Реферат Курсовая Конспект
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве - раздел Философия, Поэзия И Философия Ницше В Музыкальном Искусстве Даниил Петров Фридрих Ницше...
|
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве Даниил Петров Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы). Число музыкальных сочинений, так или иначе связанных с Ницше, едва ли поддается учету.Ведь целое поколение композиторов, работавших на рубеже XIX–ХХ вв в той или иной степени испытало на себе влияние Ницше. Первое знакомство с сочинениями Ницше способно было оказать колоссальное эмоциональное воздействие и привести подчас к неожиданному всплеску творческой энергии.
Так было, например, с молодым Карлом Орфом (1895–1982), который в 17 лет, не получив еще никакого систематического музыкального образования, взялся за сочинение оратории “Заратустра” на текст “Ночной песни” и сумел закончить эту трудоемкую работу, хотя прежде пробовал свои силы только в малых жанрах.Потрясение, вызванное идеями и образами Ницше, заставляло композиторов обновлять средства своего искусства.
Если сравнить, например, песни Фредерика Дилиуса на стихи Ницше (1898) с тем, что он писал ранее, можно заметить, насколько сложнее и утонченнее стал его музыкальный язык. Воздействие Ницше сказывалось — в более обобщенных формах — на самоощущении художников, убежденных в том, что они вправе сами устанавливать законы своего искусства, не считаясь с мнением “толпы”, слушателей и критиков.Эта убежденность в ценности независимого художественного творчества, подчас казавшаяся со стороны высокомерием, была в высшей степени присуща Рихарду Штраусу, испытавшему в молодые годы мощное влияние Ницше. Философия Ницше соприкасалась с проблематикой искусства на рубеже XIX–ХХ веков.
Дело не только в том, что Ницше был интерпретатором творчества Вагнера, на котором воспитывались многие его младшие современники.Ситуацию можно видеть гораздо шире. Тяжелейшая и опасная задача, поставленная Ницше, — мыслить жизнь, мир и человека в свете открывшейся ужасной истины: “Бог мёртв”, — предполагала помимо прочего, что можно создавать такое произведение, такую книгу, которая, как новое евангелие, несет в себе новую весть о мире и человеке.
У Ницше эта книга — “Так говорил Заратустра”. Она, если не считать стихотворений из “Веселой науки”, фактически исчерпывает список произведений Ницше, к которым обращались композиторы.И хотя ни один из них не мог даже подумать об отражении всего того, что есть в этой книге, в некоторых случаях достигается удивительное соответствие музыкального произведения, его функции в творчестве композитора, исключительной и небывалой роли, уготованной “Заратустре”. Среди таких произведений нужно назвать прежде всего “Мессу жизни” Дилиуса и Третью симфонию Малера, дающих нам пример того, что часто называют немецким словом “Weltanschauungsmusik” — “музыка мировоззрения”. Это сочинения, в которых сознательно выражен определенный взгляд на мир, индивидуально выработанный и обоснованный.
Множество сочинений на тексты Ницше написаны в жанре оратории или кантаты, который представлял композитору широкие возможности в выборе и комбинировании текста и богатейшие средства оркестра, хора, солирующих человеческих голосов.
Помимо названных Орфа и Дилиуса подобные сочинения есть у Карла Блейле, Альфонса Дипенброка, Фридриха Фришеншлагера, Оскара Фрида, Э. фон Резничека и др. Другую группу составляют инструментальные произведения, имеющие литературную программу (в виде названий, пояснений и т. п.). В таких случаях композитор, обращаясь к средствам лишь инструментальной музыки, воссоздает в ней образный строй литературного сочинения.
Подобным образом обращались к Ницше Рихард Штраус, Ян Ингенховен, Конрадо дель Кампо. Наибольший охват имен дают песни на слова Ницше. Совершенство его поэзии привлекало к стихам Ницше даже тех композиторов, которые не проявляли заметного интереса к его философским взглядам. Поэзия Ницше звучит в песнях В. Петерсона-Бергера, Ф. Дилиуса, А. Веберна, А. Шёнберга, Л. Рожицкого и др. Обращались к Ницше и русские композиторы: С. И. Танеев (“Среди врагов”. Пер. Эллиса. 1908), Н. К. Метнер (пять песен на оригинальные немецкие тексты. 1908–1909). Представленный краткий обзор касается произведений, написанных в конце XIX — начале ХХ вв. Позднее, в иной культурной ситуации, количество музыкальных сочинений, в которых композиторы (по крайней мере значительные и известные) обращаются к творчеству Ницше, снижается.
Можно назвать мужские хоры Хиндемита (1939), а среди сочинений последних десятилетий — безусловно достойная внимания песня “Umsungen” (1984) для баритона и инструментального ансамбля выдающегося немецкого композитора Вольфганга Рима (род. 1952). Вхождение поэзии и философии Ницше в музыкальное творчество произошло быстро и быстро достигло кульминации на рубеже веков.
В тот период его тексты, некоторые из которых клались на музыку множество раз (например, “Ночная песня” и “Песнь опьянения” из “Заратустры”, стихотворение “Странник”), заняли место рядом с самым главными “музыкальными” текстами — Священным писанием, поэзией Гёте или Пушкина.
Ниже мы предлагаем очерки, посвященные композиторам той кульминационной для музыкальной ницшеаны эпохи и отдельным их произведениям, навеянным творчеством великого философа и поэта.
– Конец работы –
Используемые теги: Поэзия, Философия, Ницше, музыкальном, искусстве0.082
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов