рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение о субстанции

Учение о субстанции - раздел Философия, Учение О Субстанции Бенедикт (Барух) Спиноза Является Автором Наиболее Разра...

Учение о субстанции Бенедикт (Барух) Спиноза является автором наиболее разработанной и обоснованной философской системы Нового времени, последователем Декарта и ярким представителем европейского рационализма. Спиноза, подобно Декарту, стремился построить философию на достоверных началах.Достоверность и строгую доказательность, как считалось в то время, давала метаматика, поэтому Спиноза берет метод геометрии (с ее аксиомами и выводами из них теоремами) в качестве принципа построения философской системы.

Главный свой труд, "Этику", он построил по этому принципу. Все пять основных частей "Этики" начинаются с дефиниций - наиболее простых определений основных понятий. За дефинициями даются аксиомы, которые излагают интуитивно очевидные, ясные идеи, не требующие никакого обоснования. За дефинициями и аксиомами следуют утверждения, которые выводятся из дефиниций и аксиом, поэтому для них требуются доказательства, опирающиеся или на дефиницию, или на аксиому.После этого Спиноза приводит свои замечания, или примечания, в которых, собственно, и содержится философская аргументация, охватывающая все предшествующие положения, выраженные в дефинициях и аксиомах.

Основу философской системы Спинозы составялет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать.Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную.

Природа творящая есть Бог, единая субстанция . Отождествляя природу и Бога, Сппиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного верховного существа. Такой подход называется пантеизмом. Субстанция обладает двумя главными атрибутами (свойствами): мышлением и протяжением (пространственностью), посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично.Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой.

От субстанции, представляющей собой необусловленное бытие, Спиноза отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Между модусами существует взаимодействие.Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная.

Модусов существует бесконечное множество. В своей гносеологии, Спиноза выделяет три вида ( ступени) познания: "Познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин - это высший вид познания. Он получил у Спинозы название интуитивного.Его суть - в видении вещей, исходящих от Бога. Основу этого познания составляет интуиция, которая дает достоверное знание. При этом интуиция истолковывается как интеллектуальная, и она дает познание абсолютно необходимых свойств единой субстанции (познание вещей с точки зрения вечности). Второй уровень - это познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций). Оно выступает у Спинозы как второй род познания, состоит из рассудка и разума, но часто эти понятия сливаются.

Этот вид является познанием собственно научным, такой формой познания, которая находит выражение в математике, геометрии.Рациональное познание устанавливает и связи между идеями, и причинную цепочку в её необходимости.

Третья ступень познания - это мнение и воображение, чувственное отражение окружающего мира, полученное эмпирическим путем. Оно недостоверно, неполно, недоказуемо, поверхностно. Это познание не играет большой роли при получении истинного знания, т. к. оно ограничивается частными случаями, не передает связи и отношений причин, т.е. общего порядка Природы. Это познание часто ведет к заблуждению, но оно заключает в себе элементы истины.Философскую систему Спинозы завершает этика.

Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего в природе); соотношения свободы и необходимости.Исследуя их, философ пришел к следующим выводам: свобода и необходимость в субстанции соединяются в единое целое; Бог (Природа) наделен полной свободой, а модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении у необходимости; модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, он несвободен и находится в "тисках" необходимости; желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы); путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю.

Поведение человека находится под влиянием инстинкта самосохранения и вытекающих из него аффектов, основными из которых являются радость, печаль и влечение.

До тех пор, пока человек им подчиняется, он несвободен. Проблема человеческой свободы состоит в освобождении от их влияния. Это предполагает ясное и точное познание. Так Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости.Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) - конечной причины всего сущего; освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.), так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.

Отсюда и известный девиз Спинозы: - " Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать". В своем "Богословско-политическом трактате" Спиноза заложил основы научной критики Библии.Исходя из концепции "двух истин" он считал, что для познания подлинной истины Библия имеет мало цены, так как авторитетом может быть только разум, а не Священное писание.

Он отвергает тот ореол, которым окружена Библия, и полагает, что необходимо учитывать исторические обстоятельства, при которых создавались те или иные тексты. Спиноза доказывал, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия. Он также выявил много противоречий, повторений и разночтений в текстах различных книг Библии. Причины различных суеверий Спиноза видел в страхе народа перед непонятными и таинственными силами природы.В то же время Спиноза отрицал обвинения в атеизме,так как полагал, что его критика религии - это критика невежества и предрассудков.

А настоящая религия равносильна моральности и основывается на достоверном знании. Между религией и суеверием то различие, писал он, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия - мудрость.Лейбниц Готфрид - немецкий ученый-математик, юрист, философ - является последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.

Лейбниц также принадлежал к философскому направлению рационализма. Основными проблемами, над которыми он работал, являлись проблемы субстанции и познания. Изучив учения Декарта и Спинозы о субстанции , Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве. Он не принимает дуализм Декарта и отвергает учение Спинозы о единой субстанции.В противовес им Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций ; эти субстанции он называет монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица"); монада проста, неделима, не имеет протяжения; поскольку субстанции активны и способны к деятельности, они имеют духовный, нематериальный характер; по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; монады абсолютно замкнуты и независимы друг отдруга (по мнению Лейбница:"не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти"). Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса: -"голые монады"- лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); - монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; - монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить; - высшая монада - Бог. Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы. В своем учении о монадах Лейбниц пытается объяснить многообразие действительности, он отходит от механистического понимания действительности и выдвигает принцип неразрывного единства материи и движения, понимает невозможность полного сведения сложного к простому.

Лейбниц приходит к целостному осмыслению мира, провозглашая идеи универсальной связи и развития в природе, качественного многообразия структур бытия.

Другой сферой философских интересов Лейбница была гносеология. Лейбниц пытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: все знания разделил на два вида - истины разума и истины факта; истины разума выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер; истины факта - знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер.

Несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания.

– Конец работы –

Используемые теги: Учение, субстанции0.05

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение о субстанции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Учение Спинозы о субстанции
Бог - первая причина всех вещей, а также причина самого себя познается из самого себя. Вслед за Декартом и даже последовательнее его Спиноза… Он утверждал познаваемость Бога исходя из интуитивного присутствия в нашем уме… Можно считать, что в произведениях Спинозы пантеизм достиг своей кульминации за всю предшествующую историю.Это…

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция
Для освещения данной темы первоначально необходимо освятить особенность Китайского права.Традиционная для Китая концепция общественного строя,… Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы постулат о существовании… Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. …

Идея всеединства В. Соловьева и его этическое учение
Пытаясь создать картину мироздания, основанную на идее Бога, как абсолютного сверхприродного идеального начала, Соловьев рассматривает… Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть философию… Контуры всеобъемлющей философской системы, намеченной в работах «Философские начала цельного знания» и «Критика…

Диалектика как учение о всеобщих и универсальных связях и развитии
Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений. А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания… Диалектика предстает как учение о связях. Диалектическому мышлению присущ… Представителями этих направлений были Парменид и Гераклит. Досократики различали бытие «по истине» и бытие «по…

Диалектика как учение о развитии и способ философствования
Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в… Развитие античной философии и науки расширило сферу применения диалектики. Как… Космос для него не тайна, а самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно…

Этическое учение Л.Н. Толстого
В конечном счете, о его отношение легко догадаться, основываясь на его мировоззрении, очертания которого прослеживаются в его трудах. Я хотел бы проанализировать его произведения с точки зрения этики, что… Если цель к конечном счете и не достигнута, то само стремление к ней мобилизует скрытые резервы организма, и наполняет…

Специфика звуковой субстанции как музыкального материала
В сфере живописи, ваяния, зодчества особенно ясно обнаруживается, насколько велико для мастера-творца значение природного материала. Не случайно в… Многие даже нейтральные термины изобразительных искусств генетически связаны с… Даже относящийся к целому виду искусства термин «зодчество» (как и слова «здание», «создавать») возник от корня «здь»,…

Философское учение о ценностях (аксиология)
Проблемой ценностей занимались такие мыслители, как Р. Лотце, Н. Гартман, Г. Риккерт, В. Виндельбанд и др. Как мы уже видели, любые коренные… Что такое потребность? С первых минут своего появления на свет человек… Ребенок просит рассказать ему сказку, купить игрушку, посмотреть телепередачу.Позднее возникает склонность к тому или…

Учение Ф. Энгельса о формах движения материи и разработка онтологических проблем в диалектическом материализме
Это была механическая картина мира, в которой материя представляла собой иерархию систем. Вначале атомы связываются в отдельные тела, которые в свою… Причем скорость распространения взаимодействий считалась бесконечной (принцип… До сих пор не удалось заменить единую концепцию мира Ньютона другой, столь же всеохватывающей единой концепцией». В…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени… Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека,… Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги.Фрейд,…
  • Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и различное Техника, в свою очередь, расширяет возможности научного познания природы.Бэкон провозгласил вместе с Декартом главные принципы философии Нового… Именно Бэкон выразил базовую заповедь нового мышления в афоризме «Знание —… Для бэконовской методологии характерен тезис о том, что природа побеждается только подчинением ей. Истинное Знание,…
  • Учение о биосфере Жизнь сосредоточена главным образом на границе соприкосновения литосферы, гидросферы и атмосферы, т. е. на поверхности суши и океана. Биомасса… Живое вещество планеты составляет ничтожную часть планеты, но оно является… Функции живого вещества: * газовая - поддержание постоянного газового состава атмосферы (кислород пополняется за счет…
  • Эволюционное учение Дарвина Различают борьбу внутривидовую (между особыми одного вида), межвидовую (между особями разных видов) и борьбу с неблагоприятными… Творческая роль отбора заключается в том, что в процессе эволюции он сохраняет… Дарвин назвал эту наследственность неопределенной. Источником наследственной изменчивости являются мутации.…
  • Вклад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта История наземного транспорта, выделившего из себя новый вид—железнодорожный, уходит вглубь веков. Эта история, как нам кажется, представляет собой… За 120 лет до новой эры греческий физик Герои Александрийский изготовил… Только Цени Ланей (1647—1714), с 1688 г. профессор математики Марбургского университета, в 1680 г. сообщил о своем…