рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Становление и расцвет гуманизма. Гуманизм XIV - первой половины XV вв.

Становление и расцвет гуманизма. Гуманизм XIV - первой половины XV вв. - раздел Философия, Становление И Расцвет Гуманизма. Гуманизм Xiv - Первой Половины Xv Вв. Робер...

Становление и расцвет гуманизма. Гуманизм XIV - первой половины XV вв. Роберт Манекин Данте Алигьери Родоначальником европейского гуманизма принято считать выдающегося итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1329). В поэме "Божественная комедия" происходит столкновение, борение двух картин мира: средневековой и ренессансной.На смену статической гармонии мироздания приходит учение о динамической гармонии, на место средневековой антитезы "Бог - тленный мир" - антитеза "Бого-Человек" - "Бого-мир". Основанием структурирования мира у Данте служит отношение вещей к Богу, а человеческая душа трактуется, как основа единения божественного и природного начал: от средневекового теоцентризма Данте постепенно "продвигается" к антропоцентризму ренессансному. Петрарка Решительный отказ от обсуждения средневековой картины мира наблюдается в творчестве Франческо Петрарки (1304-1374). Исходный пункт философии Петрарки - отрицание "схоластической учености". Последнее не предполагает подмену "учености" неграмотностью.

Петрарка превосходил всех своих современников в знании античной литературы, поэзии, истории, мифологии, философии; он был владельцем одной из богатейших библиотек своего времени; автором выдающихся литературных произведений.

Апологизируя свое мнимое "невежество" Петрарка противопоставлял догматической науке средневековья - новое знание; варварскому языку схоластики - изысканную латинскую речь; неоправданно сложным, псевдо-глубокомысленным монологам участников философских диспутов - изящный эпистолярный жанр, живую форму застольной беседы (диалога мыслей); общим, двусмысленным, неясным, недоказуемым постулатом средневековых перипатетиков - очевидные, доступные, конкретные рассуждения по волнующим общество этическим проблемам.

Петрарка не признавал прав перипатетиков на истину в высказываниях об устройстве мира. Он считал, что, "конечно, небожители должны обсуждать небесное, мы же - человеческое". Петрарка был далек от религиозного свободомыслия, но религиозная проблематика сводилась у него к размышлениям об отношении Человека к Богу; он не раз с уважением отзывался об Аристотеле, однако, его собственные интересы лежали в области дел человеческих; он отрицал значение догматической онтологии, и его научные и этические труды пролагали путь новой онтологии - онтологии, изучающей условия человеческого бытия в реальном, "зримом" мире. Петрарка не принял противопоставления Человека, Природы и Бога. Вопреки христианскому учению, Франческо Петрарка считал, что Бог (Христос) воплотился в Человеке для того чтобы "сделавшись человеком, сделать человека богом", и теперь Человек "вот уже он Бог". Вместо поиска различий между миром вечным и зримым гуманист искал основания гармонического (динамического) единства Космоса, Природы и Духа. Именно в этом поиске, в стремлении "оМИРщить" Бога и "обожествить" Человека и состоит историко-культурное и мировоззренческое значение философского наследия Франчески Петрарки.

Гуманисты первого поколения Основные идеи философии Петрарки получили развитие в сочинениях гуманистов первого поколения (конец XIV - первая половина XV вв.): Коллючо Салютати (1331-1406), Леонардо Бруни (Аретино) (1370-1444); Пождио ди Гуччо Браччолини (1380-1459), Томазо Порянтучелли (папы Николая VI; 1397-1439), Джаноццо Манетти, Лоренцо Валлы (1407-1457), Леона-Батиста Альберти (1404-1472), Роберто де Росси (ок. 1350-1417), Джоанни Бартоламеи Бокаччо (1313-1375), Карло Марсупини (1398-1453), Казимо Раймонди (ум. 1435), Маффео Верджо (1407-1458), Кандидо Дечембрио (1393-1477), Антонио да Ро (ум. 1450/1455) , др. Основное содержание проблематики гуманизма конца XIV-первой половины XV вв. составляли проблемы человеческого достоинства, апология человеческого тела, разума, благородства (ренессансный антропоцентризм, проблема Человека и общества); проблема раскрепощения человеческой личности (человек и судьба; проблема свободы воли); проблема предназначения Человека (проблема соотношения веры и разума); проблема сущности добродетельности, образованности (этический идеал гуманизма, ренессансная педагогика); эстетические проблемы.

Смыслом философского дискурса гуманизма XIV-XV вв. выступала апологетика природного начала мироздания.

Наиболее полным образом гуманистическую идеологию периода ее расцвета (первая половина XV вв.) воплотили в своем творчестве Лоренцо Валла и Джаноццо Манетти.

Манетти Манетти "с необычальным восторгом" исследовал достоинства человеческого тела, все "великолепные качества нашего организма". В совершенстве строения тела Человека Менетти искал объяснения совершенства человеческого разума, а также "благородных и превосходных" "органов чувств". Для Манетти несомненно, что "человек… есть нечто наилучшее", что "большая часть того, что можно видеть в мире, была устроена и упорядочена людьми… благодаря разнообразным их трудам" . Человек, по Манетти, более утонченный творец, чем Бог; "мир и его красоты… были сделаны (людьми - Р. М.) значительно более прекрасными и превосходными и отделаны с гораздо большим вкусом (чем это делал Бог - Р. М.) ". Манетти не отрицал влияние "божественного закона" на человеческую жизнь, но смысл этого закона он видел в следовании требованиям природы. Джаноццо Манетти решительно отвергал представление о том, что жизнь праведного человека должна состоять из страданий.

Он полагал, что по воле "божественной троицы" все устроено так, "чтобы мы могли жить в этом мире всегда радостные и веселые". Человек, по Манетти, потенциально сильнее судьбы; его нравственный долг требует, чтобы он стремился "возвыситься над судьбой". И в одолении судьбы он видел важнейшее проявление добродетели " Без сомнения - писал Манетти - исключительно ради человека был создан мир, такой красивый и прекрасный". Даже "Христос пришел в мир, чтобы чудесным и неслыханным образом, путем смиренного приятия человеческой плоти, прославить человека". Этому достойнейшему и прекраснейшему в мире существу - человеку - для полноты его совершенства недостовало только соединения с божественной сущностью"; теперь же (в следствии подвига Христа - Р. М.) оно стало единым и неразделимым с божественной природой"; "долг (Человека - Р. М.) состоит в том, чтобы научиться быть в состоянии руководить и управлять миром". Для этого и нужно стремиться к высшей добродетели - к познанию: "понимать и действовать является общим (делом человека - Р. М.) с делом всемогущего Бога". Манетти понимал Человека как "естественное существо", что "подобно дереву рождается от природы" - "искуснейшей и умнейшей, единственной устроительницы дел". Бог (как и в средневековой картине мира) венчает мироздание.

Гуманист колебался при решении вопроса о том, кто обладает свободой воли - Человек или Бог. Но совершенно очевидно, что Бог уже становился излишним звеном в картине мира, развернутой Манетти.

Человек более решительно и твердо "примеряет на себя тогу" "завершителя дел" Матери Природы.

Вала Следующий шаг в становлении философской программы европейского гуманизма сделал Лоренцо Валла (1407-1457). Валла подверг жесточайшей критике (прежде всего филологической, а затем и философской) аристотелево учение о Боге, о вечности мира, о перводвигателе.

У аристотеля, писал Валла, "истина смешана с заблуждением", "отрицаются очевидные вещи и опыт", "а доказательства - софистичны". В критике Валлы важнее, пожалуй, сам факт его расхождения с Аристотелем, чем те аргументы, на которые он опирался.

Например, отвергая постулат о вечности мира, Валла ссылался на мнение о том, что мир был создан для Человека - существа конечного, всецело принадлежащего тленному миру; приводил доводы исторического характера: против вечности мира свидетельствуют, по Валла, искусства, следов которых древнее трех тысяч лет нет. Методом анализа аристотелизма Валла избрал филологию. Так, оспаривая толкование термина "персона", предложение Боэцием (Боэций перевел термин "персона" как "ипостась, неделимая рациональная сущность", образ и подобие Бога в человеческой душе) Валла указывал, что "персона" - это предикат, соответствующий только Человеку как разумному индивиду и всякое другое использование этой категории, например, применительно к божеству возможно только по аналогии. Тем самым, Валла отвергал определение Человека через субстанцию.

Человек, по Валла, выпадает из космической иерархии.

Валла считал, что животные, как и человек, имеют память, разум, волю, способность выбора, некоторые общие с человеком душевные состояния (например, способность к сопереживанию); он утверждал, что все неодушевленное в мире создано Богом для обладающих чувствами. Главным отличием Человека от других животных является, по Валла, предназначенность (предопределенность, предустремленность) Человека к вечности: "Следовательно, мы тем и отличаемся от животных, что созданы вечными по образу и подобию Бога, а в ином подобны животным, как звезды - смертным огням.

Душой и телом возвышенные и вознесенные, мы смотрим в небо, куда нам следует стремиться не только душой, но и телом, которое создал сам Бог (как я сказал) своими руками лично". Проекцией вечного блаженства на земле оказывается у Валла безграничность человеческой способности к познанию, желаний, многообразие чувств, глубина и многогранность восприятия мира: "Поскольку мы рождены к вечности, постольку мы понимаем вечное и небесное, постольку способны ко многому и к еще большему стремимся, многого страстно желаем, многого страшимся, многому радуемся и о многом скорбим". Валла однозначно отвергал традиционное толкование Трансцендентуума как потустороннего бытия.

Вечное существование он мыслил как телесно-душевную целостность, при которой только и возможно "блаженство наслаждения". Все способности души - считал Валла -распознаются в ощущениях (чувствах). Первая способность души - память - заключается в возможности восприятия объектов; вторая - разум - в возможности выносить суждение об объектах; третья - воля - в возможности получать удовольствие и ощущать страдание.

Возбуждение ощущений (чувств) гуманист связывал с реализацией субъект-объектных отношений в Природе. "Только то должно называться благом писал он в чем сходятся обе вещи: то, что воспринимает, и то, что воспринимается.

Душа и тело со своей стороны внешне воспринимают, внешне воспринимается". Отрицая перипатетическое толкование иерархичности мироздания, Валла вводил собственное: "… все создано Богом премудро и с наивысшим благоразумием и (все - Р. М.) это называется благом - указывал он Однако то, что лишено чувства, создано не ради себя, но ради того, что наделено чувствами… что имеет душу и чувства, т.е. для их блага". Бог в философии Валла выступает в качестве начала, создающего вещи, доставляющие людям блаженство.

Иначе говоря, не Человек, по Валла, должен служить своему создателю, а напротив, Бог как бы служит Человеку, открывая ему возможность испытать наслаждения.

Единение Человека с Трансцендентуумом - не цель, не "конечная, но действующая причина" человеческого существования.

Связь сводной воли и божественного провидения виделась Валлой как альтернатива: если Бог провидит будущее и, тем самым, его определяет, то Человек лишен свободы воли и, следовательно, действия людей диктуются необходимостью, а значит, не существует ни добрых, ни злых людей; если действия людей необходимы и вынуждены, а Бог одного карает, а другого награждает - Бог несправедлив.Бог, следовательно, или не провидит будущее - и тогда Человек наделен свободой воли, или провидит - и тогда он несправедлив (что противоречит понятию Бога, как вселенского блага). Лоренцо Валла сделал следующий (после Манетти) шаг по направлению от средневековой философии к философии Нового времени.

Куда был направлен вектор его движения? Сам Валла дал точный ответ на этот вопрос: "Они (средневековые защитники добродетели - Р. М.) громогласно воспевают стремление к трудностям, что несомненно отрицает природа, мы, преданные законам самой природы, говорим о стремлении к удовольствиям; они (призывают - Р. М.) к бесконечным страданиям, мы - к радостям; они - к мучениям; мы - наслаждениям; наконец, они - к смерти; мы - к жизни". Путь Валлы пролегал от аскетической философии средневекового аристотелизма, к многоцветной, жизнерадостной философии ренессансного неоплатонизма.

– Конец работы –

Используемые теги: Становление, Расцвет, гуманизма, Гуманизм, XIV, первой, половины, XV0.112

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Становление и расцвет гуманизма. Гуманизм XIV - первой половины XV вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Общественно-политическая мысль в России второй половины XVIII – первой половины XIX в.в.
В результате проделанной работы я получила более глубокое изучение определенного раздела курса, который в ходе занятий рассматривался лишь в… Еще один плюс – повышение теоретической подготовки, что важно при сдаче… Так же в наше время очень актуально знать важные моменты истории. 1. Борьба трех направлений в общественном движении…

Советское общество во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов
Во-первых, это почти что наша эпоха.Я родилась на ее за-кате, первое прочитанное мною слово было «СССР» (я училась читать по га-зетам). А потом было… И это не просто штрих, а уже целая черта на лице эпохи: ведь им самим точно… В его докладе на октябрьском Пленуме ЦК КПСС были использованы предложения известного экономиста Е.Г. Либер-мана.…

Постиндустриальное общество. Советский Союз во второй половине 60-Х - первой половине 80-Х гг.
Новым первым секретарм был избран Леонид Брежнев. Эпоха управленческих реформ, кадровых перетрясок, державших в напряжении вс чиновничество страны,… Главным девизом застойных лет стала спокойная жизнь своего рода синица в руках… Разоблачение культа личности было сврнуто и постепенно сменилось признанием больших заслуг Сталина.

Галицко-Волынское княжество в последней четверти XIII – в первой половине XIV столетия
Тема данной работы – Галицко-Волынское княжество в последней четверти XIII – в первой половине XIV столетия. Мы будем рассматривать ранние попытки… В то же время Галицкое и Волынское княжества никогда не теряли своего… Актуальность рассматриваемой темы находит отклик в процессах, происходящих в настоящее время, в период становления и…

Российско-польские отношения в XIX - первой половине XX в.
Российско-польские отношения - сложная, драматическая и трагическая часть европейской истории. В этих взаимоотношениях решающую роль играли многие факторы, такие как… Мощное военно-политическое образование - Речь Посполитая вела активную борьбу за преобладание на востоке и юге.…

История рекламы и паблик рилейшнз первой половины ХХ века
Примеры рекламы можно найти и в Древнем мире, и в средневековье, и в эпоху Возрождения… Но только в двадцатом веке начался расцвет рекламы. … Связь PR с традициями гуманизма - не просто благодатная почва для теоретиков… Многочисленные изобретения способствовали увеличению производительности труда. В результате образовался избыток…

Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.
С возвращением в Россию прогрессивная часть русского общества стала задумываться над несовершенством политического устройства государства.На фоне… Огромное влияние на политические процессы первой половины XIX в. произвела… В его состав вошли «молодые друзья» императора – В.П. Кочубей, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский и Н.Н.…

Экономическое развитие России в первой половине XIX века
Развитие промышленности. В первой половине XIX в. господствующими формами развития промышленности в России являлись мелкотоварное производство и… Ремесленное производство было важной предпосылкой для развития промышленных… В первой половине века продолжала существовать помещичья мануфактура, основанная на крепостном труде, однако ее…

Кризис феодально-крепостнической системы первой половины XIX века
Длительная эксплуатация человеком природной среды приводит постепенно к е истощению.В Европе кризис феодальной системы наступил раньше в результате… Рассмотрим их подробнее. 1. Прежде всего начался процесс разложения… Значительные изменения произошли в промышленном про изводстве выросло количество капиталистических мануфактур,…

Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века
А.С. Пушкин в романе ЕвгенийОнегин рассказывает о разных типах дворянства петербургском, московском ипоместном, показывал отсутствие у этих людей… В Петербурге люди заняты модой, а огромное значение имеетобщественное мнение -… Еда составляет чуть-ли не самую важную часть деревенской жизни. Обрядизвестный угощенья, Несут наблюдичках…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Экономическая политика СССР в первой половине ХХ века Уравнительное распределение осуществлялось методами насилия и принуждения. Ленин весной 1918г. не говорил о развитии торговли, кот. должна была… В 18г. введена хлебная монополия, установившая цены в 2-3 раза ниже… Введена карточная система. Размеры продов. пайка определялись по классовому признаку дети получали одинаково. К концу…
  • Значение текста в художественном образе древнерусской рукописной книги конца XIV – начала XV века Отсюда понятно особенное отношение каждого православного христианина к книге как таковой, и к книжному мастерству в частности. Поэтому постоянный… А такой подход, в свою очередь, строится на внимательном предварительном… Что касается отдельных работ, изучающих художественные особенности и динамику художественного взаимодействия текста и…
  • Община в Вавилоне в первой половине 2 тыс. до н.э. по Законам Хаммурапи В конце третьего тысячелетия до н. э. многочисленные семитские кочевые племена аморитов проникают в Месопотамию, захватывают обширные области в… Наивысшего расцвета Вавилонское царство достигло при царях, пик которого… Созданные им законы частично дошли до нас. Теперь они являются важнейшим источником в изучении истории древнего …
  • Русская общественная мысль первой половины XIX века Видными теоретиками либеральной реформистской идеологии стали Н. С. Мордвинов 1754-1841 и М. М. Сперанский 1772-1839. Просвещением и британской… Подобно комете быстро взлетел и быстро угас на российском небосклоне его… Сын бедного провинциального священника благодаря своим талантам, трудолюбию, энтузиазму стремительно выдвинулся на…
  • Вьетнам в первой половине XX века Шагнув в эпоху Новейшего времени, вьетнамцы, как и многие другие азиаты, оказались на пороге другого значимого периода в истории - эпохи… Большое влияние на дальнейшее развитие ситуации как во Вьетнаме, так и в… Этим спасительным средством стала коммунистическая партия. Основная цель контрольной работы - выявить ход и специфику…