рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фёдор Тютчев: русофобия против империи

Фёдор Тютчев: русофобия против империи - раздел Философия, Федор Тютчев: Русофобия Против Империи Имя Крупнейшего Русского Поэта Федора...

ФЕДОР ТЮТЧЕВ: РУСОФОБИЯ ПРОТИВ ИМПЕРИИ Имя крупнейшего русского поэта Федора Ивановича Тютчева входит не только в пантеон русской литературы - Тютчев по праву может считаться и значительным политическим мыслителем, классическим "русским империалистом". Я хочу сказать несколько слов о Тютчеве не столько как о поэте, но как о политическом мыслителе, публицисте, во многом опередившем свое время.Его политическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день. Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу - во Франции, Германии, Австро-Венгрии.

Всего им было написано 4 статьи: " Россия и Германия" (1844), "Россия и революция" (1848-49гг.), "Папство и римский вопрос" (1850), "О цензуре в России" (1857) и незавершенный трактат "Россия и Запад" (1848-49гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий.

Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как "русофобия", "панславизм". Ярко была выражена идея империи.В одной из своих статей он говорит прямо: "Не община, но Империя". В то же время у Тютчева просматриваются и утопические проекты, такие как "Константинополь должен быть наш" или же идея панславизма, которая через некоторое время показала свою нереалистичность.

Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы "русофобии" и будущей "империи", до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как "русофобия". Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин. Долгое время эта тема у нас была слабо разработана.Само упоминание этого слова долгое время отсутствует в словарях.

Изменения произошли в эпоху И.В. Сталина.В середине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел в различные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41гг.), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965гг.). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.

Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией - революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против имперской политики России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения.Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата "Россия и Запад", оставшегося незавершенным.

Направление этого сочинения историософское, а метод изложения - сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада "в своих исторических воззрениях" упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.

В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма.Подтверждением его панславистских взглядов, служит стихотворение, записанное в альбом чешскому просветителю Ганке: "Вековать ли нам в разлуке?" Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал утопию возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей - восточной и западной.

Вместе с тем, в трактате " Россия и Запад", Тютчев выступает против "литературных" панславистов и особенно против революционного панславизма М.А. Бакунина. "Вопрос племенной лишь второстепенный, или скорей - это не принцип"- отмечает поэт. В то же время Тютчев признает приоритет религии в духовном складе каждого народа и православия как важной отличительной чертой русской культуры.

Утопичность тютчевского панславизма блестяще показал К.Н.Леонтьев в работе "Византизм и славянство". В ней он подверг резкой критике чисто славянский подход собирания и развития империи. Он считал, что те же самые греки и часть мусульманских стран гораздо ближе, чем даже болгары, сербы, а тем более чехи, словаки и поляки.Именно в этом Леонтьев видел несовершенство и ошибочность панславизма. Принимая саму идею Тютчева об "Империи Востока", он приходит к идее Евразии, позднее выраженное у "евразийцев" (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Вернадский и позднее Л.Гумилев). Проблема России и Европы становилась в середине прошлого века в центр общественного внимания, но ее религиозный аспект оставался где-то на втором плане. Это упущение, изначально присущее славянофильской теории с особенной ясностью раскрыто Ф.М. Достоевским в его историософском учении.

И тут без всякого сомнения существует сходство Тютчева и Достоевского.

Мощная пророческая интуиция Достоевского смогла разглядеть в заурядных явлениях европейской жизни символические знаки надвигающейся катастрофы. Именно это проницательное предвидение крушения общественного порядка и цивилизации, мрачное предчувствие провала попытки человечества предопределить повседневную жизнь, побудили Достоевского искать новые формы и условия государственного устройства.Насколько более напряженной становилась атмосфера апокалиптического ожидания на Западе, настолько вырастала надежда, что Россия могла бы отразить наказания.

Как Тютчев, так и Достоевский дали название болезни, мучавшей Запад. Язва, разъедающая плоть Запада, указали они - это "римская идея". Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше - источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция.И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. "Идея Империи писал Тютчев, всегда была душою Запада", но сразу же оговаривал: "но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией". Это как бы жалкая подделка истинной Империи - ее жалкое подобие.

Империя Запада подобно Империи Рима - это сам Рим. И этот Рим не только является подделкой империи, но и пародией на само царство Христа. Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором.И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить "срываются в неудачу". История Запада вся сжимается в "римский вопрос" и в нем сосредоточены все противоречия и все "невозможности западной жизни". Само папство сделало попытку организовать "царство Христа как мирское Царство", и Западная церковь превратилась в "учреждение", стало "государством в государстве", как бы римской колонией в завоеванной земле.

Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого "Я" и государство отрицается в революции.

Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю - как бы повторить Карла Великого. Однако этот революционный империализм мог быть только пародией. Это своего рода возврат к языческому Риму. Примером революционной империи служит правление Наполеона во Франции. Список литературы Сергей Лабанов. Федор Тютчев: русофобия против империи.

– Конец работы –

Используемые теги: Фёдор, Тютчев, Русофобия, против, империи0.085

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фёдор Тютчев: русофобия против империи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Любовь в лирике Фёдора Ивановича Тютчева
Кто из нас знает лицо молодого Федора Ивановича Тютчева? Почти никто. Мы помним его облик на склоне лет: серьезные грустные глаза, высокий лоб,… Принято считать, будто публикацией двадцати четырех стихотворений в третьей и четвертой книгах пушкинского …

По статье Писарева "Лирика Тютчева"
Странное противоречие, не правда ли? Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значении? Эту несоразмерность внешнего… Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте,… История литературы также не должна забыть этого имени. Н. Некрасов. Тютчев может сказать себе, что он, по выражению…

Творчество Ф.И. Тютчева
Лев Толстой вспоминал, как в 1855 году « Тургенев, Некрасов и К° едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер… Домашнее воспитание его направлялось самозабвенно преданным литературе поэтом… По окончании университета Тютчев поступает на дипломатическую службу и весной 1822 года покидает родину, чтобы…

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество
Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе. Ну а среди большинства его современников… Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования способности к учению. Он… Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской…

История любви Ф.И. Тютчева
Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. Примером… Предмет, занимавший Федора Ивановича непрерывно, от юности до гробовой, можно… Прежде всего, что бросается в глаза в поэзии Федора Ивановича и резко отличает её от поэзии его современников в …

Социальная структура общества: горизонталь человечности против вертикали власти
Социальная структура общества, как правило, обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений –… Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.Они ывают:… Согласно классического определения Р. Мертона, социальная группа – совокупность людей, которые определенным образом…

Обычное право российской империи в 19 веке
С самого начала следует обговорить ряд моментов , которые представляются немаловажными . То , что было сказано выше об официальном отношении к… Т. 1. М. 1989 , с.165 4. См. : Горюшкин З. Руководство к познанию российского… М 1836 ; Станиславский А.Г. О ходе законоведения в России.

Преступления против общественного порядка
Это различие терминологии является далеко не безразличным, ибо оно решает тысячи человеческих судеб и определяет нравственную физиономию общества. К. Маркс (соч. 2-е изд. т.13 с.516) Еще в недавнем прошлом составы… Но время шло, и оно диктовало законодателю свои условия. Применение закона по аналогии не всегда и не везде была…

Преступления против основ конституционного строя
Учитывая вышеизложенное, целью настоящей курсовой работы явилось рассмотрение преступлений против основ конституционного строя. К основам конституционного строя относятся закрепленные в главе 1 Конституции… Поэтому, на наш взгляд, крайне важно рассмотреть положения первой главы Конституции РФ, устанавливающие основы…

Отражение мира в лирике поэтов XIX века Ф. Тютчева и А. Фета
Русский и западноевропейский романтизм был своего рода поэтической школой Ф. Тютчева. И не только поэтической, но и философской. Романтизм, как литературное… Ф. Тютчев - автор “Весенней природы” и “Весенних вод” был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Тема ночи в поэзии Ф.И. Тютчева Разрешение этого вопроса невозможно без рассмотрения символики тютчевской ночи, ее характеристики, данной автором.Для того, чтобы выделить… В этой работе изложены лишь основные тезисы и доказательства. Цель моей… Первой книгой, с которой я начала знакомство с жизнью и творчеством замечательного поэта-романтика ХIХ века…
  • Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой вечности жизнь человеческая —.лишь… Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, «на пороге… Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен «прихоти волн» и в то же время «шагает по высям творенья».…
  • «...И поединок роковой...» (тема любви в лирике Ф. И. Тютчева) Таких строк у раннего Тютчева много.Но со временем все чаще у Тютчева встречается грешная запретная страсть как противопоставление светлой… Тютчевская философия любви как рокового, убийственного чувства сложилась,… Все это отразилось в стихотворениях той поры, вылилось болью и гневом против толпы. Но эта боль не могла затмить…
  • «Природа — сфинкс...» (Тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.) Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям о бытии, смерти, мироздании,… Но возможно, последний вкладывает в понятие «природа» гораздо больший смысл.… И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. …
  • Разум против человека Перерождение духа в разум и его обращение против своего носителя – вот главная опасность нерегулируемого прогресса. Позволяя глубже понять нынешнюю… И. Гете. УВЕРТЮРА * * * Всякое начало трудно. Но не начать бывает еще труднее.… С-Мысл-ь тонет в потоке слов. Долой информированное невежество! Об уме человека надо судить не потому, сколько…