции с другой экзистенцией осуществляется в акте коммуника¬ции, а соотнесенность ее с трансценденцией — в акте веры. Ком¬муникация, по Ясперсу, — это универсальное условие человечес¬кого бытия.

Она буквально составляет его всеохватывающую сущ¬ность. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Вне коммуникации немыслима и че¬ловеческая свобода со всеми ее степенями.Недаром в лексиконе Ясперса термин «коммуникация» означает глубоко истинное, лич¬ностное общение «в истине». Коммуникация есть центральное по¬нятие не только этики и аксиологии, но и гносеологии и вообще всего миропонимания Ясперса, она возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом.

Согласно Ясперсу, мысль философски истинна в той мере, в какой «промысли-вание этой мысли» помогает коммуникации. Разум тождествен не¬ограниченной воле к коммуникации. Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на Единое во всем сущем, он противодейст¬вует прерыванию коммуникации, но именно она «дарит» человеку еГО подлинную сущность.Ясперс афористично и очень тонко заме¬чает: «Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью». Этим подчеркивается соци¬альная сущность человека.

Социальное, интеллектуальное и мо¬ральное зло есть, по Ясперсу, прежде всего глухота к «окликанию» со стороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии, прини¬мающая облик противоразумного фанатизма, но также и поверх¬ностного, обезличенного массового общения, безнадежно отрав¬ленного ядом демагогии.Второй предел, на который наталкивается и благодаря которо¬му приходит к себе экзистенция, — это, как уже говорилось, трансценденция.

Она выступает как абсолютный предел («абсо¬лютно-объемлющее») всякого бытия и мышления: трансценденция «столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена, пребывая непознанной». Если «бытие-в-мире» есть «Все», а эк¬зистенция противостоит «Всему» на правах «Единственного», то трансценденция бытийствует во «Всем» и в «Единственном» как их объемлющее «Единое». Перед лицом трансценденции мышле¬ние принимает свой третий облик — облик метафизики.

Но мыс¬лить трансценденцию можно лишь весьма неадекватным образом, «вмысливая» ее в предметное. Вера не есть знание, которым я об¬ладаю, но «уверенность, которая меня ведет». Идеал философской веры у Ясперса подчас представляется модернизированным вари¬антом кантовского идеала религии в пределах одного только разу¬ма. Однако Ясперс острее, чем Кант, ощущает границу, грозящую философской вере опасностью переродиться из высокой надпред-метности в пустую беспредметность и тем самым утратить характер субстанции. Это вынуждает философскую веру «просить помощи» У своей, казалось бы, преодоленной сестры — у религиозной веры. По Ясперсу, религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в «совестливости философии», а философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии. 4. Философская вера и человеческая коммуникация Еще одной важной темой в философии существования является тема человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъ¬ективности. Человек в экзистенциализме изначально выступает как социальное существо.

В отчужденном бытии, например в толпе, в массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям, при¬вычкам.

Экзистенциалисты не просто описывают факты, но яв¬но выражают протест против массовой, бульварной культуры, ханжеской буржуазной морали.Правда, это часто делается с по¬зиций нигилизма и анархизма. Характерно, что выступая против массовой культуры 60-х гг сам экзистенциализм стал впоследствии модой и элементом той же самой массовой культуры.

Социальность личности, глубоко выраженная Марксом, ко¬гда он говорил, что человек становится человеком, только смот¬ря на другого как в свое зеркало, подробно и убедительно ана¬лизируется во многих работах экзистенциалистов.Экзистенци¬альная коммуникация предполагает связь людей во внутренней любви. Для этого, по Ясперсу, необходимы три условия: • одиночество. «Неудовлетворенность в коммуникации является поэтому началом прорыва к подлинному существованию»; • риск. Тот, кто свое интимное переживание доверяет другому, рискует быть отвергнутым и осмеянным.

Но коммуникация противоречива: «Я не могу стать собой, не вступая в комму¬никацию, и не могу вступить в коммуникацию, не будучи в одиночестве»; • борьба. Но это «любящая борьба». В ней другого хотят не уничтожить, а завоевать.В ней нет обмана и хитрости, нет превосходства над другим, но есть искренность и беспощад¬ное раскрытие своих слабостей.

Ясперс придерживается принципа историзма, который приоб¬рел у него аксиологический характер: для всемирной истории ло¬рнируются универсальный смысл и смысловая связь времен. Вера Ясперса в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и во времени поверх всех культурных барьеров связана с его исключительно интимным и прочувствованным ощуще¬нием философской традиции как братства мыслителей всех времен.По Ясперсу, пока человек философствует, он ощущает свою связь с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей.

Наличие этой связи времен гарантируется особым «осевым временем», вы явившим универсальный смысл истории. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны обновлять свою связь с «осевым временем» и возвращаться к его изначальности, подыскивая новые средства для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины.Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма — этой главной опасности XX в ввергающее людей в кровавые революции и истребительные войны.

Вывод Философия жизни к 30-м годам нашего столетия постепен¬но стала сходить на нет, уступая свое место экзистенциализму, в котором более органично, нежели в философской жизни, опи¬сываются многообразные стороны бытия человека в мире. Фи¬лософия жизни, считают экзистенциалисты, перегружена психологизмами.Экзистенция в позднелатинском языке буквально означает существование.

Само это существование понимается в экзистен¬циализме как непосредственное единство субъекта и объекта, на¬правленность субъекта вовне, открытость перед иным и движе¬ние к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма у Ясперса этим иным является Бог, к нему движется лич¬ность в своей свободе. Перед человеком — бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу.Он ответствен за свой выбор прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что, "самосозидая" себя, ты тем же самым актом тво¬ришь других, мир в целом.

В своем подлинном существовании человек "заброшен" в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание. Экзистенциализм — это онтология, учение о бытии, о суще¬ствовании.Для экзистенциалиста человек существует в мире, во¬прос о самостоятельном существовании природы для него мало¬интересен.

Природа дана человеку изначально. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект. И пос¬кольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна вы¬разить существование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция — это не просто переживание, а переживание бытия-в-мире. Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен.Быть свободным — это значит быть самим собой, не ориенироваться на "посторонних". Один из главных представителей экзистенциализма Ясперс видел инстанцию бытия человека пре¬жде всего в его сознании.

Он превыше всего ставил субъективность человека. Экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сто¬ронам человеческого бытия, которые отчасти невыразимы на язы¬ке науки.Важное значение имели предупреждения экзистенциа¬лизма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весь¬ма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы челове¬ка, выбора жизненных путей.

Экзистенциалисты разработали но¬вый способ философствования, который усвоен новейшей философией. Литература 1. Аверинцев С.С. Ясперс. // Философская энциклопедия. Т. 5. М 1990. 2. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблемы культуры. М 1963. 3. Миронова Я. Ясперс. // Современная западная философия. М 1991. 4. Ясперс К. Сочинения.М 1971. 5. Ясперс К. Смысл истории.

М 1963.