рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия

Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия - раздел Философия, Измерения Проблемы Жизни, Смерти И Бессмертия 1. Первое Измерение Пр...

Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия 1. Первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия — биологическое, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях.Известно определение Ф. Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел», акцентирует космический аспект жизни.

Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенского кругооборота.Материалистические концепции строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Ф. Энгельса, « с железной необходимостью» порождается жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.

Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение.Это идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества.

В пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а вмешательство в еще плохо познанные законы их жизни черевато экологическим кризисом. Человек предстает как малая частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя все богатство макрокосмоса. Чувство « благоговения перед жизнью», ощущение своей причастности к удивительному миру живого в той или иной степени присуще любой мировоззренческой системе.Даже, если биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве) человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние. 2. Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связано с уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого.

Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и философы разных стран и народов пытаются найти этот водораздел.Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию.

Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другой жизни. Человек же обречен на мучительные пожизненные раздумья о смысле жизни или ее бессмысленности, изводит этим себя, а часто и других, и вынужден топить эти проклятые вопросы в вине или наркотиках.Отчасти это верно, но возникает вопрос: как быть с фактом смерти новорожденного ребенка, который не успел еще ничего понять, или умственно отсталого человека, который не в состоянии ничего понимать? Считать ли началом жизни человека момент зачатия (который невозможно точно определить в большинстве случаев) или момент рождения.

Известно, что умирающий Л. Н. Толстой, обращаясь к окружающим, сказал, чтобы они обратили свои взоры на миллионы других людей, а не глядели на одного льва. Безвестная, и никого не трогающая кроме матери смерть, смерть маленького существа от голода где-нибудь в Африке и пышные похороны всемирно известных лидеров перед лицом вечности не имеют различий.

В этом смысле глубоко прав английский поэт Д. Донн, сказавший, что смерть каждого человека умаляет все человечество и поэтому «никогда не спрашивай, по кому звонит колокол, он звонит по тебе». Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия человека прямо связаны с разумом и его проявлениями, с успехами и достижениями человека в течение жизни, с оценкой его современниками и потомками.

Смерть многих гениев в молодом возрасте, бесспорно, трагична, но при этом нет оснований считать, что их последующая жизнь, если бы она состоялась, дала бы миру нечто еще более гениальное.Здесь действует какая-то не вполне ясная, но эмпирически очевидная закономерность, выражаемая христианским тезисом: «Бог прибирает в первую очередь лучших». В этом смысле жизнь и смерть не охватывается категориями рационального познания, не укладывается в рамки жесткой детерминистической модели мира и человека.

Рассуждать об этих понятиях хладнокровно можно до определенного предела. Он обусловлен личной заинтересованностью каждого человека и его способностью к интуитивному постижению предельных оснований человеческого бытия.В этом отношении каждый подобен пловцу, прыгнувшему в волны среди открытого моря. Надеяться надо только на себя, несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, Высший разум и т. д. Уникальность человека, неповторяемость личности проявляется здесь в высочайшей степени.

Генетики подсчитали, что вероятность появления на свет именно этого человека от данных родителей составляет один шанс на сто триллионов случаев.Если уж это свершилось, то какое же поражающее воображение многообразие человеческих смыслов бытия предстает перед человеком, когда он задумывается о жизни и смерти? 3. Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого возраста.

Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки и т. д продукты его деятельности и личные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т. д.). Первый вид бессмертия — в генах потомства, близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом.Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках.

В королевских династиях Европы прослежена передача определенных признаков (например, носа у Габсбургов) на протяжении нескольких поколений. С этим связывается наследование не только физических признаков, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла и т. д. Историки установили, что многие выдающиеся деятели русской культуры 19 века находились в родстве (пусть и отдаленном) между собой. Один век включает в себя четыре поколения.Таким образом, за две тысячи лет сменилось 80 поколений, и 80-й предок каждого из нас был современником Древнего Рима, а 130-й — современником египетского фараона Рамзеса II. Второй вид бессмертия — мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение.

Опыт еще египетских фараонов, практика современного бальзамирования (В. И. Ленин, Мао-Дзэдун др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым.Достижения техники конца XX века сделали возможным криогенезацию (глубокое замораживание) тел умерших с расчетом на то, что медики будущего оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни. Такая фетишизация человеческой телесности характерна в основном для тоталитарных обществ, где геронтократия (власть стариков) становится основой стабильности государства.

Третий вид бессмертия — упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи.Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции.

Здесь речь идет об утрате личностных качеств и сохранению частиц бывшего тела, могущих войти в состав других организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и эмоционально отвергается.Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Недаром членов различных академий награждают титулом «бессмертные». Научное открытие, создание гениального произведения литературы и искусства, указание пути человечеству в новой вере, творение философского текста, выдающаяся военная победа и демонстрация государственной мудрости — все это оставляет имя человека в памяти благородных потомков.

Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников.Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека.

Создается впечатление, что чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением.О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.

Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет «измененные состояния сознания». В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни.

Очевидно, эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации.

– Конец работы –

Используемые теги: измерения, проблемы, жизни, смерти, бессмертия0.085

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Смысл человеческого бытия. Проблема жизни, смерти и бессмертия
Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним… Изречение Познай самого себя, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона… По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей первая из них выражает идеально - разумную способность,…

Проблемы жизни и смерти, отношение к смерти в различные исторические эпохи и в различных религиях
Молчаливо исходили из постулата, что смерть всегда есть смерть («Люди рождались, страдали и умирали »), и обсуждать здесь, собственно, нечего. Теперь же вырисовалась проблема восприятия смерти людьми в разные эпохи, их… Ф. Арьес намечает 5 главных этапов в медленном изменении установок по отношению к смерти [1 с.45]: 1-й этап, который…

Смысл человеческого бытия. Проблема жизни, смерти и бессмертия
Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним… Изречение Познай самого себя, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона… По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей первая из них выражает идеально - разумную способность,…

философия о жизни смерти и смысле жизни.
Считая, что он родился не по собственной воле, что жизнь ему как бы навязали извне независимо от его желания, человек хочет знать, зачем он пришел в… Многие тысячелетия мыслящие люди стремились решить и решают эту проблему,… Материалистические концепции, соответствующие первой точке зрения, были изложены ещ в Древней Греции Эпикуром 311 370…

Земля в период возникновения жизни. Начало жизни на Земле. Эволюция форм жизни
Она знала периоды расцвета, исторических испытаний и тяжелых кризисов, прежде чем достигла в наши дни своего великолепного богатства. Сегодня науке… Окаменевшие останки живших некогда существ, которые содержатся в земных… Человек понимает, что он смертен, что одни рождаются, а другие умирают, что он создает орудия труда, обрабатывает…

Проблемы смерти и бессмертия
Несомненно проблема смерти относится к числу фундаментальных, затрагивает предельные основания бытия. Философы, которые обращались к теме смерти ,… Людей средневековья , напротив, предстоящая смерть доводила до исступления. Ни… Ведь какое-то чувство умирания может бытьу человека пишет , например, Цицерон Все это мы должны думать еще в молодости…

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА
В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ учение о человеке заключалосьв трактовке его как гражданина полиса Аристотель , в проведении дистанциимежду ним и внешними… Сделав акцент на внутренних регулятивах переживаниях, совести , якобы… В философии НОВОГО ВРЕМЕНИ усиливаетсядуалистическое истолкование природы человека, причем душа отождествляется…

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ учение о человеке заключалось в трактовке его как гражданина полиса Аристотель, в проведении дистанции между ним и внешними… ХРИСТИАНСТВО, подчеркивая внутреннюю раздвоенность природы человека состоящего… Человек, понятый как микрокосм, становится в центр всего мироздания макрокосма, причем для этой философии характерны…

Измерение. Погрешности измерений
Лабораторный практикум содержит описание лабораторных работ подготовленных в... Для облегчения усвоения учебного материала в практикуме к каждой лабораторной работе изложен теоретический материал в...

Проблема смысла человеческой жизни в романе Ж.П.Сартра "Тошнота"
Но все, пожалуй, согласились бы с емким определением мыслитель . Жан-Поль Сартр приобрел известность после публикации своего первого романа в 1938… В данном же случае, смутное, неспокойное ощущение, навеваемое названием,… Одна из характерных особенностей данного текста это то, что все основные философские рассуждения, все мысли,…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Воплощение вечных проблем и проблем современности в романе Чингиза Айтматова «Плаха». III. Заключение 1. Судьба народов в ХХ веке. 2. Вечная драма мировой истории. 3. Пророческий голос Айтматова. Воплощение вечных проблем и проблем… В. С. Высоцкий Жизнь человека это постоянный выбор. Судьба его выбирать свой жизненный путь, добро или зло, те принципы, которыми потом он будет руководствоваться.Очень…
  • БЕЛАЯ КНИГА ЖИЗНИ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О НОВОЙ ЖИЗНИ В КРАСОТЕ, ЧИСТОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ И СВОБОДЕ На сайте allrefs.net читайте: "БЕЛАЯ КНИГА ЖИЗНИ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О НОВОЙ ЖИЗНИ В КРАСОТЕ, ЧИСТОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ И СВОБОДЕ"...
  • Проблема возникновения жизни на земле Введение.В нашей современной суете мы слишком заняты своими повседневными делами, но стоит вырваться куда-нибудь в лес, в горы, к реке, оглядеться и… С незапамятных времен происхождение жизни было загадкой для человечества. С… Перед взором человека раскрывается мир, который до того был ему известен лишь частично по охотничьим вылазкам.…
  • Проблема возникновения жизни на земле Введение.В нашей современной суете мы слишком заняты своими повседневными делами, но стоит вырваться куда-нибудь в лес, в горы, к реке, оглядеться и… С незапамятных времен происхождение жизни было загадкой для человечества. С… Перед взором человека раскрывается мир, который до того был ему известен лишь частично по охотничьим вылазкам.…
  • Проблема праворозуміння (Проблема правопонимания) Поняття права це не застигла категоря, а категоря, що розвиваться, в якй вдображаються сторичн традиц, суспльна ситуаця сучасно епохи.Цллю роботи… В теоретико-пзнавальному план генезис правових вчень теорй вдбувався в русл… Наприклад, первинним правом для врев були 10 заповдей, вручених Мосею самим Богом. В таких древнх правових кодексах…