рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Еврейское средневековье: Шломо Ибн-Гвироль

Еврейское средневековье: Шломо Ибн-Гвироль - раздел Философия, Еврейское Средневековье: Шломо Ибн-Гвироль После Саадьи Еврейская Философия ...

Еврейское средневековье: Шломо Ибн-Гвироль После Саадьи еврейская философия развивалась в основном в Испании, где сложилась на тот момент крайне благоприятная интеллектуальная атмосфера. Первым выдающимся философом среди испанских евреев был Шломо Ибн-Гвироль. О жизни его мало что известно, за исключением того, что родился он около 1021 г. в мавританской части Испании и умер в тридцатилетнем возрасте.Но прежде чем умереть, Ибн-Гвироль написал одну из самых проникновенных книг в сокровищнице еврейской мысли эпохи Средневековья - Мекор Хаим (Источник Жизни). Здесь впервые в развитии еврейской философской науки возникает понятие, которое дословно переводится как "истечение" - эманация.

На нем построено представление об этом самом ИСТОЧНИКЕ как о дающем нам некую энергию, добро и свет - но не непосредственно нам, а более сложным образом, в котором все и дело: свет и все то, что исходит от Всевышнего, проходит через некие фильтры, мембраны, через сито многих миров, которыми Он отделен от самого нижнего мира. Где мы и находимся - недаром среди объяснений, которые дает сотворению Всевышним мира еврейская традиция, есть и такое: " Желание Творца не может быть сведено к какой-то логической необходимости или веской причине, он просто захотел иметь место в НИЖНИХ МИРАХ - и поэтому был сотворен наш мир, самый нижний среди миров, которыми управляет Всевышний". В принципе, среди греческих и других античных философов были такие, которые отстаивали похожую точку зрения - похожую, да не ту же самую: Все это так - но с той только разницей, что они не могли ни назвать Творца Творцом, ни утверждать, что именно он является автором, Создателем даже не одного отдельно взятого мира, а системы миров, где мы на дне, а Он - на самом верху.

Философы античности, начитавшись греческого перевода Торы с одной стороны - и философствований Филона Александрийского - с другой, называли Вс-вышнего (вернее отводили то реальное место, которое Он занимает в еврейской картине мира) то Первопричиной, то Перводвигателем, то Абсолютом: Согласно этим теориям, способность творить присуща не самому Абсолюту - Б-гу, а низшим сферам, проистекающим из Него в порядке уменьшения совершенства и реальности, пока не возник конкретный мир материи.

Преуспели в строительстве этих "воздушный замков", где много этажей один над другим, но неясно, кто наверху, греческий философ Плотин, и школа, называемая неоплатониками.

Ибн-Гвироль не отрицает неоплатоническую теорию эманации, истечения б-жественной сущности сверху вниз в различных дозировках и до различной высоты, но расходится с ее общепринятой трактовкой в двух важных пунктах.

Во-первых, у неоплатоников - которым и вправду было неясно, что там сверху изливается и откуда, они не знали адреса и имени автора этой конструкции, называя его просто "божеством" - выходило, что эманация - это как протечка крыши в дождливую погоду.Мол, воды сверху много льется и льется себе, где-нибудь да и зальет: - как нерадивые рабочие коммунального хозяйства, которым лень чинить крышу и хочется все списать на б-жетсвенное происхождение дождя: Ибн-Гвироль говорит, что дело не в том, что воды много, а в том, что истечение - или эманация - происходит по природе и по желанию самого Источника этой энергии и этого света - она от Б-га, который не есть отвлеченная туманность, не "облако в штанах" - а личность, пусть и сверхъестественная и не до конца разумом постижимая, но живая осмысленная личность! Вот здесь-то философ и вводит понятие Божественной воли как посредника между Богом и эманацией.

Таким образом, эманация, которая у неоплатоников была необходимым и автоматическим результатом сверхизбыточности Божества, является у Ибн-Гвироля следствием сознательной активности воли Бога, без решения и сознательного выбора которого ничего и никуда не истечет - ни одной капли Во-вторых, Ибн-Гвироль рассматривает материю как одну из первых стадий Божественной Эманации, в отличие от неоплатоников, ставивших ее на последнее место.

Материя в понимании средневекового автора - начало не телесное, а духовное, и любая связанная с ней телесность является не атрибутом материи как таковой, а следствием удаленности ее от первоисточника.

Всегда и всюду неразрывно связана с материей форма как отношение атрибута к сущности. Первичный и нетленный источник всей реальности - Всевышний, Единый и Непостижимый. Актом Его воли рождается Мировая душа, состоящая из универсальной материи и универсальной формы.Из этой Мировой души в последовательном порядке посредников рождаются все чистые духи и телесные вещества, каждое из которых, сохраняя нечто общее из универсальной материи и универсальной формы, обладает, наряду с этим, своей собственной материей и формой, отличающими их друг от друга.

Вводя волю Бога как связующее звено между Богом и миром, Ибн-Гвироль хотел, в первую очередь, защитить учение о Творении, в котором самое главное - доказать, что процесс мирового развития не есть продукт необходимости, а является результатом целенаправленной деятельности Бога. Бог выше логики, которую мы в состоянии проследить своими мозгами, но Он сам превосходно представляет себе, что Он делает - и потому творение полностью лишено случайностей, оно идет к той цели, которую поставил сам себе Творец.

Во-вторых, он стремился умерить пантеизм (этим красивым словом называются на самом деле языческие остатки греческого мышления, отрыжка древних дикарских культов, то есть - обожествление природы и утверждение, что вся природа - и есть Бог) и имперсонализм, внеличностность - составляющие неотрывную часть неоплатонизма.

Бог не природа - он ее автор, а она его произведение, это надо ясно понимать, восхищаясь красотами и величественными закатами, восходами, водопадами и прочими интересными для туристов вещами, как и то, что автор всего этого великолепия - и есть конкретный источник жизни. Природу создала не воля случая, а живая личность, Всесильный наш, тот, к кому мы лично и напрямую обращаемся даже в благословениях на еду, говоря, что он вырастил хлеб из земли, создал плод дерева, и так далее: В то же время идея воли Бога, действующей на универсальную материю, из которой рождаются все духовные и телесные сущности, означает одухотворение материи, поскольку все в природе является продуктом деятельности единой динамической силы, силы Божественной воли. И чем ближе материальное тело к этому источнику, чем больше в него попало сверху этой энергии Творца - божественного света и божественного смысла - тем оно совершеннее и мы это чувствуем, не всегда сами себе отдавая отчет почему: Вот Вам и эманация по-еврейски.

Хотя в своей концепции Божественной воли Ибн-Гвироль следует еврейской традиции, прямых попыток примирить иудаизм с греческой философией он не предпринимает.

Ни единой цитаты из Торы или Талмуда в его сочинении не встречается, хотя в том, что он эти источники превосходно знал, сомнений нет. По-видимому, цель Ибн-Гвироля - сформулировать свои философские убеждения вне связи с каким-либо догматом.

Эта редкостная отрешенность от еврейских источников привела в общем к тому, что евреи прошли мимо его книги. В отличие от других значительных произведений еврейских авторов, которые немедленно переводились с арабского на иврит, творение Ибн-Гвироля пролежало двести лет, прежде чем нашло переводчика в лице Шемтова Фалаквера (1225-1290), да и тот перевел книгу не целиком, а в избранных отрывках.Но и эти отрывки, по-видимому, не нашли своего читателя, ибо до открытия рукописи Фалаквера Соломоном Мунком, обнаружившим ее в 1845 г. в Национальной библиотеке Парижа, о существовании ее не было известно.

Иная судьба постигла Ибн-Гвироля в христианском мире. Вскоре после смерти философа его сочинение стало доступно в латинском переводе под заглавием Fons vitae (Источник жизни), причем имя автора, искаженное до неузнаваемости, превратилось в Авицеброн.Полагая, что автор - христианин, богословы тщательно изучали его труд, который их ввел в круг неоплатонических идей и стал главным вдохновляющим источником схоластических занятий христианского богословия.

Это к вопросу о предвзятости - как много значит, что думают люди о том, чью книгу они читают, пусть их мысли - это только мысли, а реальность совсем иная, им это не так важно, как думать нужные им самим вещи. Что бы было, если бы они знали Ибн-Гвироля как еврея - более того, одного из набожнейших и глубочайших еврейских философов? Можно только гадать об этом: Начиная с XIII в однако, Ибн-Гвироль занял подобающее ему место благодаря значительному влиянию, которое оказала начавшееся распространяться учение Каббалы.

Учение о воле Бога, вызывающей мир к бытию с помощью посредников, и об одухотворении материи, лежащее в основе еврейской Каббалы, легко прослеживается в книге Мекор Хаим - Источник жизни.Но еще до того, как Ибн- Гвироль завершил свой главный труд, отзвуки его философской мысли во всех ее вариантах дошли до еврейского народа, выразившись в религиозных поэтических творениях автора, многие из которых вошли в молитвенники.

Самое значительное из них - Кетер Малхут (Царский венец), великолепное произведение на тему о величии Бога и чудесах Его вселенной, где с царственным величием и всепроникающей простотой выражена суть философии Ибн-Гвироля пользуется заслуженной славой во многих общинах, где его читают в Судный День, Йом Кипур.

– Конец работы –

Используемые теги: Еврейское, Средневековье, Шломо, Ибн-Гвироль0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Еврейское средневековье: Шломо Ибн-Гвироль

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Замок Средневековья на территории Пруссии
В 1274 году крепость была сожжена восставшими пруссами. В 1277 году крестоносцы начали на том же месте строительство каменной крепости. С 1360 года… У стен крепости возникло поселение, которому в 1642 году по Кульмскому праву… Курфюрст со своим двором не случайно находился в это время в замке Лабиау, ведь в Кенигсберге бушевала эпидемия чумы.…

Романская лексикография донаучного периода: глоссарии раннего Средневековья Испании и Франции
Они показывают способы лингвистического описания с помощью лексики и грамматики, являются исключительным источником обогащения словаря количеством и… Именно этот важнейший подход к данному вопросу, точно соответствующий аспектам… Важность этих великих сводов документов объясняется тем, что в лингвистической среде значение - определяющее именно…

Раннее Средневековье
Греческая культура в Западной Европе была недоступна. О ней знали лишь по некоторым пересказам, копиям греческой литературы, которые делали римляне.… Философские учения античности были восприняты в измененном виде. Они… Оно занимает лидирующее положение. Это обусловлено божественным отношением к слову – божественному глаголу,…

Краткий экскурс в историю Еврейской общины
Евреи, одна из этих наций они обладают богатой культурой, которая всегда вызывала интерес. А в современных условиях, когда национальным вопросам… Греки и Персы прибывавшие и оседавшие здесь привозили рабов евреев, таким… Таким образом, актуальность данной темы обусловлена общественной и научно – исторической значимостью проблемы,…

Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень средневековья"
Термин «средневековье» условен.Итальянские гумани¬сты противопоставляли «темным» средним векам золотой век античности (культурный канон) и… Но «Рим, замкнутый сте¬ной, восторжествовал над Римом без границ и без стен, о… Этому мешает и от¬крытость христианского вероучения. «Религия вселенского призвания, христианство не рисковало…

Развитие физической культуры в Средневековье
Существовавшие там институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами становившегося общества. В Византии были возрождены… Однако из-за общественного строя физическая культура все больше становилась… Рассмотрим более подробно вопрос развития физической культуры в Средневековье, как в Европе, так и в Азии. 1 Развитие…

Музыкальная культура раннего средневековья. Лад и тональность
В одном случае – глубокий жизненный драматизм, питаемый горячей любовью ко всем проявлениям человека, в другом – дидактическое отрицание всех… Значение Рима для новой культуры было надолго подорвано. Все же не связи с… Как следствие, образование приняло преимущественно богословный характер. Политика и юриспруденция, как и все остальные…

Схоластика и её роль в философии Средневековья
Термин «схоластика» относится не к конкретной системе взглядов, а к конкретному способу организации богословия — высокоразвитому методу… В отличие от гуманизма XV века, который процветал в университетах и… Как мы уже видели, швейцарские реформаторы были гуманистами, стремившимися реформировать жизнь и нравы современной им…

Позднее Средневековье
Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал… Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры -… Период Средневековья (XIV – нач. XVII вв.) был отечен началом кризиса феодальных отношений и зарождением…

Английская литература раннего средневековья
В VI в. до н. э. В Британию вторглись кельты. В I в. н. э. Британия была завоевана римлянами. Владычество Римской империи продолжалось вплоть до V… Англосаксонские племена принесли на Британские острова свой язык, свой быт и… Отношения англосаксов с кельтами носили характер глубокой национальной вражды. Последующая история Англии, как…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Политическая мысль Средневековья: Аврелий Августин и Аквинат Августин резко противопоставлял церковь и государство. Своим утверждением о том, что "град земной", т.е. государственность, связан с царством… Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность, обдуманное… Вечное право - это мудрость Бога как правителя всех действий и движений вселенной, оно направляет все действия…
  • Светское искусство Средневековья Для нас эту роль будет играть высокое средневековье XI -XIII века. В пространственном отношении центром средневекового запада является территория… Но даже на этой территории не все процессы проходили одновременно и… Например, Балканы все это время находились под действием иной Византийской цивилизации, а Скандинавия стала…
  • Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения Пространственно-временные понятия. СредневековьеИстория западноевропейского средневековья - это в первую очередь история новых народов, ступивших на… На развалинах римской империи христианская церковь приступала к обращению… Отсюда ход в камне ведёт на поверхность Южного полушария, где расположена гора Чистилища, которую окружает…
  • От средневековья - к "новому времени" (о русском искусстве XVIII века) Художественная система Древней Руси была великой и прекрасной, покуда не истощилась ее историческая почва.Но ХVII веке она истощилась, и плоды… На общемировом историческом фоне она становилась архаизмом; Петр, прорубая… Художественный облик России ХУIII века складывался из многих пластов, и только верхние, петербургские пласты…
  • Естествознание эпохи средневековья Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и… В тех сравнительно редких случаях, когда современный специалист обращается к народной религиозности средневековья, у…