Первая историческая форма позитивизма

Первая историческая форма позитивизма В 30 - 40-е годы XIX в во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание "научной философии" и заявила о решительном разрыве с прежней философской ("метафизической") традицией (о "революции в философии"). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом (1798-1857). Позитивистская философия Конта определенным образом связана с философией французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин "социология"; благодаря ему социология впервые была разработана в определенную научную систему.

Основные принципы: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному; временной. Он считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона.Роль философии - минимизировать число этих законов.

Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен. Социальная концепция: Конт придумал социологию - наука об обществе. Человек в процессе своей жизни приспосабливается к условиям среды. Социологическая концепция включает три раздела: Социальная статика. Социальная динамика. Политика. Социальная статика -> государственные институты: семья, государство, церковь. Функции семьи: преодоление природы эгоизма, воспитание.Функции государства: порождение общественного духа. Идеальная структура правления - соединение церкви и государства. Социальная политика.

Совмещение государства с церковью (нетрадиционные религии должны уйти в сторону). Философы и ученые - позитивные священники. Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической ветви французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому направлению.Это выражается и в подчеркивании подчиненности всей действительности строгим объективным законам, и в характере многих из включенных Контом в "синтетическую философскую науку" обобщений, которые часто качественно не отличаются от обобщений частных наук. А так как бессознательной предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма. При этом позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго и Даламбера: то, что у последних находилось па втором плане, у Конта превращается в ядро философии.

История "тяжбы" философии с наукой показала, как считает Конт, что всякие попытки "приспособить" "метафизическую" проблематику к духу научности заведомо обречены на провал.

В качестве вывода из этой истории Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных научных дисциплин.Существует объективная потребность в выявлении, раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.

За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению Конта, сохранить название "философия". Однако эта новая наука не должна иметь ничего общего с традиционной философией, так как методы исследования старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Построение "новой философии" является естественным продолжением той работы, которая совершается в специальных науках.Нет никаких ограничений степени общности формулируемых в них закономерностей; более или менее общие из них могут раскрывать сами специальные науки, а исследованием самых общих занимается философия, связанная с чисто научными обобщениями лишь рядом незаметных переходов. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Не такова, говорит Конт, традиционная философская "метафизика", проблемы которой не только не могут быть решены научным путем (т. е. на основании данных опыта и рационального рассуждения), но не могут быть даже поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения.

Научная философия, по мнению Конта, не имеет дела с "метафизическими" проблемами и поэтому отвергает как идеализм, так и материализм.

Пережитки "метафизики", к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены и из науки.К таким пережиткам он относит претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их сущность.

Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос "почему", а лишь на вопрос "как". Таким образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и выявлению причинных зависимостей.Первое он считает неотъемлемой чертой науки, второе - пережитком "метафизики". Последовательное развитие этого тезиса О. Конта ведет к "феноменализму" и это означало бы не только "изгнание" из науки причинности, но и отрицание возможности раскрытия объективных, закономерных связей, т. о. признание точки зрения субъективного идеализма Юма. Желая сохранить связь с современной научной практикой, Конт делает это ценой явной непоследовательности.

Он сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной эволюции человека: теологической (до 1300г.), метафизической (до 1800г.) и позитивной.На первой, теологической стадии все явления объясняется на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами.

Вторая стадия подготавливает третью - позитивную, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует законы. "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать" - эти слова являются девизом позитивной науки. Так же Конт утверждал: основной метод науки - феноменологический (описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытки обобщить.

Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация из наблюдения, т. е. должны строиться теоретические конструкции, которые хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться. В процессе дальнейшего развития позитивизма все более четко выявлялась его феноменалистическая, субъективно- идеалистическая тенденция, роднившая его с юмизмом.Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая проблематика и ослаблялось значение элементов естественнонаучного материализма.

Об этом свидетельствуют философские учения крупнейших английских позитивистов XIX в Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые, существенно отличаясь в деталях от концепции О. Конта, вместе с тем в решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней. Г. Спенсер, используя в своих "синтетических" обобщениях открытия естествознания второй половины 19 в объективной реальности, в сущность которой можно проникнуть лишь посредством религии, а не с помощью науки.

Идея глобального эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм - физико-механический закон: перемещения в пространстве и во времени идут в определенном направлении от гомогенного (однородного) состояния к разнородному, к большей степени сложности, четкости и выделенности. Задача позитивных наук - ответить, как устроен этот мир. На вопрос, почему так? наука не должна отвечать.Философия становится сводом установленных, опробованных научных истин.

Философия сводит знания воедино и знакомит с ними общественность. Стандартная концепция науки. Наука - постоянное приращение научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую как некое предельное место в новой теории. Выделил три возможности происхождение мира: Мир сам по себе. Кто-то создал. Всегда есть и будет. Но , как он утверждает, все эти три возможности никуда не годятся: человек не может понять как все из ничего.Это невозможно, так как невозможно представить (путает представление с понятием). Его утверждения: Все наши знания ограничены нашим опытом.

Наш опыт имеет дело с тем, что произошло, а не с тем, что существует. Наука имеет предел познания. Познаваемые явления: сходство и не сходство. Непознаваема конечная причина мира, материя. Прогресс в обществе связан с прогрессирующим разделением общественного труда . Позитивная философия отличается от науки тем, что она закончена.Наука - это отдельные категории.

Абстрактное знание - математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия. Движение по линии наименьшего сопротивления. Теория эволюции основана на механике Ньютона. Эволюционный процесс движения от однородного к разнородному и от хаоса к порядку от неопределенности к определенности). В конечном итоге в системе силы уравновешивают друг друга. Эволюционная стадия сменяется стадией стабилизации.Система подвергается воздействию других систем -> возмущение -> развивается деградация, т. к. система замкнутая -> то цикличность.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики.Продолжал традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта). Согласно его учению, основу своей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях.

Понятия - это просто (языковые) названия (терминологические). Он отвергает силлогизм Аристотеля. Внешний мир в этом смысле - постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом познания - индукция; она же лежит в основе умозаключения логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений.Милль различает науки о природе и науки о духе - психология, "этология" , наука об обществе - и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода (он вывел четыре метода научной индукции). В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.

Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех "синтетических" обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся фактической основой обобщения позитивизма XIX в уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.

Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX-XX вв а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой) все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т. е. тех самых "предельных" вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи. Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать объективную обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии не могли увенчаться успехом.

Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного исследования, вывести "должное" из "сущего" и при этом сохранить позитивистский критерий научности.

Представителями первой, "классической" формы позитивизма 19 в кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан - во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер - во Великобритании.Немецкие позитивисты - Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус и др. Феноменологическими позитивистами (на идеях которых основываются неопозитивисты) называют Э. Маха, Корнеулиуса, Циена, Ферворна, которые только ощущения считают данными.