рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Персонализм - философское течение XIX века

Персонализм - философское течение XIX века - раздел Философия, Персонализм - Философское Течение ХiХ Века Персонализм (От Лат...

Персонализм - философское течение ХIХ века Персонализм (от лат. persona - личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. Персонализм сформировался в конце 19 веке в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и других странах. В России идеи Персонализма развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и другие.

Основоположниками американского Персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П. Шиллинг, Р. Т. Флюэллинг, объединившиеся вокруг журнала " Personalist", основанного в 1920 Флюэллингом. Французские персоналисты (П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и др.) группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журнала "Esprit", основанный в 1932. Представителями нерелигиозного Персонализма были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн (Германия) и другие.

Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в Персонализме противопоставляется идеалистический плюрализм - множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, то есть творения мира верховной персоной (богом) и наделения его способностью развития.Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классической философии, а человеческую личность во всей полноте её конкретных проявлений, в её неповторимой индивидуальности.

Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования.Но истоки личности коренятся, по Персонализму, не в ней самой, а в бесконечном едином начале - боге. Существует аналогия между этими принципами Персонализма и монадологией Г. Лейбница, развившейся в конечном счёте в форме теодицеи.

Задачу ориентации человека в мире Персонализм возлагает на религиозную философию, которая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с высшим началом, богом. Распространение Персонализм- симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма.В России Персонализм разрабатывался в русле философско-литературного идеалистического движения начала 20 в представители которого считали личность единственным субъектом истории и носителем культуры в противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков "массовой культуры" и "массового общества". Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории прогресса.

Теоретической базой развития идей П. в России явилась попытка найти "третью линию" в философии, снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта.По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны.

Согласно П существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое " Я". Персонализм различает понятия индивида и личности.Человек как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём - биологическом или социальном атоме - ничего не известно, он лишь элементная часть, определяемая соотношением с целым.

Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Таким образом, в основе учения Персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций Персонализма вопрос о закономерностях социального развития не может быть решен рациональным познанием.Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку. " Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства " (Бердяев Н.). Принцип деятельного волевого индивида в конце 19 в. привлекает внимание философов США. Раннее поколение американских персоналистов (Боун, Дж. Хауисон, Калкинс) выступило против распространённого в США абсолютного идеализма, против подчинения личности безличному космическому порядку. В дальнейшем Брайтмен и Флюэллинг развили положение о "мире личности" во всей его полноте, который "больше" мира природы и является подлинной ареной бытия.

Главный представитель французского католического Персонализма- Э. Мунье объявляет христианское учение о личности основой революционного переворота в жизни человечества, позволяющего создать некое "общество личностей", подобное христианской общине. Поскольку личность, согласно Персонализму, находится во враждебных отношениях с действительностью, жизнь личности начинается с того, что она ломает контакт со средой; она должна уйти в себя, чтобы "сосредоточиться". Внутренние свойства личности, "призвание", "интимность" должны, по Мунье, предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соединить личности между собой.

Главным способом самоутверждения личности выступает внутреннее самоусовершенствование. В понимании социальных проблем имеется определённое различие между американским и французским Персонализмом.

Первое направление остаётся в рамках констатации кризиса современного общества и человека, возлагая надежды на жизнеспособность западной культуры и подменяя социальную проблематику задачей самоусовершенствования личности.

Французский же Персонализм, акцентируя внимание именно на социальной доктрине (Мунье), проповедует идеал средневековой общины как антипода урбанистической цивилизации. Для французского Персонализма, окрашенного пессимистически, характерна антикапиталистическая направленность.

Мунье писал о всеобщем кризисе капитализма, который приведёт его к гибели; призывал к социальному обновлению, к "персоналистской и общинной революции", отличаемой им от социалистической революции, ведущей к коллективизму.Эта революция, по его мнению, должна быть одновременно и духовной, и экономической, создать условия для расцвета личности и бесконфликтности в обществе. Она мыслится как результат распространения персоналистского учения среди людей.

Персонализм является попыткой конкретизировать христианский идеал личности в условиях современного капиталистического общества, при наличии отчуждения, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные общественные силы. История Персонализма свидетельствует, что провозглашенная им программа социальных и духовных преобразований носит утопический характер. В настоящее время Персонализм в значительной мере утратил своё влияние, его основная проблематика разрабатывается неотомизмом и особенно экзистенциализмом.

– Конец работы –

Используемые теги: Персонализм, философское, течение, XIX, века0.082

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Персонализм - философское течение XIX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Персонализм - философское течение XIX века
Основоположниками американского Персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П.… Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в… Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

Интерпретация темы безумия в русской литературе первой половины XIX века
В рассматриваемый период сталкиваются разные подходы к пониманию безумия: литературный, научно-медицинский, бытовой.Мы обратимся к анализу… Выбор произведений обусловлен их показательностью для рассматриваемого… Литературоведческий и культурологический подходы к изучению проблемы безумия реализуются в статье Н.Г. Федосеенко…

Русская усадьба в произведениях писателей XIX века
Русская усадьба – это, прежде всего, счастливый мир детства.Система домашнего образования в дворянских семьях закладывала основы традиций семьи и… Вырастая, человек покидал усадьбу и погружался в мир реалий, который чаще… Это были поэты, писатели, музыканты, архитекторы, художники, ученые. Среди них и профессионалы и любители. Усадьба…

Литература в России в XVI, XVII, XIX, XX веках
Один из еретиков XVI в. дворянин Матфей Башкин сделал из евангельской проповеди любви к ближнему смелый вывод, что никто не имеет права владеть… Складывание этой идеологии можно проследить уже начиная с первых десятилетий… Это легенда о происхождении правящей на Руси великокняжеской династии от римского императора — «Августа-кесаря» и о…

Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века
А.С. Пушкин в романе ЕвгенийОнегин рассказывает о разных типах дворянства петербургском, московском ипоместном, показывал отсутствие у этих людей… В Петербурге люди заняты модой, а огромное значение имеетобщественное мнение -… Еда составляет чуть-ли не самую важную часть деревенской жизни. Обрядизвестный угощенья, Несут наблюдичках…

Зарубежная литература второй половины XIX века
В то же время Флобер постоянно поддерживает связь с друзьями-писателями - Мопассаном, Золя, И. С. Тургеневым, придавая большое значение и занятиям… Уже первое зрелое произведение Флобера - роман Госпожа Бовари - поразил… При этом Флобер-повествователь старается не выражать прямо и явно ни сочувствия, ни негодования, а предоставляет…

Русско-французские отношения последней трети XIX века
Как давно уже заметили исследователи международных отношений, соглашения между Францией и Россией встречались в разных формах и в различных… Несмотря на то, что, казалось бы, такой предмет, как история… Отсюда вытекают цель и задачи данной курсовой работы. Цель: проанализировать отношения России и Франции в 80 – 90-х…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века Самопонятие происходит от слова воксал , которое означало место общественных гулянийи развлечений в Англии в середине XVII века. Так называлось… Первый вокзал в России был построен по повелению Петра I в Екатерингофе.Так… Сколько щегольских модных карет и древних прапрадедовских колымаги рыдванов, блестящей упряжи и веревочной сбруи,…
  • Система таможенных органов России в XIX веке Даже в сравнении с аналогичной системой XVIII века наблюдались заметные изменения в лучшую сторону. Расширение территории Российской Империи,… В XIX в. в таможенном ведомстве России было также много недочетов, которые… Ведь даже они имели промахи во внешней торговле и политике. К тому же в начале XIX в. на международной арене…
  • Английский военный бриг XIX века На сайте allrefs.net читайте: "Английский военный бриг XIX века"
  • Зарубежная литература XIX века Его психологизм дал корни всей последующей литературе. Флобер делает художественную проблему неоднозначности обычного характера. Мы не можем дать… Объект сатиры Теккерея - так называемый уголовный роман плутовской . Методика… Теккерей выступает против сведения человека к его социальной роли по этому критерию нельзя судить человека . Теккерей…
  • Женский образ в литературе XIX века Однако, если обратить внимание на работы многих русских классиков, начиная с Пушкина и Лермонтова, невозможно не заметить их интерес к изображению… Быть может, в Болдине, поэт наблюдал обряд народной свадьбы, картина которой в… Женщины эти разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего…